<<
>>

Социально-экономическая оценка телепроектов

Влияние телевидения на формирование общественного мнения, жизнь общества и каждого человека в частности трудно переоценить. Телевидение полиморфично, многовариантно и яггя многих соци

альных и возрастных групп населения России априорно достоверно.

Массовый зритель старается подражать звездам телскиноэкранов также вести себя, следовать манере одеваться и говорить. Расцвет на отечественном телеэкране продукции массовой культуры, различных образцов PR-технологий и квазицелительных установок — прямое следствие излишней коммерциализации главного информационного канала современного общества. Еще на рубеже XIX и XX веков деятели кулыуры разработали конструктивную модель развития культурно-информационного поля, основанную на органичном сочетании качественных и массовых изданий.

Телевидение в наше время должно найти оптимальное сочетание коммерческих и социально значимых программ, Для этого следует максимально использовать богатое культурное и историческое пространство. Знаменателен тот факт, что телебеседы Э. Радзинского набрали рейтинг не ниже, чем самые популярные полицейские сериалы или телеигры. Вряд ли целесообразно возвращаться к длительным трансляционным программам театрального характера. Благодаря новым гуманитарным технологиям у зрителя изменилось восприятие экрана, да и само сценическое искусство также стремительно трансформирует привычные формы, поэтому нужно всемерно использовать позитивный аспект подобных технологий для создания новых телерадиоформатов. В первую очередь это относится к нише образовательных программ. Нет сомнения, что подобные программы имеют самостоятельное значение в той или иной области науки, культуры и искусства. Они призваны передать зрителям систему конкретных знаний в различных областях человеческой деятельности.

В той же мере велико значение и научно-популярных программ. Их назначение — информировать зрительскую аудиторию о наиболее важных событиях в культурной сфере, пропагандировать наиболее значительные научные достижения, воспитывать эстетические вкусы.

Образная форма передачи подобной информации, свойственная именно телевидению, как нельзя лучше соответствует задаче сочетания в едином формате программы логических, рациональных и эстетических начал.

Несколько иное социальное предназначение у сериала. С одной стороны, он выполняет функции инструмента, смягчающего определенные социальные противоречия, с другой — это достаточно универсальное средство сближения различных возрастных групп. Для нашего времени характерен процесс отчуждения индивидов, несмотря на все расширяющееся информационное поле и развитые гуманитарные технологии. Поэтому большую часть сериального репертуара развитых стран занимают телероманы из реальной жизни. Несколько иная функция у остросюжетных сериалов. Они призваны формиро

вать позитивный образ того или иного социального слоя. Если эпохе накопления капитала соответствует благородный герой-разбойник, то полицейский сериал, напротив, знаменует потребность общества в зашите частной собственности, защите прав личности. Подобное предназначение существует и у широко распространенной на Западе адвокатской серии, начисто лишенной каких-либо авантюрных атрибутов к ложного героизма. Любопытный социальный аспект использования сюжетов насилия в телесериалах был сформулирован социологами Запада. С их точки зрения телевидение оправдывает и легитимизирует применение насилия, если оно направлено на восстановление статус- кво, приобретая тем самым социальные функции, которые ранее возлагались на систему публичных наказаний. Передачи на криминальные темы представляют собой вид общественного ритуала, где преступник определен, опознан и наказан в полном соответствии с ожиданиями телеаудитории. Таким образом телевидение распространяет информацию о рамках морали. Оно постоянно напоминает о том, что процесс социального контроля продолжает существовать, даже если он скрыт от общества, и обращает зрительские симпатии в сторону социального порядка.

Важным элементом теле репертуара стала игра. Социологи позитивно оценивают этот новый фактор структурирования и функционирования форм человеческого общения.

Главная цель подобных программ — построение контактной модели взаимопонимания между различными социальными и возрастными группами в неосознаваемых ими социальных качествах. Правильно поставленная игра развивает творческий поиск, душевный порыв, что дает возможность попробовать себя человеку в новых ипостасях.

Любопытный социальный аспект просматривался и в запущенной в середине 1990-х годов на канале РТР игре в наперсток. Эффект безнадежности выигрыша, продемонстрированный в этой игре миллионной аудитории, во многом позволял массовому зрителю погасить в себе любопытство к подобным уличным аферам, в ту пору распространенным в России.

