АНАЛИЗ ФОРМАТОВ ЖАНРОВЫХ ТЕЛЕПРОДУКТОВ
Особенности подготовки и производства жанровых программ к Структура и состав наиболее важных информационных выпусков * Анализ различных способов создания телесериалов, эстрадных и постановом- ных программ ш Основные механизмы запуска телеигр и reality show, технологии создания и изобразительные решения современных му^ зыкальных клипов и политической рекламы
Форматы информационных и аналитических циклов.
Наиболее динамично и прогрессивно создает форматы информационное телевидение. Работа с событийными сообщениями, формы подачи новостей и сенсаций неизбежно порождают конкуренцию между каналами. Интерес телезрителей к новостям поднимает информационные выпуски на самый престижный рейтинговый уровень, обеспечивает стабильность инвестирования. Вместе с оформлением изменились структура и содержание многих привычных телепрограмм. Сократились привычные блоки хозяйственной информации — новость стала новостью, она оперативна, правдива, хорошо подана. В то же время информация имеет сильную эмоциональную окраску, что было недопустимо для прежнего протокольного стиля средств массовой информации. Подобное изменение всего новостного поля событий стаю возможным благодаря многим положениям. Вместе с информацией из разнообразных источников па экране появились тысячи новых лиц — публичные политики, лидеры мнений, эксперты, культовые фигуры. Проблема создания собственной сенсации стала для нашего телевидения более актуальной, нежели отклик на события зарубежной жизни. Финансовые проблемы каналов, возникшие с утратой бюджетной поддержки, заметно изменили и структуру корреспондентского потока — исчезли привычные репортажи из ближнего зарубежья, так как сталю дорого содержать прежнюю широкую корреспондентскую сеть. Основное внимание уделяется лишь главным цеп- трам событий — Парижу, Лондону, Нью-Йорку, Токио. Изменились и журналистские формы освещения и оценки события — обращение к аудитории методами интерактивной связи стало основой для создания не только многих публицистических передач, но и информационных выпусков, таких как «События Время московское» на ТВЦ.
Подобный охват зрительского мнения в рамках одной передачи стал сопоставим чуть ли не с государственными референдумами.
Стало совершенно очевидно, что не только подача сообщения, но и уровень охвата событийной информации, широта корреспондентской сети и техническая оснащенность канала, оперативно представляющего самые важные события, оказывают решающее влияние на восприятие новостных потоков различной аудиторией. Характерной особенностью российского ТВ стало привлечение к экранной работе журналистской молодежи. И наоборот, в традициях ТВ США использование такого творческого потенциала мастеров журналистики, как, например, Ларри Кинга,
Если дециметровые каналы еще сохраняют в какой-то степени традиционные дикторские форматы с ограниченным иллюстратив- ным материалом, то острая конкуренция ведущих телекомпаний привела к тому, что базовые выпуски центральных каналов заметно улучшились благодаря внедрению новых информационных серверов, оперативному использованию компьютерной графики, широкому применению телемостов, органично вошедших в форматы телесообщений. Наиболее популярной формой новостного выпуска закономерно становится корреспондентский тип с разбивкой новостного потока на тематические разделы и введением рубрикаторов темы, т е. так, как это организовано в получасовых программах «Euronews». Рубрики федеральных каналов России насыщаются не только репортажны- ми видеоматериалами. Все чаще события иллюстрируются графическим макетированием, диаграммной иллюстрацией цифрового или статистического материала. Важным элементом подобных форматов являются журналистские расследования, представляющие собой остросюжетный новостной сериал. Сериалы на НТВ, посвященные «Русскому алюминию» и «Кремлевской водке», стали заметным событием в привычных для россиян информационных программах. Успех подобных новостных проектов объясняется тем, что если обычное информационное сообщение представляет собой достаточно сбалансированный отчет о событии, то в отличие от него журналистское расследование ставит целью убедительное доказательство правды. Ни в какой другой области тележурналистики так сильно не пересекаются различные правовые, этические и организационные вопросы.
Однако риск подобных проектов, как правило, окупается резким ростом рейтинга самой программы. Другим способом увеличения рейтинга является современный дизайн новостной передачи — хорошо поставленный дизайн рубрикаторов заменяет привычные литературные связки, усиливает конкретику восприятия текущей информации. Напротив, авторский тип программ с широким журналистским комментарием, пари гс го м прямой и опосредован пой информации, предложенный в 2000 I. на ОРТ, позволяет глубже сосредоточить интерес на ключевых проблемах дня Большое количество телемостов, вн\ь рикадровых бесед и экспертных опросов дает возможность оперативно формировать мнение знач тельной части телеаудитории. Подобный охва! информации позволяет не только констатировать и комментировать событие, развивается возможная динамика послед~ а вий, прогнозируются варианты результатов. Однако технология подобной замены десятков рспортажных групп сеансами спутников вой связи и организацией прямого эфира с различными ныосмейке- рами и репортерами экономически крайне невыгодна для каналов. Форматы прямой информации — видеозаметки и репортажи состав- ля ют значительную часть и традиционных информационно-анали- тических программ.
Техноло1ия информационного сервера, используемого при созда- нии новостных выпусков, представлена на рис. 4.1.
alt="Рис. 4. Схема работы информационного сервера" />
Рис. 4. Схема работы информационного сервера
Из поступающих сообщений профильные журналисты выбирают наиболее полный и качественный сюжет, при необходимости добавляют комментарий и литературные связки, меняю! концепцию и формат тложения и отправляют материал выпускающему релак гору. Тот устанавливает последовательность и объем новостною потока (расписание выпуска), а также решает, насколько материал готов для эфира. При необходимости материал перемонтируют в аппаратной монтажа и добавят архивные сюжеты. Комментарий выводится на видеосуфлср диктора, добавляются титры.
Отсутствие оперативной видеоинформации стараются компенсировать видеомакстированием событий средствами компьютерной графики. Студийный блок производства новостей представляет совокупность рабочих мест журналистов, объединенных компьютерной сетью, что позволяет резко увеличить творческие возможности информационной службы. Фактически в сервере реализуются две управляющие системы; первая отвечает за эфир и управляет оборудованием в соответствии с расписанием, полученным от компьютера выпускающего редактора, а вторая позволяет оптимизировать аппаратурные мощности и отвечает за работу7 с носителями и архивными фондами.История формирования новостных блоков на ТВ-6 в 1995 г. явилась поучительным примером, демонстрирующим стабильность информационных программ для любого канала. При создании ТВ-6 владельцы телекомпании сознательно ограничили сетку вешания набором популярных ток-шоу, что определенное время создавало успешные рейтинговые показатели, однако с начатом первой чеченской кампании массовый телезритель ушел с ТВ^б на другие каналы в поисках наиболее достоверных военных сводок. Именно в это время формировался позитивный имидж НТВ, а рейтинги канала ТВ-6, наоборот, стали стремительно падать: руководство вынуждено было срочно сформировать службу новостей в лице телекомпании ТСН.
Наиболее интересной инновацией информационного жанра следует считать программу неполитических новостей «Намедни» на НТВ. Концепция подобного проекта, охватывающая различные культурноисторические события, позволила органично перейти от еженедельной программы к документальным сериалам «Новейшая история» и «История Российской империи». Достаточно затратный проект «Новейшей истории» был связан с широким использованием массивов Документальных материалов. Постановочной инновацией стал и формат «Истории Российской империи»; в нем впервые была проведена столь масштабная структурная и стилистическая организация огромного объема исторического материала, документов, живописи, гравюр, эпизодов из 17 игровых фильмов, музейных и натурных съемок.
Вся реконструкция событий осуществлялась художником С. Шано-вичем средствами дизайна на полиэкране. Изображение, постоянно менявшее свои размеры и количество элементов в зависимости ог художественной необходимости, позволяло совмещать различные планы и ракурсы в едином формате. Таким образом, подобная инновация значительно увеличивала информационную емкость кадра и позволяла добиться необходимой динамики в документальном изображении, В процессе разработки телепродукта была создана четкая структура полиэкрана: прямоугольная сетка разбивала экран на шесть вертикальных частей и четыре горизонтальные, внутри которых и располагался монтируемый материал. А использование подвижного курсора-стрелки предлагало зрителю зримую ассоциацию телевидения и Интернета.
