8.6. Финансовый план телепроекта
Финансовый план любого проекта выявляет потенциал самого бизнеса, поэтому он подлежит серьезной экспертизе и требует от продюсера самого тщательного расчета» причем следует различать долгосрочное и краткосрочное планирование Следует обосновать потребность в капитале, разделив капитал на собственный и заемный.
Нужно также указать источник формирования собственных средств проекта» зависимость его от стабильности дохода» состояния платежеспособности, перспектив конъюнктуры. Резкое уменьшение учетной ставки до 16—18%, происшедшее в последние юды, поднимает возможность получения кредита.В первую очередь анализу подлежит общее состояние баланса самой компании. Эксперты прежде всего оценивают состояние основных фондов и кредитную историю (табл. 8.7).
Таблица 8.7. Баланс телекомпании
Активы, тыс. уел. ед. | Пассивы и капитал тыс. уел. ед. |
!. Оборотный ка пипы | 1. Краткосрочные обязательства |
В том числе | В том числе |
денежные средства | текущие пассивы |
счета дебиторов | краткосрочная задолженность |
права на показ телепрограмм | расчеты по аренде и лизингу |
/>2. Основной капитал | 2. Долгосрочная задолженность |
В том числе | В том числе |
аморти зация | задолженность по налогам |
балансовая стоимость аппаратуры | Пассивы всего |
3. Права на использование программ |
|
ного материала |
|
4 Материальные активы | 3. Собственный капитал |
5. Нематериальные активы | 4 Нераспределенная прибыль |
В том числе |
|
сценарии |
|
видеоархивы | Капитал всего |
компьютерные образы |
|
Активы всего | Капитал и пассивы всего |
Значительный интерес представляет и оперативная сводка деятельности предприятия — отчет о прибылях и убытках (табл. 8.8).
Таблица 8.8. Отчет о прибылях и убытках телекомпании
Сумма, тыс. уел, ед.
Поступления за эфирное время плюс
Спонсорские поступления минус
Переменные издержки равно
Валовая прибыль минус
Операционные издержки
минус
Проценты по лизингу
равно
Операционная прибыль минус
Налоги
равно
Чистая прибыль
Расчет показателей эффективности инвестиций является обязательным моментом в разработке бизнес-плана телепроекта. В качестве интегральных показателей, характеризующих финансовый результат телепроекта, используются дисконтированные критерии денежного потока. Внутренний коэффициент рентабельности (IRR).
cash
inv
Критерий показывает максимальный уровень затрат, который может быть ассоциирован с данным проектом. Логика применения чрезвычайно проста — телепроект рекомендуется к применению, если IRR gt; СС (стоимости источника финансирования), т.е. если стоимость капитала, привлекаемого для финансирования телепроекта, больше JRR, то проект реализуется в убыток телекомпании.
Для оценки различных источников финансирования величина IRR показывает резерв безопасности телепроекта. Срок окупаемости проекта {РР).inv
cash
Логика данного критерия такова: он показывает число базовых периодов, за которые исходная инвестиция будет полностью возме- щена за счет рекламной ренты. Достоинство данного критерия в том, что он дает представление о ликвидности и рисковости телепроекта. И при выборе из двух аналогичных по финансовым показателям проектов телепроект с более быстрой окупаемостью признается более ликвидным. Чистая приведенная величина дохода (NPV).
где Р — процент по кредиту.
Критерий отражает прогнозную оценку изменения экономического потенциала телекомпании по окончании рассматриваемого проекта. Логика применения критерия NPVдля оценки телепроекта такова: если NPVgt; 0, то в случае принятия решения благосостояние владельцев компании увеличивается; если NPV— 0, то в случае принятия телепроекта благосостояние владельцев телекомпании не изменится, однако объемы производства возрастут или, иными словами, телекомпания увеличится в масштабах; если же NPV lt; 0, то в случае принятия решения доходность владельцев уменьшится. Однако, являясь абсолютным показателем, этот критерий не дает полной информации о резерве безопасности телепроекта и не отвечает на вопрос, насколько велика опасность, если проект все же окажется убыточным. Индекс прибыльности (PF).
cash
exp
где ехр — величина затрат по проекту.