Достаточно большой социальный отклик вызывают у зрительской аудитории программы реальных шоу, обращенные к глубоко скрытым человеческим инстинктам. Однако в идеях создания подобных программ лежат глубокие исследования человеческих возможностей И межличностных отношений. В основе идеи создания программы «Большой Брат» — американский исследовательский проект «Биосфера-2», замкнутая система из стекла и стали, являющаяся своеобразной мини'Моделью Земли, где единственным внешним источником энергии является солнечная. Все основные средства для выживания участники эксперимента должны были доставать самостоятель

но. В распоряжение восьми добровольцев были выделены три тысячи разновидностей растений и животных, фрагменты различных климатических зон и лаже часть океана для создания собственной биосферы в течение двух лет.

Точно такую же социальную значимость имеют другие арограммы реальных шоу, раскрывающие особенности профессиональной де~ ятельности спасателей, пожарных или же врачей. Социологи отмечают значительный интерес к программам «America's Funniest Home Video» или «Сам себе режиссер», позволяющим интенсивно разни- вать творческие навыки у подростков.

Появившиеся в октябре 2001 г. сразу на трех федеральных каналах концептуальные проекты «Последний герой», «Слабое звено» (ОРТ), «За стеклом» (ТВ-6) и, в меньшей степени, «Алчность» (НТВ) стали пропагандировать не столько элементарное межличностное соперничество или конкурентную борьбу в рамках коллектива, а нечто совершенно иное.

Заявленные в данных программах критерии выживания игроков запускают не что иное, как механизмы внутриобщин- ного каннибализма. При всей профессионально выстроенной динамике действия становится очевидна подсознательная цель публичного зрелища — разрушить саму идею жизнеспособного социального коллектива. Современные концепции формирования игровых программ уже не напоминают деловые игры, подобные «Бирже по субботам», и являются в известном смысле попыткой пересмотреть сложившиеся цивилизационные табу. Однако многие коммерческие каналы Запада экс пери монтируют более опасно, снижение планки морали и нравственности обычного «Застеколья» оказывается мало, чтобы до конца проэксплуатировать любопытство и инстинкты массового зрителя. Это не только павильонные эксперименты, такие как шоу «Большая диета», где участники месяцами сгоняют излишний вес. Это охота на человека в большом городе — шоу «Бе1уЦ|Ий человек»» где основной герой скрывается в Берлине 24 дня, а группы преследователей прочесывают город в его поисках. Особая роль в организаций этих шоу отводится Интернету, который регулирует рыночный механизм в виртуальном пространстве с гюмошью голосов зрителей. Основа сетевой аудитории — молодежь, легко вовлекаемая в подобные игры путем включения параллельной трансляции «без купюр» через web' камеры. В процессе игры у большинства зрителей порог чувствителъ- ности по отношению к игрокам снижается при создании экстремальных непредвиденных ситуаций, психологических барьеров. А заданные рамки поведения игроков постепенно входят в противоречие с их представлениями об окружающем мире, роли и значимости личности. Участникам шоу априори дастся установка на сенсационность и исключительность, вплоть до публичною скандала.

Нет сомнения, что отечественные телеканалы, точно так же, как и западные, будут стараться запускать проекты различных reality show, несмотря на протесты широких слоев общественности, поскольку эти программы или, по образному выражению Я.Н, Засурского, «медиатрюки», позволяют резко увеличить рейтинги программ вне блока прайм-тайм1,

Феномен огромной популярности криминальных, особенно гангстерских сериалов, подобных «Бригаде» в России, возможен лишь при условии использования заведомо позитивных актеров в амплуа преступников или же иных социальных маргиналов.

Такой маркетинговый ход является совершенно недопустимым в условиях ослабления морального и правового воспитания молодежи.

