<<
>>

Интегральная (обобщенная) модель Б. Вестли и М. Маклина

Модель Вестли и Маклина[104] совмещает механистические и интерак- ционистские элементы двух первых моделей. Она показывает, каким образом с помощью коммуникации может быть удовлетворена потребность социального субъекта в ориентации относительно некоторого объекта в условиях различной информационной доступности последнего.

Данная модель описывает как межличностную, так и массовую коммуникацию и в ней раскрыта функциональная роль массмедиа в обеспечении потребности реципиента (аудитории) в информации.

В модели, изображенной на рис. 4.6, Вестли и Маклин развили ньюкомбово понимание ориентации, включив в нее как аффективное (эмоция), так и когнитивное (рациональное, опирающееся на информацию) отношение к объекту.

Авторы полагают, что индивиды или социальные общности ориентируются относительно объектов окружающего мира с целью удовлетворения потребностей или решения проблем. Очевидно, что существует ограниченное количество объектов (О4, О2, ..., Оп), относительно которых субъект может ориентироваться в каждый конкретный момент времени. Ограниченные сенсорные возможности человека косвенным образом лимитируют его способность воспринимать и обрабатывать информацию.

Интегральная модель коммуникации Вестли — Маклина

Рис. 4.6. Интегральная модель коммуникации Вестли — Маклина

Коммуникация начинается, когда некоторый субъект В, в качестве которого может выступать личность или социальная группа, начинает ощущать (осознавать) потребность в ориентации относительно определенных объектов в окружающей его среде. Эти объекты он отбирает из пространства информационных выборов О4, О2, О3, ..., Оп.

Предположим, для выработки ориентации (аттитюда) выбран объект О3. В зависимости от способов получения информации об объекте субъект может реализовать свою потребность в ориентации по различным каналам.

Рассмотрим вслед за Вестли и Маклином все теоретически возможные каналы удовлетворения этой потребности.

В простейшем случае субъект имеет возможность прямого получения информации об объекте О3 за счет прямого взаимодействия с ним по дуге О3В. Эта ситуация исчерпывается прямым наблюдением объекта и не требует от субъекта В вступления в какую-либо социальную коммуникацию. Для формирования аттитюда ему не нужны никакие опосредующие индивиды или группы.

Проиллюстрируем сказанное примером. Поздно вечером у себя дома человек читает книгу. Внезапно он слышит громкий звук удара откуда-то снаружи и немедленно ощущает потребность удовлетворить свое любопытство — что же происходит. Также он может в этом случае осознавать появление возможной проблемы: шум может быть источником бытовых неурядиц. Отвечая на эти потребности, человек выходит на улицу и, предположим, видит, что молния попала в соседний дом и требуется срочная помощь соседу.

Но довольно часто случаются ситуации, когда человек (субъект В) не в состоянии наблюдать окружающие его объекты, поскольку они находятся вне пределов его сенсорной досягаемости. В то же время у него в силу каких-либо причин есть потребность в формировании аттитюда относительно этих объектов. В этом случае субъекту В не обойтись без коммуникации с другим социальным субъектом — источником, который способен помочь ему сориентироваться относительно удаленных объектов. При этом потребность в ориентации может быть удовлетворена одним из двух способов — с помощью непосредственной и опосредованной коммуникации.

Ситуация непосредственной коммуникации — это взаимодействие субъекта В с другим субъектом А, который непосредственно наблюдал интересующий первого субъекта объект О3 и теперь способен помочь этому субъекту сформировать его аттитюд О3В. Коммуникация между ними осуществляется по линии О3АВ. Эта коммуникация опирается на информированность субъекта А, сформированную по дуге О3А. В результате для формирования аттитюда О3В формируется элементарный треугольник А—В—О3.

Если вернуться к предыдущему примеру, предположим, что субъект В в той же ситуации услышал грохот, вышел на улицу, но не обнаружил ничего, что объясняло бы происходящее. Он стал обходить дом и заметил соседа, который в ответ на вопрос, что случилось, сообщил, что видел, как молния ударила в дом на противоположной стороне улицы. На схеме эта информация обозначена дугой О3АВ. Сосед — это источник (А на приведенной схеме), а субъект В — по

лучатель. Они вступили в коммуникацию по поводу случившегося (горящий дом, или О3). Они при этом могут прийти (или не прийти) к единому мнению о том, что происходит и что следует далее предпринять. Таким образом, наступает ситуация, описываемая А—В—Х- моделью Ньюкомба.