Форматы опосредованной информации. Как в информационном телевидении, так и в телепублицистикс широко встречаются форматы, использующие опосредованную информацию. Хорошо поставленный и аргументированный вопрос позволяет актуально представшь теле матер и ал в формате не только уличных опросов, но и студийных интервью с профессиональными ньюсмейкерами: публичными политиками, лидерами, государственными деятелями. Но следует отметить, что ежедневное цитирование практически всеми каналами ГВ высказываний из большинства интервью, проводимых для эфира в студии «Эхо Москвы», означает очевидный приоритет команды Алексея Венедиктова перед значительной частью тележурналистов. Высокий профессионализм общения, глубина и достоверность информации органично сочетаются в этой студии с подбором ключевых фигур и степенью их откровений,
Уличный опрос мнений является для большинства телерепортеров самым простым способом формирования событийного материала. Совершенно не обязательно прибывать па место события, искать факш и свидетельства. Он опосредован по своей сути: нужно только правильно выбрать места для опроса случайных прохожих. Актуальная и психологически точно сформулированная тематика общения, адекватная реакция приводят к непосредственному отклику на тему или события.
Низкая себестоимость таких телепродуктов, как интервью или телезнакомство, других форм контактною собеседования часто привлекают внимание телепродюсеров для создания недорогих экранных циклов. Различные концепции, реализуемые в этих проектах, могу!' эксплуатировать зрительский интерес к популярным или культовым фигурам, как, например, в известных циклах «Бомонд» (Останкино) или «Вечера с Угольниковым» (ОРТ), а также в цикле «VIР» па РТР, не оставившем никаких позитивных впечатлений и запомнившемся бессистемным выбором экранных собеседников.Целесообразно заметить, что практику проведения интервью «врасплох» в репортажах иногда дополняет редко используемый у нас спо
соб скрытого интервью, когда собеседника не информируют о том, что беседа пишется и снимается. При современных микрофонах-пушках, радиомикрофона* и длиннофокусной оптике это постутю многим. Однако подобные сюжеты встречаю'гея в настоящее время разве что в передачах телетеатра, таких как, например, «Городок» на РТР.
В отличие от технологии проведения уличных опросов настоящее интервью готовят долго и скрупулезно. Для создания зрелого экранного продукта журналист, как правило, длительное время системно собирает фактический материал по теме интервью или биографии собеседника. Следует отметить, что у нас не действует стандарт CBS, который не допускает монтажа телебссед и даже съемки вопросов «под обратным ракурсом» без согласия интервьюируемого. Практика показала, что большинство потенциальных экранных собеседников склонно отказываться от интервью из опасения монтажа или неверных акцептов собственных заявлений. Человек был и будет предметом неиссякаемого интереса тележурналистов, но раскрьмие его внутреннего мира, граней личности может быть содержанием телепоказа только при условии профессионализма экранного общения.
На отечественных каналах eme господствует стиль, основанный на выражении эмпатии. Технологию экранного общения можно условно дифференцировать на два вида эмпатии: эмоциональную и интеллектуальную. Первый вид характерен для интервью в программах Оксаны Пушкиной, Ирины Зайцевой, Арины Шараповой. При интеллектуальной эмпатии, которую интенсивно начали развивать Дмитрий Дибров и Матвей Ганнопольский, тележурналисты не пассивно внимают собеседникам, они развивают услышанную фразу, доводя ее до идиоматическою совершенства.
Другим самостоятельным приемом проведения телебесед является эпатаж, или заведомо оговоренная возможность спровоцировать собеседника на откровенность. Впервые практику резкого поворота темы для раскрытия внутреннего мира собеседника применил эстонский журналист Урмас Отт. Необычная тактика — сопереживание в начале и резкий эпатаж в середине беседы — позволила создать своеобразную телегалерею портретов многих деятелей страны середины и конца 1980-х гг. Такой острой коллизии мнений не было в жанре портретного очерка; там доминировали глубокие внутренние монологи. Один из лучших мастеров этого жанра Марина Голдовская предлагала стиль полного невмешательства в духовный мир собесед- ника. Такими мы и воспринимаем ее главные работы: «Аркадий Рай- кин», «Хирург Вишневский» и «Архангельский мужик».
Современные форматы журналистики все чаще используют технику и технологию, позволяющие сделать видеоизображение более временным и привлекательным. Эго и маски с аудиотрапсформа-
писй речи, и интерактивный опрос аудитории — третья точка, а чаще всего графическая демоне грация объемов телефонных откликов. Однако не меньший интерес у современного зрителя вызывают и коллективные беседы, подобные «Акулам нора» на ТВ-6, где широко варьируются стилистика и лексика вопросов целой когорты обозревателей, собранных из разных печатных и эфирных журналов.
Одна из любопытных профессий телевидения — модератор, По- требность в ней возникает обычно в период предвыборных гонок- Модератор проводит теледебаты претендентов в прямом эфире. От него зависит достаточно многое: в какой последовательности вести беседу, как перебрасывать вопросы на претендентов, предотвращать обострение ситуации. По технологии модератора была организована программа «Здесь и Сейчас», на которой и состоялась памятная беседа Владимира Жириновского с Борисом Немцовым. Одним из первых модераторов был выдающийся журналист Георгий Кузнецов, проводивший дебаты в период первых демократических выборов в СССР и России.
История ток-шоу, или история вовлечения аудитории в драматургию действия, началась в Америке в 1967 г. программой The Fil Donahue Show, выдержавшей 6000 выпусков. На американском ТВ сегодня существуют до 20 подобных программ вечернего блока и частично дневных, имеющих постоянный рейтинг 2,5—4. Наиболее успешные позиции имеет респектабельная и остроумная Oprah — более 10% рейтинга. Многочисленные подражатели и имитаторы в этом жанре ста- раются поднимать вопросы сугубо личного порядка, интимные и морально неэтичные.
Современные ток-шоу — это результат использования различных опосредованных форматов. Как правило, они организуются для определенных возрастных или профессиональных аудиторий, К подобным типам программ в России относятся «Я сама», «Шоу Артура Кру- пепина» на ТВ-6 и «Акуна матата» па РТР Выражаемый в них плюрализм мнений и разнообразие тематик позволяют рассматривать их как некий социальный инструмент, врачующий различные общественные пороки, в то же время именно они являются продуктами современной либеральной эпохи, хотя личность шоумэна уже обретает иные качества, нежели те, что предписаны объективным журналистским ремеслом. И сами шоумэны строго харизматичиы: от Ханги в «Про это» на НТВ до Гусмана в «Теме» на ОРТ, да и драматургия подобных экранных дискуссий уже не всегда стереотипна. Жанр ток-шоу следует считать перспективным и плодотворным. Появившиеся на НТВ программы «Глас народа», «Независимое расследование с Николаем Николаевым» и особенно «Свобода слова» Саиика Шустера свидетельствуют о стремлении журналистов к подобным эфирным специализациям. Можно классифицировать подобные проекты по различ-
HbiM основаниям: по числу ведущих — один («Большая стирка» на ОРТ), двое («Принцип домино» и а НТВ и «Школа злословия» на канале «Культура»); по числу интервьюеров — один («Бомонд» па ОРТ) или несколько («Акулы пера» на ТВ-6); по числу участников — один («Бомонд» на ОРТ) или много («Большая стирка» на ОРТ). Можно выделить участников третьей стороны дискуссии — независимых экспертов, группы населения.
Однако, с точки зрения продюсера, целесообразно характеризовать проекты подобного формата прежде всего по характеру экранного общения между участниками: беседа — обмен мнениями (телемосты); подбор мнений — последовательный опрос нескольких участников в рамках одной темы («Я сама» па ТВ-6, «Большая стирка» на ОРТ, «Про это» на НТВ);
« интервью — однонаправленное общение с одним участником («Акулы пера» на ТВ-6); расследование — опрос в рамках одного события или судебного дела («Независимое расследование с Николаем Николаевым», «Забытый полк» на НТВ); дискуссия — произвольное число равноправных участников, разделенных на две группы («Основной инешнкт» на ОРТ); выступления с защитой — фиксированное число участников с группами поддержки («Свобода слова» на НТВ).
Виды опосредованной информации приводятся в табл. 4.1.
