4.1.1. Основные подходы в классификации жанров журналистики
Научная теория жанров журналистики складывается из различных типологических подходов, в каждом из которых предлагается свое видение классификации жанров. В 80 гг. ХХ в. большинство теоретиков и практиков придерживались традиционной классификации жанров: информационные, аналитические и художественно-публицистиче- ские426. Сегодня считается, что данная классификация устарела. Поэтому в 90-х гг. стали выдвигаться новые концепции и подходы. В качестве методологического основания брались разные параметры. Например, жанры группировались по методам сбора и обработки информации: «репортерская журналистика», «расследовательская журналистика», «комментирующая журналистика» и т. п. В качестве основания могла выступить и тематика журналистского выступления: журналистика политическая, деловая, детская, женская и т. д. По предмету отображения действительности жанры делились на авторскую, новостную, аналитическую журналистику. Как видим из перечня этих классификаций, теоретики не могли договориться о едином основании деления и вычленения жанров журналистики. Отсюда и разность подходов в определении типологической структуры жанров. Чем была обусловлена такая разность подходов в классификации жанров журналистики? Прежде всего поиском единого логического основания деления жанров по различным типам. Такая потребность существует и сегодня, потому что выделение жанров по типам позволяет, во-первых, объединить различные произведения в группы по доминантным признакам, а во-вторых, установить четкие взаимосвязи между этими группами. Мы предлагаем следующую типологическую таблицу (табл. 4.1). За основу берем функциональное деление жанров на информационные, аналитические и художественно-публицистические, а в качестве сопоставительных параметров возьмем следующие категории: предмет отображения, целевую функцию и методы работы с информацией. При составлении данной сводной таблицы мы, конечно, могли упустить из виду какие-то новые зародившиеся жанры. Нужно признать, что сегодня в газетной периодике встречаются тексты, которые с трудом можно причислить к какому-либо жанру. И все же они со временем приобретают какие-то только им присущие признаки. Если же говорить о жанровых разновидностях, то мы считаем, что при всех модификациях они сохраняют основные признаки базового жанра. На примере интервью и очерка мы попытаемся доказать данное положение. В нашем анализе мы не случайно обращаемся именно к данным жанрам. Интервью — это один из самых востребованных жанров журналистики. Сегодня он столь же популярен среди журналистов и читателей, как когда-то очерк. Нам важно показать, как развивались эти жанры, что приобрели в процессе своей эволюции и что могут еще приобрести. Жанровый вид и его разновидности Предмет отображения Целевая функция Метод работы с информацией 1. Информационные жанры Заметка (хроника, расширенная информация и т. д.) Реалии различных сфер жизнедеятельности людей Информирование об актуальных фактах, событиях, явлениях Интервью, работа с документами и пресс-ре- лизами Информационное сообщение Решения Оповещение о важнейших событиях общественно-политической и социально-экономической жизни страны Работа с документальными источниками Репортаж Реальные жизненные события, поддающиеся непосредственному наблюдению Включение читателя в переживание события, развернутое наглядное обоснование ценностных отношений, лежащих в основе данного события Различные виды наблюдения: включенное и невключенное, интервьюирование, эксперимент Интервью (интервью- монолог, интервью- диалог, портретное интервью и т. п.) Информация, основанная на суждениях собеседника. Внутренний мир собеседника, его убеждения, привычки, эмоциональные состояния и т. д. Объяснение общественного значения явления на основе понимания его сути специалистами и очевидицами и наглядная демонстрация методов осмысления конкретной практической проблемы Метод интервью Заявление Решения Оперативная оценка актуальной социально-политической ситуации на самом авторитетном уровне, являющаяся вместе с тем актом практической политики Работа с официальными документами 4.1. Обшая характеристика жанров газетной публицистики 243 Жанровый вид и его разновидности Предмет отображения Целевая функция Метод работы с информацией Анонс События культурной жизни Оповещение об объективных процессах культурной жизни общества Работа со вторичными источниками: программы, афиши, брошюры Аннотация Произведения искусства и культуры Ориентирование в потоке явлений культуры путем привлечения внимания к наиболее существенным произведениям Работа со вторичными источниками: программы, афиши, брошюры, книги и т. п. Сигнал