<<
>>

МЕТОД ЗАЦЕПОК.

  Кроме метода связок ,  который мы сейчас прошли ,  существует еще

метод , как связками запомнить числа . Этот метод называется "метод

зацепок". Его тоже многие наверное знают , но я давайте в кратце вс

еже расскажу его .

  Принцип тот же :  каждому числу ,  каждой цифре ( в зависимости ,

конечно от потребностей человека - кто много чисел запоминает , ему

приходится запоминать, формировать себе список до ста ,- от единицы

до ста ...  запомнить такие вот образы ),  каждому числу , ставится

соответственный образ - раз и на всегда .Числу , ну и цифре .

  Сейчас я скажу принцип .  Принцип простой .  Ну ,  сначала с цифр

начнем .  Если ШЕРЕШЕВСКИЙ запоминал числа , как образы людей , ко-

торых он помнит , то , здесь предлагается несколько другой прием.

  Каждой цифре ставится в соответствие одна согласная буква:

  0 - Л ; 1 - Н ; 2 - В ; 3 - Р ; 4 - Ч ;

  5 - П ; 6 - Ш ; 7 - С ; 8 - М ; 9 - Д ;

  Ну принцип такой: от 0 до 3 , и 8 - последняя согласная слова;

                    от 4 до 7 , и 9 - первая согласная слова.

  Иначе будут повторяться!

..ноЛь..одиН..дВа..тРи..Четыре..Пять..Шесть..Семь..восеМь..Девять.

  Фактически тем, кто мало запоминает  ,..уже этого достаточно....

  Любое число  тут  же  превращается ....Из этих согласных,  теперь

можно добавляя гласные , можно составлять слова , которые легко за-

помнить.

  Ну например... 2 8 - 7 5 - 6 7 ...

                 в м   с п   ш с ...

             вымя сыпь(сип) ишиас ...ну вообще образ достаточно ин-

тересный: "ВЫМЯ покрылось СЫПЬЮ, когда заболело ИШИАСОМ !"

  Если скажем это телефон сапожной мастерской, вы представляете са-

пог и связываете в мультик...Все теперь начиная с сапога по мульти-

ку всегда можно вспомнить этот номер.  А по этому мультику выйти на

сапог, и вспомнить чему он соответствует.

  И поэтому каждое 6-значное число представляется потоком 3-х обра-

зов, ....если есть какой-то символ у этого числа...то фактически вы

знаете к чему это число относится. Иначе просто быдет помниться те-

лефон, и не будет помнитться к чему?

  Ну например...12-значное число,  это фактически 6 слов  ..Давайте

                              - 65 -

попробуем....

  3 7 6 3 1 5 3 7 4 2 6 4...Роса-шар-анапа-роса-чив-ишачий...

  Теперь давайте  прикинем  вот  как...А  как запоминать двузначные

числа, чтобы постоянно не связывать?

  Вот есть  Таблица связок,  зацепок - двузначных чисел.  Из тех-же

самых согласных...Уже подготовленные слова . Этот список достаточно

2-3 раза  прочитать,  и  потом  на  эти  согласные он у вас и будет

всплывать.

