Конкретная состязательная нацеленность н мотивация спортсмена
Чтобы подойти к целостным системным представлениям о соревновательной деятельности спортсмена, надо углубленно разобраться в ее содержании и формах, для чего проанализировать в комплексе основное из того, что определяет их.
Важно при зтом иметь в виду: конкретную состязательную направленность и мотивацию спортсмена, состав используемых им для реализации цели технических действий и тактических форм ведения состязания, зависимость его соревновательной деятельности от регламента и условий состязания, требования, предъявляемые соревнованием к психическим и физическим возможностям спортсмена.Не вызывает сомнений, что поведение спортсмена в процессе сог стязания с личностной позиции завис!гг в первую очередь от его конкретной нацеленности и лежащей в ее основе мотивации. Исходной, предпосылкой при этом является состязательная установка спортсмена как его личностная предрасположенность к состязанию, отражаю-, тая свойственные спортсмену потребности, интересы и осмысленная в качестве мотивов соревновательною поведения. Среди них есть как относительно устойчивые (прочно сформированные в течение ж'изни под воздействием воспитания и общих жизненных условий), так и сравнительно "подвижные" (оперативно меняющиеся в зависимости от актуальных ситуаций) потребности, интересы и мотивы. Состязательные установки спортсмена связаны также, разумеется, с общими нравственными устоями его поведения, характером, темпераментом, индивидуальными особенностями волевых проявлений. Все это в комплексе так или иначе индивидуально детерминирует (причинно обусловливает в личностном отношении) конкретную состязательную нацеленность и поведение спортсмена в том или ином соревновании.
В зависимости от названных личностных детерминант и других факторов, влияющих на конкретную целенаправленность соревновательного поведения спортсмена, она может существенно варьироваться в различных соревнованиях.
При этом кроме личностноиндивидуальных факторов на нее более или менее сильно влияют и различные внешне обусловливающие факторы - такие, как: официально установленный ранг соревнования, его престижность (либо не престижность), уровень конкуренции (сила участвующих конкурентов), "установочные" воздействия (инструкции, убеждения, разъяснения) тренера, спортивных руководителей, других заинтересованных' лиц. степень морального и материального поощрения (либо неодобрения) за результат выступления в соревновании, состояние технических и других внешних условии, в которых проходит состязание. Отсюда понятно, что конкретная соревновательная нацеленность поведения спортсмена не обязательно всегда будет совпадать с его долго-" временно-перспективной или даже этапной целью.Принципиально, истинный спортсмен нацелен в общей тенденции на предельную реализацию своих спортивных возможностей, достижение насколько только можно высокого спортивного результата, незаурядной спортивной победы, личного рекорда, который был бы не только личным. Это опирается на устойчивые мотивы самовыражения, самоутверждения и самосовершенствования личности наряду с опорой на коренные социально-значимые ориентации, нравственные
принципы и чувства (чувства чести, патриотизма, общественной ответственности н т.д.). Конкретная же цель, преследуемая спортсменом в том или ином из отдельных соревнований, далеко не всегда предусматривает демонстрацию предельного результата. Это обусловлено, кроме прочего, соображениями, вытекающими из закономерностей оптимальной подготовки спортсмена к наиболее ответственному соревнованию. В такой ситуации именно на это соревнование проецируется этапная цель победы или завоевания возможно высокого зачетного места, либо (и) установления рекорда. В подготовительных к нему состязаниях нередко намечается преднамеренно лимитированный результат, заведомо ограничиваемый, исходя из необходимости более или менее постепенного подведения к новому достижению, либо по тактическим и иным соображениям.
