<<
>>

       АССОЦИИРОВАННОЕ И ДИССОЦИИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЯ.

/ Алекс,  вызвав на кафедру одного из участников семинара,  просит

его вспомнить  какую-либо  ситуацию  в диссоциированном состоянии -

взгляд со стороны ... - Ред.

/

... да, в диссоциированном. Здесь можно пульс пощупать - ничего не

будет. Вот как использовать эти приемы ассоциации,  диссоциации  на

пратике ? То есть в чем разница ?

  - Диссоциированное состояние - не содержит кинестетики. Той кото-

рая там в этом состоянии.  А ассоциированное состояние содержит эту

кинестетику.

  Часто можно  изменить  отношение  к какому-то событию только тем,

что предложить человеку вспомнить это событие в  другом  состоянии.

  Вот здесь вот такой пример. Приходит парень и говорит такие сло-

ва:

  - Вы  знаете,  избавьте меня от этих переживаний,  воспоминаний -

меня месяц назад поколотили. Притом поколотили не так уж сильно. Но

вот я до сих пор это вспоминаю. я вижу эти кулаки, летящие на меня,

мне так это неприятно,  мне так больно внутри ... комок к горлу ...

Учиться не могу,  постоянно вспоминаю.  Кто бы ни двигался рядом со

мной, я  тоже вспоминаю,  как двигался кто-то из этих вот,  стоящих

рядом со мной - тех, кто меня били. Не могу ...

  Когда он рассказывает, у него пот выступает, давление повышается,

пульс учащается, глаза наливаются кровью, слезы ...

  - А представь,  что ты сидишь на скамейке и смотришь, как вот там

тебя бьют ...

  - Ну представил.

  - Видишь ?

  - Вижу.

  - Ярко ?

  - Ярко.

  Пульс намного ниже.  Давление ниже. Слезы не текут. Он видит, ему

это неприятно конечно. Много раз прокручиваем так. То есть он начи-

нает представлять как его бьют,  тут же - раз - как будто  с  точки

зрения стороннего наблюдателя - видит все на картинке.

То есть обу-

чаем его видеть эту ситуацию так.  Когда обучили,  смотрим, что ...

говорим:

  - Ну, теперь вспомни эту ситуацию.

                              - 147 -

  Он говорит:

  - Вижу кулаки ... О ! И вижу со стороны.

  Все !  Ощущений нет,  фактически нет. Но еще идет кинестетическая

реакция, мы ее видим.  Все таки он еще болезненно реагирует. Мы ему

говорим:

  - Слушай,  а теперь представь,  что ты идешь по тротуару,  видишь

себя, сидящего на скамейке, смотрящего, как там колотят ...

  - Представляю.

  - Идешь по тротуару ...

  - Представляю.

  - Видишь себя, сидящего и смотрящего ...

  - Вижу.

  - А там вот ...

  - Вижу.

  Никакой кинестетической реакции.  Это называется - двойная диссо-

циация.

  - Да но у меня теперь другое ощущение. Мне теперь стыдно за того,

кто сидит и смотрит, как там бьют.

  Ну хорошо. Много раз так прокручиваем, а потом говорим :

  - А теперь представь все это ... А ты можешь вспомнить барабанный

туш в цирке ...

  - Могу.

  - А помнишь, как мерят клоуны ... цирковые колпаки ...

  - Помню.

  - Вот одень их всех в цирковые колпаки.

  - Одел.

  - Музыку включи.

  - Включил.

  - Смотри !

  Еще раз.  Фактически мы его обучаем другой стратегии вспоминания.

Он теперь может вспоминать так.  То есть этот внешний стимул запус-

кает в нем вспоминание этой ситуации.  Она может пойти по тому, как

это было,  а может пойти по тому,  как мы ему вот это навязали.  То

есть дали возможность по другому теперь воспоминать.

  Появляется тот самый выбор вспоминания,  который так небходим че-

ловеку, чтобы он был гибок.

  Через некоторое время даем тестовую задачу.

  - Ну,  что,  вот вспомни, вот ты опять идешь по улице. К тебе по-

дошли ...

  Вот примерно такая реакция, какая была здесь.

- Позитивная окрас-

ка, опасности  сейчас  уже  нет - он вспоминает об этом нейтрально.

Нейтрально и даже с ухмылкой.

  Мы создали у него в голове новый образ той ситуации.  Новый  спо-

соб воспоминания той ситуации.  Новое отношение к той ситуации. Но-

вое ощущение той ситуации.

  Вот эта технгология,  4-я уже технология, она называется техноло-

гия ACDC. Ассоциированное, диссоциированное. То есть если вспоминал

так, попробуй наоборот - в диссоциированном.  А  если  вспоминал  в

диссоциированном - попробуй в ассоциированном.

  Ведь часто мы,  испытываем стыд за какае-то свое поведение только

потому, что  представляем  как со стороны я в этот момент выглядел.

а никто  не видел.  Сам ты внутри испытывал совсем другое.  Научись

теперь, заново научись вспоминать теперь и так. Что ты на самом де-

ле испытывал, когда это все было.

  Вот типичный тоже пример для этого.  Человек боится войти в каби-

нет начальника не постучавшись,  хотя все это делают. Долго стучит,

прежде чем услышит через двойные двери ответ " войдите ". Ну каждый

                              - 148 -

из вас наверное так и обучался. А вспомни, ты сам сидишь в кабинете

за двойными  дверями и к тебе входят без стука.  Это нормально ?  -

Нормально. Твои коллеги входят. Открывают дверь и входят. Нормально

? - Нормально.  Сам-то ты,  когда сидишь за столом,  не испытываешь

того, что конструируешь перед тем,  как постучать, чтобы постучать.

  Это вот рассказ Чехова " Ап-чхи ". Ну та же самая ситуация.

  Он по другому, из другой ситуации уже по другому оценивает. Часто

неправильный выбор чего-то:  профессии, предмета, покупки, связан с

тем, что мы эту покупку или эти покупки оцениваем перед  выбором  в

разных системах. В разных состояниях. 1-е, 2-е, 3-е, 4-е, 5-е.

  Я иду покупать товар. Или я начинаю выбирать профессию. Что я ду-

маю, что я представляю,  когда выбираю профессию просле школы ? - В

диссоциированном состоянии, со стороны, я фантазирую, как это будет

здорово.