                    ТАБЛИЦА МЕТОДА ЗАЦЕПОК

  0 - иЛ       10 - НиЛ     20 - ВоЛ     30 - оРеЛ      40 - ЧеЛо

  1 - Ной      11 - НеоН    21 - ВиНо    31 - РаНа      41 - ЧаН

  2 - Вой      12 - НиВа    22 - ВиВа!   32 - РоВ       42 - ЧиВ

  3 - аРия     13 - НоРа    23 - ВаР     33 - РуР(шахта)43 - ЧиРей

  4 - оЧи      14 - НоЧь    24 - ВеЧе    34 - РеЧь      44 - ЧаЧа

  5 - Па(балет)15 - аНаПа   25 - ВыПь    35 - РеПа      45 - ЧП

  6 - уШи      16 - НиШа    26 - ВоШь    36 - оРШа      46 - ЧаШа

  7 - уСы      17 - НоС     27 - ВеСы    37 - РоСа      47 - ЧаСы

  8 - яМа      18 - НеМой   28 - ВыМя    38 - РоМ       48 - ЧуМ

  9 - аД       19 - аНоД    29 - ВоДа    39 - РаДио     49 - ЧаД

50 - оПаЛ     60 - ШиЛо    70 - СоЛь    80 - МыЛо      90 - ДуЛо

51 - ПеНь     61 - ШиНа    71 - СоН     81 - МиНа      91 - ДНо

52 - ПаВа     62 - ШоВ     72 - СоВа    82 - МяВ(кот)  92 - ДиВо

53 - ПаР      63 - ШаР     73 - СоР     83 - МоРе      93 - ДаР

54 - ПеЧь     64 - иШаЧий  74 - СеЧа    84 - МяЧ       94 - ДаЧа

55 - ПаПа     65 - ШиП     75 - СиП     85 - МиоПия(оч)95 - ДеПо

56 - ПаШа     66 - ШиШ     76 - СуШь    86 - МыШь      96 - ДуШа

57 - ПеС      67 - иШиаС   77 - СоуС    87 - МяСо      97 - ДоСье

58 - ПиМы     68 - ШуМ     78 - СоМ     88 - МаМа      98 - ДоМ

59 - ПяДь     69 - ШэДоу   79 - СоДа    89 - МоДа      99 - ДуДа

               (герой Ч.Чаплина)                       100 - НеЛЛи

   Вот и весь принцип...

  Если первый метод назывался "методом связок",  то этот  -  "Метод

зацепок". Т.е. вы зацепляетесь за каждое число буквой. Букво - сло-

во.

  Дальше. Как запоминать список предметов по порядку, с номерами?

  0 - комар

  1 - дом

  2 - стол

  3 - яблоко

  4 - рама

  5 - магнитофон

  Если запоминать по "Методу связок",  то вам придется прослеживать

всю цепочку и считать каждый элементик. Тут можно ошибиться.

                              - 66 -

  Но можно сделать все достаточно очень просто:

  -Слово, которое соответствует 0(иЛ),..-комар.  Ил-комар.  Из  ила

вылетает огромный-огромный комар...

  - 1(Ной). Дом - Ной. Ноев ковчег....

  - 2(Вой). Стол воет.

  - 3(Ария). Яблоко поет арию...

  - 4(Очи). Рама..Ну,..очки в виде рамы.

  - 5(Па). Магнитофон...Кто-то под магнитофон танцует Па.

  ............и т.д.

  Все. Теперь  вы  уже  можете  по  слову вспомнить:-Магнитофон?  -

- Па!...Яблоко? - Ария (И тут-же возникает число 3).

  И по числу тут-же возникает образ слова.  Потому, что они парами,

в связках.  Если в "связках" мы опоследавательно цепляли,  то здесь

парные связки!

  Если вам  нужно  назвать:"Что  там  было  под  номером  4?"   ...

Очи..-Рама! Все. А если "рама", сразу вспоминается парный связаныый

символ. Фактически в любом месте вы можете по номеру сказать слово,

а по  слову номер.  И так ведь можно не только до 10,  так можно по

всему списку...Т.е. до 100.

  Во второй сотне ,  там сложнее,  ..но там каждый придумывает свои

приемчики. На разном фоне,  с разными объектами...Скажем  в  первой

сотне персонажем мультфильма был НОЙ (1-Ной)...А во втором  ...ВИЙ.

  Фактически вы уже не перепутаете. Вы же не перепутаете свои муль-

тфильмы с "Том и Джери" и "Ну погоди!".  Тем более,  какая разница,

какой длины?

  Принцип понятен?

  Теперь нужно потратить неделю,  для того,  чтобы быстро научиться

связывать ...ну и развить фантазию!

  Только-что вот здесь проходил семинар и вот там...я список запом-

нил...А они спрашивают:"Ну скажи,  как ты его запомнил?" Ну я расс-

казываю тот мультфильм, который у меня быстро построился...

  А там  были  представители бизнеса Новосибирского..У них рот отк-

рылся..! (Обычно рот открывается  от  того,  что  человек  запомнил

столько слов!  А  у  них..)  О..!  "  А как ты это смог сфантазиро-

вать?!.. Вот там у тебя фантазии хватило вот здесь связать вот так

-вот!!" ...Может быть действительно им трудно ,  со счетов -и сразу

фантазировать!

  Я вспоминаю  один  случай из жизни, который характеризует ограни-

ченность их подхода.  Стаю в кооперативном магазине за  колбасой.На

талоны не  хватает ,  вы сами знаете.  Очередь подходит.  Продавщи-

ца..женщина такая - все при себе.

  К ней подходит другая продавщица..про нас , про очередь они вооб-

ще забыли,...они стоят и разговаривают:

  "Слушай, ты знаешь, я так расстроилась! Вот я думаю о судьбах мо-

лодежи ....Я думаю о судьбе молодежи ...Еще-ж совсем молодые, а от-

куда  у них столько денег?..Я не могу.  Я так расстроилась сегодня!