Студийная журналистика имеет и свои экономические выгоды. Смета подобных профамм намного меньше, чем у игровых или эстрадных проектов. Благодаря постоянным социальным метаморфозам сама тематика российской публицистики стала безграничной.
Таблица 4. /. Виды опосредованной информации
Объект
Уличный опрос Интервью
Теле знакомство
Случайные лица
Н ыосмейкеры, событийные фигуры
VIP-персоны
Мнение
Внутренние
противоречия
Представители социумов, возрастных и профессиональных групп, н ыосмейкеры
Еще одним новым формаюм, появившимся на многих телеканалах, являются телемагазины ^специальные информационно-рекламные программы, такие как «Магазин на диване» РТР, «Спасибо за покупку» и «Виртуальный киоск» ТВ-6. Подобные телемагазины, как правило, имеют различные эфирные позиции и сравнительно невысокие рейтинги. На некоторых каналах они заявлены в программе ежедневно и каждый раз могут иметь новый набор рекламодателей и рекламируемых товаров и услуг. На других они представляют собой те же рекламные блоки, выходящие регулярно несколько раз в день с одним и тем же набором рекламной информации. Как правило, продажами в магазинах занимаются не профессиональные продавцы, а определенные подразделения телекомпаний. Рекламные тарифы на размещение информации в этих программах устанавливаются на порядок ниже, чем в обычных рекламных блоках, а хронометраж подобных рекламных сообщений, как правило, намного выше, чем в форматах прямой рекламы.
Форматы телесерий. По принципу серий строятся программы эстрадных, телетеатральных и игровых программ. Теле эстрада, а впрочем, и сама эстрада, неразрывно связана с историей XX в. — это продукт эпохи кабаре и Николая Николаевича Евреинова, Он был подлинным Момусом Серебряного века российской культуры. Один из основателей и вдохновителей кабаре «бродячая собака» и «Приют комедиантов», он настойчиво проводил курс на развитие легких и ироничных по сути сценических форм. Он же и предрек появление ТВ в его конкретных формах: «география, представленная в форме драматизированного путешествия, всемирная история, точно инсценированная в сотнях картинок. Все эти науки и многие другие живо найдут солидное, а подчас и решительное, подспорье в некоем миниатюрном электро- и радиотеатре, который, будем надеяться, будет в грядущем украшать жилище каждого интеллигента».
Первоначально телеэетрадные форматы были близки к сценическим, а ключевой фигурой всех программ был конферансье. Именно он связывал воедино все разноликие и разноплановые номера, создавал известную сюжетность и даже синкретность программы. Такими мастерами сцены были артисты Михаил Гаркави, Борис Брунов, Олег Милявский и Евгений Петросян. Из-за стремительного развития музыкального шоу-бизнеса концертный формат к середине 1980-х гг. стал исчезать (тем не менее подобная структура программ в настоящее время еще характерна для некоторых передач типа «Аншлаг» РТР или «Утренняя почта» (1-й канал). Фактически ему на смену еше в середине 1970-х гг. пришел новый тип формирования программ — тип, специализированный по жанру. Именно тогда и появились популярные передачи «А ну-ка, девушки», «Вокруг смеха», конкурсы «Песня года» и многие другие.
Помимо активного захвата эфирного времени эстрада определила некоторые знаменательные тенденции не только в тематических выпусках. Первая из подобных тенденций — движение от любительского искусства к профессиональному: от песенных конкурсов самодеятельных коллективов к передачам типа «Звездный час» на ОРТ, которые представляли не только новый репертуар, но и новые творческие имена, создавая стимул для подъема общей культуры. Второй, правда, менее заметной, тенденцией стало тяготение профессионалов драматических жанров к сольным эстрадным выступлениям. Это достаточно заметно в «Театральных понедельниках» на канале «Культура». Лидером подобных творческих трансформаций долгое время был актерский клуб «Белый попугай» на РТР. Как правило, телепродюсеры охотно предпринимают запуск подобных серий, основанных на использовании имиджа популярных артистов и успехе сложившихся эстрадных номеров.
Телевидение активно развивает и третью тенденцию — переход авторов в исполнители. Примером является эстрадная деятельность Жванецкого и Задорнова, Добрынина и Мартынова, Однако далеко не все подобные метаморфозы играют позитивную роль. Многие талантливые исполнители вынуждены самостоятельно создавать тексты и ждать своего часа на выход.
На этом этапе сотрудничества эстрады и телевидения стало очевидно, что помимо трансляционных способов передачи эстрадных номеров, появились и другие специализированные способы перевода законченных выступлений из сценического пространства на экран. Эти режиссерские решения обычно разделяются на три группы. Стирание — способ реализации наиболее зрелищных масштабных представлений, и в первую очередь гала-концертов. Сам эстрадный номер служит не столько предметом съемки, сколько ядром хорошо организованной феерии, включающей в себя сцену, зал, компьютерные врезки. Необычные ракурсы, стремительные пролеты камер, смена точек снизу и сверху, стирание границы между залом и исполнителем — все это предстало перед нами в сольных выступлениях Мадонны, а также многих западных вокальных гг., пп — от «Скорпионе» и «Назарет» до отечественной «На-На». Однако стоимость подобных телешоу обычно велика для средних телеэстрадных проектов из-за использования большого количества технических средств. Контраст — более камерный способ создания теле продукта, позволяющий создавать достаточно полноценный экранный материал с помощью параллельного монтажа двух пространств: сценического и закулисного. Таким образом телезрителям предоставляют возможность оценить атмосферу кулуаров концерта. Подобный прием чаще всего используется в программе «Аншлаг» на РТР. Стоимость
подобной экранизации с привлечением ПТС вполне приемлема лля создания программ со многими исполнительскими коллективами. Включение — это один из самых традиционных приемов режиссерских [рапсформаций Суть его состоит в переводе монологов или диалоюв со сценического подиума в привычные интерьеры дома или работы, в безусловную среду. Однако для его реализации нужно иметь хорошо сложившиеся эстрадные дуэты и трио, подобные Мироновой и Менакеру, Веронике Маврикиевне и Авдотье Никитичне, которые добились огромного зрительского успеха. Наиболее классическими примерами создания аналогичных по жанру программ были миниатюры театра Аркадия Райки на в середине 1970-х гг. Смета подобных программ по основным статьям затрат равноценна созданию постановочного игрового фильма.
Классические номинации телетеатра включают в себя ряд собственных теле продуктов, созданных, как правило, в удобных павильонных пространствах. К ним следует отнести такие разновидности телепроизведений, как литературный театр, документальная драма, масочные серии, детективы без финала и даже КВН.
Только одна номинация этого жанра так называемые провоцированные ситуации — изобретение гениального итальянского актера Нанни Лоя — реатизуется в толпе случайных прохожих, безусловной городской среде. Подобные тслесюжеты чрезвычайно просты — это поведение джентльмена в автобусе, семейная ссора посреди улицы, дама, заблудившаяся в универсаме. Миниатюрные камеры и радиомикрофоны помогают передать цельность развития сюжета. Попытки запуска отечественных римейков оказались не вполне удачными — различные социальные и экономические мотивы не располагают россиян к уличному сопереживанию и соучастию в подобных розыгрышах, однако образцы подобного жанра иногда можно заметить в программах «Городка» на РТР. Гораздо более прочно утвердились на телевидении различные постановочные серии: докторские, джентльменские, семейные ОСП-программы. Бесплодные поиски отечественного Бенни Хилла закончились созданием прочных творческих дуэтов, квартетов и даже октетов Одни программы базируются на прочном литературном материале, другие создают костюмированную буффонаду, для третьих оказалось целесообразнее разыгрывать комедию положений. Семь лет устойчивого эфира «Городка» создали лидера с прочным форматом и завидным оформлением. Однако не нашли своего зрителя более стояшие программы: «Шоу долгоносиков» на РТР, бесплодно менявшее эфирные позиции и в результате ушедшее на украинский эфир, многие экранные разработки талантливого исполнителя и режиссера Игоря Угольникова.
