?ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ РОССИЯ: КРАТКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ РЕКЛАМЫ В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Аналитики указывают ', что за прошедшее с 1991 г.
время в нашей стране сменилось как минимум три парадигмы рекламы, каждая из которых была эквивалентна десяткам лет эволюции рекламы западной. Развитие рекламы в России шло «семимильными шагами».До начала 1994 г. в области развития самой престижной и дорогостоящей рекламы — телевизионной — преобладала традиция «Реклама — это искусство», когда в рекламе доминировали перешедшие из смежных областей режиссеры, писатели, дизайнеры. Они занимались собственным творческим выражением, целью рекламы было создание «красивых» имиджей, и о решении маркетинговых задач средствами рекламы, об учете интересов потребителей речь не шла. Хороших переводных книг не было либо они были недоступны, так же как и пособия по спецпропаганде. Немногочисленные книги отечественных ученых-рекламис- тов (Рожкова, Феофанова, Глушаковой, Добробабенко) были малоизвестны, а то и имели гриф ДСП.
В области газетных объявлений царило «низкое» искусство «наивного рекла- мизма», порожденного самовыражением начинающих бизнесменов и художественной самодеятельностью информационных отделов государственных предприятий. Рецидивы наивного искусства встречаются в российской рекламе и поныне 2.
Закономерным продолжением первого этапа стал второй, начавшийся в 1994 г. и характеризующийся ориентацией на удовлетворение любых запросов рекламодателя — «Чего хочет клиент». К этому времени наиболее успешные отечественные бизнесмены уже «наигрались» в творчество и делегировали рекламные полномочия в отделы и рекламные агентства.
Четко обозначился отрыв в практическом маркетинге от основной массы своих коллег и преподавателей со стороны менеджеров крупных сетевых рекламных агентств, свободно владеющих английским языком, — они получили доступ к западному опыту.
Сформировавшийся в те годы в их среде снобизм к отечественному рекламному опыту оказался довольно живучим — проявляется и поныне.В это время получили развитие различные методы планирования и оценки рекламных кампаний, так как обоснование рекламных бюджетов приобрело решающий характер.
Очевидно, что именно тогда приобрел популярность технократический подход — когда считается, что результат в рекламе достигается за счет четкого и точного выполнения наукообразных планов. Автор отдал должное подобной традиции, адаптировав теорию надежности военно-космических объектов к функционированию рекламной кампании и имиджа 1. Способность военных объектов выполнять свое назначение продолжает вызывать зависть рекламистов и до сих пор мотивирует к применению моделей теории надежности в рекламе.
Ярким отечественным проявлением технического подхода стала и адаптация теории решения изобретательских задач к нуждам рекламы — в работах последователей ТРИЗ 2. В ТРИЗ человек описывается как движимый жесткими программами (стереотипами со знаком + и -) механизм. Производя алгебраические операции над стереотипами и сообщениями — складывая (усиливая) и вычитая (ослабляя) их — можно управлять поведением потребителя.
Как указывается, инженерные приемы анализа и планирования сами по себе правильны, но при их использовании часто упускаются особенности рекламы как социального процесса, формальные описания которого не всегда возможны. Сложность описания и независимость социальных процессов заложены в их «ми- фологизме».
Приблизительно в это же время стали широко доступны западные методики количественного планирования рекламного воздействия — медиапланирование — и разрыв между западной и отечественной рекламой резко сократился.
Западные рекламные методики обеспечения надежности рекламных кампаний всегда составляли предмет ноу-хау, были «зашиты» в программное обеспечение медиапланирования — дорогостоящие (десятки тысяч долларов) статистические проекты типа 1?-Т01 (российский индекс целевых групп), поэтому поле для отечественных исследователей в этой области остается открытым.
1998 г. характеризовался несколькими принципиально важными для российской рекламы событиями.
Во-первых, практики исследовательских и планировочных отделов ведущих рекламных агентств начали делиться на страницах специализированных изданий бесценными для рекламы опытными данными по эффективности российских рекламных кампаний.
Во-вторых, появились чрезвычайно удачные по соотношению цена/качество фундаментальные пособия для рекламистов — в этом ряду, прежде всего, стоит упомянуть «Социальную психологию» Д.
Майерса, «Маркетинг менеджмент» Ф. Котлера, «Поведение потребителей» Д. Энджелла с коллегами и настоящее издание по рекламе. При этом можно рекомендовать начинать изучение мира рекламы именно с него, затем прочитать Ф. Котлера и Д. Энджелла и только после этого — Д. Майерса.Впоследствии можно перейти от богатейшего западного опыта, изложенного в этих пособиях, к нюансам опыта российского: «Реклама - планка для профи» д.э.н., профессора И. Рожкова, «Маркетинг. Социология маркетинговых коммуникаций» д.с.н., профессора И. Крылова и «Семь нот менеджмента».
В-третьих, августовский кризис 1998 г. ознаменовал окончание количественного этапа развития российского рынка и начало этапа качественного. Начинается третий, текущий этап развития отечественной рекламы. Его основные черты — упор на формирование символической ценности и мифов о товаре; хирургически точная имплантация рекламных сообщений в систему ценностей и внутренний мир потребителя; интенсивное развитие отечественных брендов и полная интеграция лучшего мирового опыта в технологии российской рекламы.
Хочется пожелать читателям продуктивного и полезного диалога с книгой.
При этом полезно учитывать особенности национального восприятия рекламы, приведенные профессором И. Крыловым в его вышеупомянутой книге: •
Без тщательно выстроенного мифа использование образа «человека с улицы» — коммуникатора в телевизионных рекламных роликах — как правило, не дает желаемого эффекта в России. •
Использование в российской рекламе лидеров референтных групп очень эффективно. •
В России хорошо работает обращение к юмору, занижена смеховая интерпретация рекламируемого товара.
Согласно результатам исследований GALLUP, различия проявляются и при стимулировании сбыта — в сэмплинге — бесплатной раздаче образцов «на пробу».
Раздача должна соответствовать российским представлениям о доброжелательности и щедрости. «Это на Западе потребители любят игры, а здесь — дайте им что-нибудь. А если не даете, они (потребители) обидятся по-настоящему. Они вас запомнят и через 20 лет, увидев вашу марку, скажут: “Ага, это вот те, которые дали полпеченья”».
Согласно прогнозу 1998 г., «внутренние политические риски в планировании маркетинговых мероприятий на ближайшее десятилетие и дальше можно игнорировать, а политические события учитывать только в календарных планах» 3.
Да, парадоксален и интересен наш мир рекламы. Человека, посвятившего себя этому миру, ожидают удивительные открытия, а российские прогнозы — тому благоприятствуют.
Андрей Ульяновский, автор монографии и Internet-страницы «Мифодизайн рекламы» E-mail ullian@mail.rcom.ru РЕДИСЛОВИЕ
Еще по теме ?ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ РОССИЯ: КРАТКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ РЕКЛАМЫ В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ:
- ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ.
- К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
- ?ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ РОССИЯ: КРАТКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ РЕКЛАМЫ В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
- ЭВОЛЮЦИЯ РЕКЛАМЫ
- Предисловие к русскому изданию
- Е. Л. Антонова ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КАК ФАКТОР духовного ВОЗРОЖДЕНИЯ И КУЛЬТУРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
- Предисловие к русскому изданию
- Л. С. Выготский ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ КНИГИ В. КЕЛЕРА «ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕЛОВЕКОПОДОБНЫХ ОБЕЗЬЯН»1
- Предисловие к русскому изданию[*]
- Предисловие к русскому изданию