Однако не только в информационные, образовательные и игровые программы можно вкладывать определенную социальную значимость. Аналогичных тематических ниш в нашем обществе достаточно много; в первую очередь это проблема правовою просвещения. Ток-шоу «Независимое расследование» на НТВ и «Слушается дело» на ТВЦ намечают наиболее оптимальную форму распространения основ правовой и законодательной базы Российской Федерации. Постоянный зрительский интерес у программ «Моя семья» на РТР и «Я сама» на ТВ-6 знаменует существование непреходящих в России духовных ценностей, обсуждаемых в рамках этих экранных дискуссий. Особое место в репертуаре телевидения середины 1990-х годов заняли программы «Времечко» ТВЦ и «Сегоднячко» РТР. Подобное сближение с аудиторией лугем создания интерактивного обшения во многом оценивается как новая модель современного телевидения, наиболее остро реагирующая как на интересы аудитории в целом, так и на отклики зрителей.

Но коммерческие каналы продемонстрировали ряд негативных примеров, показывающих возможность эксплуатации зрительского интереса к различным социальным и образовательным проблемам. Подобным примером может служить программа «Про это» НТВ, где проблема интимного воспитания подрастающего поколения приобрела форму эстрадного шоу. Такой же неприемлемой с эстетической и моральной точек зрения стала и программа «Шоу с Артуром Крупе- ниным» на ТВ-6. Поэтому целесообразно рассматривать и аспект, отражающий соответствие предназначения или содержания программы возможному имиджу.

Столь же актуальной является и ниша, освещаюшая взаимоотношения армии и общества. Ярким примером тому служит тематика гок-шоу «Забытый полк» (НТВ), освещающего судьбы военнослужа-

См. Уразова С Л. Reality в России Перный опыт теле клон про ван и я // ТКТ, — 2002. - № 2, 3.

щих России. Однако подобных позитивных примеров создания телепрограмм, имеющих высокий рейтинг и социальную значимость* пока недостаточно.

И это тоже следует рассматривать как важный критерий оценки актуальности предлагаемого телепроекта.

Телевидение обязано повлиять на отнюдь не внушающее оптимизма положение в России с массовым спортом. Изменение объема спортивных программ в сетках каналов, а также появление феде- рального спортивного канала благотворно действует на общество. Спортивные программы во всем мире традиционно рентабельны, и вместе с тем они реально влияют на формирование здорового образа жизни общества. Однако этому должна предшествовать определенная работа по продвижению не только олимпийских, но и национальных видов спорта и проведению регулярных спортивных мероприятий по всей стране.

Определенный аспект социальной значимости существует и для адресных телеканалов — каналов, ориентированных на те или иные этнические диаспоры. Подобные каналы достаточно распространены в Европе, Первый из них японский канал JSTV был запущен японской торговой корпорацией Марубени для 200-тысячной аудитории. В настоящее время десятки этнических каналов вещают на Европу на турецком, хинди, китайском, арабском, курдском и других языках. Многие из них выходят с английскими субтитрами. Несомненно, что подобные проекты станут актуальными и для московского региона, где стремительно расширяются диаспоры с Кавказа и Ближнего Востока. Основным условием развития такого вешания станет наличие высококачественных базовых программ культурного и образовательного содержания.

Таким образом, социальная значимость телепроектов во многом определяется актуальностью тематики, последовательностью обращения к культурным ценностям и классическим литературным источникам, спецификой формирования масштабного мировоззрения и позитивных образов, формами и методами сближения с массовой аудиторией. Основными критериями для подобной оценки являются: критерий соответствия возможного имиджа программы ее назначению; критерий образовательной и культурной ценности телепрограммы; критерий патриотической направленности; критерий соответствия телепро|раммы социальным потребностям аудитории.

Перечисленные критерии представляют собой достаточно объективный подход к оценке различных аспектов телепроекта. Выбор ключевых показателей реализуемости проекта предполагает не только прагматический подход, отражающий коммерческую значимость про

екта, но и социальный подход, позволяющий не только отразить ак~ туальные запросы телеаудитории и общества в целом, но и сформировать имидж как самой телекомпании, так и компании — партнера проекта. Таковы стратегические и тактические задачи эффективного менеджмента телепроекта.