Логика этого критерия состоит в том, что он характеризует величину дохода на единицу затрат. Теле проект рекомендуется к реализации,
если PI gt; \, т.е. существует превышение доходов на единицу затрат. Критерий Р1 также дает представление о резерве безопасности проекта.
Следует о гм ечить, что показатели NPV, IRR, РК СС связаны определенными соотношениями: если NPV gt; 0, то одновременно 1RR gt; СС и Р/ gt; I; если NPV lt; 0, то одновременно 1RR lt; СС и PI lt; 1; если NPV — О, то одновременно IRR = СС и Р! = I.
Этими параметрами можно оперировать как подводя итоги теку
щей деятельности, так и прогнозируя сценарное развитие событий, связанных с телепроектом. Расчет капиталовложений по предлагаемому проекту, периоду окупаемости и возможной прибыли — это во многом отражение предположений продюсера и вместе с этим изложение конкретных обязательств перед финансовыми партнерами. Поэтому целесообразно рассчитывать таблицы денежных потоков и график безубыточности с помощью современных аналитических средств, и в первую очередь с помощью программы Project Expert. Она включает в себя средства, позволяющие провести детальный анализ проекта с учетом таких общеэкономических факторов, как тенденции в инфляции, соотношение валют, особенности в национальном налогообложении, структура и характер всех видов затрат, особенности и масштаб сбыта продукта, особенности прохождения платежей за реализованную продукцию, а также возможности формирования аппаратурной базы проекта через лизинг. Этой программой учитываются факторы, определяющие рыночную и производственную стратегию проекта, эффективность использования капитала. Таким образом, переход от статических методов оценки эффективности телепроекта к динамическим формам с имитационным моделированием влияния разнообразных факторов становится реальным в телепроизводстве. Пользователю предоставляется возможность проведения интегральной оценки проекта по многим критериям. Расширенная система пояснений, возможность графического вывода каждого параметра на печать делают общение с информацией более продуктивным.
ФункциональнО'Струюурная схема Project Expert состоит ю четырех блоков, включающих в себя набор функциональных модулей (рис. 8.4).
Схема отражает конкретную деятельность телекомпании через описание денежных потоков и событий, происходящих в рамках проекта, а также на более высоком макроэкономическом уровне. Болес масштабным подходом к описанию развития проекта является сценарный подход, предполагающий альтернативный вариант запуска проекта с учетом введения ключевых финансовых и производственных показателей.
Как правило, проводится расчет внутренней рентабельности проекта и нормы прибыльности для наиболее пессимистического и наиболее оптимистического вариантов реализации проекта. Расчет эффективности инвестирования проводят с учетом реальных факторов, таких как производственные затраты, величины инвестиций, величины пря-vtых и косвенных затрат, объемы поступлений от рекламной ренты. Важным показателем эффективности являе1ся срок окупаемости проекта, который в случае сериального производства связан со сроком окончательной сдачи сериала и превышает 8—12 месяцев, поскольку не собранный до конца сериал не принято заявлять в репертуар.
Пользовательский интерфейс
Моделирование денежных потоков через описание бизнес-операций
Модуль формирования инвестиционного плана проекта сетевой график проекта, календарный план работ взаимосвязь между стадиями проекта перечень и объемы требуемых ресурсов 'затраты и условия оплаты ресурсов формирование новых актинов Модуль о пера п,ион кого плана компании план сбыта, процесс продаж . план производства, формирование запасов продукции моделирование прямых прои шода венных издержек моделирование плана но персоналу, условий оплаты формирование статей затрат постоянных издержек моделирование процесса финансирования проекта, условий привлечения капитала
Рис. Функционалмш-структуриан схема Project Expert
Достаточно часто встречаются и примеры использования собственных средств телепродюсера для запуска экранных проектов, например уже упоминавшийся проект игровой программы «О, счастливчик» Сергея Кордо, запущенный в 1999 г. на собственные средства продюсера.