- Вот я буду биохимиком. Конгрессы, симпозиумы, вот я выс-

тупаю на сцене, вот я работаю в белом халате, чистом. А что из себя

представляет сама работа,  когда ею занимаешься ?  ТО,  что делаешь

руками ? Вот оно - ассоциированное, кинестетика как раз.

  Вот я вам хочу рассказать о результатах моих бесед с моими колле-

гами, с кем я учился в универститете,  а потом работал. Я работал в

психо-формалогической лаборатории 2 года на стажировке в аспиранту-

ре был. Хорошая лаборатория. Занимается психо-фармакологией поведе-

ния в разной форме ...

  И вот мне,  моим коллегам было просто интересно, я был этим увле-

чен. А вот биохимикам,  которые занимаются с какими-то там цикламэ-

фами ...  У них интересная получается ситуация. Он идет туда в уни-

верститет, представляя  всю эту научную деятельность со стороны,  а

когда оказывается битохимиком, попадает в ситуацию, в которую попал

и я в одно время. Я вам сейчас расскажу, в ассоцииррованном состоя-

нии, что из себя представляет работа физиолога,  который работает в

психо-фармакологии.

  Эксперимент каждый день. Даже в выходные. Что из себя представля-

ет эксперимент.  - Это на каждый день,- ну в зимний период в основ-

ном, потому, что все инструменты ... , физиологи и психологи знают,

что все инструменты только зимой - летом ничего делать нельзя, - на

каждый день готовится партия животных,  с  которыми  предварительно

готовится эксперимент какой-то.  То есть что-то им вводится, как-то

они стрессируются и т.д.  . И вот в этот день, в день эксперимента,

идет забой животных.  Это партия 100 - 150 животных,  - нужна такая

статистика, а как же ! - вот мне нужно 100 - 150 мышек. Они в тече-

нии 3-х месяцев тобой тренировались на что-то,  а теперь нужно пос-

мотреть - что у них появилось в голове.

  Мозг портится  на воздухе в течении 2-х минут.  В мозгу я выделял

12 отделов,  12 ядер мозга.  Ядро мозга,- даже у человека некоторые

ядра размером  с  маковое зернышко - у мышей там вообще микроскопи-

ческого размера.  Вот эти сто мышей ,  их подают.

... Там кто-то их

забивает, вытаскивают мозг. Тебе этот мозг подают на лед. Доверяешь

только себе, потому, что вот у тебя в руках глазной скальпель, мик-

роскоп и у тебя есть 2 минуты,  чтобы сделать 12 стандартных разре-

зов, вытащить 12 отделов,  чтобы они до микрограмма соответствовали

друг другу.  И выглядели бы совершенно одинаковым образом, одинако-

вым надрезом ...

  ... сколько  я  грецких орехов перерезал перед этим !  ...  - Ну,

грецкие орехи - два полушария, очень похоже ...

  Так вот,  я  кладу 200 этих вот полушарий,  беру скальпель - чик,

чик, чик,  ...  - делаю одинаковые надрезы.  Если хоть один из  них

неправильный - у меня эксперимент может полететь. Опять щелкаю пар-

тию грецких орехов - второй надрез - чик,  чик,  чик,  ... Вычленил

                              - 149 -

ядро, положил в пробирку,  пробирку закрыл, бросил в азот - вот так

12 раз первый мозг - в течении 2-х минут. Больше 2-х минут - выбра-

сывай. 2-й,  3-й,  ... , 150-й . Потом эти пробирки кладешь в холо-

дильник. На следующий день нужно ...  - ну там минус  30  градусов,

вот они там лежат некоторое время,  - начинаешь проводить на биохи-

мию. что такое биохимия в психофармакологии  -  вы  понимаете.  Там

несколько тысяч молекул - вот на всю эту пробирочку.  Поэтому, если

хоть одна пылинка,  то уже эксперимент полетел.  Берешь вот эту вот

пробирку, вот они столбиком стоят. Берешь первую пробирку, - дальше

секундомер, - каждое вещество, чтобы вычленить тот же самый адрено-

лин,  ... серотамин - все меромедиаторы которые вы там считали, а я

был когда-то специалистом по серотанину ...

  Вот все эти вещества,  они подходят к биоритмической технологии и

измеряются на биоритмы.  То есть нужно сделать 12-ть каких-то мани-

пуляций, ввести  какие-то  вещества с интервалом в какое-то опреде-

ленное время до секунды ...

И вот в конце, получается вещество, ко-

торое светится  пропорционально содержанию этого вещества.  Но !  -

Пробирок то у тебя - 150 !  То есть ты должен с интервалом  в  1-ну

секунду, выкапывать определенную дозу ( ну, там есть такие микропе-

петки ), с одним стандартным движением, абсолютно стандартным, под-

резать его  наклоном.  С  интервалом в одну секунду,  проходишь 150

пробирок. Скалываешь эти все 150 пробирок. Прошло время, до секунды

- начинаешь  второе  вещество вводить,  - эти вещества надо заранее

еще приготовить, там несколько дней тратится на приготовку веществ.

Опять. Потом это все разогреваешь или охлаждаешь, но только в опре-

деленные секунды. 12-ть всяких манипуляций, 13-ть 14-ть , иногда до

40-ка манипуляций делаешь с каждой пробиркой, прежде, чем она гото-

ва для измерения.  Несешь на прибор, измеряешь каждую пробирку тоже

с интервалом во времени - чик,  чик,  чик, ... - Там стереотипность

нужна вообще невероятная. Начиная с разрезания, где нужна не то что

внешняя,  а вот даже по глубине,  по наклону - все эти надрезы были

совершенно одинаковы. Иначе собственно эксперимент летит.

  Потом измеряешь вещество, все это выливаешь - начинаешь мыть про-

бирки, потому,  что мытье пробирок доверяешть только себе.  - Лабо-

рантка будет мыть грязно. Она не заинтересована в результате.

  Мытье тоже интересный процесс. В связи с тем, что я никому не до-

веряю, я все это делаю сам, я должен делать качественно - былинка и

все полетело ... Я беру эту пробирочку, промываю под водой, опускаю

в хромбик. Знаете, что такое хромбик ? - Дихромат калия с коцентри-

рованной "ледяной" серной кислотой. Это вещество, в которое опуска-

ешь вилку и,  ничего не поднимаешь. То есть, кроме стекла и резины,

ну вот перчатки - раствортяет все.  Даже руки, даже глаза, если она

попадет ... Как у нас у всех женщин, кто там работает, колготки ле-

тят, - мельчайшая капелька в воздухе, просто пар, - ж-жить ...