Совершенно другая направленность была у «масочных» персонажей программы «Куклы» на НТВ, где главным объектом пародирования являлся высший эшелон власти — чиновники и политики. Следует отметить оригинальность и выразительность формата передачи — сюжет текущей политической ситуации, сыгранный персонажами популярных литературных произведений. Коммерческий успех подобной сатирической серии ориентирует на создание собственного кукольного какала в России, поскольку подобные проекты давно реализованы на французском ТВ. Маски сами по себе вечны: прочные традиции «комедии дель арте» позволяют создавать зрелише, наполненное острой сатирой или теплым юмором, не затрагивая реально существующих прототипов
Спектакли литературного театра — это, как правило, авторское исполнение устного рассказа. Они обычно ориентированы на очень ограниченную аудиторию — интеллигентов-книгоманов, пожилых людей. Основная особенность литературною телетеатра, или жранного моноспектакля, в выразительности облика рассказчика образности и темпераментности его речи. Документальная драма — еще одно направление литературного театра. Ее оригинальность в актерском исполнении и использовании забытых судебных дел. Как правило, это протоколы допросов или заседаний суда. Французы, пристрастные к собственной истории, охотно запускают подобные циклы, в основе которых протоколы революционного трибунала или заседаний Конвента. Из отечественных оригинальных постановок следует вспомнить телепьесу «Секретный узник» о Чернышевском. История одного из первых пламенных революционеров не столь драматичная, если вспомнить финалы Марата и Дантона, однако поучительная. Последним произведением этого жанра в России стала серия «Ленин. Страницы жизни» с Николаем Губенко в клавной роли. По закону жанра по- Добные циклы полагается ставить в реальных интерьерах — в мрачных камерах или в судебных палатах. Отход от условности неминуемо лишает экранизацию требуемой достоверности. Отечественные архивы изобилуют подобными историями — от народовольцев до буха- ринцев, однако на ТВ их экранизация пока ограничивается журналистскими расследованиями программы «Как это было» (РТР).
К забытым жанрам телетеатра можно отнести детектив с открытым финалом. По технологии экранной постановки это скорее настоящий сериал, разница лишь в том, что на сценах кульминации Действие серии обрывается: развязка предоставляется фантазии зрителей. По лучшему из присланных сценариев выпуск доигрывается и вслед за ним начинается следующий. Последние подобные детективы выходили на канале ТВ-6 в 1995 г. Нишу детективного сериала в на
стоящий момент занимает документальный детектив «Криминальная Россия» на НТВ.
Другой ветеран отечественного экрана — турнирная игра КВН пока остается в эфире. Сегодня зритель видит только финалы, может быть лучшее и зрелищное, но главный смысл передачи, заключающийся некогда в самом игровом сопереживании, в турнирной борьбе, уже утерян. Именно благодаря телевидению КВН в 1960-е годы был популярнее, чем фигурное катание. Подражатели были в каждой сред* ней школе, институте и даже в учреждениях и на предприятиях.
Тридцать пять лет существования КВН в телеэфире не привели к появлению сколь бы то ни было заметных аналогов. Игровой сценарий, состоящий из «домашнего задания», «конкурса капитанов» и других заданий, не претерпел никакого изменения. Существенным отличием КВН от других жанров является включение в состязание аудитории. Плакаты и скандирования групп поддержки являются органичным компонентом сценического состязания.
Время от времени продюсеры запускают разнообразные игры и конкурсы. Природа их экранного происхождения различна. Если одни имеют явно лицензионное происхождение, то другие возникают на основе оригинальных идей или в них используются креативные идеи, заимствованные из западных проектов. Безусловно, телеигра — это наиболее яркая и функционально полезная форма формирования целевой аудитории. Многообразие современных игр — павильонных, натурных, интеллектуальных, спортивных, командных или личных — убедительное доказательство жизнестойкости этого жанра. В драматургии реальных экранных состязаний используются всего три основных игровых компонента — удача, скорость и интеллект.
Наибольшую целевую аудиторию имеют игры, рассчитанные на фортуну. Многочисленные лототроны, рулетки, а иногда и просто игральные кости позволяют имитировать атмосферу экранного казино в программах «Русское лото» и «ТВ Бинго-шоу» на РТР. Менее обширны аудитории квиз — интеллектуальных игр и викторин — от самых простейших («Лучший из лучших» на ТВЦ) до «Что? Где? Когда?» на НТВ. По сути дела здесь достаточно трудно сформулировать сам тип задания — знать или правильно найти решение поставленной задачи. Подобные игры содержат мощный компонент позитивной самооценки зрителя и функционально более значимы. Менее заметны на экране семейные или спортивные игры, основанные на временных показателях контроля. Великолепный набор подобных экранных игр был предложен в 1970-е годы телевидением ГДР и отличался редкой эстетичностью, организацией и функциональной полезностью. В идеальном конструкторе игры, безусловно, следует закладывать сразу три игровых компонента, такой органичный сплав и
продемонстрировала известная французская игра «Форт Байяр» на НТВ. Прекрасный выбор натуры — казематы крепости, знакомые нашему фигслю по фильму «Искатели приключений», стали естественными интерьерами игры. Подобный творческий замысел сделал цикл законодателем жанра на нашем экране. Одним из удачных маркетинговых решений оказался финал телсигры — ожидание ненормированного золотого приза в значительной мере оживляло динами- ку игрового процесса.
В основе проекта любой игры лежат достаточно простые принципы, позволяющие создать цикличность программы. В первую очередь необходимо установить порядок отбора игроков. Это целесообразно регламентировать исходя из запросов зрителей, сложности и длительности состязаний, особенности игровых заданий, эстетики зрелища. Исходя из практики тслеигровых программ априорный баланс возможностей игроков собственно и определяет динамику состязаний — вспомним процедуру отбора команд, описапную в фильмах Роберта Редфорда «Телевикторина»- и Ива Буассе «Цепа риска». Организаторы не только ориентируются на целевую аудиторию, но учитывают определенные моральные и этические кршерии. Для интеллектуальных игр широко используются тесты, например, а «Поле чудес» таким тес Юм является кроссворд.
Можно гфивести и более убедительный пример объективизации отбора игроков, продемонстрированный радиостанцией «Эхо Москвы» в целой серии радиоигр. Приняв за основу замысла игрового задания различные фрагменты романа Булгакова «Мастер и Маргарита», радиожурналисты вывели на улицы Москвы сотни слушателей радиостанции. Подобный игровой марафон с радиомостами и состязаниями в ориентации па местности — позитивный пример использования игровых возможностей. Однако чаще всего в качестве игровых заданий используются самые различные источники» включая энциклопедии и справочники, фрагменты мелодий из популярных кинофильмов. Позитивным примером подобных игр следует считать телеигры «Угадай мелодию» на ОРТ и «Два рояля» на РТР. В некоторых играх типа «Загадки Фемиды» на ТВЦ или «Колесо истории» на ОРТ игровое задание формулируется в актерских интермедиях.
В середине 1990-х годов было очевидно стремление отечественных продюсеров поколебать привычную эстетику игровых экранных постановок размещением циклов, подобных «Бирже по субботам», Или силовых игр, подобных «Русскому бою». Социальный заказ того времени как нельзя более соответствовал зрелищам, насыщенным погонями, перестрелками, единоборствами. На экран вышли мастера Рукопашного боя, десантники, спецназ. Натурализм подобных силовых игр выходил за рамки эстетики традиционного экранного зрели-
ша и содержал отчетливые элементы агрессии. Постановщикам этих недолговечных циклов не удалось совместить принципы художествен- ности и общественной пользы.
Подобная участь постигла и мощный игровой проект «Перехват» (ОРТ) с чисто американским масштабом безусловного включения в городскую среду. Появление этого цикла многим напомнил сюжет известного фильма Ива Буассе «Цена риска». Однако просчеты управления и организации ограничили его экранную реализацию. В то же время хочется отметить завидную жизнестойкость цикла «Что? Где? Когда?» и его экранного римейка «Брейн-ринг» на РТР. Простоту формата восполняет отточенный механизм состязания и полное ощущение собственного участия. Эрудиция, демонстрация интеллектуального уровня игроков, эвристические методы поиска верных ответов стали элементами оригинального игрового жанра. Даже очевидная коммерциализация интеллектуального состязания пока не обедняет концепции игры и традиционно привлекает значительную аудиторию как к участию в игре, так и к сопереживанию. Характерно, что именно в этой игре в последнее время нашли инновацию, позволяющую во многом расширить и видоизменить привычный игровой принцип путем включения интерактивного партнера — Интернета. К последним креативным разработкам продюсеров ОРТ и НТВ следует отнести ряд чрезвычайно затратных телеигр, построенных на крупных денежных призах, — это телеигры «Как стать миллионером» (ОРТ), «Алчность» (НТВ) и «Слабое звено» (ОРТ).