Совершенно очевидно, что задачу отбора и финансирования проектов следует решать через объективную процедуру экспертного анализа, важным этапом которого будет блок критериальных ограничений. Таким образом, этап предварительной экспертизы проекта должен быть организован по определенной методике, предполагающей как саму процедуру анализа и отбора экспертов, так и перечень критериев и их весовые коэффициенты. Методика экспертных оценок опирается на профессиональную культуру — это своего рода совокупность неформальных эвристических догадок, интуитивных суждений и умения делать выводы, которые и создают основу квалификации экспертов, приобретенную ими за время всей предыдущей деятельности.

Это позволит в итоге провести определенную стандартизацию отбора наиболее перспективных телепроектов, придаст вопросу принятия решения известную коллегиальность и приведет к позитивным изменениям в структуре программных сеток.

На первом этапе экспертизы должна быть предварительная оценка проекта, поэтому этап должен отвечать следующим основным требованиям: многокритериальность; минимальная трудоемкость; минимальные затраты на проведение экспертных оценок; возможность одновременного привлечения нескольких независимых экспертов; возможность получения общего интегрированного показателя эффективности тслепроекта по результатам анализа, проводимого сразу несколькими экспертами.

Этим условиям отвечает метод экспсржых оценок, который позволяет интегрировать наиболее существенные критерии в единый рейтинг проекта. Реализуется метод заполнения опросных листов в соответствии с определенными весовыми коэффициентами. Поэтому важное методологическое значение имеет проведение следующих предварительных процедур.

Прежде всего это разработка перечня критериев, по которым будет проводиться отбор телепроектов. При этом должна быть определена относительная значимость каждого из критериев посредством назначения определенных весовых коэффициентов.

Далее проводятся ознакомление соискателей (претендентов на полное или частичное финансирование создания экранного произведения) с требованиями к бизнес-плану телепроекта, передача методических материалов. Соискатели должны быть в полной мерс ознакомлены с перечнем критериев, на основе которых должны быть приняты решения о финансировании телепроекта. Это необходимо для того, чтобы в процессе разработки бизнес -плана соискателем учитывалось главное требование — наличие исчерпывающей информации.

Документацию телепроекта следует представлять для изучения в срок не позднее, чем за два месяца до заседания экспертного совета. Эксперты должны иметь возможность уточнить у разработчика все содержащиеся в ней сведения. Причиной отказа от рассмотрения телепроекта может быть несоответствие бизнес-плана рекомендованному соискателю стандарту. Минимальное количество экспертных оценок, допустимое для принятия окончательного решения по объему финансирования телепроекта, должно составлять не менее двух третей от списочного числа членов экспертного совета.

Подобный экспертный совет может создаваться при федеральных и сетевых каналах ТВ в целях осуществления всесторонней экспертизы предлагаемых проектов производства и показа телепро- дуктов различных жанров. Основной задачей экспертного совета является всесторонняя профессиональная оценка поступивших в совет проектов. В своей деятельности совету следует руководствоваться Конституцией РФ, Законом РФ «О средствах массовой информации», уставом телекомпании, методическими рекомендациями. Наиболее оптимальный состав экспертного совета для отбора теле проектов должен включать в себя представителей общественности (ректоров гуманитарных вузов, редакторов центральных газет, секретарей творческих союзов), продюсеров, социологов, независимых экспертов в равных долях. Численный состав совета для федеральных и сетевых каналов не должен превышать 13—17 человек. Персональный состав совета государственных каналов целесообразно утверждать сроком на три года Федеральным агентством по культуре и кинематографии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, а персональный состав экспертного совета общественного канала ТВ соответствующим комитетом Государственной Думы РФ. Оплату труда членов совета можно производить на договорной основе. Подобные советы могут возглавляться генеральным директором канала, а в его отсутствие генеральным продюсером.

Экспертный совет рассматривает поступившие на имя генерала ного директора канала проекты. В случае необходимости профиль- ной экспертизы по жанру или тематике к работе совета могут быть привлечены соответсгвующие специалисты, оплата труда которых осуществляется на доюворной основе.

Рекомендуемая процедура заседания совета сводится к следующему: генеральный директор или лицо, равноценное по статусу в структуре, докладывает о предложенных проектах вне зависимости от их типа и масштаба. Оглашается содержание проекта и суммирующий рейтинг. Перед утверждением результатов экспертизы слово может быть предоставлено эксперту, имеющему особое мнение. При существенности его аргументации допустимо изменение в представленных анкетах. При принятии решения о частичном финансировании телепроекта претенденту может быть выдано официальное подтверждение результатов экспертизы для поиска необходимых для реализации проекта финансовых партнеров.