  Вот одеваешь  на  себя  резиновый такой костюм,  одеваешь на себя

маску, очки,  - все равно попадает,  - одеваешь перчатки. Опускаешь

эту уже вымытую пробирку в этот хромпик. Первый хромпик - несколько

раз. Во второй хромпик несколько раз.  Потом моешь в воде,  потому,

что этот  хромпик-то нельзя выливать в раковину ...  Моешь в специ-

альной воде.  Потом под водой моешь 20-ть раз эту пробирку.  В  том

числе и руку, потому, что ты же рукой туда должен класть. Когда вы-

мыл - в бидистилят, который нужно приготовить - 10 раз в первый, 10

во второй.  Лично вот рукой накрываешь, каким-нибудь пакетом бумаж-

ным,  несешь,  кладешь в термостат,  чтобы она там сушилась. Берешь

вторую пробирку,  начинаешь мыть  ее.  А  пробирок,  -  посчитайте,

сколько  манипуляций  было,  переливаний из пробирок в пробирку,  -

столько пргобирок умноженое на количество животных,  и умноженое на

                              - 150 -

количество отделов мозга.

  Вот это вот та работа,  которой занимаешься каждыц день.  За  ней

вот этих вот симпозиумов уже не видно. Это та самая работа, которая

2 года - каждый день, но кроме лета, летом все животные ... - с ни-

ми делать что-то бесполезно ... Вот чем приходится заниматься.

  Если хоть что-то сделал ( надрез ) не так - фактически нужно весь

цикл повторять по новой. Поэтому - сидишь неделю тренируешься, ина-

че все полетит. Так вот это то самое, что испытывает биохимик, ког-

да работает.  Согласитесь,  ассоциированное  состояние  биохимика и

диссоциированное - это разные вещи.

  Это такая же ситуация,  что я иду выбирать магнитофон.  Вот этот,

вот этот,  вот этот или вот этот ...  - Когда есть возможность выб-

рать. Правильный выбор можно сделать только в том случае,  если бу-

дучи вот здесь - в ситуации выборов,  - ты каждый из этих вариантов

оцениваешь и в ассоциированом и в диссоциированом состоянии.

  Если здесь - АСДС,  здесь - АСДС,  здесь - АСДС - прокрути вот те

выборы, тогда шанс, что ты примешь правильное решение будет больше.

  Я иду покупать магнитофон.  " Ух,  как я буду здорово выглядеть с

ним !  Смотри,  какой он красивый ! Я буду с ним ходить ... " - Ку-

пил, а он очень тяжелый ...  - Со стороны-то я выгляжу,  но сейчас,

когда я иду,  я себя со стороны не вижу.  Вот он - тяжелый.  Я  его

просто с собой не ношу.

  То же самое с выбором профессии, то же самое с выбором предметов.

Ассоциированое, диссоциированное состояние. Так же вот происходит в

ситуации женитьбы или развода.  Либо не женитьбы.  Потому, что даже

возникает та проблемма,  которая возникает - " ... Вот я с нею раз-

ведусь, как мне станет легко !  ...  Нет . Никто никогда не скажет.

Там остался ребенок - легко не будет никогда !  " - Ты думаешь, что

будет легко.  На самом деле всю жизнь ты на себе этот крест  будешь

нести. И счасттья от того, что ты вот это самое сделал, сам на себе

испытал - не испытаешь.  Все время этот крест будет  на  тебе.  Это

тогда казалось, в диссоцииртованном состоянии - " Ой, как будет хо-

рошо, легко ...  я буду совсем другим человеком ...  буду жить так,

так ,так ... " - Нет этро все не так .

  Женитьба - то же самое.  Поэтому,  - а для того,  чтобы оценить в

ассоциированном состоянии, нужно обязательно это попробовать, - по-

этому вот этот принцип "первой брачной ночи" - он  практически  сам

рождает у нас "ситуацию свободы". То есть наши устои, устои ... ну,

помните :  "моральный облик стороителя коммунизма",  "моральный ко-

декс строителя коммунизма" - они , введенные в мораль во всех наро-

дах, во всех религиях,  во всю историю человечества,  бывают  чисто

делом социальной  психологии.  То есть фактически это было только в

голове. Это было только на уровне морали, нравственности и только в

общественном сознании. Когда мы внесли это в ранг закона. Когда на-

чали за это наказывать  по  партийной  линии,  выгонять  с  работы,

увольнять - тут же мы сделали то, от чего людей отталкиваем.

  Смотрите, что это такое.  Сейчас начинается все это по-проще, во-

енные тут же - дж-жить,  дж-жить,  ...  - разводы. Люди держались в

семьях не за счет того,  что было хорошо вместе,  а за  счет  того,

что: прописка, партком ...  Все это держит.

Сейчас даже другая стратегия семьи на западе. Там мало кто женится.

Потому, что только тогда можно принять правильное решение:  жить  с

ним или не жить.  Мне с ним хорошо - я с ним живу.  Плохо - я ушел.

Так вот в этой ситуации - живут очень хорошо. - Будешь беречь.

  У нас такая стратегия - да куда она денется ! ...

  Так вот,  для того,  чтобы иметь правильный выбор,  можно с одной

стороны оценить все в ассоциированном-диссоциированном состоянии, -

                              - 151 -

мы в диссоциированном,  в будущем, хорошо представляем, а в ассоци-

ированном, нужно все обязательно попробовать.  Мы будем говорить об

этом чуть-чуть попозже,  но тем не менее, вот то , что касается про

выбор, правильный, неправильный выбор. То, что каждый вариант нужно

оценить и так и так - вот это задача психолога и любого  коммуника-

тора.  Если вы видите,  что человек в чем-то сомневается - помогите

ему !  Помогите и все варианты прокрутить в обоих состояниях.  - Он

примет боле эффективное решение. Обязательно посмотреть все плюсы и

минусы.  Каждого выбора в обоих состояниях.  тогда будет правильное

решение.

  Так. Теперь,  давайте вспомним еще одну интересную вещь.  Вот се-

годня мы будем смотреть фильм:  " 9 1/2 недель ". Вы увидете, какая

вообще, ну, фантастическая игра актеров. Там на самом деле не игра.

Там ... это жизнь на самом деле. Они не играют. Вот чем мне приятно

смотреть такие фильмы, что я вижу это, как нормальное событие взаи-

моотношений между людьми. То есть я не осознаю, даже на уровне под-

корки,  что это игра.  Почему-то в наших фильмах,  все равно у меня

вот это вот ...  это ощущение, что все равно это же ведь игра . Это

артисты играют.  И вот это переигрывание,  утрирование образов,  не

конгруэнтное поведение перед камерой ...,  - в жизни не так все это

происходило бы, - оно тут же интуитивно чувствуется. Именно по это-

му наши фильмы долгое время там и не проходили,  потому, что там не

воспринимают игру. Там нужно, чтобы было все естественно.

  Некоторые фильмы западные,  даже не понять - человек  играет  или

документальные съемки.  У  нас все совершенно ясно.  То есть другой

стереотип вообще игры. И здесь, здесь не Станиславский виноват, ко-

торый придумал систему тренировки актеров.  Ну, все наверное психо-

логи, наверняка читали его книжку " Работа актера над собой  ", 2-х

томник, хорошая,  прекрасная книга,  которую,  к сожалению,  актеры

учат по учебникам, а не по этой книжке. И они от туда берут в упро-

щенном виде  модель,  которая  называется  у  нас в упрощенном виде

"системой Станиславского".  В чем,  - вот я разговаривал со многими

артистами, - в чем они понимают систему Станиславского:

  Чтобы заплакать,  нужно представить себя со стороны  -  какой  ты

жалкий, несчастный, бедный - и тогда польются слезы. Так вот в этой

ситуации слезы,  это слезы не человека, который находится в сложной

ситуации, а слезы сопереживания. Зрительно. Человек, который сейчас

здесь - он плачет не так. И не по такому поводу, и не в той модаль-

ности, и не таким образом. И все это будет совсем по другому в жиз-

ни.

  Потому, что если я здесь играю,  - представляю,  как я выгляжу со

стороны в такой же ситуации и от этого плачу - это не вызывает  со-

переживания, импатии у зрителя. Это не вызывает ощущения естествен-

ности.

  Но у Станиславского все не так.  У него все гораздо грамотнее.  У

него разные стратегии тренировки актера,  из котортых у нас к сожа-

лению выбирают только вот эту.  И поэтому такая не конгруэнтная иг-

ра. И поэтому призы на международных  фестивалях  получают  фильмы,

где играют не профессионалы. - Не испорченные этой "системой".

  А есть дртугая система. Вот все американские, голливудские фильмы

сняты по  другой  системе тренинга актеров.  Эта система называется

"система Михаила Чехова" -  племянника  Антона  Павловича,  который

после революции уехал туда,  был актером,  потом режиссером.  Выбил

театр там,  создал небольшой театр, а потом он стал основателем, во

время всей этой работы,  стал основателем новой системы трениртовки

актеров.

  На самом деле,  он подчерпнул в "системе Станиславского" то,  что

                              - 152 -

мы не подчерпнули. То есть читали, но не видели. А там - другое.

  Вот я, на самом деле, лучшей книжки по аутотренингу, чем эта книга

о технике актера - статья " О технике актера ",  в собрании сочине-

ний Михаила  Чехова,  которое вышло в 82-83 гг.  у нас в Союзе - не

видел. Вот кто увлекается аутотренингом - прточитайте. Лучшей книж-

ки по аутотренингу вы не найдете нигде ! - " О технике актера " на-

зывается. 82-83 год. Михаил Чехов.

  Там другая система. Там тренировка идет в ассоциированном состоя-

нии.  Переживания - только в ассоциированном состоянии. Переживание

того самого, что должен сейчас переживать.

  И сегодня в фильме вы все это увидите.  Увидите,  как  совершенно

конгруэнтно все  происходит.  Что  в  жизни  было бы точно так же -

"... морщинка двинулась бы точно так же у этого человека ... "

  Вы будете там узнавать поведение своих близких,  потому,  что это

было естественное поведение. И там не такие уж однозначные персона-

жи. я не верю,  что существуют совершенно однозначно хорошие и пло-

хие люди. - Кого-то из нас , каждого - кто-то считает хорошим, кто-

то считает плохим, потому, что в каждом из нас все это есть.

  Ну теперь дальше. То есть я просто рекомендую вам просмотреть вот

систему Михаила  Чехова.  я  не буду вам ее пересказывать.  Ее надо

просто прочитать. Он очень грамотно, очень легко пишет. Очень инте-

ресно.

  ВОПРОС : - Насколько это экологично по отношению к актеру.

  - К актеру ?  - Ну здесь я считаю ... - конечно можно бодро защи-

щаться. Можно изображать.  Но вот именно поэтому,  я,  театр считаю

явлением очень не совершенным. - Каждый день изображать ... Естест-

венно изображать эмоции нельзя.  Можно сняться в фильме.  Один  раз

запечатлеть очень грамотную,  экологическую игру. Пережить там, пе-

ре...  , ну, вывернуться наизнанку. Но это все можно заснять и зас-

нять более качественно,  чем увидеть из зала с 20-го ряда то,  чего

уже не видно. Тем более , я не верю в шаблонное массовое искусство,

которое  каждый  день повторяет что-то.  Так же как в музыке.  Я не

считаю музыкантом человека,  который, - ну,  в полном смысле  этого

слова,- человека, который играет по нотам. Музыкант тот, кто импро-

визирует. По этому в чистом виде музыка - это ДЖАЗ. И в чистом виде

Моцарт, Бах - это музыканты.  И джазовый музыкант, который импрови-

зирует - это музыкант.  А тот, кто это все играет, - ну, конечно он

здесь  вносит  свою душу,  - но,  я не верю детям вундеркиндам.  Ну

нельзя вложить душу в музыкальное произведение,  когда все это  еще

не пережито. В жизни этого еще не было. Ну нельзя играть про любовь

когда этой любви еще в принципе не было,  потому, что ты все скопи-

ровал.

  Поэтому во время наших тренингов,  которые проводит фирма  ИМИДЖ-

КОНТАКТ  у  нас по вечерам,  во время чая - " Gen-sation".  У нас в

фирме хорошие музыканты ...  Вот мы, в фирме ИМИДЖ-КОНТАКТ, это все

люди, которые 10 лет назад были музыкантами, играли вместе. При том

играли на достаточно высоком уровне.  Мы играли неплохой  джаз.  Мы

играли хорошое "КАНТРИ", ... , мы были победителями Всемирного фес-

тиваля молодежи и студентов в Москве.  А после этого,-  ну,  как-то

нас судьба разбросала, - вот в прошлом году встретились и , как му-

зыканты,  которые раньше вместе играли, сейчас объединились в деле.

Вы знаете,  мы друг друга очень хорошо понимаем. Но мы, когда соби-

раемся на  тренинг,  мы первыми вечерами садимся,  начинаем "Gen" и

каждый,  кто хочет - на кастрюле, но чуть-чуть нам подстучит. И что

он хочет,  то он и стучит.  Кто хочет - споет, кто хочет - сыграет.

Но вместе с нами.  В едином ритме.  Ведь на самом деле музыка, сов-

местная музыка, джаз - это ПРИСОЕДИНЕНИЕ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ, ВЕДЕНИЕ. Все

                              - 153 -

музыкальные темы,  так они и начинаются,  так они и проводятся.  То

есть  это та же самая кинестетическая коммуникация.  - Вместо афри-

канских танцев у нас - джаз.

  По этому,  когда вы приедете к нам во второй раз,  в следующий  -

приезжайте со своим музыкальным инструментом. Вот у меня их дома 35

штук.

  На самом деле жонглирование и игра на музыкальном инструменте это

модели, модели изучения чего-то.  Перевода на подсознательный  уро-

вень. Обучение импровизации,  самовыражение - лучшей модели не най-

ти.

  У нас есть целый курс - " Психологическая теория музыки ". Я тоже

когда-то этим очень увлекался.  Я очень увлекался нетемперированной

музыкой ( кто в этом понимает ).  Ну, здесь можно два слова сказать

про историю формирования музыкальных течений.

  Помните, ну кто-нибудь может читал , про спор Баха и Генделя, ко-

торый разделил музыку фактически на две части. Ну, в кратце. Дело в

том, что законы гармонии, физические законы гармонии, то есть зако-

ны психологического,  психо-физиологического воздействия звука, как

звуковых колебаний,  гармонических  колебаний - имееют определенные

принципы. Так,  существуют формулы соотношения между звуками, кото-

рые состовляют октаву - это удвоение частоты, вы это знаете. Звука-

ми, которые составляют терцию. И звуками, котортые составляют квин-

ту. И  остальные.  То есть существует чисто математическое описание

соотношений между звуками.  Но,  когда это математическое описание,

связаное со строением "кортиева органа",  т.е.  ,  органа в голове,

который воспринимает звук, вдруг переносится на музыкальный инстру-

мент -  оказывается,  что  музыкальный инструмент,  он не может все

частоты играть. В том-то и дело. Вы знаете - мы воспринимаем 20 ты-

сяч и воспринимаем каждую частоту по отдельности.

  Можно выработать условный рефлекс на частоту 17 тысяч 845 Герц. И

подсознательно мы  будем на нее отвечать.  То есть мы различаем все

звуки с точночтью до Герца.  На уровне сознания, вы знаете, у нас в

начале звукового диапазона через Герц, каждый Герц, а здесь уже че-

рез сотню.  Но тем не менее на подсознательном уровне у нас  каждый

Герц даже  в конце наших звуковых диапазонов есть.  Потому,  что на

каждую частоту есть волосок в путеводе.

  Так вот,  так уж получилось,  что когда стороили музыкальные инс-

трументы, а кстати cделал это впервые кто ? - Пифагор. Первый музы-

кальный инструмент построил Пифагор.  Так вот, когда строился музы-

кальный инструмент,  - там нельзя все частоты,  только  на  скрипке

можно  все частоты,  на трамбоне,  на вилоончели и контрабасе можно

все частоты,  но и голосом все частоты,  а остальные инструменты  -

это называется нетемперированная музыка,  нетемперированные инстру-

менты. При том можно сыграть любую частоту с точностью до Герца, то

есть просто чуть-чуть подвинуть палец ... Там непрерывный звукоряд.

  А есть  темпериртованные  музыкальные инструменты,  где прерывный

звукоряд - дискретные ноты,  имеющие определенную частоту. Так вот,

при настройке музыкальных инструментов, не удается сопоставить пра-

вила, гармонические правила функционирования " кортиева органа  " и

звуковой волны и резонанса,  частотного резонанса с построением му-

зыкального инструмента.  И если здесь в начале октава действительно

удваивается по частоте и дальше тоже удваивается, дальше удваивает-

ся - по первой ноте мы это сделали,  то по квинтам,  если мы внутри

октавы делаем соответствие между квинтой и тоникой,  то между квин-

тами уже соответствия в два раза частоты нет. И разница вот здесь -

между двумя нотами в конце звукоряда,  где-то там 4-я, 5-я октавы -

до полу сотни Герц.  Извините,  для подсознания - это вот такой вот

                              - 154 -

диссонанс.

  Когда начали делать  первые  музыкальные  инструменты,  они  были

очень несовершенны,  то есть там все это перераспределялось вот ту-

да, - сознание не воспринимало, но подсознательно это чувствовалось

фальшью. Это называлось "волчьими звуками" и тогда предложили  :  "

... Давайте  всю эту фальш "разнесем" по всему звукоряду ..  " - Мы

ее вытащили отсюда - начало равномерно,  а здесь мы более  чувстви-

тельны к диссонансам чем к частотам,  потому, что там разница чувс-

твительно слышна.

  Сделали такие  музыкальные  инструменты  и  до  сих пор мы их так

настраиваем. Самое главное, что мы по этим музыкальным инструментам

учим детей.  Фактически,  ребенок пришедший в музыкальную школу, он

обучается стандартной, но совершенно не физиологичной музыке.

  Так вот,  самое интересное, что человек, который не учился музыке

в детстве и не испорчен, про которого может даже говорят, что у не-

го  нет  слуха  - может быть у него наоборот совершенный слух.  А у

этого - испорчен слух тем,  что ему навязали  вот  такую  стратегию

случайно, нефизиологично.