Например, в программе «Биржа по субботам», запущенной в 1994 г., в которой принимали участие маститые финансисты и биржевики, в качестве итогового приза разыгрывалось пасхальное яйцо «а ля Фаберже» работы известного ювелира Андрея Ананова.
Однако денежное вознаграждение является не самой оптимальной формой стимулирования состязательного интереса. Приз — это не только ключ к зрелищу, но и двигатель самой программы. Аттракцион награждения предполагает размещение в кадре автомобилей и яхт. Долгое время в игре «Как стать миллионером» (ОРТ) у ног игрока стоял стеллаж с заветным «миллионом»
Многолетний и плодотворный опыт американского ТВ показывает, что в играх возможно практиковать не только поощрение, но и наказание за проигрыш. Таковыми являются для выбывающих игроков процедура вручения различной позорной символики, участие в неожиданной клоунаде и др.
В программе «Русская рулетка» впервые на нашем экране игроков удаляют с поля через падение в люк. И несмотря на сочувственные комментарии ведущего программу Валдиса Пельша, этот постоянный аттракцион впечатляет массовую аудиторию.
Таким образом, анализируя отличительные признаки игры как Жанра, следует вылелить три организационных принципа создания подобных программ: принцип формирования команд или выбора игрока; принцип формирования игрового задания; принцип стимулирования состязательного интереса.
Лицом программы всегда был и будет сам ведущий. На этапе становления игрового телевидения подобные программы, по аналогии со спортом, нередко вели две фигуры — арбитр и комментатор. Сейчас же на ТВ господствуют два типа арбитров: шоумен и квизмастер. Обязанности шоумена напрямую связаны с буффонадой и импровизациями. А вот для квизмастера ни клоунада, ни хеппенинг просто невозможны. Он — высший судья и призван находиться всегда за кадром. Хрестоматийный пример российского квизмастера — Владимир Ворошилов.
Однако иногда арбитр может быть коллективным. Например, в детской игре «Команда на Марс» главный интерес зрителей вызывают не действия игроков, а толковые и пространные комментарии жюри — команды в синих летных погонах.
Технология подготовки экранных игр в последнее время предполагает использование интерактивного общения с аудиторией, как это и было удачно реализовано в последнем эпатажном проекте ТВС «За стеклом».
Иные зрелищные принципы очевидны в телеигре «Поле чудес» на ОРТ, в которой, как и в американском лидере телепрограмм «Колесе фортуны», возможна не только игра, но и демонстрация собственных заготовок в диалоге с ведущим программы.
Форматы телесериала. Сериалы занимают значительную часть дневного времени центральных каналов и большую часть программ дециметровых каналов. Это один из самых удобных для телевещателей телепродуктов, который позволяет удерживать стабильный рейтинг определенных рубрик. Практика телевещания подтвердила целесообразность запуска сериалов в эфир по возможности последовательно, по мере повышения зрительского интереса к главным исполнителям, переходящим из сериала в сериал. Современное сериальное производство ориентировано практически на все группы населения: это детективные и мелодраматические телероманы, профессиональные и супружеские комедии, детские и фантастические телепроизве- Дения. Значительна доля и документальных телесерий. В настоящее Бремя принято разделять все сериальные произведения на три основные категории: малосерийные — до десяти эпизодов, среднесерийные — до сорока—пятидесяти эпизодов и крупносерийные — до ста серий. Сериальная продукция объемом более двухсот серий иногда
не является ни плодом классической экранизации, ни результатом оригинальной теледраматургии и составляет часть широкомасштабных культурно-образовательных и просветительских программ. Классический сериал достаточно часто напоминает конструктор, где довольно очевидна связь числа эпизодов и числа главных персонажей. Почти так же регламентируется и число автомобильных и пиротехнических аттракционов, ставших обязательным компонентом полицейских и шпионских телесерий.
Уместно вспомнить, что история отечественного сериала в первую очередь связана с историко-патриотическими сериалами «Семнадцать мгновений весны», «Адъютант его превосходительства», «Обратной дороги нет». Но и первый отечественный сериал «Вызываю огонь на себя» был ярким образцом отечественной героики. Однако в настоящее время репертуар составляют в первую очередь детективные сериалы. Впервые после сериала «Следствие ведут знатоки» было осуществлено массовое сериальное производство с использованием оригинальной драматургии и привлечением наиболее значительных мастеров отечественного кинематографа и театра. Подобные сериалы — от «Досье детектива Дубровского» до «Бандитского Петербурга» — доказали неисчерпаемые возможности российского телеискус- ства. Умелый сплав героики, мистики, лирики и фантастики, очевидный поиск позитивного современного героя позволяют выделить последние творческие ленты в особый жанр — жанр русского сериала. Следует отметить, что популярность детективного сериала как жанра на Западе обычно связывают с определенными социальными проблемами, и поэтому сюжетные события максимально приближены к жизни. Вследствие этого далеко не все они настолько совершенны по постановочным качествам, как «Спрут» или «Коломбо». В первую очередь сериал — это достаточно эффективный правовой рупор государства, ориентированный на защиту главных достояний современного общества: неприкосновенности личности и частной собственности. При анализе существующего детективного телерепертуара принято различать типы подобных телепроизведений, основываясь на статусе главного героя — полицейского, частного детектива или же международного авантюриста.
С появлением программы «Линия защиты» в России возникла новая номинация — адвокатские серии. Она отличается от детектива абсолютным приоритетом мысли над действием. Подобные сериалу характерны для цивилизованного общества с мощной правовой си^ темой и преуспевающим средним классом. Сериалы «Перри Мей| сон», «Перед лицом закона», «Молодые адвокаты», «Обвиняемы^ встаньте!» и другие стали в США и Европе востребованными в 1970-р 1980-е годы.
Не менее распространенным для коммерческого экрана является и жанр сентиментального телеромана (мыльные оперы). Заложенный в начале 1920-х годов компанией по производству моющих средств «Проктер amp; Гэмбл» в радиоэфире, он органично перешел в телере- лертуар. За последние годы отечественный телезритель сумел познакомиться со всем спектром подобной телепродукции различного качества — от широкомасштабных постановок «Династии» и «Далласа» до камерных постановок типа «Богатые тоже плачут», собранных по ускоренной технологии, предполагающей производительность творческого коллектива по формуле: 1 съемочная смена = 1 эпизод сериала. Однако и подобные сборки находят свою целевую аудиторию. Безусловно, зрителями телероманов является возрастная аудитория, ощушаюшая ограниченность общения и стремящаяся раздвинуть рамки своего жизненного пространства. Отсюда легко объясняется и мотивация поведения главных героев сериальных сюжетов — матримониальная, романтическая, социальная, правовая и др. Отечественные телеканалы вынуждены ограничивать репертуар американскими и латиноамериканскими телепостановками, предлагаемыми нашим каналам по доступным ценам, а большинство европейских сериалов, подобных «Наследству Гульденбургов», еще недоступно отечественному зрителю.
Важную социальную роль играет и такой жанр телесериала, как вестерн. И хотя удивительная похожесть сюжсгов вестернов, как правило, это эпизоды борьбы, погонь и нападений, не видоизменяется в течение многих лет, назначение жанра в другом. Принято считать, что именно на подобном развитии сюжета легче всего реализовать на экране принцип «моралите», т.е. способность рядового американца противостоять силам зла. Именно это позитивное качество самореализации рядового гражданина при различных поворотах судьбы и призван прославлять сам вестерн.
Следует отметить, что попытки создать отечественный российский вестерн на основе историографии 1920— 1930-х годов окончились неудачно. Более заметно сближение с жанром вестерна просматривалось в известной экранизации романа Шишкова «Угрюм-река», однако сценарий, вероятно, требовал более активного развития сюжета. История освоения Сибири и Дальнего Востока, безусловно, также °огата примерами российского «моралите» и заслуживает более причального внимания телепродюсеров, чем масштабные постановки, подобные «Ермаку». Здесь вестерн действительно во многом сливает- Ся с другим популярным жанром — историческим, в котором многочленные телесериалы, такие как «Леонардо Да Винчи» и «Карл великий», составили подлинную серию ЖЗЛ мирового телеэкрана. Необходимость в подобных телепостановках диктуется временем в
России, поэтому неудивителен успех отечественного аналога «Тре: мушкетеров» — «Гардемарины».
