<<
>>

ЭФФЕКТ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

  Давайте вспомним свое состояние перед экзаменом.  Реакцию экзаме-

нующегося.

  - Волнуешься, входишь туда, берешь билет, садишься, готовишься ...

  Тот, кто не знает - он не волнуется потому, что в любом случае он

не знает.

100 % он получает билет с неизвестным. А у тех, кто знает

хоть чуть-чуть  - уже возникает волнение :  попадет это или другое.

Уже разница есть.  Но !  - Взял билет на устном экзамене - еще про-

должаешь волноваться.  На письменном - сел,  успокоился.  Полностью

                              - 166 -

успокоился. Сидишь спокойно,  пишешь.  и поэтому на письменном, го-

раздо проще что-то использовать то, что знаешь.

  Волнение - оно необходимо.  Оно очень мобилизует на  занятиях  на

запоминание.Но что  вот здесь оказывается самым страшным ?  - Самым

страшным оказывается  именно   неопределенность, неточность  оценки

опасности ситуации.

  Я не знаю насколько это страшно,  какой билет мне попадет.  А вот

когда я не могу реально, в баллах оценить опасность - эта опасность

оценивается  бесконечной.

  Ну, здесь,  я  могу привести такой пример,  который был в Новоси-

бирске. Человек едет в автомобиле, поворачивает за угол - там стек-

ло. Чтобы не наехать на это стекло, он выворачивает в сторону, вре-

зается в столб - погибает.  Самое страшное,  что могло  быть  после

этого стекла - он проколет шины.

  Другая ситуация, только что произошедшая здесь в Новосибирске.

  Едет автобус полный людей. На дорогу выходит абсолютно пьяный че-

ловек. Автобус, чтобы не наехать на этого пьяного человека, уезжает

в кювет и, все погибают ...

  ИЗ ЗАЛА : - Мораль: давить !

  - Нет, ну так на западе и есть. Вот виновник - пойдите, выдите на

проезжую часть - вас снесет ...

там никто не смотрит.

  В Америке - наоборот.  В Калифорнии - пешеход всегда прав.  Можно

ходить на зеленый и на красный свет. Светофоры только для автомоби-

лей. ...  Я не ожидал. Когда вереница машин идет ... все машины ос-

тановились и рукой показывают :  " Пройдите пожалуйста ! " - Но там

в Калифорнии особые условия. Там новая формировалась совершенно со-

циально-психологическая атмосфера.  Это "дикий запад",  на  который

приехали оттуда с востока и продержались и прожили только благодаря

тому, что были вместе.  Кто это ?  - Вот на фургонах на этих  ехали

туда ...  И вот ,  еслибы онит вместе не были и не оборонялись , от

тех же индейцев, то они бы не выжили

  И вот эта обстановка, воспитание поддерживается до сих пор. Прес-

тупности в Калифорнии вообще нет, - бытовой преступности в Калифор-

нии нет вообще.  А чего воровать? - Денег-то у людей нет. Кредиртые

карточки. Дальше. У каждого может быть оружие. Пришел в квартиру, а

у хозяев тоже есть оружие.  Плюс - все прекрасно знают, что частная

собственность охраняется больше, чем вообще что-либо.

  Ты подошел  к  чужому  автомобилю.  Ты только дотронулся - он уже

имеет право в тебя стрелять.  Почему ?  - Если будут твои отпечатки

пальцев, что ты дотронулся - ты посягнул на частную собственность.

  Шофер автомобиля,  автобуса, чтобы автобус, государственный авто-

бус не украли - он уходя из автобуса, оставляет табличку " ОСТАВЛЕ-

НА ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ "и кладет там рубашку ... - Автобус не ук-

радут. Потому,  что за ртубашку,  ворт получит больше,  чем за весь

автобус.

  Так вот,  давайте прикинем,  чего же мы боимся,  когда идет фильм

ужасов? Завтра мы будем смотреть фильм ужасов. Очень грамотный. Но-

вый вид фильмов ужасов, ну, вы его навертняка все видели, но тем не

менее мы его все будем разбирать. Мы посмотрим с этой точки зрения.

Много лет назад - лет 15 - 20 , в Штатах появился очень интересный

человек.

Он психолог по сути. Имя которого Дейл Фридман.

  Человек заявил,  что он изобрел новый вид фильмов ужасов. И может

заменить идеологию Хичкока на американском рынке. И он действитель-

но это сделал.  Он ничего в общем особенного не придумал, сейчас мы

все это пререизобретем до него. Но тем не менее, он все эти принци-

пы предложил.  Сам он нигде в этих фильмах не фигурирует. То есть ,

завтра мы будем фильм смотреть - вы его не увидите в титрах.Но вез-

                              - 167 -

де он присутствует. Это его идеология. Он начинатель этих фильмов.И

фильмы, снятые по его сценарию, везде идут с большим успехом, пото-

му, что в них этот успех заложен заранее.