Для реализации крупных телепроектов, особенно организацией ного типа, целесообразно обращаться к механизму лизинга.
Существенным моментом финансового плана является анализ чувствительности проекта к ключевым факторам влияния. Факторы, варьируемые в процессе анализа чувствительности, принято делить на две группы: факторы, влияющие на поступление рекламной ренты, и факторы, влияющие на объем затрат на производство и продвижение теле продукта. К ним относятся: частота эфира и хронометраж программы; величина рекламного тарифа; величина переменных издержек на создание телепродукта; величина постоянных и маркетинговых издержек; объем инвестиций; стоимость привлекаемого капитала.
Помимо этих прямых факторов существует еще и ряд косвенных, и в первую очередь к ним следует отнести факторы времени. Подобные факторы имеют разнонаправленное воздействие на финансовый результат. Это прежде всего длительность производственного процесса, достигающая для сериального производства 7—8 месяцев. Поэтому для многих сериальных проектов монтаж отснятого материала целесообразно проводить сразу по мере поступления другой режиссерской группой, если качество монтажа на ПТС не отвечает требованиям продюсера или заказчика. Положительное влияние могут иметь задержка выплат за литературные материалы на срок до первых поступлений, взносов за аренду аппаратуры и павильонных пространств, отсроченные налоговые платежи, а также получение авансового платежа от дистрибьютора (табл. 8.9).
Подобный анализ следует проводить с учетом всех возможных рисков, сопутствующих реализации проектов социальной сферы производства.
Степень риска телепроекта оценивается как разница между максимальной и минимальной рекламной рентой, заяштенной рекламными брокерами для тех или иных эфирных носителей. В качестве исходных тарифов целесообразно брать усредненный тариф прайм- тайм федеральных каналов и усредненный дневной тариф городского или регионального канала. Среди основных факторов, варьируемых при анализе, следует выделить и временные факторы — регулярность вещания и время создания эфирного продукта. Безусловно, ключе
выми для реализации проекта оказываются сроки и объемы получения денежных средств. Для детального анализа следует рассматривать те статьи затрат, которые оказываются взаимозаменяемыми. В пер' вую очередь это распространяется на такие принципиальные издержки, как создание собственной аппаратурной базы или лизинг техники, затраты на продвижение эфирного продукта и расходы на оригинальный дизайн выпуска. Достаточно выгодным для кабельных каналов и радиосетей является производство выпусков с малым хронометражем 3—5 минут, размещаемых в начале каждого программного блока.
Таблица 8.9. Последствия влияния одного из варьируемых экономических факторов на действия телепродюсера
Варьируемый фактор | Действия продюсера | Последствия |
1. Увеличение хронометража программы и частоты эфира | Расширение тематики Увеличение числа используемых ресурсов на маркетинг | Увеличение рекламной ренты. Снижение затрат на маркетинг |
2. Повышение рекламного тарифа | Усиление маркетинга. Привлечение новых ресурсов и технологий | Увеличение прямых и косвенных затрат |
3. Сокращение прямых затрат теле производства | Работа с дешевыми видеоформатами. Интенсивное использование ресурсов павильонов и техники | />Снижение качества теле продукта. Снижение рекламной ренты. Увеличение числа творческих кадров |
4. Сокращение постоянных затрат на производство | Снижение затрат на маркетинг. Сокращение платы за аренду. Уменьшение заработной платы | Сокращение поступления рекламной ренты. Снижение квалификации кадров и ухудшение качества телепродукта |
5. Увеличение объема инвестиций | Приобретение собственной базы. Приобретение лицензии на производство теле- продукта | Сокращение текущих расходов. Обучение персонала |
| Варьируемый фактор | Действия продюсера | Последствия |
6 | П рол ол ж ите л ь н ость производственного цикла для сериала для информационнопублицистических программ | Формирование режиссерской группы для параллельного пост- продакшн. Увеличение числа съемочных групп | Увеличение числа творческих кадров. Затраты на аренду аппаратуры и заработную плату |
7. | Нестабильность рынка творческих ресурсов | Создание страхового запаса теле мат ери ал а | Дополнительные затраты на теле производство |
8. Колебания спроса на рекламу | Поиск новых финансовых ресурсов. Упрощение формата программы. Отказ от павильонных съемок | Маркетинговые затраты Сокращение числа творческих кадров |
Вопросы и задания В чем заключается сущность разработки бизнес-плана? Какие составляющие включает в себя бизнес-план теле проекта? Что включает в себя понятие концепция бизнеса теле продюсера? Какие направления отечественного теле производства сложились в настоящее время в России? Что следует понимать под концепцией телепрограммы? Что входит в понятие формат телевыпуска! В чем сущность математического прогнозирования телепрограмм? Рассмотрите основные функции телерынка. Какие источники информации телепродюсеру следует использовать для разработки маркетингового раздела бизнес-плана? Назовите и охарактеризуйте наиболее распространенные маркетинговые стратегии телепродюсеров. В чем отличие основных процедур ценообразования телепродуктов? Перечислите основные факторы влияния на чувствительность те- ле проектов. Назовите наиболее важные показатели финансовой эффективности 'I ел еп рое кто в. Каким образом реализуется рекламное время на телевидении?