Заметную роль в тел ере не рту аре должны играть семейные коме дии. И нс грума парий этого жанра был тщательно разработан в С1_Ш в середине 1960-х годов и позволил значительно смягчить многи) социальные проблемы Америки, в первую очередь межэтнически] конфликты и процесс адаптации многих диаспор. Следует прсдполсЙ жить, что подобный жанр будет востребован и отечественными теле] каналами в силу своей эффективности и актуальности. Жанр это1 принято структурировать на супружеские комедии, профессионала ные комедии, комедии простаков, детские и этнические комедии Наиболее ярким представителем жанра был знаменитый цикл о Люа Болл, снимавшийся во многих городах США двадцать лет подряд \ увидевший зрителя под различными названиями: «О, Люси», «Ещ| раз о Люси», «Снова Люси» и др. Многочисленные лсшы об аптека рях, таксистах, автомеханиках, врачах и адвокатах не только привлё кают внимание узкого круга зрителей — обладателей этих професси! но и позволяют поддерживать интерес к непреложным социальны! ценностям. Наиболее характерной лентой подобного типа был сери ал «Золотые девушки», посвященный вдовам военнослужащих, пlt;3 гибших в корейскую войну. '
Появившиеся в отечественном репертуаре и тепло принятые аудй торией профессиональные сериалы «Дальнобойщики», «Русские ама зонки», «Неотложка», «Таксистка» подтверждают социапьную значй мость подобных проектов. *
Развитие современных виртуальных компьютерных средств пс могаст возродить и продвинуть жанр фантастического сериала. Pad нообразная тематика подобных тел с произведений принята на Запад и включает в себя сюжеты о НЛО, реинкарнации. Сериалы, подоб пые «Х-файлам» и «Твин Пике», были положительно приняты pod сийской аудиторией во многом благодаря детективным сюжетам хорошей постановке.
Значительное место в телерепертуаре традиционно занимают I документальные сериалы, посвященные уникальным природным з2 поведникам, занимательным экскурсиям по музеям и замкам мир* Многие ленты широко используют документальные кадры, паприме серии «Самые громкие преступления века» и «Исчезнувшие цивили зации». Наиболее заметным фильмом, созданным в подобном фор мате в СССР, был фильм «Неизвестная война» с известным амср? канским актером Бертом Ланкастером.
Проблема полноценного проката или, наоборот, прямого заи\н ствования формата подобных зарубежных сериалов имеет важную кул] турологическую особенность. Сериал — это достаточно специфике^
кий телепродукг, несущий п себе мощную культурную составляющую, для полного понимания его своеобразия целесообразно обратиться к теории структуризации культуры, разработанной в 1990-е годы в США[III], При анализе элементен различных национальных культур было высказано закономерное предположение о том, что восприятие продуктов чужих культур имеет свои закономерности. Поскольку именно в сериалах заложены пласты национальных культур, зрители иных стран совершенно иначе воспринимают многие ключевые моменты сюжетов и даже сам формат теле продукта. Таким образом, следует выделить четыре основных проявления культуры, которые, безусловно, находят свое отражение в различных экранных произведениях, в том числе и сериалах.
]. Символы, или знаки, жесты и слова, типичные для основных героев, манера одеваться и даже сама одежда, архитектура домов и марки автомобилей. Характерно, что герои американских лент при любых ситуациях сдержанны и самодостаточны. Набор фраз положительного юроя зачастую сводится к «О’кеу», «Sure», «Ready». Выражения типа «Help те» уместны лишь в устах отрицательных персонажей. Риту си ы, или коллективные действия, нормативные для той или иной страны или нации, будь то религиозные церемонии или бытовые приветствия. Герои — реальные или виртуальные персонажи с набором собственных качеств и легенд. Мифологизация героев — это фиксация определенных исторических событий и предмет для подражания. Подобные ролевые модели достаточно характерны для полицейских сериалов США.
4 Ценности — это по большей части тенденции в предпочтении, которые расцениваются неодинаково в различных обществах и социальных слоях. Это может быть и личная свобода, и частная собственность, и комфортность, и безопасность.
Кроме того, предлагается учитывать еще пять измерений культуры, являющихся проявлением реальной структуры общества и вместе с тем прямым следствием ее истории. Подобные элементы используйся в различных драматургических приемах телероманов. К ним относятся следующие. Дистанция власти, или в какой степени рядовой член общества °Щущает влияние власти со стороны всех уровней руководства. Подобная культурная составляющая в некоторых странах мира сильно ощутима. Наиболее сильно проявляется авторитет власти и служебная Иерархия в Японии и друшх восточных странах, а значит, и в любом восточном теле л юсе. Но даже на семейном уровне право голоса лдя Разных членов семьи и общины существенно различно.
Индивидуализм против коллективизма, или фокусировка интересов личноеги на собственных благах. Особенность подобного измерения достаточно полно прослеживается в сюжетах детективных сериалов — герои-одиночки американских лент или истории семей, кланов латиноамериканских экранных романов. Подобные тенденции в выявлении личностных качеств и стратегий выживания ярко просматриваются в серии отечественных reality show от проекта «За стеклом» на ТВ-6 до «Последнего героя» на 1-м канале. Мужское начало против женского, или статус мужчины и женщины в обществе. Такими традиционными показателями для мужчин оказываются карьера и жизненный успех. Мужчина на кухне или на улице — характерный образ латиноамериканских сериалов, мужчина за рулем автомобиля — американский идеал. Вместе с тем для женщин это трактуется как забота о ближнем и качество семейной жизни. Избегание неопределенности — степень, в которой чувства неуверенности вытесняют чувства собственного достоинства. Подобное проявление сказывается в первую очередь в разнообразной регламентации правил жизни и формализации общения. Вместе с тем в личностном плане это означает перманентное уклонение индивида от различных конфликтных и конкурентных ситуаций в обмен на прочную комфортность бытия. Долгосрочная ориентация — степень, в которой общество и каждый ее сознательный член ощущают перспективу собственного бытия. Подобные проявления для зрителей азиатских стран связывают с возможностью достичь гармонии с природой и духовного равновесия, а для европейца это в первую очередь надежда на достойную жизнь и уверенность в себе.
Таким образом, технологии сериального производства являются во многом вторичными для понимания степени зрительского интереса, и неудивителен тот факт, что столь дорогостоящие сериалы, как «Династия», часто имеют те же рейтинговые показатели, что и не сложные по постановке мексиканские ленты, например «Просто Мария». Хорошим маркетинговым приемом является привлечение известных персоналий в качестве исполнителей, например постановка «Маленьких трагедий» с Владимиром Жириновским и Константином Боровым в ролях Моцарта и Сальери. На Западе в съемках подобных сериалов участвуют даже члены королевских семей, скажем, принц Чарльз в Великобритании. Коммерческий успех подобного жанра привел к тому, что телесериалы последних лет практически невозможно отличить по качеству от кинопродукции. Это — результат соперничества различных актерских школ, операторских технологий, оригинальных драматургий.
Форматы нециклических телепродуктов. Спектр подобных выпусков достаточно велик — это и реклама, и трансляции, и видеоклипы
Спортивные трансляции в настоящее время являются одними из самых технически сложных телетехнологий. Обычная съемка пятью камерами осталась пока в теннисных состязаниях. Все основные спортивные лиги давно ориентируют потенциальных рекламодателей на другой базовый продукт, вырабатываемый телекомпанией-транслятором.