  Давайте прикинем, вот в рамках ассоциации - диссоциации. В рамках

вот этой  вот  неопределенности,  которая оценивается как бесконеч-

ность. Если я смотрю фильм ужасов - чего я там боюсь ?

  Вот то время Хичкока,  когда показывали страхи:  кровь, убийства,

садизм ...  - оно прошло. Ну, - это щекочет нервы, но это не страх.

Это отвращение, это отталкивание, это защита, но это не страх.

  Нормальный страх,  это вот только тогда,  когда ...  Вот когда  ?

Когда в фильме ужасов когда самое страшное ?  - Когда музыка нагне-

тает, обстановка нагнетает, а что произойдет - ты не знаешь.

  САМОЕ СТРАШНОЕ - ОЖИДАНИЕ !  Потому,  что в этот момент наше под-

сознание генерирует образы самые страшные для меня.  Если там пока-

жут лягушку,  бльшую,  грязную, отвратительную лягушку ... - а я не

боюсь лягушку,  я боюсь тараканов , то я этого фильма не испугаюсь.

Если ничего не показали,  но подвели, что сейцчас что-то произойдет

- человек оценивает опасность как бесконечную. Подсознание приводит

нашу визуализацию,  наше представление к картинке, котортая для нас

самих, для каждого из нас является самой страшной.

  Я сам был свидетелем ... Женщина сидит ...

: " ... Ой ! Прыгнул !

Прыгнул ! ... Кто там ?! ... Таракан ? Нет ... " - Она боится тара-

канов и поэтому,  ей кажется, что если будет самое страшное, то это

будет таракан. По идее - сам еловек сидит и сам себя пугает. - Под-

сознание рождает самые страшные картинки для меня. Ни один режиссер

не смог бы так за всех это сделать.

  То есть - дешево, но просто: " Ничего не покажи, тогда каждый для

себя сам визуализирует самую страшную картинку. Нужно только хорошо

диссонансами, обстановками  нагнетать  вот эти условия.  То есть не

показать что страшнее.  Самый страшный фильм,  котортый я  видел  в

жизни, -  я  не помню его названия - это фильм,  в котором так и не

показали, чего нужно бояться.  До сих пор я просыпаюсь и боюсь это-

го. Ну не знаю почему.

  Но это так и есть :  нерешенность проблем. Так ведь ? - По Люшеру

крути - и все вртемя будут выдаваться цвета неустойчивости, страха,

отторжения от чего-то,  неуравновешенности.  - Задача не решена. Не

ртешенная задача, она будет постоянно крутиться, она не вытесняется

полностью. она вытесняется на уровень подсознания,  но  все  равно,

она сублемирует наше поведение,  контролирует и вызывает те образы,

те "говорки" ,  и т.д.  Все равно я к этому буду много много  обра-

щаться, потому, что задача не решена. - Тот же самый диссонанс, ко-

торый требует гармонизации.  Пока гармония не наступит,  решения не

будет - ничего не произойдет. Пока мажорного аккорда не прозвучит -

будет ощущение неудовлетворенности.

  Ну, ладно.  Пусть  наконец появился этот образ.  Ведь он появился

уже, этот персонаж страшный ... Неожиданно, страшно появился ...

  Все : " АА-ХХ !!! "

  Все. Он появился - уже не страшно.  Он идет,  я контролирую,  что

сейчас будет происходить. Реально оцениваю : " ... вот это из плас-

тилина, это из резины,  человек переоделся, это у него маска одета,

..." и т.д.

... " ... это робот ... мемориальные люди ... "

  А вот как же теперь сделать страшно.  Идет  этот  персонаж,  этот

плохой герой,  "бяка"  -  подходит к хорошему герою.  Я это вижу со

стороны. Что бы между ними не происходило - эмоция будет  не  очень

большая. -  Диссоциированное состояние - я в нем не переживаю ниче-

го. Только отношение,  рефлексия по поводу вот  этих  событий.  Это

неприятно, но ...

                              - 168 -

  Как сделать страшнее ?  - Очень просто : нужно камеру поместить в

глаза жертвы.  Тогда тут же у меня настанет АС. Нападают уже на ме-

ня !

  Но можно сделать еще страшнее ! Поместить камеру в глаза вот это-

го преступника, которого еще самого не показали. Вот это страшно !!

  Видели все  кадры :  ...  медленно наступает тень ...  обстановка

нагнетается, впереди сидит женщина, оборачивается : " А-А-А ! " ...

Вот это уже - " Кто Я ?  " - ассоциированный страх: "Я персонаж",

но непонятно какой.

  Даже в  мультфильмах,  кто-нибудь  видел  " Лед и пламя " - муль-

тфильм есть такой,  очень хороший. Кумпьютерный фильм, когда из ху-

дожественного фильма   длается  мультик.  Снимается  художественный

фильм грубо, все одеваются в костюмы, а потом компьютор все это де-

лает яркими  цветами и получается мультфильм.  Так даже там в муль-

тфильме в этом - не понятно, кто набегает на главного героя - такой

страх ! - Мультфильм, но страшно.