Читательское мнение относительно конкретных событий Привлечение общественного внимания к актуальной проблеме Работа с читательской почтой, «прямая телефонная линия» Девиз-лозунг Актуальное событие социальной практики Оповещение об идейно-политической позиции издания Работа со вторичными источниками: программа издания, программные статьи и т. п. Реплика Конкретная ситуация (эпизод) Ориентирование в злободневных явлениях и событиях выражением чувства восхищения или негодования, причины которых самоочевидны Публицистическое обобщение и оценка ситуации Справка Статистический материал Предоставление справочного материала ориентирующего характера Работа с документальными источниками Полилог Мнения и суждения Предельно развернутое выступление одновременно нескольких авторов Диалог, беседа 244 Глава 4. Жанровая палитра современной журналистики Жанровый вид и его разновидности Предмет отображения Целевая функция Метод работы с информацией Поздравление Идеалы Оповещение об актуальных явлениях в системе ценностных отношений в обществе Биографический метод Опрос Мнения Представление коллективного мнения по одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам Телефонный опрос, прессовый опрос Вопрос-ответ Тот же Оповещение о возможности такого рода контакта со средствами массовой информации и о типе вопросов, возникающих у массового читателя Прямая связь, читательская почта Совет Тот же Предоставление читателям узкоспециализированной информации: «советы садоводам», «наш домашний доктор» и т. п. Интервью, экспертный опрос 2. Аналитические жанры Отчет (общий, прямой отчет, проблемный, тематический, отчет-комментарий) Съезды, конференции, дипломатические приемы, собрания и т. п. Формирование идеологически выдержанной, практически исполнимой программы действий в сложившейся ситуации Публицистическая интерпретация события Корреспонденция (постановочная, проблемная, аналитическая) Отдельные конкретные ситуации или явления социальной практики Коррекция некоторых частных моментов социальной практики путем объяснения общественного значения анализируемого явления и предложения способов разрешения конкретной проблемы действительности Анализ и оценка конкретной ситуации 4.1. Обшая характеристика жанров газетной публицистики 245 Жанровый вид и его разновидности Предмет отображения Целевая функция Метод работы с информацией Статья (теоретическая, полемическая, проблемная, постановочная и т. п.) Действительность в ее сущностных проявлениях Формирование универсальных представлений, практически приложимых в условиях практического разрешения любой проблемной ситуации Методы теоретического и эмпирического анализа Редакционная статья Решения Формирование читательских представлений о редакционной политике Научные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение и т. п.) Комментарий Позиции Прямое объяснение события (поступка, документа) с определенной идейно-по- литической позиции для коррекции общественного мнения по данному вопросу Научные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение и т. п.) Уведомление Эффекты Оповещение о существующих в обществе принятых нормах реагирования на критику Аналитические методы Напоминание Тот же Оценка адекватности реакции на критику в газете конкретных руководителей предприятий и общественных организаций Тот же «Возвращаясь к напечатанному» Тот же Разъяснение способов эффективного использования публичной критики для коррекции решения конкретной проблемы социальной практики Оценочная трактовка фактов 246 Глава 4. Жанровая палитра современной журналистики Жанровый вид и его разновидности Предмет отображения Целевая функция Метод работы с информацией Круглый стол Позиции Разностороннее обсуждение проблемной ситуации Сопоставительный метод Анкета Мнения Оповещение о возможности непосредственного диалога читателя и журналиста Социологические методы Отклик Тот же Сопоставление оценок события журналистом и читателем, повышающее убедительность позиции, занятой редакцией Сопоставительный метод Мониторинг Тот же Систематическое фиксирование показателей динамики развития определенных явлений, событий, фактов, иногда снабжаемое комментариями автора или специалистов Социологические методы Рейтинг Тот же Ранжирование по разным характеристикам событий, личностей, групп лиц, разных показателей Социологические методы: группировка социологических данных, экспертный комментарий Рецензия Научные, художественные или общественно- политические произведения Воздействие на процессы освоения конкретного произведения массовым читателем объяснением его художественных достоинств Детальный искусствоведческий разбор конкретного произведения искусства Прогноз Прогностические