Охарактеризуйте существующую тенденцию развития рекламного рынка России. Каким образом можно one пить качество тел с продукта? Какие медиа-показатели следует использовать при прогнозе будущей телепрограммы? Разработайте бизнес-план образовательной программы «Автомеханик», реализуемой н форме полугодичного заочно-д и станционного обучения на одном из сетевых каналов с последующей сертификацией специалистов. Найдите оптимальное время трансляции (хронометраж и время трансляции), стоимость оплаты экзаменов, стоимость учебных программ, состоящих из 30 тем 2-часового хронометража в формате прямой трансляции двумя камерами. Стоимость оплаты пяти преподавателей следует принять 300 уел. ден. ед./месяц на человека. Помимо функций управления и продвижения в телеиграх и reality show Интернет все чаще используется для эффективного общения зрителей с актерами того или иного сериала. Ярким примером тому может служить страница сериала канала NBC «Киллер: жизнь на улице» (http://www.nbc.com/homicide). Помимо текущей информации об эпизодах и планов сцен зрители могут посмотреть серию роликов под названием «Вторая смена», в которых представлены отдельные истории с участием актеров сериала. Эти онлайновые истории связаны с сюжетом сериала, и посетители сайта могут участвовать в шоу. Точно так же действует сайт и другого популярного сериала того же канала NBC «Profiler» (http://www.nbc.com/ profiler), позволяющий посетителям входить в систему в период телевещания и влиять на действия главного отрицательного персонажа в масштабе реального времени.
Придумайте концепцию интеллектуальной теле игры, позволяющей объединить игроков в студии и зрителей. Еженедельная программа ток-шоу хронометражем 52 минуты длительное время имела устойчивый рейтинг 3,5 пункта. За последние шесть недель рейтинг неумолимо снижается на 0,2 пункта в неделю при неизменной структуре сетки других каналов. Каковы возможные действия продюсера программы?
Еще по теме 8.6. Финансовый план телепроекта:
- § 2. Государственный и местный бюджеты и их структура
- § 3. Процесс по формированию и исполнению федерального бюджета Составление
- 3.2.2. Анализ трудовых ресурсов предприятия
- А. Краткое содержание темы
- Б. Контрольные вопросы 1.
- Преступное расточительство
- Приложение № З Фальшивые штампы и печати
- Жаркое лето 1929 года. Повтор приёма Яши Свердлова
- ЗНАЕТ, ЧТО ДЕЛАТЬ
- СССР. РОССИЯ. СНГ. УРОКИ ИСТОРИИ В.В. Орлов
- 22. ПСИХОЛОГИЯ ФИНАНСОВОГО РЕФЛЕКСА.
- 28. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ ВОДИТЕЛЯ И ИНСПЕКТОРА ГИБДД.
- 5.6. Методы управления финансовыми ресурсами.
- КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕЛЕПРОЕКТОВ