Социально-психологическая модель Теодора Ньюкомба
Тогда как модель Шеннона — Уивера представляет процесс коммуникации с чисто технологической стороны, социально-психологическая модель Ньюкомба[101] (часто именуемая А—В—Х-моделью) рассматривает отношения между участниками и объектом коммуникации и описывает влияние этих отношений на характер и результат коммуникативного взаимодействия.
Модель Ньюкомба отвечает на следующие вопросы: что побуждает субъектов к вступлению в коммуникацию; каким образом влияют на коммуникацию отношения между субъектами;
каковыми могут быть все возможные психологические эффекты
коммуникации между двумя субъектами.
В качестве рабочей модели Ньюкомб предложил ситуацию элементарного коммуникативного взаимодействия, в которой два субъекта (А и В) вступают в коммуникацию по поводу некоторого внешнего по отношению к ним объекта Х. При этом любой вариант сложного взаимодействия может быть сведен к совокупности элементарных взаимодействий. В качестве А и В могут выступать социальные субъекты любых типов — индивиды, социальные группы, социальные организации, массовые общности. Простейшая ситуация имеет место в случае межличностной коммуникации.
Автор модели предполагает, что в элементарной коммуникативной ситуации во взаимодействие должны вступить по крайней мере два индивида и его предметом будет выступать некоторый общий объект или тема. Главной задачей коммуникации будет обеспечение взаимодействующих субъектов одновременной относительно предмета коммуникации, а также ориентацией друг относительно друга.
Именно потребность в ориентации, как одна из ведущих психологических потребностей человека, побуждает его к вступлению в коммуникацию. Под ориентацией в данном контексте понимается эмоциональная оценка, опирающаяся на когнитивную осведомленность об объекте. Когнитивная осведомленность представляет собой освоенную субъектом информацию об объекте.
Согласно Ньюкомбу, понятие ориентации может быть описано в терминах позитивных (+) или негативных (-) аттитюдов. Позитивный аттитюд характеризуется симпатией к объекту и стремлением к взаимодействию с ним, негативный — антипатией и избеганием объекта.
Понятие аттитюда введено в социальную психологию Г. Олпор- том. Он определял аттитюд как «состояние сознания и нервной системы индивида, выражающее готовность к действию и организованное на основе предшествующего опыта. При этом аттитюд оказывает направляющее и динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов, к которым он имеет отношение»[102].
По Дэвиду Майерсу, аттитюд — это благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция, проявляемая в убеждениях, чувствах и преднамеренном поведении[103].
Как полагает Ньюкомб, коммуникация в своем элементарном виде возможна в том случае, когда два субъекта — А и В — испытывают потребность в ориентации и выработке аттитюдов по отношению к внешнему объекту X и друг относительно друга.
Графическое изображение модели Ньюкомба имеет следующий вид, показанный на рис. 4.5:
X
/>А lt; В
А — субъект А А > В — межсубъектный аттиткэд АВ
В — субъект В А lt; В — межсубъектный аттитюд ВА
X — субъект X АХ — субъектно-объектный аттитюд АХ
ВХ — субъектно-объектный аттитюд ВХ
Рис. 4.5. Социально-психологическая модель Т. Ньюкомба
Условные обозначения:
А — субъект А;
В — субъект В;
X — объект X;
АВ — межсубъектный аттитюд АВ;
ВА — межсубъектный аттитюд ВА;
АX — субъектно-объектный аттитюд АX•,
ВX — субъектно-объектный аттитюд ВX.
В данной модели субъекты А и В вступили в коммуникацию по поводу общего объекта, функционирующего в окружающей их среде, — X.
Условием начала коммуникативного взаимодействия
Ньюкомб полагает наличие некоторого предварительного знания субъектов друг о друге и об объекте Х. На основании этого знания формируется система предварительных аттитюдов А к В (на схеме — АВ), В к А (на схеме — ВА), А к Х и В к Х (на схеме соответственно АХ и ВХ). Каждый из этих аттитюдов может быть позитивным или негативным.
В любой момент времени ориентации в этой коммуникационной системе могут быть симметричными и асимметричными. Симметрия имеет место, когда ориентации А и В относительно Х конгруэнтны (то есть аттитюды АХ и ВХ совпадают по направленности). Асимметричная ситуация имеет место в случае противостояния аттитюдов по отношению к объекту.
Рассмотрим понятие симметрии на примере. Представим себе, что автор этой книги — субъект А, а читатель — субъект В. Мы обсуждаем проблему позитивных и негативных эффектов воздействия телевидения на детскую аудиторию. Телевидение, а точнее характер его воздействия на сознание и поведение детей и подростков представляет в нашем примере объект Х. Аттитюды каждого из нас по отношению к данному объекту могут быть позитивными, в случае если мы считаем, что телевидение играет конструктивную, функциональную роль, помогая ребенку в его социализации и социальной интеграции. Могут они быть и негативными, в случае если мы полагаем телевидение деструктивным дисфункциональным агентом, разрушающим психику ребенка и провоцирующим асоциальные формы его поведения. Симметричная ситуация имеет место тогда, когда наши аттитюды по отношению к телевидению совпадают по направленности, вне зависимости от того, позитивные они или негативные, то есть когда наше отношение к нему сонаправлено.
У симметричной коммуникативной ситуации есть разные измерения. Можно говорить об общем понимании предмета, по поводу которого осуществляется коммуникация (когнитивная коориента- ция — совпадение рационального компонента аттитюда), и о сходстве в чувствах и эмоциях, испытываемых по его поводу (аффективная коориентация — совпадение эмоционального компонента аттитюда).
Симметрия — это центральное понятие модели Ньюкомба. Он полагает, что в своем развитии коммуникативная ситуация имеет устойчивую тенденцию к симметрии. Соответственно, участвующие в коммуникации субъекты являются мотивированными к формированию в результате взаимодействия сходных ориентаций относительно объекта Х.
Ньюкомб описывает ряд социально-психологических факторов, которые детерминируют стремление коммуникативной ситуации к симметрии.
Во-первых, симметрия позволяет каждому участнику коммуникативного акта более надежно прогнозировать поведение другого участника. Соответственно симметричное взаимодействие между А и В будет более предсказуемым и потребует от каждого из них меньших усилий. Очевидно, проще взаимодействовать с другим субъектом в ситуации согласия, а не противостояния.
Во-вторых, симметрия усиливает и укрепляет исходную ориентацию субъекта относительно Х, повышая его самооценку и создавая положительные эмоции. В симметричной ситуации каждый из субъектов подкрепляет свое убеждение в том, что его понимание и эмоции по поводу объекта Х правильны, поскольку партнер по коммуникации с ним согласен. Это позитивное комфортное переживание для большинства людей.
Таким образом, симметрия порождает уверенность и комфортность. Она также облегчает продолжение взаимодействия между А и В, так как люди, которые согласны между собой, в целом приятны друг другу.
Сила движения в сторону симметрии, согласно Ньюкомбу, зависит от симпатии между коммуникаторами (А и В) и от интенсивности их отношения к объекту (Х). Чем выше симпатия между А и В, тем в большей степени каждый из них мотивирован к достижению симметрии в их отношении к Х.
Если вы мне очень нравитесь, но у нас разные мнения по поводу телевидения, я буду стремиться изменить свое мнение, с тем чтобы приблизиться к вашему. Аналогично, чем более сильные чувства я испытываю по отношению к объекту, тем в большей степени я буду мотивирован достигнуть симметрии за счет того, чтобы переубедить вас в ходе коммуникативного взаимодействия.
Ньюкомб считает, что симметрия достигается в основном посредством коммуникации между А и В. Если предположить изначальное отсутствие симметрии, то чем выше симпатия между А и В и чем сильнее их аттитюды по отношению к Х, тем выше вероятность того, что коммуникация между ними состоится.
Рассматриваемая модель позволяет построить исчерпывающий перечень возможных социально-психологических эффектов (результатов) коммуникации. Опишем этот перечень в ключе логичес
ких построений Ньюкомба, расширив его до максимально возможных пределов.
В случае исходного совпадения аттитюдов АX и ВX коммуникация приведет к еще большему закреплению симметричной ситуации — каждый из субъектов получит подкрепление своего отношения к объекту. При этом следует ожидать и усиления позитивных межсубъектных аттитюдов АВ и ВА. В данном случае имеет место предельная симметричная ситуация.
Ее оборотной стороной является предельная асимметричная ситуация как возможный исход коммуникативного взаимодействия. Она имеет место в том случае, если вступлению в коммуникацию предшествует такая конфигурация аттитюдов, при которой имеет место как противостояние межличностных оценок (антипатия между субъектами А и В), так и противостояние аттитюдов субъектов по отношению к объекту ^X и ВX противоположны по направленности). Если коммуникация при этих условиях все же состоится, то ее итогом станет предельная асимметрия, которую можно условно обозначить как «симметричную асимметрию». В результате коммуникации каждый из аттитюдов, представленных в модели, получит свое подкрепление. С одной стороны, усилится антипатия субъектов друг к другу, поскольку каждый из них будет отстаивать противоположные точки зрения на объект. С другой стороны, получат свое подкрепление объектные аттитюды АX и ВX, поскольку настаивать на их изменении будут антипатичные партнеры по коммуникации.
Наиболее сложным и часто встречающимся случаем является такая исходная ситуация взаимодействия, при которой объектные аттитюды АX и ВX не совпадают, но субъекты относятся друг к другу с симпатией (межсубъектные аттитюды АВ и ВА имеют позитивный характер).
Именно этой ситуации Теодор Ньюкомб и уделил свое главное внимание.Эффект в данной коммуникационной системе (отношения между А, В и X) может иметь одну из следующих форм: переубеждение и достижение симметрии через изменение аттитюдов одного из субъектов по отношению к объекту ^X или ВX) на противоположный при сохранении и укреплении позитивных межсубъектных аттитюдов; достижение псевдосимметрии I. Имеет место, когда для сохранения межсубъектных позитивных отношений кто-либо из субъектов убеждает себя, что он согласен с аргументами партнера по
коммуникации, и готов показать, что он сменил свой аттитюд (АХ или ВХ) на противоположный. При этом реальной трансформации объектного аттитюда не происходит. В психологии такая ситуация называется когнитивным искажением; достижение псевдосимметрии II. Имеет место, когда для сохранения межсубъектных позитивных отношений кто-либо из субъектов убеждает себя, что ему удалось переубедить партнера и тот сменил свое отношение к объекту на противоположное. При этом на самом деле такого изменения не происходит. Это также случай когнитивного искажения; достижение негативной симметрии. Данный исход наступает, когда в результате коммуникации каждый из субъектов сохраняет и укрепляет свое исходное отношение к объекту (АХ и ВХ), но при этом позитивные межсубъектные аттитюды (АВ и ВА) меняются на противоположные — негативные; толерантное согласие с фактом асимметрии и противоречия оценок объекта без изменения аттитюдов.
Вернемся к нашему предыдущему примеру. Если мы c Вами, уважаемый читатель, разошлись в оценках характера влияния телевидения на детей и подростков (моя оценка его роли — негативна, ваша — позитивна) но при этом фигура автора не вызывает неприязни, а скорее симпатична вам, то имеет место ситуация асимметрии.
Так как между нами существует симпатия, но в то же время предмет разговора важен для каждого из нас, согласно обсуждаемой модели будет наблюдаться стремление к достижению симметрии, что повлечет за собой коммуникацию (дискуссию по поводу телевидения).
В результате может быть получен один из нижеследующих эффектов нашей коммуникации. Вы убедите меня в том, что телевидение оказывает скорее позитивное влияние на массовую детскую аудиторию. Мне удастся убедить вас в негативной роли телевидения. Вы убедите себя в том, что уговорили меня встать на вашу позицию вне зависимости от того, произошло ли это на самом деле. Для сохранения взаимопонимания и доверия между нами вы убедите себя в том, что мои аргументы в какой-либо мере повлияли на вашу позицию, и покажете мне, что начали переоценивать свое отношение к телевидению.
Вы останетесь при своем мнении, что телевидение — это благо, но смените свою ориентацию относительно меня с позитивной на негативную, я стану для вас неприятен. , (7), (8) — варианты аналогичные вариантам (3), (4), (5), но происходящие в моем, а не в вашем сознании. Мы оба совместно можем прийти к «соглашению о несогласии» и договориться о взаимном уважительном признании разницы во взглядах и, соответственно, асимметрии.
Модель Ньюкомба является полезной для понимания социально-психологического содержания коммуникации, поскольку она объясняет, когда коммуникация возможна, и раскрывает ее потенциальные эффекты. И хотя она была разработана, прежде всего, для интерпретации взаимодействия двух индивидов, включенных в коммуникацию «лицом к лицу», ее основополагающие принципы оказались вполне приложимыми для объяснения процессов убеждения через средства массовой коммуникации.
Главное слабое место рассматриваемой модели обнаруживает себя в том, что она не объясняет, как происходит сам процесс коммуникации, каков его механизм. Ньюкомб рассматривает информационный обмен как заданную переменную — у него этот процесс просто существует.