суждения, гипотезы Прогноз статуса явления, развития события Прогностические методы 4.1. Обшая характеристика жанров газетной публицистики 247 Жанровый вид и его разновидности Предмет отображения Целевая функция Метод работы с информацией Версия Прогностические суждения, гипотезы Моделирование собственного суждения по поводу уже имеющегося хода событий или явления, предположение, основывающееся на их детальном изучении (подкрепленное порой неординарными аргументами) Прогностические методы Эксперимент Смоделированная ситуация Исследование проблемы изнутри путем моделирования ситуации Метод эксперимента Обзор Шедевры культуры и искусства Формирование 1) универсальных установок на использование всех богатств культуры для осмысления и разрешения реальных проблем социальной практики и одновременно 2) стратегического характера воздействия на важнейший процесс духовной жизни общества — художественное творчество Искусствоведческий анализ Журналистское расследование Реалии Рассказ о процессах поиска ответов на актуальные вопросы, разбор скандальных событий, криминальных историй... Социологические методы Письмо Контакты Развернутое сообщение, в котором читатель стремится разъяснить собственную позицию, убедить широкий круг сограждан в правоте предполагаемой им программы решения описываемой реальной проблемы, активизировать деятельность контрольных инстанций Работа с читательской почтой 248 Глава 4. Жанровая палитра современной журналистики Жанровый вид и его разновидности Предмет отображения Целевая функция Метод работы с информацией Обзор почты Контакты Формирование спонтанных настроений, суждений и действий аудитории на социальную практику Контент-анализ Обозрение Позиции Предоставление читателю обобщенных до символического значения эталонных оценок ситуации и фактов данного типа Публицистическое обобщение 3. Художественно-публицистические жанры Очерк (проблемный, портретный, путевой, научно- популярный и др.). Человеческий характер, конфликтные ситуации и другие общественно значимые явления Формирование идеала личности и образа жизни, создание эталонов оценки и образов поведения, практически пригодных для ориентирования в любой проблемной ситуации данного типа Биографический метод, интервью, беседа, анализ личных документов Зарисовка Идеалы Оценка реалий действительности в свете идеальных представлений общества Тот же Житейская история Тот же Художественное изображение конкретной ситуации, детально описывающее внутренний мир героев, мотивы их поступков, часто вычленяющее плохих и хороших персонажей Психологические методы Фельетон Несообразное, противоречивое, парадоксальное в социальной действительности Осмеяние или отрицание негативного социального явления с помощью юмора, иронии, сарказма Комическое преувеличение, сатирическое заострение ситуации 4.1. Обшая характеристика жанров газетной публицистики 249 Жанровый вид и его разновидности Предмет отображения Целевая функция Метод работы с информацией Памфлет Абсурды Обличение теневых сторон жизни, фактов и явлений, подлежащих, с точки зрения автора, полному искоренению Различные способы доказательства «от противного» Острота Тот же Оповещение о существующих стандартах комического, воспитание чувства юмора Метод сатиры как искусства (сатирическая типизация, гротеск, возведение к абсурду, пародирование культурной традиции и т. д.) Сатирические заметки Тот же Саркастическая оценка реальной действительности Тот же Сатирический комментарий Тот же Сопровождение события и явления (чаще — слов высокопоставленных чиновников) комментарием, построенным на выявлении и высмеивании ляпсусов, нелогичности, непоследовательности или же откровенной глупости Тот же Пародия Тот же Критика объекта пародии за счет подражания, гиперболизирующего недостатки и имеющего целью насмешить читателя Тот же 250 Глава 4. Жанровая палитра современной журналистики отвердевшее, опредметившееся содержание. При этом, как отмечал М. М. Бахтин, «форма не может быть понята независимо от содержания. форма обусловлена данным содержанием, с одной стороны, и особенностью материала и способами его обработки, с другой стороны»427. Для начала рассмотрим, что же мы будем подразумевать под содержанием и формой журналистского произведения? Содержание его всегда представляет собой органическое единство отображения, осмысления и оценки фактов действительности. При этом существование этого неразрывного сплава фактов, мыслей и чувств возможно только в определенной жанровой форме. Неслучайно опытные журналисты, прежде чем приступить к воплощению замысла произведения, всерьез задумываются о выборе соответствующей формы. Исследователями замечено, что предпочтение отдается, как