  Вот это первое изобретение Дейла Фридмана:

  1-е :  НЕ ПОКАЗЫВАЙ ! - Чем меньше показываешь, тем больше страш-

но. Нагнетай, но не показывай.

  2-е :  Используй АССОЦИИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ !  Литбо АС жертвы,  а

еще страшнее АС преступника. Вот до этих пор пока не показывать.

  Дальше. Но  в  конце  концов  там развязка по сюжету должна к че-

му-нибудь придти.  Фильмы все достаточно однотипные.  Там уже много

достаточно сериалов.  Сериал  идет  еженедельно.  Ну,  вот сюжет-то

практичски один и тот же везде.  Чуть-чуть другие  условия,  другие

люди.

То есть ты понимаешь к чему это придет, как это делается. Так

вот раньше в американском кино был такой закон : " Добро должно по-

беждать зло "

  По сюжету - да,  добро побеждает зло.  В конце концов этого прес-

тупника ловят. Что-то происходит. Этот ТОТ исчезает ... сгорает ...

как угодно.  А потом идут титры и в этот момент,  а может чуть-чуть

раньше, а может чуть позже - дается какой-то такой знак, по которо-

му становится ясно, что "еще не кончено", да : "еще не вечер ..." -

новое появление персонажа.

  Вспомните фильм " Пятница, 13-е ", там, где на даче молодые ребя-

та ... - женщина там их ...

  Помните - все-все-все нормально, последний кадр - взяли эту прес-

тупницу. Все победили. ... тихая заводь, идут титры, лодка, девочка

сидит, победившая этих преступников.  Сидит девочка,  титры прошли.

Такая приятная улыбка, блаженная. От девочки камера отдаляется, от-

даляется ...  и за секунду до того,  как исчезнет изображение -  из

воды выскакивает что-то непонятное, хватает девочку, девочка падает

в воду,  вода устанавливается,  тихая вода ... - лодка без девочки.

Фильм кончился.

  То есть,  вывли на гармонию,  потом опять в конце - Ж-Ж-Ж-ЖИК ! -

диссонанс. И на следующую серию я пойду.  Пготому, что вот эта неу-

довлетворенность моя,  сублимиртованное  желание  решить  проблему,

зхотя на  уровне сознания я знаю,  что она не решится и в следующей

серии, потому,  что их 256.  Тем не менее я иду с надеждой, что это

решится. - Решается и, опять- Ж-Ж-Ж-ЖИК !

  Именно такие фильмы становятся кассовыми. Несмотря на то, что они

абсолютно похожи,  они уже после 2-й,  3-й серии, они как две капли

воды похожи друг на друга - на них ходят, их смотрят.

  Вот " Пятница,  13 " - это ежепятничный фильм, который показывают

в Штатах. Он снимается каждую пятницу. Сколько серий - никто уже не

помнит, это ежепятничный фильм. Такие же сериалы по 200, по 300 се-

рий там есть. " Звездные войны ", что-то такое ...

                              - 169 -

  И опять в конце фильма там не кончается, а ... Ну, у нвс тоже это

используют. то есть задачу ставят,  фразу какую-то ...  настраивают

нас :  " Ах !  Сейчас что-то будет ...  " - и на этом уже титры.  И

фактически следующей серии ты обязательно будешь ждать.

  Так вот,  если  бы  этого диссонанса не было,  то вы на следующий

фильм могли не пойти. - Я знаю содержание там ...

  Диссонанс есть,  подсознательно  он чувствуется - и я иду.  Плачу

деньги и иду. Плачу за это кабельное телевидение ...

  Вот это  и  есть изобретение Дейла Фридмана.  Фильмы,  которые он

снимает вы все знаете.  Это есть " Пятница 13 ", " Кошмары на улице

Вязов " - фильмы, созданные по его идеологии.

  Завтра мы посмотрим его первый фильм.  Тот самый  фильм,  который

сделал ему этот успех - " Кошмары на улице Вязов " 1-я серия. Пото-

му, что 2-я уже практически идет - поделка.  Но в первом очень гра-

мотная работа режиссера,  композитора,  артистов ...  Ну кто видел,

вспомнит, что фильм действительно очень грамотный.

  Так, теперь следующий шаг.  Вот я буквально одной фразой это выс-

кажу и я думаю, вы меня поймете.

  Вот я  говорю  о этой ситуации выбора.  - Если у человека один из

этих выборов забрать искусственно ? Что у него возникает ? Как мож-

но вот это описать, словами описать грамотно ? Ведь каждый осознает

- почему человек к этому стремится, а как описать словами ?