Еще один вариант коммуникационной ситуации, описать который позволяет модель Вестли — Маклина, — вариант опосредованной коммуникации. Он реализуется в том случае, когда потребность субъекта (В) в ориентации относительно объекта О3 не может быть удовлетворена ни первым (по дуге О ), ни вторым (по дуге О3АВ) способом. В этом случае возникает объективная необходимость в появлении некоторого социального субъекта особого типа. Он появляется в данной коммуникационной системе по той причине, что только он в силу своих функциональных особенностей способен соединить мир событий (или мир объектов), недоступных прямому сенсорному восприятию аудитории, и мир субъектов, испытывающих постоянную потребность в ориентации относительно объектного мира. Данный субъект обозначен на рис. 4.6 как С. Авторы модели обозначили его как «информационного посредника», или «информационного привратника» (gatekeeper). Субъект С занимает промежуточную позицию между потребителем, нуждающимся в информации для выработки аттитюда к объекту, и самим объектом или свидетелями его функционирования. Этот субъект и есть медиа (как известно, дословный перевод слова «media» — «между»). Этот субъект выполняет функции отбора, фильтрации и ограничения информационного потока от мира объектов к миру субъектов, важнейшим образом влияя на характер удовлетворения информационной потребности субъектов.

Ведь недаром Вестли и Маклин использовали для обозначения субъекта С термин «привратник». Функцией привратника, как известно, является пропускать в ворота нужных людей и не пропускать ненужных. Эту же функцию выполняют медиа в опосредованной коммуникации по отношению к информации. Если в качестве получателя информации — субъекта В выступает массовая аудитория, роль информационного привратника исполняют массмедиа.

Если обратиться к рис. 4.6, можно увидеть, что субъект С удовлетворяет потребность субъекта В в ориентации относительно объекта

О3              за счет первичной коммуникации с очевидцами — А, наблюдавшими О3 по дуге О3А, а затем собственно посредством коммуника

ции О3СВ. В результате имеет место опосредованная коммуникация О3А—О3АС—О3СВ. Возможна также предельная ситуация, когда посредник, представитель медиа, выступает одновременно как очевидец, получивший информацию об объекте в ходе непосредственного взаимодействия с ним дуге О3С.

Вернемся к нашему примеру. Предположим, субъект В был в отъезде в ночь пожара и приехал домой сутки спустя. Он видит, что один из домов на соседней улице сильно поврежден. Никого из соседей нет и ему не у кого спросить, что же произошло. И тогда испытывающий потребность субъект включает телевизор, чтобы посмотреть местные новости и от ведущего программы узнает о пожаре.

В этой ситуации как сосед (А), так и объект (пожар — On) находятся вне полей сенсорного восприятия субъекта В. Нужную информацию он получает через коммуникацию с тележурналистом (субъектом С). В результате С становится информационным привратником, своеобразным транслятором сообщений. При этом С может очень сильно зависеть от А, который непосредственно наблюдал событие. Большинство массмедиа выполняют эту функцию привратника. Они решают, какая информация важна, а какая нет, и транслируют ту информацию, которую полагают наиболее важной для широкой аудитории.

Таким образом, модель Вестли и Маклина объясняет механизм как непосредственной, так и опосредованной коммуникации.

Она описывает коммуникативное поведение одного человека (индивид, реагирующий на объекты окружающей среды), коммуникацию двух индивидов (А и В, ориентирующихся относительно О) и далее выходит на уровень массовой коммуникации. Кроме того, она предусматривает возможность наличия обратной связи между субъектами коммуникативного взаимодействия — обратной связи от В к А (дуга FHi), от В к С (дуга F^) и от С к А (дуга F^).

Обратная связь в данном случае — это коммуникация, направленная от получателя к источнику, например для того, чтобы задать вопрос, дать оценку сообщения, согласиться, возразить, предложить дополнительную информацию.

Вот некоторые примеры возможных каналов обратной связи для модели Вестли — Маклина. Это могут быть письма читателей в редакцию газеты (дуга F в модели, изображенной на рис. 4.6), звонки телезрителей (также F ), обращение читателя к репортеру с вопросом, почему их личная история получила искаженное отражение в га

зете (дуга F ), требование редактора к репортеру переделать статью (репортаж), поскольку материал неинтересен (дуга F ). Обратная связь помогает источнику, или привратнику, исправлять свои ошибки или оплошности. 

<< | >>
Источник: Д. Гавра. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер. — 288 с.. 2011

Еще по теме Интегральная (обобщенная) модель Б. Вестли и М. Маклина:

  1. Интегральная (обобщенная) модель Б. Вестли и М. Маклина