правило, проверенным временем и привычным формам даже тогда, когда журналист имеет дело с оригинальным жизненным материалом. Объясняется это тем, что изменение той или иной формы — процесс долговременный, зависящий от многих факторов: традиций, общелитературных норм и правил, наконец, от творческих установок автора. Как писал М. М. Бахтин, каждому писателю, а в нашем случае журналисту, «приходится бороться со старыми или не старыми литературными формами, пользоваться ими и комбинировать их, преодолевать их сопротивление или находить в них опору, но в основе этого движения лежит самая существенная, определяющая, первичная художественная борьба с познавательно-этической направленностью жизни и ее значимым жизненным упорством, здесь точка высшего напряжения творческого акта, для которого все остальное только средство. Каждый художник в своем творчестве, если оно значительно и серьезно, является первым художником, т. е. непосредственно сталкивается и борется с сырой познавательно-этической жизненной стихией, хаосом. и только это столкновение высекает чисто художественную искру»428. По Бахтину выходит, что именно автор создает форму посредством того или иного жизненного материала, выступающего в качестве содержания. Но и формы, по мнению Н. Пирсона, могут управлять автором. Таким образом, Н. Пирсон утверждает, что «формы могут быть рассмотрены как институциональные императивы, которые управляют и, в свою очередь, управляются писателем»429. Но как же данный «институциональный императив» проявляется в конкретном журналистском творчестве? В журналистике, как и в литературе, произведение любого жанра определяется двумя формами: внешней и внутренней. Внешняя форма, хотя и привязана прочно к содержанию, как бы исподволь стремится к отрыву от него, потому что содержание по внутренней своей сути нединамично, самодовлеюще и независимо, пребывает само по себе — оно есть или его просто нет, а внешняя форма полностью и безраздельно подчинена выполнению своей коммуникативной функции и в связи с этим чрезвычайно подвижна, склонна к изменению своих качеств, что проявляется в разных направлениях ее реализации430. К внешней форме мы отнесем размер и структуру произведения, а к внутренней — замысел, тему, настроение, отношение к жизненному материалу. Взаимосвязь между внешней и внутренней формами проявляется на всех стадиях творческого процесса по созданию журналистского произведения. Исходя из внешних параметров, журналист конструирует структуру произведения и его объем. При этом отметим, что данные параметры имеют четкую заданность. Например, репортаж не может быть пространным и кратким. Исходя же из внутренних характеристик, журналист определяет, в какой разновидности репортажа лучше всего реализовать тот или иной замысел или раскрыть тему своего выступления. Для конфликтной темы лучше всего подойдет расследовательский репортаж, для выражения личностного отношения к реалиям действительности — событийный. Как видим, внешние и внутренние параметры той или иной жанровой формы могут влиять на творческое сознание автора, задавая, как подчеркивал М. М. Бахтин, определенные «формы видения и осмысления определенных сторон мира». В текстовой деятельности репортера форма, понятая как вид, жанр и т. д., устанавливает для автора не только познавательные, но и изобразительные границы избранной формы. Вот что по этому поводу пишет Л. Е. Кройчик: «Если публицист не видит в отрицательном факте заложенного в него комического противоречия, то на свет появляется критический текст, если автор выявляет комическое содержание факта, возникает фельетон»431. Если с помощью формы журналист решает вопрос, как сказать о том или ином явлении действительности, то, обращаясь к содержанию, он определяет, что сказать в тексте. Именно поэтому считается, что, с одной стороны, форма вытекает из содержания, а с другой — сама воспроизводит многоплановость содержания. По мнению литературоведов, содержание есть не что иное, как переход формы в содержание и содержания в форму. «Только с учетом этой взаимопереходности, — пишет М. М. Гиршман, — может осуществляться конкретизация категорий „содержание" и „форма“ в характеристике строения произведения, составляющих его значимых элементов и структурных слоев, каждый из которых представляет собой диалектическое единство изображаемой жизни и изображающего слова»432. Таким образом, содержание и форма образуют нерасторжимое единство, которое выражается во взаимопроникновении и в тесной взаимосвязи. Любая художественная форма, заданная автору извне, творится им заново в процессе создания журналистского произведения. Обогащение формы происходит за счет нового содержания и творческих нововведений автора.