  В чем разница темперированной и нетемперированной музыки ? - Ког-

да играет темперированная музыка - все нормально, но стоит человеку

чуть-чуть послушать нетемперированную музыку,  с правильными часто-

тами ( те, которые физиологичны , там, где опять тона действительно

соответствуют формулам,  которые по гармоническим колебаниям  здесь

срабатывают как  аккустические  волны ),  - оказывается,  что после

нетемперированной музыки,  мы  темперированную   воспринимаем   как

фальш. Мы наконец слышим чистый звук и понимаем натурально.

  Впервые об этом заговорили Бах и Гендель.  То есть поставили воп-

рос, что " ...  давайте точно сделаем теперь - либо такая, либо та-

кая, потому, что и такая и такая вместе существовать не могут ... "

  Если только темперированная - тогда очень просто играть на темпе-

рированных музыкальных инструментах,  на дискретных.  Но  никто  не

играет нетемперированную  и  никто не дает нам ощущение фальши.  Мы

привыкаем к этому постепенно,  постепенно ... - но они же тогда фи-

зиологию не изучали.

  Кстати, Гейнгольц был первым,  кто как раз эту  теорию  физически

разработал и  применил в нетемперированной музыке.  А потом Гендель

говорит: " ...  нет,  наоборот, давайте уничтожим те клавишные инс-

трументы и оставим иструменты только нетемперированные, потому, что

они физиологичны ... "

  И они начали друг с другом спорить. Спорт длился долго. Вся музы-

кальная общественность Европы включилась в этот спор.  Ждали -  кто

победит.

  Но, неизвестно что лучше,  что хуже - тогда победил Бах. Ему уда-

лось ... - но они как договорились - что, если удастся сочинить му-

зыку, которая сыграется на темперированном музыкальном инструменте,

дискретном, в которой опытные эксперты, музыканты не услышат фальши

ни разу, то победит именно этот человек.

  Бах написал " Хорошо темперированный клавир " . Эксперты признали

эту музыку чистой и победа была за ним. Но Гендель не очень обидел-

ся, он продолжал писать свои скрипичные концерты. Он старался мень-

ше использовать фортепиано, но тем не менее он это делал.

  Потом эта история долго долго длилась,  были композиторы, которые

даже составили по табице,  - называлась таблица "  чистых  интерва-

лов", таблица  Гейнгольца,- он составил специальные таблицы частот-

ные, по которым,  если сочинять музыку на фортепиано  -  получается

очень близкое приближение к нетемперированной,  - получается "слад-

кая" музыка,  которую вот , фактически сочиняли " SPACE ". В первых

                              - 155 -

трех концертах  "SPACE"-то как раз пользовались таблицами Гейнголь-

ца.

  Битлз пытались тоже это делать, потому, что их менеджер увлекался

этими вещами,  потом они по этим вещам связались с индейской  музы-

кой,  с Рави Шанкаром,  он им тоже много чего про это наговорил,  и

тогда Бертштейн и Хариссон увлеклись нетемперацией.  Макартни  тоже

эти идеи очень понравились. Он эти идеи использует и до сих пор. Не

случайно он считается величайшим " мелодистом " 20 века. И в" Книге

рекордов Гиннеса",  Макартни  занесен,  как  величайший  композитор

всех времен и народов.

  Так вот в истории было много композиторов,  которые пытались тоже

нетемперированную музыку играть или использовать. " Сладкая " музы-

ка быстро всем надоела, так же как нам быстро надоел "SPACE". - Она

больно уж сладка. Это так же как постоянно сладкое есть ... - прие-

дается.

  И все построение музыкальных ...,- вот, называется "правило конт-

ропунктов" - как строят визомузыкальное произведение,  на сочетании

диссонансов, использовании нетемперированных, очень чистых аккордов

и темперированных аккордов - не чистых.  Когда идет нагнетание обс-

тановки, - в фильмах ужасов мы это увидим  завтра,  -  используются

именно темперированные  интервалы  самой большой чувствительности -

секунда, большая секунда, малая секунда, самой большой чувствитель-

ности диссонанс.

  Тогда возникает внутреннее ощущение  дискомфорта.  А  когда  идет

темперированный звук или темперированный аккорд - это расслабление.

Мажорный аккорд, трезвучите мажорное, оно абсолютно нетемперирован-

ное, поэтому  все музыкальные произведения кончаются именно в тони-

ке, либо в квинте. То есть это называется устойчивыми нотами звуко-

ряда -  тоника,  терция,  квинта,  октава,  -  потому,  что  они не

темперированные, они и там и там существуют. Остальные все аккорды,

в том  числе минорные - они темперированные,  они вызывают ощущение

диссонанса. Вспомните,  Бах - даже минорные произведения кончает  в

мажоре. Делает  разрядку.  Обязательно,  потому,  что  это принцип.

Принцип функционирования нашей физиологии восприятия мира.

  Вот, давайте,  сейчас  я  вам несколько примеров приведу - кто же

увлекался нетемперированной музыкой :

  Моцарт ;

  Мусливичик - это учитель,  фактически Моцарта .  Честный компози-

тор, которого к сожалению забыли, но сейчас начинают помаленьку иг-

рать, кстати,  большую часть произведений Мусливичика ...  играют в

Новосибирске. Здесь оркестр, который играет практически только Мус-

ливичика.

  Скрябин. В  музее  Скрябина  на Арбате,  - кто там был - там даже

есть музыкальный инструмент - нетемперированный музыкальный инстру-

мент. Самое страшное для нетемперированной музыки - ее нельзя запи-

сать. Ее можно только импровизировать. И вот у него стоит такая ма-

шина там,  в  музее  Скрябина,  на которой можно только играть,  но

записать музыку нельзя.

  Ну, еще один человек, вот , Андреас Валенвайгер, которого вы слы-

шали вчера,  и вы поняли,  что это воздействует получше, чем многая

другая музыка, которую вы слышали. После нее, другая музыка вызыва-

ет диссонансы.

  И еще один человек, про которого я хотел бы рассказать. Это Шаля-

пин. Шаляпин - один из первых певцов в мире, который пел нетемпери-

рованную музыку.  В  связи  с  тем,  что  у  него  небыло  базового

музыкального образования в детстве, он сохранил вот это вот " чутье

чистых тонов ".  И голос у него был не громче,  чем у тех, с кем он

                              - 156 -

соревновался там, в Ласкала.