  И вот однажды мне удалось это описать. Вот послушайте, как у меня

это родилось :

  " Человек  добивается  не этого варианта решения,  а своего права

иметь этот вариант в своем арсенале  ."  -  Вроде  получилось,  да,

сформулировать то,  что мы ощущаем.  - Он добивается своего права -

иметь этот вариант решения.

  ... А потом, как честный человек, он обязан жениться. Вы понимае-

те ...

  И если  мне говорят,  что ты не должен этого делать,  фактически,

мне намекают,  что хотя выбор есть, у меня его тут же отбирают. И я

добиваюсь своего  права  так  поступать.  Пусть  даже  это  мне  не

очень-то и хочется и не нужно.

  Я вспоминаю всегда в этом случае анекдот :

  Брат с сестренкой остаются дома - родители уходят :

  - Так, Коля и Маша ! Вы остаетесь дома, в холодитльник не лазьте,

телевизорт не включайте,  посуду не бейте, пуговицы в нос не затал-

кивайте !

    Родители ушли, дети стоят :

  - Так, ... пуговицы в нос - это интересно !

  А что, они бы не догадались. Но фактически все время программиро-

вание, намекание на это поведение.

  Так вот ,  если вы хотите,  чтобы человек принял правильное реше-

ние, нужно  дать  ему  все  выборы.  На выборы можно нанести Якоря,

логические, ассоциированные, диссоциированные образы, дать ему воз-

можность оценить плюсы и минусы каждой стороны .  Ну,  дать возмож-

ность выбирать самому !

  Здесь я хорошо помню, как со мной однажды поступили родители. Они

не психологи, но они поступили очень грамотно.

  ... В  нашем дворе,  когда в 5 - 6 классе,  мои сверстники начали

разговаривать о спиртном,  о сигаретах - у нас пошли классные часы,

родители начали говорить о вреде курения и питья. С одного из таких

собраний пришли родители и сказали : " Слушай, мы узнали, у вас там

появилось спиртное и сигареты . Знаешь, что мы тебе хотим сказать !

- Мы тебе раз в неделю будем давать рубль.  Ты на этот рубль можешь

покупать все,  что угодно. Копить, покупать сигареты, хранить дома,

                              - 170 -

вот тебе пепельница,  все, что дома есть ... - ну, отец тогда курил

... - все, что дома есть , сигареты, ... это все в твоем распоряже-

нии. Зачем в подворотне - ты можешь дома, в комфорте это делать."

  Вы знаете,  я после этого уже,  когда парни стояли, я уже е чувс-

твовал себя этим разведчиком, который в тайне от всех курит. Мне не

интересно было. Я попробовал несколько раз - мне не понравилось.

  Помните анекдот, нет ?

  Двое мужчин едут в одном купе. Один другому :

  - Пойдем в ресторан сходим.

  - Да нет, я один раз сходил в ресторан - мне не понравилось ...

  - Ну, давай в шахматы поиграем.

  - Я в шахматы как-то сыграл - мне не понравилось.

  - Ну, давай, газеты почитаем что-ли

  - Да, ты знаешь, я газеты ... как-то один раз выписал газеты, по-

читал - что-то не понравилось.

  - Ну в карты давай сыграем.

  - Ты знаешь,  мы с сыном как-то сыграли в карты - и мне не понра-

вилось.

  - С сыном ? Извини, он у тебя один ?

  Ну так вот. Я затянулся этой сигаретой ... - ну ... не геройство.

С первого-то раза ничего хорошего там ... - потом привыкание насту-

пает. Сигарета становится ЯКОРЕМ.  Якорем на всех людей , при успо-

коении, ... на что угодно. И этот Якорь не дает бросить. Заменителя

нет. Другого РЕСУРСА нет, кроме сигареты, если куришь. Привык уже к

этому РЕСУРСУ. Найдешь заменитель достаточный, экологичный - будет,

бросишь. Не найдешь - все равно начнешь курить. Все равно будет тя-

нуть к этому состоянию уравновешенности, спокойствия, хотя на самом

деле все наоборот.

  Ну, так  вот - курить мне не интересно.  Но,  можно было купить и

вино. Они говорят :  " Ты знаешь,  вот у нас всегда вино дома есть.

Но так,  одному-то конечно не стоит, а вот когда гости приходят, мы

будем наливать тебе все, что ты захочешь. А если ты с друзьями при-

дешь, то мы вам и с друзьями нальем. "

  Вот пришли гости.  Наливают вино.  Я решил проверить,  говорю : "

Вот это мне." - " Пожалуйста ! Сколько, столько ? " - " Столько. "

  Но, всегда давали выбор.  Ты можешь ходить в кино на эти  деньги.

Можешь купить конфеты,  все, что угодно. Либо здесь - лимонад, ком-

пот, что-то еще.  Я попробовал это вино - мне не понравилось. Ну, 5

класс! Действительно не понравилось ! Вкус-то ...