В последнее время все активнее трансляционные технологии используются для создания не только событийных, но и постоянных программных единиц. Это стаю впервые возможно после успеха программы Candid Camera в 1948 г. в США, ознаменовавшего этап новых документальных технологий наблюдений за реальными персонажами или reality show Подобная программа до сих пор идет на федеральном канале США — канале CBS[IV]. В настоящее время понятие реального шоу охватывает сразу несколько телеиродуктов различного формата. Программы, использующие скрытую камеру. Документальное наблюдение, не нарушающее привычное течение жизни (docy soap), чаще всего это наблюдение за работой спасателей, пожарных, врачей скорой помощи или полиции, например «Служба 911». Любительское видео с незапланированными сюжетами — «Вы очевидец» (ТВ-6) или «Сам себе режиссер» (РТР). Игровые шоу, проводимые длительное время с отобранными добровольцами в замкнутом пространстве под постоянным наблюдением камер. Обязательным условием подобных зрелищ становится отсутствие регламентации поведения участников, а итоговой целью этого состязания является крупный денежный приз.
Подобными программами, имевшими значительные рейтинговые показатели, стали Real World, впервые запушенная на канале MTV в 1992 г., и шведская программа 1997 г. Expedition Robinson (отечественный римейк «Послед](ий герой» на ОРТ). Коммерческий интерес к подобным программам велик, несмотря на затраты на их запуск (хотя отсутствуют затраты на гонорары творческим работникам, таким как сценаристы и актеры). Необходимым условием является масштабное техническое обеспечение, так, например, в шоу «Голод» (ТНТ) съемки производились одновременно 30 камерами в Германии. Очень позитивным опытом для камерных проектов подобного жанра оказался в 2001 г. проект MTV «Семейка Осборн», занявший первые места по рейтингу среди других программ канала, более зрелищных и дорогостоящих. Интерес к жизни шоу-звезд уровня Оззи Осборна может в дальнейшем послужить основой для пробирования ряда программ и в России.
При анализе малых по хронометражу ациклических телепродук- тов целесообразно обратиться к методологии создания рекламной продукции и в первую очередь к форматам экранного Public Relation. Следует отметить, что форматы политической рекламы, утвердившиеся на ТВ, формально fie располагают к активному экранному противостоянию. Стандартная структура подобных форматов и ограниченный хронометраж — до 30 секунд позволяют претенденту лишь те- зисно задекларировать свою позицию. При увеличении размера ро- лика до одной минуты принято раскрывать этапы биографии полит и- ка или же программу предстоящих действий. Вся эта информация способна дойти до массовой аудитории только при условии использования в формате PR-продукта метапрограмм. Метапрограммы — это характерные способы концентрации внимания. Именно они задают приоритетность самой информации, настраивают подсознание зрителя. Классификацию подобных метапрограмм оказалось возможным провести при анализе произведений народного творчества, шедевров национальной словесности и прочих текстовых источников. Принято считать, что совокупность подобных метапрограмм и составляет менталитет определенного слоя населения. Для российского подсознания характерно позитивное восприятие сразу нескольких основных метапрограмм. Наиболее распространенными из них в PR-форматах являются следующие. Метапрограмма «Люди» предусматривает использование в роликах, особенно при тестимонировании, привлекательных людей. Особенно важно присутствие лидеров, культовых фигур политики и культуры. Использование устоявшегося в массовом сознании образа с предлагаемой информацией — наиболее мощное орудие PR-технологии. Метапрограмма «Ценности» не имеет конкретики, поэтому атрибутами ее служат, как правило, карта страны или рассказ о реальных благах: материальных пособиях, пенсиях, зарплате. Такие меш- программы запускают чаще всего при наличии в программных тезисах не абстрактных понятий, как, например, «достойная жизнь», а конкретных обязательств перед населением. Метапрограмма «Сходство» — это перемещение фигуры в определенную городскую среду, чаще всего в обычную толпу. Тезис подобного монтажа — «он, действительно, один из нас». Метапрограмма «Ориентация на процесс» — это демонстрация сцен обыденной жизни, как правило, благополучия семейного круга или рабочих будней претендента. В теории PR все подобные приближения в массовом подсознании четко определяют символ стабильности жизни. Метапрограмма «Ориентация на прошлое» предполагает использование хроники или делается с помощью черно-белой картинки.
дсс0циации, как правило, ориентированы на героические моменты истории. Непродуманное использование подобной метапрограммы, на- яример, в предвыборной кампании «Яблока» в 1996 г., привело к рез- коМу падению популярности демократической партии.
В последнее время метапрограммы стали появляться достаточно часто и в потребительской рекламе.
Заметна тенденция к усилению эстрадных программ на каналах ]у[узТВ и MTV, сформированных из малых по хронометражу клиповых продуктов. Маркетинг шоу-бизнеса, имеющий целью продвижение новых исполнителей, приводит к созданию новых экранных форм, зачастую не только с использованием экранной техники. Коллаж- ность зрительных образов, присущая клиповым сообщениям, заставляет постановщиков нарушать все традиционные формы эстрадного искусства. Очевидными стали попытки утверждения новых форм суггестивного монтажа, при которых образы появляются на экране строго ограниченное число кадров — не более 3—4 и навязывают зрителю принуди тельную циркуляцию основной доминанты монтажа — точки внимания. В отличие от других доминант монтажа: света, цвета, массы и направления движения объекта в предкамерном пространстве точка внимания обладает большим суггестивным воздействием. Резкая смена точки внимания при переходе через склейку дает эффект резкого дискомфорта восприятия. Впервые такие технологии были замечены в клипах английского исполнителя Габриэля во всемирно признанных хитах «Sledge-hammer» и «Digging in the dirt». Набор простых и понятных образов дават клипмейкеру возможность реализовать мощный эффект модуляции внимания при минимуме изобразительных средств. Подобные технологии постепенно становятся привычными при создании элементов обычных циклов, как, например, заставок цикла «Криминал» НТВ[V].
Анализ изобразительных решений клипов во многом схож с основными направлениями постмодерна: в первую очередь это стремление к перфомансу как наиболее масштабной декларации самого исполнителя (редкий клип обходится без крупных планов самого заказчика). В некоторых клипах заметны элементы хеппенинга. Значительное место занимают ассоциации с использованием предметов поп- арта — символического ряда, обозначающего культурное и временное пространство. Точно также широко используются пейзажные планы — ленд-арт, символизирующие определенные ценности и внутренние мотивы и настроения. Менее заметны в истории мирового Музыкального клипа следы боди-арта, наиболее точно заявленного в клипе «Body language» группы Квин. И наконец в клиповые планы
наиболее иллюстративно вписывается итайрмент, или цветовая и пространственная эклектика в форме волнистых линий и цветовых объемов.
Следует отметить, что многие исполнители используют простые телетехнологии, в том числе и репортажные. Клипы, подобные «Бессоннице» Аллы Пугачевой, являются по сути малобюджетными и составляют значительную часть музыкальной видеопродукции. Создание полноценного телесообщения без использования сложных монтажных технологий или виртуальных образов оказывается оправданным только с участием признанного исполнителя или удачной музыкальной темы. Но продюсеры шоу-бизнеса отмечают, что создание музыкальных клипов не является самостоятельным коммерческим проектом и не приносит ощутимого дохода. Как правило, музыкальные клипы — это один из самых эффективных способов продвижения новых дисков или даже исполнителей в сфере шоу-бизнеса.
Следует отметить и новые тенденции в теледизайне. Но если игры с поиском брендов каналов и эффектных заставок для рекламных спотов закончились в конце 1990-х годов, то поиск новых визуальных трактовок постоянно продолжается. Из оформления канатов изъята конкретная изобразительность Структура видеообраза выстраивается из абстрактных форм с элементами оформления в стиле «техно». Подобное виртуальное пространство канала, но мнению разработчиков, навязывает зрителю более контрастные ассоциативные связи, позволяющие наполнить цвета идентификации неким символическим содержанием. Так, для канала НТВ синий цвет отражает океан хаотической информации, а зеленый отождествляет структурированную, упорядоченную информацию Белый цвет авторы заявляют как цвет материализованного смысла. Выделяются и новые функциональные формы — зеленое пламя, стекло и капля. Шар в новом понимании идентификации канала остается брендом, но он, по мнению дизайнеров, превращается из самостоятельного персонажа в объект в среде мировых стихий. Это обеспечивает не только интонационную узнаваемость канала, но подчеркивает стилистику, а также позволяет корректировать целевую аудиторию.