Ты знаешь? В 12 ночи стук в дверь. Открываю дверь стоят 2 пацана.Ну

наверное лет 27...  Стоят 2 пацана...вообще,  откуда они деньги бе-

рут?..Пацаны-ж совсем!...Нечестным путем заработали , нечестным!...

Говорят - Тетка,  продай два видеомагнитофона!-...Я им говорю - Ре-

бята ,  откуда у вас столько денег?  Вы наверное заработали их  не-

честным путем?..

  ..Я им мораль прочитала. Они конечно все поняли! Ну куда молодежь

идет?....Я им конечно ВЫБРАЛА, ЧТО ПОЛУЧШЕ! ...."

  Главное, что до этого все шло нормально.  Я думаю:"Ну надо-же,пе-

реживает!"...Со своих стелажей видеомагнитофонов, которые у нее для

продажи стоят,  она выбрала,  что получше ..В  12  ночи  неожиданно

                              - 67 -

пришли 2 парня покупать видеомагнитофон! Представляете?

  Поэтому эти фантазии мои, им действительно были непонятны!

  Вот в этом плане,  что касается эйдетической памяти, наверное са-

мым интересным  феноменом  в  истории  20 века был человек по имени

Сальвадор Дали..

  Дело в  том,  что..вот  тот  метод  живописи,  который он предло-

жил,..пока повторить никому не удается. Не потому, что ни у кого не

хватает техники,  ..Не  у кого нет такой стратегии мышления,  как у

Сальвадора Дали.

  Метод, которым  он  пользовался  внутри  себя,  называется "Пара-

нойе-крититческий метод".  Есть попытки сейчас у многих  художников

делать какие-то графические многозначные изображения...

  Но ведь то,  что делал Дали,  это не просто  двойные  графические

изображения! Вспомните его портрет Волтера!  ..Забыть такое нельзя.

Кто хоть раз видел портрет Вольтера Дали,  тот помнит,  что  издали

это портрет  Вольтера,....причем  очень чистенький,  очень аккурат-

ный, без всяких там искажений...А когда  подходишь  ближе..  -  это

толпа людей.

  Для того, чтобы это рисовать, нужно настолько ярко образно предс-

тавлять себе все полотно издалека,  и каждую мелочь,...сразу однов-

ременно! Тоже самое,  как - существуют 2 изображения, большое и ма-

ленькое. Рисуешь    черточку,   ..видишь   как   оно   на   большом

изображении,..и видишь как оно издалека!

  Так вот  у  Сальвадора Дали было как раз такое зрение!  Он рисует

картину..а рисовал он очень быстро...(Сколько  он  нарисовал?  5000

картин. Да? 5 тыс. картин, и при этом еще написал 28 книг.)..

  При этом он еще и много путешествовал.  Ну это понятно. Его прин-

цип жизни - "Чтобы ни один день жизни не повторился еще раз!"

  Он прожил наверное действительно самую яркую жизнь в истории...во

всяком случае 20-го века.  Ни один день у него не повторялся.... Но

если-бы он жил одинаково,  у него-бы фантазии не хватило нарисовать

все то, что он нарисовал.

  Чтобы что-то нарисовать, надо хотя-бы сначала придумать!

  Не случайно вот эту фразу, которую он постоянно говорил:"Я не по-

нимаю, что критики меня оценивают,  и говорят о чем я рисую...Я сам

не знаю, что я рисую !"

  У него появляется образ, и фактически он его проецирует на полот-

но...и обводит  краской.  При этом он постоянно включает мониторчик

внутри себя, ..- как это выглядит издалека? Каждый раз .

Каждый ма-

зок он видит здесь, и видит издалека.

  Как в телевизорах некоторых западных  есть...Нажимаешь  кнопку  и

сразу видно ,  что показывают по другому каналу? Маленький монитор-

чик - ЧТО показывают по другому каналу.

  Так вот он это мог делать постоянно. Фактически он имел 2 изобра-

жения.... В картинах  во  многих,  кроме  фотографической  точности

изображения,..(а он  ни  с чего никогда не срисовывал,  т.е.  он не

оказался Глазуновым,  который просто перенес картинки,  и сложил их

вместе)..он...у него фантазия рождала образ ,...он этот образ очень

четко, цветно,  ярко видел,...и с фотографической точностью он  все

это перерисовывал.

  Притом это можно делать,только если просто проецируешь  изображе-

ние на эту картину, и уже просто обводишь то, что видишь...В разных

ракурсах, поворотах..У него очень хорошее пространственно воображе-

ние...