  Но однажды,  они допустили ошибку.  Пришли к ним какие-то друзья,

врачи, принесли  чистый  медицинский спирт.  Всегда у них отношение

было - " ну, хочешь, не хочешь ... - мы сами особенно этим не увле-

каемся ... ". А друзья пришли, врачи - руки потирают, глаза горят

... - Ну думаю: " Вот это-то вкусно !"

  Вижу, там они принесли эту бутылку спирта. Вот это они мне не да-

вали - это действительно вкусно.  То - чушь все , а спирт я слышал,

что он вкусный.

  Сели за стол. Отец говорит :

  - Ну, что будешь ?

  Я говорю :

  - Вон то.

  Отец говорит :

  - Сколько ?

  Я ему :

  - Еще ...

                              - 171 -

  Самое-то главное я то боялся,  что настолько это вкусно,  что они

сейчас все выпьют и мне не оставят.

  - ... Полный стакан.

  - Будешь пить ?

  - Буду.

  И я "жахнул" !!!...

  Вот несколько лет назад мы встречались на десятилетии класса. Мо-

их друзей пороли,  били,  вызывали на родительские собрания  ...  -

все, что угодно было.  Вот было собрание класса,  я единственный из

класса, наверное даже из школы - кто до сих пор не пьет и не курит.

  Не потому, что я поставил себе установку.

  Вы знаете, когда мне говорят: " Ты будешь пить ? Вот сейчас. "

  Я каждый раз обрашаюсь внутрь себя и думаю: " Сейчас хочу или не-

хочу ?  - Нет ! Не хочу " - Я ни разу не сказал себе, что я не буду

пить. Ни разу не сказал себе,  что я не буду курить. Ни разу ! Каж-

дый раз я анализирую :  " Вот у меня выбор есть - вот это  или  вот

это. - Я выбрал вот это. "

  Если я захочу - я выпью.  Мне не скучно потому,  что у меня  есть

выбор. Захочу  - я выпью.  Мне просто не хочется.  Скучно наоборот,

когда однообразно. Когда только так.

  Я оказываюсь ... как у Кастаньеды - я даже сам не знаю, как я се-

бя сейчас там поведу.  В этом свобода и есть.  В этом-то и есть ра-

дость принять ощущение то,  которое хочешь.  Повести себя так,  как

хочется в тот момент. А не так, как тебе подскажет селезенка, - то-

му кто  пьет  -  или  как тебе подскажет твое желание опохмелиться,

когда будешь искать.  У есть свобода. У меня нет ни того ни дртуго-

го. что захочу, то и сделаю.

  Мои родители допустили совершенно правильный ход.  Они  дали  мне

выборы. Полная свобода выборов.  И решение принимал я сам.  Как мне

хотелось, так я его и принял. Но тем не менее они давали мне выбор-

ные варианты.

  Вот я говорил,  что в Штатах сейчас другая стратегия  семьи.  Там

браки н регистрируют. Вот у меня знакомый, который должен сюда при-

ехать, к которому в клинику я ходил в гости ...  там с компьюторами

очень много всякого интересного. Вот он живет уже много лет с жещи-

ной. Ему сейчас лет наверное 45.  У нее дети, у него дети - от раз-

ных браков.  Но живут давно.  Дети уже женятся,  внуки у них. Живут

очень мирно. И вот он мне прислал телеграмму : " Алексей, приглашаю

на свадьбу, которая состоится в июне будущего года. "

  Представляете, запрограммировать так.  Так почему  ?  -  А  очень

просто - так надежно.  Вещи там всегда делятся: это - моя вещь, это

- твоя.  Это твой автомобиль, это - мой. Это моя зарплата, это твоя

зарплата. Прописки нет. Все есть. Морального кодекса строителя ком-

мунизма нет. Мы можем жить вместе. Как захотим, так и живем. Но жи-

вем до тех пор,  пока нам вместе хорошо. Накричал я на нее - она от

меня уйдет. И я буду беречь эти отношения.

Вы видели вот этих вот старичков капиталистических, приезжающих сю-

да на экскурсию ?  - Это вот "голубки",  которые неразрывны друг  с

другом. -  Вот  их  отношения.  Они так всю жизнь живут.  Вот такая

стратегия семьи оказывается ...

  У них больше разводов.  Практически, расходов семей таких больше,

но это не то,  что я считаю большим преступлением,  что нет  плохой

семьи. Чем потомство безнравственно,  что нет плохой семьи, потому,

что плохая семья формирует таких же детей,  потому, что они не зна-

ют, что такое хорошая семья. Мне кажется пусть лучше дети видят хо-

рошие отношения между родителями.  Необычные,  но шорошие, честные,

                              - 172 -

порядочные. Чем онит увидят непорядочные отношения,  двойную мораль

вот эту нашу :  мы говорим одно,  думаем другое.  Учим одному,  а в

жизни-то другое совсем происходит.