Для контроля за реализацией принятого телепроекта назначается ответственный куратор. В его обязанности входит представление ежемесячного отчета об изменениях фактического хода работ по сравнению с утвержденным планом. Директивный орган финансирующей организации рассматривает эту информацию и принимает решение о внесении изменений в план работ или о полном их прекращении.

Подобная схема организации работ позволит решить следующие задачи: привести поступающие проекты к единому стандарту; отсеять проекты, авторы которых не в состоянии конкретизировать и аргументировать представленную информацию и не владеют навыками современного менеджмента; сравнить различные по значимости проекты по единой шкале критериев, охватывающих все ключевые аспекты эффективности экранных проектов; исключить возможное лоббирование как способ распределения средств; повысить эффективность работы экспертов.

Вопросы и задания Как определяется качественный уровень телепродукта9 Какие параметры можно прогнозировать при расчете телепроекта? Что входит в показатель, определяющий качественный уровень телепродукта? Какие производственные и финансовые параметры помогают определить оптимальный путь реализации телепроекта? Рассмотрите понятие менед,жмент в телепроизводстве. Какие качественные признаки могут определять уровень телекомпании? Как влияют на успех проекта узнаваемые лица, включенные в состав жранной команды?

По мнению аудиторской фирмы «Аргамак Аудит», длительное вре- мя занимающейся отчетностью СМИ, существует несколько путей минимизации налотв телекомпаний Помимо лизинга наиболее эффективными из них являю л си следующие. применение схемы приобретения а торс к их прав с разделением по видам нрав и срокам их использования; порядок определении стоимости прав в контрактах с иностранны- ми правообладателями, позволяющий избежать расходов по выплате НДС; использование механизмов освобождения от двойного налогообложения в рамках международных соглашений РФ при покупке- продажс прав; форма договоров с авторами (фи зическими лицами), позволяющая сократить налоговые обязательства телекомпании по единому социальному налогу; изменение правового статуса региональных отделений, упрощающее порядок исполнений налоговых обязательств; присвоение корреспондентам статуса предпринимателя без образования юридического лица, позволяющее существенно сократить расходы по содержанию офиса и оборудования.

В каких типах телепроектов эти пути будут' наиболее эффективными для минимизации налогов? Известно, что великий комик и режиссер Чарльз С. Чаплин долгое время опробовал качество своих комедийных лент на беспризорниках. После черновой сборки фильма он приглашал подростков на просмотр и внимательно наблюдал за их непосредственной реакцией. Если же эпизод не вызывал смеха у подобной фокус-груп- пы, он немедленно его переделывал.

Какой состав фокус-группы вы предложили бы для тестирования детективных сериалов, профессиональных или супружеских комедий? Телекомпании необходимо закупить съемочно-монтажную аппаратуру стоимоаыо 100 ООО уел. ден. ед. для осуществления производственной деятельности в течение последующих десяти лег. Альтернативой является лизинг. Согласно договору выплаты производя геи раз в i юл года. Процентная ставка составляет 10%. Начальная выплата — 30%.

Определите сумму фиксированных выплат но договору лизинга аппаратуры.

<< | >>
Источник: Падейский, Владимир Всеволодович. Проектирование телепрограмм. 2004

Еще по теме Социально-экономическая оценка телепроектов:

  1. ФЕНОМЕН МЕДИАРЕАЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ДИСКУРСА И.В. Челышева
  2. ПРЕДИСЛОВИЕ
  3. ТЕЛЕПРОЕКТ КАК ОСНОВА ПРОДЮСЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  4. КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕЛЕПРОЕКТОВ
  5. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕЛЕПРОДУКТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ
  6. Стратегия маркетинга телепродюсера
  7. 8.6. Финансовый план телепроекта
  8. Общая система экспертной оценки
  9. Оценка маркетинга телепроекта
  10. Критерии качества телепродукта
  11. Социально-экономическая оценка телепроектов
  12. ОЦЕНКА РИСКОВ 20 СОЗДАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ТЕЛЕПРОДУКТА