  Так вот то,  что он сделал в своем особняке под Мадридом, то тоже

кроме него повторить никто не смог бы!

                              - 68 -

  Там при входе в его зал , холл, ..висит портрет Галлы , его жены.

Портрет из  маленьких шариков на тоненьких ниточках...цветных шари-

ков на тоненьких ниточках.  Мало того, что когда входишь - это объ-

мный портрет Галлы,...этот портрет сохраняется портретом Галлы, да-

же когда поворачиваешься и смотришь с другой точки.

  В каждой точке - изображение.

  Понимаете..когда вешаешь  эти  шарики...это  нарисовать   заранее

невозможно. Это   можно  только,  когда  вешаешь  шарик,  представ-

лять:"Как это выглядит оттуда?..И оттуда...И оттуда!" Это мог толь-

ко он.

  Но это уникальный случай эйдетики с представлением, с конструиро-

ванием изображения  с  разных точек.  Ну...слава и авторитет Дали ,

...я думаю заслуженны!

  Так. Ну теперь вот , чуть-чуть об Аутотренинге....

  Мы с вами пройдем, наверное, завтра-послезавтра - ЧТО ТАКОЕ ЙОГА?

  А вот ,  что такое аутотренинг?...Здесь очень просто.  Это трени-

ровка конструирования в какой-то Модальности (чаще всего в КИНЕСТЕ-

ТИЧ.МОДАЛЬН.), - образов заведомо заранее заданных мною. Т.е. я хо-

чу получить  расслабление  и  для  этого  я должен это расслабление

почуствовать.

  -Я хочу расслабиться,....и т.д....

  Но у  каждого  человека  будет...в  зависимости  от  его  Страте-

гии,...будет свой подход к аутотренингу. Скажем, типовая методика ,

Шульцовская,...с внушением...т.е.  МАНДРИЧЕСКАЯ техника аутотренин-

га...

  Как в йоге мандрическая медитация есть..Т.е. мандрическая, симво-

лическая медитация....Так вот,  при мандрической медитации накручи-

ваешь Мандру,...а йоги эту Мандру накручивают до тех пор,  пока Ба-

зальные Гангли (подкорка), не начинает эту Мандру говорить сама. Т.

е.  ты сам уже не думаешь, а язык внутренним голосом эту фразу пов-

торяет.

  И когда он уходит в транс. Он то сам в гипнозе, а губы внутренним

голосом эту фразу говорят.  Фактически тоже самое, что если-бы дру-

гой человек тебе говорил формулу внушения.  Т.е.  ,  это  гипноз  с

программой , которую ты сам себе запустил. Магнитофонов тогда небы-

ло, вот он этого так и добивались. Сейчас можно сделать проще.

  Так вот.  Шульцовская методика основана на внушении фразами. И не

у всех эта техника получается.  Кто занимался  по  методике  Шульца

помнят, что достаточно много людей в группе, у которых не получает-

ся. И не совсем эффективна эта методика.

  А методика  ,  скажем,  Линдемана...-  она методика для визуалис-

тов.Для людей,  у которых поисковая система Визуальная. Потому, что

он начинает не с внушений. Он начинает с образов.

  Самое интересное,  что у тех ,у кого не получается  по  Шульцу..-

получается по  Линдеману.И наооборот.  ...Потому,  что если человек

Кинестетик по поиску - ему уже ничего это все не надо. Он конструи-

рует поиск своего ощущения,  просто по эмоциональным переживаниям в

какой-то ситуации.  Он  вспоминает  какую-то  ситуацию...и ощущения

пошли. Через ощущения он вызывает всю информацию.

  Так вот. Человеку, у которого первый этап Визуальный,...бесполез-

но говорить:"Скажи себе фразу - У меня рука  чуствует прикосновение

                              - 69 -

ваты!".

  Присоединение к поисковой ведущей системе:"Представь себе,  что я

к тебе  подхожу  и  несу кусок белой прозрачной ваты.  Я беру кусок

подношу к твоей руке...и ты видишь,  как кусок этой  ваты  касается

твоей кожи."....И вот в этот момент он говорит:"О! Теперь почуство-

вал!".

  И говорить,  что:"Говори себе..., что прикосновение к коре дерева

- вот такое ощущение шероховатости.."...Нет!

  .."Представь себе  белую  березу,с изветвленной поверхностью.  Ты

подходишь к ней и видишь, как ты подносишь руку..Ты касаешься.."