  До тех пока идилия - они живут вместе.  Идилия кончилась - они не

живут. Появились  сложности  - мы не семья.  Начались скандалы - мы

больше не живем. И вот сегодня в фильме вы это увидите. Чисто чело-

веческие. Не  экономические,  не юридические,  только человеческие.

Меня держит только привязанность, хорошие отношения.

  Мы же заведомо неправильно,  стратегически неправильно строим от-

ношения в семье.

  ... Это как теща, которая далеко живет. Самая хорошая теща, кото-

рая живет далеко.  Потому, что с ней хорошие отношения. Я приехал к

ней ртаз в год. Мы поулыбались, мы в хороших отношениях, мы им чем-

то помогли и опячть разъехались.

  Живем вместе - это невозможно.

  ... Американцы очень эмоциональные. С тобой познакомится человек,

американац, американка, они прощаются - они плачут ...

  ... Нет, там каждый за себя - это естественно. Вы сегодня в филь-

ме это  увидете.  Как героиня будет разговаривать со своей матерью,

как она будет о ней рассказывать - все это будет в фильме.

  Вы знаете,  вот самое страшное, мне кажется - это двойная мораль.

Когда на уровне знаков мы говорим одно,  а на аналоговом уровне ду-

маем и деллаем по другому.  Поэтому воспитание - это двойное обуче-

ние. Обучаются-то по аналогам, хотя говорим мы совсем другое.

  То есть мы идеологические конструкции построили на уровне знаков,

но здесь болльшое несоответствие тому,  что на уровне  аналогов.  А

обучает, воспитывает  - только аналог.  Воспитывает не воспитание в

школе, а воспитывает жизнь.

  Так, ну еще и последнее. Сейчас мы пройдем игру " ЖУЖЖАЛКА " и вы

начнете тренировать команды по " Жужжалке ".

  Это удивительно интересная игра ! Вот уже навирное 2 или 3 года я

ее использую.  В тренинге с руководителями особенно эффективно  это

получается.

  Управление по результату ... Экономическое ... Понимание, ... вот

такое внутреннее понимание экономики, по - стратегии "УПРАВЛЕНИЯ ПО

РЕЗУЛЬТАТУ ",  - управленец понимает только тогда, когда один раз в

нее сыграет.

  У нас в городской школе менеджеров,  экономист с института эконо-

мики ( аганбегяновского бывшего ),  ... месяц учили управленцев ди-

ректоров, работать по технологии "управления по результату". Научи-

ли их всему, рассказали все, дали цифры, факты и т.д. ...

  Дают тестовую задачу - все управленцы решают по процессу  ! Т.е.,

все вроде поняли, а сами делают по процессу.

  Вот только после того,  как мы сыграли в эту игру и каждый из них

понял разницу ...

  / В  игре  участвуют  три  человека ( коммуникатора ).  Участники

расставлены по схеме : Исполнитель - аудиалист, 1-я позиция;

                       Посредник - кинестетик, 2-я позиция;

                       Руководитель - визуалист, 3-я позиция;

  Игровое место :  какая-либо поверхность ( стол,  ковер,  ... ) на

которой лежит лежит предмет ( например монета ).

  Условия игры:

  Руководитель, глядя со своей позиции,  на игровое место, дает ки-

нестетические  сигналы посреднику ( прикосновения ).

  Посредник ( с закрытыми глазами ), в соответствии с сигналами ру-

ководителя,  запоминая их,  дает аудиальные сигналы исполнителю.

                              - 173 -

  Исполнитель ( с закрытыми глазами ) получая от  посредника  ауди-

альные  сигналы ( команды ),  делает движения рукой ( манипуляции )

вправо, влево, вниз, вверх, вперед ,назад, в стороны ...

  Задача: Руководителю,  управляющему исполнителем через посредника

( последние двое лишены возможности видеть результат совместной де-

ятельности ),  наблюдая за результатом выполнения его команд ( дви-

жением руки исполнителя к монете ),  внося необходимую коррекцию  в

действия 2-го и 1-го, добиться конечного результата - касания паль-

ца исполнителя монетки. ... - Ред.

  PS: Изложение условий игры  "Алексом",  продолжается  обьяснением

действий исполнителя.  Начало - пропуск в записи. Поэтому редакторы

взяли на себя смелость прокомментировать пропущенный матерал в сжа-

той форме. /

... Он не может себе ничего представить. Он не видит результата пе-

ред собой,  поэтому нужно логически что-то аудиально сказать. Здесь

будет конечно аудирование,  но тем не менее будет  хорошая  модель.

Итак, он не видит рзультата, сигнал он может получать, но только по

аудиальному каналу.

  Задача такая: нужно пальцем, как минеру, с первого раза попасть в

монету. Управляет им руководитель.

  Так, начальная позиция вот такая. Договариваться нельзя.

  Пока они делают, объясняю:

  Руководитель дает  систему  новых  сигналов  ( управленческих ) и

смотрит, каков будет результат.  Три степени свободы, шесть направ-

лений. Он  дает  шесть разных звуков и смотрит,  какие шесть разных

движений ( если тот делает разные движения  )  делает  исполнитель.