К наиболее интересным тследизайнерским работам следует отнести серию компьютерных графических работ НТВ, использован^ ных в качестве отбивки блоков информации, — «Вещи века» худож^ ника С. Шановича. Основой для воплощения образа была метаморфоза — изменение художественного образа путем одновременного изменения характеристик трасформируемого объекта, таких как форма, прозрачность, ракурс, глубина пространства, освещенность, звуковые и текстовые составляющие. Таким образом, смысловое и художествен'
дое единство кадра по замыслу автора структурируется на следующие компоненты: доминирующий предмет и атрибутика второго плана;
« все трансформации предмета, включая объем и направление
освещения; скорость и характер трансформаций. Шрифтовые и смысловые элементы текста согласуются с остальными структурными элементами; взаимодействие изображения со звуковыми элементами: шумами, музыкой и речью,
Именно метаморфоза явилась основой пятнадцатисекундного превращения идеи в проект, проекта в вещь и последующей трансформации вещи в течение века в новые технические и дизайнерские формы как символы прогресса цивилизации, В серии «Вещи века» автор удачно использовал сильные изобразительные средства компьютерной графики — линейный рисунок-проект, сканер, «шторку превращения». Шторка превращения ассоциирована с перемещением сканера, движением каретки пишущей машинки, шторки фотоаппарата.
Основными элементами современного теледмзайна являются следующие: анимированные титры;
» анимированные знаки и логотипы; анимация форм и фигур символического и абстрактного характера; документальное кино и видеоизображение; постановочное кино и видеоизображение; внутри- и закадровые тексты; музыка и шумы.
Прагматические и эстетические цели оптимального зрительского восприятия диктуют дизайнерам ритм, технологию и драматургию образов, связывающих эти элементы в изобразительные и звуковые ряды.
Используя новые графические программы, теледизайнеры создают качественный уровень во многих циклах. Они уже не ограничивают себя созданием титров или логотипов, а стараются более органично организовать и структурировать всю изобразительную ткань аудиовизуальных произведений, как это было продемонстрировано в циклах «Вещи века» или «История Российской империи» на НТВ.
Обязательным элементом оформления являются часы. И хотя им отведена роль указания начала информационного блока, тем не менее их превращают в элемент идентификации канала и индивидуализации фактора времени. В соперничестве этих элементов наиболее выразительным оказался хронометр ТВС, также жестко привязанный к цветовому и объектному решению самого канала. Отсутствие объемности изображения, насыщенности цветов и графического контраста заменялось радикальным образом через процесс механического взаимодействия стальных шаров.
Правомерный отказ от стиля «техно» продемонстрировал канал «Культура». Набор образов, формирующий заставки, оказался куд^ более мягким и эклектичным, чем на других федеральных каналах.
Вопросы и задания Определите основные особенности и отличия телевизионных технологий. Назовите особенности информационных форматов Охарактеризуйте форма[ы опосредован]юй информации Каковы основные способы перевода эстрадных номеров на экранную плоскость? Назовите номинации телетеатра. Каковы организационные принципы создания телеигр? В чем особенности reality show? В чем сущность мечапрограмм, используемых в политической рекламе? Известно, что в основе мексиканских «мыльных опер» лежат жесткие этические правила, разработанные социологами и психолога^ ми. Это позволяет зрителям получать при просмотре сериала только положительные эмоции. Основными правилами сериального «конструктора» являются следующие: не употреблять в диалогах нецензурных выражений, избегать иностранных слов и непонятных идиом; не касаться тем бандитизма и терроризма, противозаконного тюремного заключения; семейные конфликты следует разрешать лишь в пользу укрепления брака; следует постоянно подчеркивать уважение к труду прислуги, мелких торговцев и других малообеспеченных групп населения; избегать в сценариях персонажей типа недобросовестных врачей или продажных юристов; подвергать осуждению бьповой вандализм различного характера, включая уличное граффити; не подвергать критике политические устои страны, деятельность высших эшелонов власти; не смаковать нетрадиционную половую ориентацию главных персонажей.
Разработать подобные правила для создания проектов reality show, подобных «За стеклом» или «Последний герой». Разработайте концепцию вещания и запрограммируйте кабель- ный канал «История мира» (блоки, формат программ, хрономет- раж). Адресность: аудитория, насчитывающая до 400 ООО зрителей (12—J 7 лет, 60—75 лет). Объем вещания: 6 часов. Состав вещания: постоянные ежедневные рубрики и 12 программных единил 0 неделю. Первая рубрика — «кинопоказ», вторая рубрика — «Живая
легенда», третья — ? Рекомендуемая тематика для формирования циклов: великие открытия; история спорта; военная история; история архитектуры; история России; история моды; история танца; история развлечений; история столиц мира; квиза — «Цитаты великих»; ток-шоу — «Наследие гения»; ? Разработайте концепцию вещания и запрограммируйте спутниковый канал «Высокая мода» (блоки, формат программ и хронометраж). Адресность: аудитория до 800 ООО подписчиков. Объем вещания канала: 5—6 часов. Программная композиция: 6 рубрик и 8 программных единиц в неделю. Первая рубрика — «Мастер», вторая рубрика — «Топ-модель», третья рубрика — «Подиум недели», четвертая рубрика — «История костюма», пятая и шестая рубрики — ? Рекомендуемая тематика для формирования циклов: стиль и парфюм; вкус и предпочтения шоу-звезд; московские бутики; коллекция классики моды; ? ? Разработайте концепцию блока программ «Семейные проблемы». Адресность: молодые семьи. Разработайте 12 программных единиц объемом вешания 3 ч в день. Рекомендуемая тематика: кулинария; лекарства вокруг нас; семейный досуг; самоделкин поневоле; животные в доме; бытовая химия; ремонт своими силами; подарок к дню рождения; семейный шоппинг; семейные ссоры - постановочные сцены с рекомендациями
психолога;
1J) ?
12) ?
Разработайте концепцию и формат семейной телеигры «Наедине с л рй род ой». Место проведения: натура. Хронометраж выпуска 26 минут. Адресность: семейная аудитория от 30 до 40 лет. Рекомендуемые задания: угадай растение; найди марпвд'т; разбей лагерь; очисти лес; преодолей препятствие.
14* Разработайте концепцию правового канала «Закон для всех». Объем вещания — 6 часов. Состав вещания: 2 рубрики и 12 программных единиц. Аудитория — 3 ООО ООО зрителей. Рекомендуемые рубрики: «Парадигмы воинского мужества», «Отец солдату». Тематические рекомендации: правила дорожного движения; основы законодательства о труде; энциклопедия выживания; права потребителя; содействие правоохранительным органам в розыске людей; история создания зарубежных законодательных актов: их преимущества и недостатки; - 12) ? Разработайте концепцию эвристического сериала «Российский умелец» с использованием остроумных технических решений в различных нестандартных условиях. Разработайте концепцию и формат публицистической передачи «Российские речники», посвященную проблемам российских речных пароходств. Разработайте концепцию и формат нециклической программы «Партизан ТВ». Оцените стоимость производства самого простого формата ежедневного выпуска исходя из хронометража 3 минуты. Возможно управление частотой появления выпусков через интернет-сайт. Известно, что структура новостных выпусков подчиняется определенной иерархии. Наиболее значимыми являются обще гуманитарные новости, связанные с явлениями планетарного масштаба, войнами и катастрофами, далее следуют общеполитические новости государства, эконономические, правовые, культурные, спортивные и климатические.
Постройте предпочтительную иерархию новостей для спортивного канала, обоснуйте правила и последовательность подачи ин- формации для правового и культурных каналов.
Еще по теме АНАЛИЗ ФОРМАТОВ ЖАНРОВЫХ ТЕЛЕПРОДУКТОВ:
- ТЕЛЕПРОЕКТ КАК ОСНОВА ПРОДЮСЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕЛЕПРОЕКТОВ
- АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕЛЕТЕХНОЛОГИЙ
- АНАЛИЗ ФОРМАТОВ ЖАНРОВЫХ ТЕЛЕПРОДУКТОВ
- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕЛЕПРОДУКТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ
- АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ТЕЛЕПРОЕКТА
- 6,3. Затраты на постановочную технологию
- РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА ТЕЛЕПРОЕКТА
- Описание телепродукта
- Стратегия маркетинга телепродюсера
- 8.5* Производственная деятельность
- Общая система экспертной оценки
- Оценка маркетинга телепроекта
- Критерии качества телепродукта
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Приложение 3. Бизнес-план телеканала «Северная корона»