  И он говорит:"Вот теперь чуствую!". А до этого ему долго-долго не

удавалось этого сделать.

  А для человека с поисковой АУДИАЛ.МОДАЛЬН. - конечно нужна Мандра.

Много раз повторить -значит вызвать ощущения...

  Фактически в Аутотренинге - это тренировка  ярких кинестетических

репрезентаций (2-го этапа),через свою поисковую систему.  Вот это к

сожалению очень многие не понимают.

  Тренировка репрезентации в КИНЕСТЕТИЧ.МОДАЛЬН. через свою поиско-

вую систему! Понятно? Вот и все.

  Теперь вот,  несколько упражнений,  которые  ...ну  мне  кажется,

очень полезные для тренировки визуализации и аудиализации.

  Упражнения для Визуализации:

  1. Мне оно очень нравится. Оно называется "МУХА".

  Дело в том,  что остальные техники,  которые мы будем проходить -

они будут опираться уже на умение Визуализировать. В т.ч. и вот эти

мультики /Метод связок и зацепок - Ред./..их же  еще  надо  и  ярко

представлять!

УПРАЖНЕНИЕ 2.3. "Визуализация: МУХА".

----T---T---T---T---T----  Так. Посмотрите сюда внимательно.Закры-

¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    ¦ли глаза.Сейчас я буду управлять "мухой".

+---+---+---+---+---+----+ходит она одним шагом.  Когда "муха" вый-

¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    ¦дет за рамки квадрата -тихо поднимите ру-

+---+---+---+---+---+----+ку.

¦   ¦   ¦   ¦ * ¦   ¦    ¦Вверх, вправо, вверх, вправо, вниз, вниз,

+---+---+---+---+---+----+вниз, влево, вверх, вверх, вверх, влево,

¦   ¦ А ¦   ¦   ¦   ¦    ¦вверх...О!...

+---+---+---+---+---+----+  Так. Ну..просто, да? Согласитесь, чтобы

¦   ¦   ¦   ¦   ¦ Б ¦    ¦держать этот образ , крутить "муху"..нуж-

L---+---+---+---+---+-----но решетку  "Взять  к  себе" и видеть где

   ( * - муха )           она находится.

  Дальше..../Размеры квадрата  увеличиваются  с  5-ти  до 8-ми кле-

ток,...и аналогично отрабатывается упражнение - Ред./

  Дальше..../ В этот-же квадрат вставляются 2 мухи. А и Б. Управле-

ние производится поочередно на каждом шаге -  Ред./..Поехали! Когда

А выходит  -  правая  рука  поднимается...когда  Б  - левая,...если

пересекаются - вместе....

  Так. Увидели где? Поехали !

А -вверх, Б - влево; ..А - вверх, Б - влево;../ т.д. в таком поряд-

ке - Ред./..Ну понятно?

                              - 70 -

  Дальше.../Восмиклеточный квадрат преобразуется в куб - Ред./...

Появились еще  изменения  - вперед-назад...Если я говорю:"Вперед!",

то она с поверхности уходит туда внутрь...В первую  коробочку.  Она

сейчас сверху. Если я говорю:"Вперед!",-она появляется в первом ку-

бике...Еще вперед - во втором,  еще вперед - в третьем..и т.д...еще

вперед - она выходит на поверхность с той стороны!

  Если ее уводить вправо, то она окажется на правой стороне куба.

  Ну и дальше тоже все просто. Ловушка делается здесь на поверхнос-

ти и одна ловушка там, где-нибудь внутри. И все.

  Понимаете...Едете в   трамвае   -  и  гоняете  "муху"!  ...Можете

2-3..можете 5.  Когда через 3,  через 4 перейдете - тогда вы просто

будете их видеть. там уже не важно сколько..Вы просто их видите.

  Вот после трех уже можно в "слепую" играть в шахматы.

  Дальше. Следующее упражнение....Ну..мне  нравиться  оно.  Хорошее

упражнение.

  Упражнение на тренировку слуховой памяти.

УПРАЖНЕНИЕ 2.2 "СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ".

  Я уже его вам показывал. Идете по улице и сами себе наугад, глядя

куда-то говорите  фразу:"  2 + 5 + 7 + 3 - 8 + 12 + 14...".А теперь

быстро посчитайте!  Вам придется вспомнить то,  что только-что себе

сказали. Если  Визуалист - вы их будете рисовать...Но!  Если будете

при этом куда-то смотреть..что-то рассматривать - у вас это не  по-

лучится. Поэтому вам придется вспомнить.