  Он просто  пел  настолько  физиологично,  настолько это оказывало

большее воздействие на людей, что именно его голос воспринимали как

чистый. И  если  он с кем-то соревновался в одной опере по голосам,

то остальные просто фальшивили,  на его фоне.  Сейчас  к  сожалению

воссоздать это нельзя, потому, что для воссоздания его голоса нужно

с точностью до тысячных долей - точную, стандартную скорость враще-

ния пластинки.  - Когда его записывали - стабильности в скорости не

было. И воспроизвести сейчас тоже уже нельзя.  Поэтому на пластинке

он воспринимается уже далеко не так.

  Так вот,...  физиологическое  воздействие оказывает больше именно

нетемперированная музыка.  Из всех видов музыки, которая существует

в мире,  именно индийская музыка в большей степени нетемперирована,

потому,  что там 32 лада в октаве. И есть резонансные струны, кото-

рые  постоянно  дают основной тон.  Вот он-то и заставляет человека

медитировать,  т.е.  он благоприятный,  потому,  что он практически

создает торможените в каких-то зонах.

  Мы продолжим этот разговор, когда будет фильм ужасов. Мы разберем

где там,  как делают диссонансы для того,  чтобы накачать  ожидание

страха.

  ВОПРОС :  - А у нас такие есть композиторы  современные,  которые

пишут такую музыку ?

  - После того как умер Скрябин,  был только один дирижер,  который

играл только Скрябина,  потому,  что для него Скрябин во всех нотах

расставил  стрелочки " вверх-вниз "- куда " подтягивать " или опус-

кать звук.  И даже те, кто учились в музыкальных школах, вы, помни-

те,  что  вас  просили  ноту  "  ФА  "  и ноту " СОЛЬ " ...  " ФА "

чуть-чуть петь повыше,  чтобы не было диссонанса с " СОЛЬ " , - вот

так  больше всего накапливается диссонанс между этими двумя нотами.

  Вспомните, что  чуть-чуть  повыше,  чем вам кажется - вот это вот

наверное страшно,  да ?  Вот это насилие. Чуть-чуть повыше, потому,

что нота здесь на пианино вот так вот обозначена.

  Ну, ладно ...  То есть музыка,  вообще говоря -  интересный  пси-

хо-физиологический феномен,  практически  она является ЯКОРЕМ.  Так

вот, что такое музыка? - Это не "кабинет" с выбором (?), - это ощу-

щение, которое оно у меня вызывает. Воспоминания, ассоциации, кото-

рые с этим связаны. Это хороший ЯКОРЬ.

  У Кашпировского музыка очень хорошая, но она темперированная.

  Ну, вот,  здесь, тот же самый Скрябин, ведь он был терминалом ка-

ким? -Он даже создавал свой театр "ПРОМЕТЕЙ",  в котором кроме цве-

томузыки, звука,  еще и в кресло вделывали специальные ролики,  вот

такие, с  моторчиками,...и  человек  сидя,  ощущал разные ощущения.

Т.е., там включаются разные моторчики, с разными ощущениями. Он еще

включал запахи.

  (Но к сожалению,  он умер и не смог  построить  этот  свой  театр

"ПРОМЕТЕЙ". А макет в музее Скрябина, на Арбате, до сих пор стоит.)

  ...Ну, фактически, ---Аудиально-кинестетически...

                            - 157 -

  Так. Теперь - как использовать АСДС в самопрограммировании и деп-

рограммировании.

  Ну вот,  давайте представим себе, что я разведчик, приехал на ди-

кий Запад.  Мне нужно ни в коем случае там не осечься. Меня научили

языку, я все это знаю ...  Меня научили некоторым привычкам,  мане-

рам, ...

  Я вхожу к себе, в гостиничный номер, включаю свет - и я попался !

Свет, вот на этой высоте ...  Это у нас свет вот здесь. -Там - свет

вот тут ... / 1 м от пола слева - Ред. /

  Если я зашел к себе в комнату и включил только свет,  ... скажем,

в той же Америке, где по севернее ... Включил только свет и вошел в

комнату - ВСЕ ! Я попался!

  Там еще есть один тумблер "вентиляция-отопление". Ведь комната не

обогревается печным отоплением, вот этими трубами ...

  Комната обогревается теплым воздухом,  который нужно включить при

входе в эту комнату. Именно в эту комнату он будет поступать. Вклю-

чил свет,  включил отопление - вошел и за ...  буквально 30  секунд

вся комната  наполняется  теплым  воздухом ...  - они не обогревают

пустые комнаты. Зачем это нужно ?!

  Если я "это" движение не сделал - Я ПОПАЛСЯ !

  ... Я вам хочу напомнить анекдот :

  Приезжает наш разведчик в Англию, приходит в ресторан, просит ча-

шечку чая, ... Официант ему приносит чашечку чая ...

  Тот берет чашку и начинает пить. Официант наклоняется:

  - Извините, вы не скажете ? - Вы из России ?

  - Почему вы так думаете ?

  - Вы знаете ... вы ... положили сахар, размешали, а ложечку оста-

вили в стакане ! И придерживаете пальцем!

  ... Ну, он увидел, что никто не заметил и говорит:

  - Нет, я не из России, просто я так привык ...

  ... Расплатился и ушел ...

  ... Ушел,  пришел в другой ресторан.  Садится, ... попросил чашку

чая, ...  официант ему приносит. Он ложку вытаскивает, ... размешал

сахар, ложечку положил, ... только начинает пить ... - официант :

  - Извините, вы не из России ?

  - Почему ?

  - Да,  вот,  вы вроде и ложечку вытащили,  а пальцем-то все равно

"придерживаете"...

  Ну, он опять осмотрелся, ... ушел в третий ресторан ...

  ... Приходит, садится ... ложечку вытащил, палец убрал, ...

  Официант поворачивается :

  - А вы русский ?

  - Почему ?

  - Да,  ...  вы вроде и ложечку вытащил,  ...  и палец, вообще, вы

правильно держите,...,  но ...  вы глаз прищуриваете,  как будто бы

ложечка ... !

  Вот здесь, в этом плане, каждый из вас читал наверное, рассказ В.

Аграновского " Профессия - Иностранец ". Он там таких примеров дос-

таточно много приводил.

  И вот этот анекдот,  что русских разведчиков ловят в Японии пото-

му, что  только  русский  человек,  выходя из туалета - застегивает

штаны ...

  ... Вообще, он может иметь свое основание !

  ... Дело в том , что аналоговое поведение, невербальное - его го-

раздо труднее переучить, чем слова.