Когда вот таким образом они присоединились друг к другу,  сформиро-

вали единую систему знакового обозначения  действия,  они  начинают

достигать результата.

  В чем здесь проблема ? - Если вдруг первый забыл, что такое "А" и

на "А" делает то же самое , что на "Б", то второй должен у себя все

это - " ЧЩИК " - переключить и сформировать такую  систему  команд,

какая есть в голове у первого, потому, что тот результата не видит.

  Управленец поведением должен быть более гибок.  То есть , если ты

даешь сигнал и на этот сигнал дается неправильное  реагирование, то

ты должен изменить свой сигнал. Результатом управляешь только ты.

  Дальше. Если мы сейчас введем сюда мешающего, и мешающий тоже бу-

дет давать знаки - какие-то тоже звуки простые, то он конечно будет

мешать.  Но только в том случае, если второй не сформировал системы

своего стиля  управления,  который нельзя скопировать.  Понятно?  -

Скопировать стиль нельзя.

  ... Я подхожу,  я пытаюсь даже к интонации голоса присоединиться,

но все равно, он говорит так необычно, что первый понимает, что это

он говорит, а это я.

  Задача мешающего:  присоединиться так,  чтобы первый не понял кто

же все-таки его руководитель.

  Но для руководителя становится ясно,  что нужно иметь свой стиль,

который будет  хоть чем-то,  но незаметным отличаться от стиля дру-

гих. Иначе управление во внутрь не пойдет. То есть если своего сти-

ля не построишь, по своему стилю не построишь отношения с подчинен-

ным - твое руководство могут перехватить.

  Так. Понятно, да ? - Они тренируются таким образом, отрабатывают.

  Так. ВТОРОЙ уровень.  Ну,  сам вот этот человек, руководитель, он

является руководителем среднего звена.  У него есть свой  руководи-

                              - 174 -

тель. Вот сам этот человек,  он по своей "входной системе" - кинес-

тетик. Он не понимает слов,  он не понимает визуальных образав.  Он

только кинестетик.

  Тоже отрабатывается система сигналов.  Дается новый сигнал, смот-

рится реакция.  Любой  сигнал - смотрится реакция.  Оба запоминают.

Притом этот запоминает,  что вот этот удар - вот столько вперед,  а

этот должен запомнить, что вот этот удар - это 2 см. вперед.

  Кто должен знать,  что при опускании пальца вниз, палец идет чуть

ближе к себе, чем вертикально ? - Только он .

  Кто должен гибко измениться, если второй все перепутал ? - Конеч-

но третий. То есть руководитель должен быть гибче всех вот этих фа-

ланг. Дал сигнал - он не выполнился -  измени  сигнал.  Ты  виноват

сам. Результат видишь только ты. Тебе сверху виднее.

  Обязательно нужно иметь систему сигналов  на  все  случаи  жизни.

Вдруг вы уже подошли сюда,  а монета переместилась вон туда.  А ко-

манду вверх вы еще не отработали. Очень низко идти - можно рискнуть

ткнуть пальцем.  Поэтому нужно уметь еще и вверх ходить тоже. Отхо-

дить нужно уметь тоже.

  Здесь вот мы поставим мешающего.  и мешающий начнет присоединять-

ся, где будет делать такие же сигналы,  а потом он уйдет в сторону.

А еще  хуже,  если  он будет вести по спине,  третий будет вести по

спине вот так,  пальцем, а я присоединюсь, пойду вместе с ним и по-

том мы  разойдемся ...  Второй никогда больше не определит - кто им

управляет: мешающий или его собственный руководитель.

  Задача руководителя - иметь свой стиль.

ТРЕТИЙ этап.  А теперь нртмальная управленческая ситуация. Руково-

дитель управляет процессом через  посредника.  Но  он  должен  быть

вдвойне более гибок.  Потолму,  что здесь большая вероятность того,

что они что-то забудут,  перепутают. Если вдруг, что-то они забыли,

перепутали и  на мой сигнал "А" - конечный результат вот туда,  мне

не нужно разбираться как они запутались.  Мне нужно теперь дать но-

вый сигнал,  чтобы получилось движение вперед.  Если я буду разби-

раться что там между ними происходит,  я запутаюсь.  Управление  по

пртоцессу не эффективно.  Я все время буду тратить на выяснение ме-

лочей, которые в результате не имеют никакого отношения.

  Управление по  процессу не эффективно совершенно.  Это управление

только по результату.  Я вижу желаемое  состояние.  Вижу  настоящее

состояние и сторою траекторию,  которой надо идти.  Говорю "А" - он

двинул вперед, говорю "А" - он двинул вперед. Говорю "Б" - он вмес-

то того,  чтобы пойти вниз,  двинул в верх - ага, - новый знак "К",

он такого не знает - делает новое движение.