  Понятно упражнение?

  Т.е., наговорили  случайную  комбинацию  вычисления,  а  потом ее

вычмсляете. Наугад наговорил..а потом,  через  несколько  секунд  я

должен это вычислить. Я должен  вспомнить - что я наговорил...

  Следующее...

УПРАЖНЕНИЕ 2.4. "Визуализация: СПИЧКИ".

  Спички есть у кого-нибудь?....

  Тоже очень удобно. Даже некурящим рекомендую носить спички в кар-

мане....

  Раз, два, три.../Бросает спички на стол - как упадут  -Ред./

  Дело в  том,  что  расположение  спичек  - как они лежат головка-

ми...сфотографировать, запомнить и нарисовать в голове  ...-  очень

хорошо тренирует Визуальную память.  Можно проверить. Нарисовать на

листочке и потом сверить с теми, что лежат. Понятно!

  На этой неделе делаете 4 спички, на следующей 5, на следующей 6..

  У меня один ученик дошел до 54-х...Это упражнение  я  придумал  в

1980 году. С тех пор его прошло несколько тысяч человек.

  Бросаешь спички и фиксируешь расположение головками...

  Притом кроме-как  Визуальной  памятью,  ты больше никак не запом-

нишь. Логика здесь не поможет.

  Следующее упражнение...

УПРАЖНЕНИЕ 2.5."Визуализация: КРЕСТИКИ-НОЛИКИ".

  Сидят 3 человека..Двое играют в крестики-нолики, а третий, факти-

чески, для контроля. Но только ..- они ничего не рисуют....

  -А-5 - крестик.

  -Б-7 - нолик.

  Третий рисует,  чтобы потом они не подрались..А то бывает,  что у

каждого картинка разная. Понятно? Единственно - чтобы они нарисова-

ли для себя одинаковую таблицу,  а дальше  начали  чертить  крести-

ки-нолики. Можно и в "морской бой".

                              - 71 -

  Так . Следующее упражнение..

УПРАЖНЕНИЕ 2.6 "ШТИРЛИЦ".

  Вот его-то  мы будем с вами тоже на экзамене делать.  Тренируется

команда из 3 человек...Условия такие:

  -На простынь,  ну  или  на  стол,  какую-то  ограниченную поверх-

ность,кладется 20 предметов.  И вот  эта  команда  раскладывает  20

предметов - блокноты,  ручки, карандаши,- все, что хочешь. ...Приг-

лашает на 3 минуты вторую команду, чтобы та встала и все это запом-

нила. Потом  эта вторая команда уходит ...И первая команда перекла-

дывает предметы...Меняет местами,  меняет страницы,ну...что  только

можно изменить. Необходимо сделать 10 изменений.

  ...Да.Поменять местами считается двумя изменениями. Потому, что 2

предмета я запомнил - этот здесь, а этот здесь...

  10 изменений, но! Единственное допущение, что ...если вы поверну-

ли, то считается поворотом , только если не менее 30 градусов.Иначе

можно сдвинуть случайно...

  И вторая  команда,  когда  приходит - должна все эти 10 изменений

найти. Сколько нашла - столько баллов получила.

  И каждая команда другой делает такую задачу и вторая ее выполняет.

  Время?...Решить, скажем, в течении 5 минут....И вот от каждой ко-

манды нужна тройка для этих соревнований.

  Вот когда-то я такое упражнение дал группе ребят, которые живут в

Запорожье..(И вот сейчас в Ростове они уже работали инструкторами..

Они проходят уже 4-й уровень подготовки..)..Так вот,  когда я прие-

хал в  Ростов - я не ожидал - они подготовили своих Запорожских ре-

бят по "Штирлицу"...Это фантастика! 30 предметов, 40 изменений! Это

надо видеть! Это то же самое, что и 50 спичек.

  Теперь я  хочу рассказать один прием,  который очень помогает при

тренировке памяти.

  Но прежде,  чем о нем рассказать - вот еще что:  ..Я считаю,  что

каждому из вас память нужно тренировать только в том объеме,  в ко-

тором он ее использует. Культуризм в этом плане совершенно не нужен.

Есть методы мобилизации памяти (типа "Метода связок"). Понятно!Если

надо будет  ,  применишь  метод..и запомнишь.  Но тренировка памяти

просто так,  вот механическим изучением стихов -  я  считаю  -  она

просто вредна!

  Если вам не нужна очень сильная Визуальная  память,  для  работы,

для увлечений...А если она нужна, она и так формируется постоянно..