                              - 158 -

  Но я привык так, я даже не 0знаю, что конкретно переучивать.

  Так вот давайте разберем конкретную ситуацию, как же мне натрени-

роваться не входя вот в эту комнату много раз и на этом  не  осека-

ясь, натренироваться  входить  в  комнату  и все таки включать свет

внизу, а не на верху.

  А что  будет, если  вместо того,  чтобы ройцти и сделать этот вот

щелчек, а потом :  " ... ах, черт, ... не там ... ! " - сделать его

внизу. То есть опять научиться делать его тут.  Это же каждая ошиб-

ка, она же меня учит новой ошибке.

  Я просто мысленно прокручу себе в ассоциированном состоянии,  - в

ассоциированном состоянии ! - что вот я иду, вот я подошел, вот от-

крыл дверь ... раз !

  Еще раз представляю в ассоциированном состоянии - вот я  иду, вот

я вошел ... раз ! ... И так много раз.

  Идеомоторная тренировка происходит. когда я вхожу в комнату, фак-

тически, я уже много раз в нее входил и рука у меня туда двигалась.

  То есть вчера, я себе это в ассоциированном состоянии представлял

- значит такая тренировка уже была.

  Ну, на западе много лет  назад  спортсменов-тяжелоатлетов  начали

тренировать следующим образом.

  Если спортсмен нормальный,  работает 3 раза в неделю по 2 часа по

какому-то комплексу занятий с гантелями - это приводит к накоплению

в течении 2-х месяцев мышечной силы 10 Ньютон.

  Перешли на другую систему тренировок.  С одной стороны - экономия

тренажеров, с другой стороны - оказывается оно и по проще.

  2 раза в неделю по два часа на тренажерах ,  плюс 2 раза в неделю

по часу - идеомоторно представляешь,  что ты стоишь за тренажером и

занимаешься ... Почему час ? - нет переходов, нет отдыха, нет пере-

кура ... Просто ты представляешь, что ты занимаешься на этом трена-

жере. Сам. С кинестетикой, со всем , - в ассоциированном состоянии,

- значит идет кинестетика.

  То же  самое,  когда музыкант уезжает далеко от музыкального инс-

трумента - постоянно представляет,, как он играет.

  А спортсмен,  перед тем, как делать прием, тренировать прием - он

обязательно его отработает - как он его сделает  в  ассоциированном

состоянии.

  Там оно тренируется таким образом и я вам говорил,  что с 83 года

в рамках  программы  "Джид-ай"  американцы  тренируют спецслужбы по

идеомоторной технологии.  Стрелярть,  борьбе,  языкам,  поведению в

аналоговой ситуации  с  "выключением" именно вот так как я вам ска-

зал. Но это делается вместе с НЛП.

  Наши тоже,  много лет назад,  услышав , что там есть идеомоторная

тренировка начали заставлять спортсменов тренироваться вот так. Они

2 раза в неделю приходили, тренировались с гантелями, а потом 2 ра-

за в неделю по часу, ои представляли себя занимающимися.

  Вот если  этот  результат там 6 Ньютон,  то у наших почему-то это

все привело к 6 Ньютонам.

  А все очень просто. Что делает наш спортсмен , когда тренируется?

- Он видит себя со стороны.  Он пртедставляет,  какой он  красивый,

как он будет стоять на пьетдестале,  как ему наденут медаль, как он

смотрится сейчас из окна, какие у него мышцы сбоку ... - В ДС такой

тренировки не происходит.  - Ощущений-то нет .  Идеомоторная трени-

ровка возможна только в АС.

  Так. Вот теперь,  давайте разберем ситуацию,  - в йоге кто читал,

помните - есть система,  которая называется " ДИСПЕТЧЕР ". Ну, я ее

называю " ДИСПЕТЧЕР". По моему,даже где-то я этот термин видел.

  Есть несколько дел.  Одно большое дело, которое нужно делать соз-

                              - 159 -

нательно и много маленьких дел, которые можно делать на уровне под-

сознания. - Помнить чей-то  номер  телефона,  подумать  о  какой-то

проблеме, принять решение, вспомнить фамилию вот того человека, где

я его видел и т.д.,  во столько-то позвонить тому-то  ,  не  забыть

позвонитьт тому-то.  Есть  большое  дело - писать отчет - на уровне

сознания.

  Так вот есть оказывается технология,  по которой можно заниматься

сознательно, полностью отключившись от этих вот дел, а все эти дела

- "выкинуть"на  уровень  подкорки  и в нужный момент эти дела будут

сами "выскакивать".

  Вот эту систему "ДИСПЕТЧЕР" я вам  сейчас  расскажу.  Тренируется

она очень просто.

             

<< | >>
Источник: АНДРЕЕВ ИГОРЬ ЮРЬЕВИЧ ("БОРИС").БЕЗДЕНЕЖНЫХ ВИТАЛИЙ ПЕТРОВИЧ ("БОГДАН"). ИМИДЖ - КОНТАКТ. НОВЫЕ ПОДХОДЫ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ  ( СТЕНОГРАММА СЕМИНАРА ). 1990

Еще по теме        АССОЦИИРОВАННОЕ И ДИССОЦИИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЯ.:

  1. 4.23. Использование субмодальностей
  2. Использование генератора нового поведения
  3. ГЛУБИННЫЕ УБЕЖДЕНИЯ
  4. ОБЩИЙ ОБЗОР ТЕХНИКИ РЕИМПРИНТИНГА
  5. ОБЗОР УПРАЖНЕНИЯ ПО ИНТЕГРАЦИИ СИСТЕМЫ УБЕЖДЕНИЙ
  6. Приложение 3 НЕЙРОЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ
  7.                 ПРОГРАММА СЕМИНАРА
  8.                   РЕФРЕЙМИНГ  "НОВЫЙ Я" (2-ГО ДНЯ)
  9. ИЗМЕНЕНИЯ" 1 УРОВНЯ.           "ЯКОРЯ".   "КАВЫЧКИ".    "МЕТАФОРЫ".
  10.        АССОЦИИРОВАННОЕ И ДИССОЦИИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЯ.
  11.           " ДИСПЕТЧЕР "
  12.                          " НОВЫЙ Я "
  13. ЭФФЕКТ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
  14.   ВРЕМЕННЫЕ ЛИНИИ.
  15.                      ВРЕМЕННАЯ ЛИНИЯ .