В общем разнообразии конкретных целевых намерений, реализуемых спортсменом в различных состязаниях, можно выделить, соотнося их со спортивным результатом, как минимум следующие достаточно распространенные варианты:
!. Нацеленность на победу "во что бы то ни стало" с превышением прежнего индивидуально-максимального достижения. То есть, на то. чтобы непременно, несмотря на все трудности противоборства, добиться спортивного превосходства над соперниками (если и не над всеми участниками соревнования, то над теми, которых можно победить с предельной мобилизацией своих возможностей). Такая нацеленность при соответствующих условиях может быть сопряжена с установкой "на рекорд" (личный и не только личный - в тех, разумеется, видах спорта, в которых фиксируются рекорды). Нацеленность на демонстрацию как можно высокого результата в условиях, объективно ограничивающих его, либо в облегчающих условиях. Нацеленность на демонстрацию преднамеренно строго лимитированного результата, "Условно-состязательная" нацеленность, не центрированная на спортивно-техническом результате.
Первый вариант типичен для состязательной нацеленности спортсменов главным образом тогда, когда они основательно мотивированы на достижения в ответственных собственно спортивных соревнованиях. Конкретная природа мотиваций при этом (как, впрочем, и при иных обозначенных вариантах соревновательной нацеленности) бывает в различных случаях отнюдь не однозначной - в том числе и той, в основе которой лежат самые высокие человеческие чувства и устремления, но и той, какая диктуется честолюбием или стремлением к меркантильной выгоде. Признавая в принципе значение и нужность
материального поощрения выдающихся спортивных достижений, было бы, однако, не мудрым отдавать ему безусловный приоритет в" спортивной мотивации. Хотя бы потому, что лишь такого рода стп-j мулы не способны служить неиссякаемым источником спортивных:' свершений. Давно замечено, что нанвысшие достижения стимулирует^ подлинно высокая цель.
Второй вариант близок к первому, но отличается тем, что в и а цеJ ленностн спортсмена на возможно высокий результат предусматривав егся "поправка" на его вероятное отклонение от возможного в иных объективных условиях, - более благоприятных либо, напротив, менее благоприятных, чем в данном состязании. Этот вариант постановки соревновательной цели нередко практикуется в ряде не основных' официальных соревнований, когда по отношению к ним не строится* специальной пред соревновательной подготовки, (В таких случаях вы- сгупление в состязаниях часто идет как бы "на фоне" повышенных* тренировочных нагрузок и сопровождается хронической кумуляцией^ аффектов тренировочных и соревновательных нагрузок, в силу чего^ затрудняется полная реализация наличных достиженческих возмож-?, ностей спортсмена). Второй вариант практикуется к в неофициальных;', или полуофициальных соревнованиях тренировочного и контрольной то характера, организуемых, в частности, и с облегчением условий^ выполнения соревновательных упражнений (с упрощением регламент та сравнительно с регламентом крупных официальных соревнований.^ изменением числа зачетных попыток, устранением внешних помех и? |,д.). Такая соревновательная практика играет немаловажную роль в? приобретении спортсменом соревновательного опыта, стимулировав нгш развития специфической тренированности, воспитании волевых^ качеств и умения адекватно регулировать состязательные установки;' контроле процесса спортивного совершенствования. Существенно,! также, что нацеленность на демонстрацию возможно высокого peJ зультата в объективно затрудняющих условиях, в соединении с ясным-' пониманием спортсменом того, как и в каком направлении повлияют зти условия на его результат, освобождает спортсмена от излишних11 переживаний, если результат оказался ниже продемонстрированных*1 нм ранее.
Третий вариант конкретной нацеленности соревновательной дея-f дельности спортсмена, как и предыдущий, связан с практикой мсполь-. зования не основных соревнований в качестве средства подготовки к основным.
В отличие от предыдущего, однако, этот вариант предуgt;. сматривает не предельное, а как бы нормированное проявление дос-“ тиженческих возможностей спортсмена с точным расчетом на тот результат, какой может быть показан наверняка или с наименьшей eej роятностью не достичь его. Тем самым формируется „установка, по-'
зволяющая, несмотря на увеличение числа состязаний, избежать излишней напряженности соревновательной нагрузки. Такая установка бывает адекватной и тогда, когда спортсмен по тактическим соображениям намерен не раскрывать преждевременно свои достиженческие возможности (перед будущими основными соперниками), а также и тогда, когда спортсмен явно значительно превосходит своих соперников, Собственно-состязательные начала поведения спортсмена в этом варианте, таким образом, в определенной мере редуцированы, как бы "свернуты" (подчинены спортивно-подготовительным и связанным с ними намерениям). Вместе с тем его деятельность по ходу соревнования развертывается в соответствии с состязательной логикой, под влиянием установленных правил и условий соревнований (в том числе официальных).
В охарактеризованных трех вариантах направленности соревновательной деятельности спортсмена как бы центральным пунктом конкретизации ее предметной нацеленности берется установка на достижение определенного спортивно-технического результата, в этом смысле она центрирована на данной основе. Это не значит, конечно, что вся мотивация спортсмена при такой ориентации сводится исключительно к нацеленности на спортивно-технический результат - суть ее всегда шире и глубже. Речь идет лишь о характере соотнесения соревновательных намерений спортсмена с конкретным выражением результата его состязательных усилий, типичном для прогрессирующих спортсменов в большинстве соревнований. Но не все и не всегда, выступая в спортивных соревнованиях, ориентируются непременно и в первую очередь на технический результат. В определенных ситуациях бывает типичной и "условно-состязательная" нацеленность, не центрированная на формализованном результате (какой-то технический результат при этом намечается, но не на строго заданном уровне, а с довольно широким диапазоном вариаций, не продиктованных чисто спортивными соображениями).
Из нее обычно исходят, например, в спортивно-показательных выступлениях. Но не только. Ее придерживаются в определенных случаях и при участии в официальных соревнованиях спортсмены, не претендующие ни на превосходство над другими участниками, ни на заметный результат. Ведущие мотивы в таких случаях бывают опять-таки неоднозначны, в том числе часто те, которые лаконично выражены в кубертеновском девизе:"Главное - не победа, а участие!"
Предпочтительный выбор того или иного варианта соревновательной установки субъективно во многом зависит от так называемого "уровня притязаний" спортсмена (меры свойственных ему устремлений к самоутверждению и вообще к удовлетворению личных запросов, производной от самооценки личных возможностей, характера,
темперамента и других свойств личности). Одна из основных забот наставников и самих спортсменов при выработке конкретных соревновательных целей - регулирование уровня притязаний с гем, чтобы он был адекватным, а не заниженным и не завышенным по отношению к реальным возможностям спортсмена и обоснованно избранной линии подготовки к особо значимым соревнованиям.
В решении этой проблемы нередко возникают противоречия между теми, кто непосредственно вырабатывает и реализует конкретно индивидуализированные спортивно-соревновательные цели (тренерами, спортсменами), с одной стороны, и теми, кто влияет на их постановку с иных позиций (спортивными организаторами, кураторами, спонсорами и т.д.). Принципиально тут следует исходить из того, что после твердого согласования с заинтересованными лицами прогноза результатов на главные, общезначимые и наиболее ответственные соревнования, решающая роль в конкретизации индивидуализированных состязательных целей должна принадлежать тренеру и спортсмену, способным обоснованно предвидеть целесообразный результат, который согласуется в конечном счете с главной целью. Категорические "руководящие указания" тут совершенно неуместны, а подчас и вредны, особенно когда они вытекают из чисто конъюнктурных соображений и спортивной некомпетентности. Вместе с тем спортсмен и тренер не могут не считаться, конечно, с общими спортивнопрестижными и другими интересами команды, за которую они выеду) пают, а также интересами общественных организаций и государственных структур, под эгидой которых они выступают. Вероятные расхождения тут между конкретными индивидуальными и общими целяг ми, пусть и нелегко, при разумном подходе преодолимы.