Т.е. вы можете помочь себе достичь  того,что  вам  нужно...Это  все

равно атрофируется...А  если не используется - будет тем балластом,

который будет только мешать.

  Дело в том...Не забывайте, что есть такое диалектическое противо-

речие: Гибкость мышления - хорошая память.....

ВОПРОС: А для чего нам нужны эти упражнения?

  ..Извините. Если вам не надо - я не навязываю вам эти упражнения.

Мы же с вами договорились, что мы здесь на тренинге учимся учиться.

Моя задача: показать вам все эти упражнения,  чтобы когда вам будет

нужно развитие памяти, по необходимости,...- вы смогли это сделать.

Для чего мы работаем здесь на тренинге? - Чтобы вы знали это.

  Сейчас мы должны это поделать чуть-чуть,  чтобы вы правильно нау-

чились это делать. Когда уедете - это ваше личное дело. Но я должен

дать вам выбор!

  Поэтому прошу вас помнить,  что гибкость мышления и память  -  на

разных полюсах! Те у вас, у кого хорошая память помните, что вы те-

оремы вспоминали.  А вот я никогда теоремы не вспоминал. Я их дока-

зывал. И мне кажется, что это тоже хорошо. Я просто их не помнил. У

                              - 72 -

меня не было такого выбора.

  Теперь о приеме, который помогает.

  Вот для  визуализации  я  вам очень рекомендую использовать ЛЕВУЮ

ЛАДОНЬ. Она всегда при себе. Светлая...Согласитесь! Где-то визуали-

зировать на  разных поверхностях - достаточно трудно.  Левая ладонь

всегда при себе,  ...и если вы правой пишете , то фактически вы мо-

жете информацию считывать с левой. ..Для левшей можно наооборот.

  Т.е., как-будто вы видете, как в телевизоре эту информацию.

  И вот  все,  кто  освоит этот прием - оказывается это очень удоб-

но.Фактически для него это такой условный рефлекс,  чтобы  на  руке

"пошли" картинки.

  -"Номер телефона вспомните?",- он у него ...здесь /на левой руке-

Ред./ всплывает. Не где-то там, ...а он уже знает, что визуально он

его увидит на руке.

  Второе, что я порекомендовал-бы вам.

  В тот момент, когда во время тренировок или в жизни вы вдруг ощу-

щаете, что вдруг вспомнилось то,  что забылось...- ущипните себя за

правую руку. Вот это ощущение:"О!Вспомнил!"....Через некоторое вре-

мя вы вот это ощущение легкости воспоминания будете вызывать просто

этим действием,  прикосновением. А потом ....четкость сразу повыша-

ется.

  У меня была одна девочка, в университете, в 87 году...Я тогда жил

в общежитии,  там-же  ,  где и мои ученики...Каждую неделю с 6 утра

начинались занятия...  И вот мы пол-года позанимались.  Я их научил

вот этим приемам... Они тренировались..

  А потом она приходит и говорит :"Слушай.Завтра у нас  экзамен  по

истории КПСС." Тогда был еще такой предмет. И говорит:"Завтра у ме-

ня экзамен...Я ничего не учила.."

  А я ей, так полу-в-шутку, полу-в-серьез говорю:"Ты иди..просмотри

учебник. А завтра вспомнишь!".

  ...Это вот напоминает анекдот про священника, который посоветовал

мужчине, у которого не получалось заводить мотоцикл,  вместо  того,

чтобы чертыхаться - сказать:"Боже, спаси и помоги!". Тот так и ска-

зал..Мотоцикл поехал! А священник:"Что за чертовщина?".

  Так вот  точно  так-же  получилось у меня тогда.  Я ей говорю:"Ты

вот...левая ладонь, првая рука..Мы проходили?" - "Проходили!" -"Иди

и делай!".- "Хорошо."...

  На следующий день не заходит. Ну, думаю, что-то плохо! Не сдала!..

Встречаю буквально через неделю. Говорю:"Ну Лен..Как ты сдала?".

-Ну как вы сказали..

-Как?

-Я дома посмотрела,  а пришла на экзамен и списала с  руки...Правда

учительница сказала,  что я сдувала, потому, что дословно несколько

страниц...

  Мне потом свидетели рассказали - что там было.  Он страницы пере-

ворачивала ...сдувала дословно...Притом,..все преподаватели думали,

что она списывает. Но когда подходили - ничего нет. Вот она сидит и

смотрит на левую руку...

  Я то ей в шутку сказал.Вы понимаете! ....