  Теперь смотрите,  если  мы сюда ставим пару мешающих - этот гово-

рит, а этот трогает - вот это нормальная управленческая ситуация. С

искажениями информации. Искажение управленческой информации, непра-

вильное понимание,  много ачальников.  Есть директор, есть профком,

есть партком ... Вот они вдвоем и стучат. Вроде бы и слушать не на-

до но отвлекают.

  То есть это тренировка этого третьего. Хорошая игра.

  Очень важно, чтобы человек, сидящий в этой позиции / 1 / действи-

тельно был аудиалистом. Вы поймете, что здесь от перемены мест сла-

гаемых сумма меняется. Если он по своей сути аудиалист, то он хоро-

шо сидит в первой позиции,  если кинестетик,  то во второй. Если вы

кинестетика поставите вот сюда, то он будет работать неэффективно.

  ВОПРОС : - А руководителем как ? Кем лучше ?

  - Здесь я не знаю,  потому,  что он ...  у нас есть более сложные

модели для игры.  Тогда руководитель же он тоже получает информацию

                              - 175 -

через посредников снизу.  то естоь когда есть еще одна цепочка  ...

которая ему сообщает - куда руководить.

  У нас есть еще одна модель, третья. Но более сложная. - Руководи-

тель снимает  срезы результата и настоящего состояния не через каж-

дую секунду - он видит их через какие-либо  интервалы  по  отчетам.

Поэтому  мы  ...  сложная модель ...  Он стоит минуту там или через

каждые там 15 секунд он может открывать глаза : РАЗ - отркрыл, уви-

дел, закрыл. Открыл , увидел, закрыл. - Остальное время он дает ко-

манды вслепую. То есть отчет-то он получает только раз в месяц.

  Вот действительно,  вот  оно упражнение управления по результату,

не по процессу: что между ними там , как ...

  Каким образом мы будем соревноваться ? - У нас это будет 5-й все-

союзный чемпионат по "ЖУЖЖАЛКЕ". Играем мы в нее с 1988 года.

  Давайте сделаем так.  У нас будет модель такая:  с открытием глаз

через каждые 15 секунд.  Открывает глаза естественно только третий.

Значит что еще .  Мешающих будем ...  ? - Будем. Дальше. Всесоюзный

рекорд по нашей игре, без договоренности, сразу тройкой : 42 секун-

ды.

  ... Да, я тут вспомнил, - девочки уши закройте , - анекдот просто

вспомнил, связанный с амонимом :

  - Ты свою любовницу утром будишь ?

  - Буду.

  АМОНИМ ! ... Ну, ладно ...

                              - 176 -

  Эта процедура является переходной к завтрашней процедуре. Сегодня

мне хотелось бы, чтобы вы - поговорили со своим подсознанием.

  В чем будет заключаться процедура, которую мы сейчас проведем?

  Она будет  не настолько большая,  но тем не менее она вас многому

научит. ...

<< | >>
Источник: АНДРЕЕВ ИГОРЬ ЮРЬЕВИЧ ("БОРИС").БЕЗДЕНЕЖНЫХ ВИТАЛИЙ ПЕТРОВИЧ ("БОГДАН"). ИМИДЖ - КОНТАКТ. НОВЫЕ ПОДХОДЫ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ  ( СТЕНОГРАММА СЕМИНАРА ). 1990

Еще по теме ЭФФЕКТ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ:

  1. 15.2. Гипотеза эффективности финансового рынка
  2. 15.4. Тест на включение новых активов в эффективный портфель
  3. Повышение эффективности.
  4. ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Л О КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ: БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.
  5. 4.5. Рабочая программа курса «Технологии оценки эффективности социально-экономических проектов и программ»
  6. V.2. Антропогенное изменение климата и его последствия 2.I. Парниковый эффект
  7. 2.7. Эффективность бытового потребления воды[*]
  8. Власть и эффективность
  9. Создание системы эффективного взаимодействия
  10. I. Психологические условия эффективности боевой подготовки.
  11. ЭФФЕКТ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
  12. 14.1. Основные принципы определения эффективности сертификации
  13. 14.2. Основные источники эффектов и показатели расчета эффективности сертификации
  14. 2.1. Характеристики и эффективность игровыхинтерактивных технологий
  15. Глава 6 Квантовая механика:принципиальная неопределенность,главные неопределенностии соотношение неопределенностей
  16. БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ РЕАЛЬНОСТИ И БОЛЕЕ УДОБНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С НЕЙ
  17. Квантовые размерные эффекты
  18. 10.8. Крутое восхождение неэффективно
  19. 2.2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕСТРУКТИВНЫХ КОНФЛИКТОВ В КОЛ-ЛЕКТИВЕ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАЗ-ВИТИИ САМОУПРАВЛЕНИЯ
  20. 3.9. Манипулирование негативной прагматикой как эффективный способ воздействия на адресата