  Сам по себе этот прием ничего не дает, но когда постоянно исполь-

зуешь визуализацию на руке, то рука помогает визуализировать.

  А руку?...  Ну это якорь на то, что вот это состояние получилось,

вспомнил. Вот..на языке вертится, а вспомнить не могу. Вдруг вспом-

нил! /И сразу необходимо закреплять это состояние якорем - Ред./..

Вот в этот момент було какое-то облегчение вспоминания  в теле..вот

                              - 73 -

я его и  закрепляю...

  Вот это  все упражнения,  которые проходят по нашему сегодняшнему

тренингу.

Так. ТРЕНИНГ 2.

УПРАЖНЕНИЕ 2.1. "Выявление  стратегий ГСД" .

  Ну это понятно. Задаете вопрос человеку какой-то...

-Вспомни хороший день в этом году!

-Вспомни , где ты был 5 лет назад...

  Выявляете стратегию.  Рукой ее отражаете....И пытаетесь анализир-

товать: насколько это сопоставляется с предикатами,  т.е. с тем,как

он это рассказывает...и что вообще из себя представляет эта страте-

гия. Чем она может быть удобна или неудобна.

  Вчера делали?  Нет.  Мы вчера отражали Модальность и предикаты. А

сейчас необходимо не просто водить рукой,  а выявить 1-й, 2-й и 3-й

элемент. Найти поисковую, репрезентативную и оценочную системы. Все

три. Самое сложное - найти первое место.  Потому, что человек вспо-

миная информацию - постоянно по циклу ходит.Да? Т.е. получаетс, что

можно перепутать начало.

  Что первое? Курица или яйцо?....Откуда пошло движение?

  Ну вот хочу вам посоветовать сделать так: ..когда вы проследили и

увидели, что 3-х-звенная цепочка,..в тот момент,  после которого он

начинает говорить - это 3-й. ...И второй, если двухзвенная.

  Вы ему говорите:"Вспомни,  что ты делал в прошлом году  такого-то

числа?"...Раз, два,  три...Начал  говорить...Если  он вспомнил нес-

колько раз (циклов),  то он все равно после этого последнего  этапа

начнет.

  Но цепочка могла быть 2-х и 3-х звенная.  Т.е. он мог производить

оценку, а мог ее и не делать. Здесь уже следите по контексту.Если у

него ситуация выбора, оценки на правильность....больше-меньше, луч-

ше-хуже, правильно-неправильно...то будет оценочный этап.

  Если такой проблемы нет - проверки на правильность, оценки инфор-

мации,взвешивания ее,  анализа  ощущений  по  поводу правильности ,

верности и выбора этой информации,-тогда будет стратегия 2-х  звен-

ная. он третий этап не сделает.

ВОПРОС:А если сразу с оценки начинается?

  Нет.С оценки  начаться не может.  Дело в том,  что вы не вспомнив

этот день,  ...и не проанализировав,- что это был-за день?-  вы  не

почуствуете это ощущение. Вам же нужно его найти.

  Я поэтому и говорю,  что необходимо задать вопрос,  для ответа на

который нужно сначала найти информацию, а потом ее уже оценивать.

  Можно задавать уточняющие вопросы,для выявления оценочного этапа.

  Вот здесь  интересный  есть вопрос:"Как тебя зовут?" -"Вася." -"А

точно Вася?"...-"А как ты оцениваешь, что тебя зовут именно Вася?".

  Следующие упражнения мы разобрали..Единственное  НО!  Задача:  не

тренировать память...Задача - научиться тренировать память.

  Так..2.7"Метод связок". 4 принципа Гарри Лорейна.

  И 2.8. -  "Метод зацепок".

  Вот это восемь упражнений на второй тренинг.Дальше я  посмотрю  -

что там  и вам скажу.  Плюс вам дополняется еще и жонглирование,  и

команда на взаимопонимание.

                           - 74 -

                  

<< | >>
Источник: АНДРЕЕВ ИГОРЬ ЮРЬЕВИЧ ("БОРИС").БЕЗДЕНЕЖНЫХ ВИТАЛИЙ ПЕТРОВИЧ ("БОГДАН"). ИМИДЖ - КОНТАКТ. НОВЫЕ ПОДХОДЫ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ  ( СТЕНОГРАММА СЕМИНАРА ). 1990

Еще по теме МЕТОД ЗАЦЕПОК.:

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. КОСМОС ИСЛАМА
  3. ГЛАВА 6 Новгород
  4. МЕТОД ЗАЦЕПОК.
  5. 3. Сверхчувственное восприятие (СВ)