<<
>>

3. 3. Факт как основа журналистского произведения

Что понимать под этим термином? Часть объективной реальности или результат познания этой реальности? Уже в постановке данного вопроса содержится определенный ответ. Ученые различают два неоднозначных ряда «совершившегося: ? ряд объективных фактов, не зависящих от нашего сознания, составляющих объекты человеческой деятельности или познания; ? ряд гносеологический, представляющий собой отражение в человеческом сознании объективных фактов; в этом ряду можно выделить: знания (вообще), научные сведения (в том числе естественнонаучные, социологические, статистические, исторические и т.
п.), факты искусства и публицистические»357. Разграничение фактов на ряд объективных и гносеологических вполне справедливо, потому что по своему составу они имеют разную природу. Попытаемся в этом разобраться. В реальности журналисты имеют дело с социальными фактами, которые содержат информацию о различных сторонах жизни людей. Но при этом, как отмечает В. Н. Фоминых, за подобными сведениями могут скрываться такие взаимосвязи и взаимозависимости, которые опосредованно выражают определенные отношения, устанавливающиеся между людьми в процессе их совместной деятельности. Эти контакты могут быть детерминированы действующими в обществе общими и специфическими законами. Поэтому они могут проявляться опосредованно через различные нормы поведения (политические, правовые, этические, эстетические и т. п.); через традиции, обычаи, нравы, веяния, моды; через личные интересы, пристрастия, настроения, вкусы, желания, заботы, симпатии и антипатии и т. д. В этом смысле «социальный факт, с одной стороны, является в конечном счете продуктом общественного развития, проявлением объективных общественных отношений, и именно они определяют его существо, его существенные особенности; с другой стороны, его суть повторяема, скрыта, предстает в факте в опосредованном виде — через конкретные действия людей, их поведение, которое носит и необходимый, и случайный характер, именно эти действия и отношения людей составляют содержание социальных фактов»358.
По мнению ученых, «социальный факт в отличие от публицистического — явление не гносеологическое, а объективное, существующее независимо от нашего сознания. Независимо, следовательно, и от наблюдателя (автора), от всех эмоций познающего субъекта»359. Факт, становясь объектом журналистского исследования, может быть подвергнут анализу. В этом случае «онтологическая определенность публицистического факта обусловливает многие его особенности»360. Во-первых, журналистский факт не тождествен отражаемому объекту, как не тождественно сознание бытию, он лишь адекватен последнему361. Во-вторых, в ходе познания действительности факты не только отбираются и подвергаются определенной оценке, но и сравниваются и сопоставляются с другими сведениями. В-третьих, в ходе изучения факта вскрываются его социально-политические, экономические, идеологические и иные значения. В-четвертых, в процессе изучения фактов исследуются его невидимые связи и отношения с ситуацией, в рамках которого он существует. Как видим, факт как элемент познавательной деятельности сложен и многогранен. Проблема гносеологического ряда выражается в соотношении «факта и объективной реальности и возникающее при этом противоречие — отождествление факта и события»362. Подыскивая ключ к пониманию этого вопроса, исследователи обращаются к теории отражения, где в качестве опорной мысли выступает положение: «Отражение оригинала не является самим оригиналом»363. Объектом журналистского отражения может быть и сама действитель ность, и социальные явления и процессы, и человек. Словом, в поле зрения профессионалов находится многообразный мир со всеми своими проявлениями. В процессе познания действительности журналист фокусирует внимание на общественно значимых событиях. В акте выбора объекта познания, в специфике его восприятия, различных форм отображения, в оценке и интерпретации жизненной ситуации проявляется авторская субъективность. Поэтому, говоря о соотношении объективного и субъективного в факте, многие авторы сходятся на той мысли, что «содержание факта есть отражение объективного события, находящегося вне человеческого сознания, а форма, в которой осуществляется это отражение, субъективна»364.
Факт в журналистике теоретики определяют как достоверное отражение фрагмента реальности, обладающее социальной репрезента- тивностью365. Именно с помощью подобных сведений журналисты создают модель многообразной действительности. Для полного и адекватного отражения различных событий, явлений и процессов в информационных, аналитических и художественно-публицистических материалах используются разнородные факты: социальные, исторические, литературные, юридические, культурологические и др. Неслучайно П. В. Копнин считает, что «факт представляет собой форму человеческого знания, обладающего достоверностью»366. Отношение к фактам как к единицам знания вызывает к ним заведомое доверие у людей. Но в какой степени можно верить тем или иным данным, если в них уже присутствует оценочность, отражающая не только понятийную систему человека, но и особенности его восприятия? В своих исследованиях по журналистике Майкл Новак приходит к следующему выводу: «Фактов не существует, существуют люди, наблюдающие за ними. А люди, наблюдающие за фактами и пытающиеся при этом быть нейтральными, становятся еще более субъективными»367. Чтобы быть уверенными в их репрезентативности, журналистам нужно знать, во-первых, из каких источников они получены; во-вторых, какие цели преследовали респонденты, сообщившие ту или иную информацию; в-третьих, четко отличать факты науки от обыденных. Научные сведения основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах. Они являются «итогом обобщений, выверенным абстрактным знанием. При этом чем выше требования к точности и объективности, тем больше число эмпирических наблюдений и измерений и тем необходимее применение статистических методов их обработки»368. В аналитических и публицистических произведениях журналисты, как правило, обращаются к научным сведениям. Они охотно используют материалы социологических исследований, экспертные заключения, статистические выкладки, результаты экспериментов и др. Такого рода данные применяются в виде иллюстративного материала или в качестве аргументов, придавая авторским рассуждениям особую убедительность.
Использование статистических данных относится к традиционным методам предъявления фактов. Языком цифр можно обрисовать явление, вскрыть существо проблемы, показать динамику развития события, наконец, сделать на их основе выводы. В журналистских материалах научные сведения могут использоваться от простой констатации до развернутых положений. Точность и достоверность — основное их достоинство. Именно поэтому подобного рода сведения так ценятся профессионалами. Наряду с научными фактами журналисты охотно используют в своих материалах так называемые обыденные факты, которые, по мнению В. М. Горохова, «представляют собой результат восприятия человеком окружающей действительности, восприятия непосредственного, конкретно-чувственного, запечатлеваемого в единстве эмоциональной реакции и логического осознания происшедшего». И далее: «Если признать обыденное сознание синкретичной колыбелью общественного сознания, то можно говорить об обыденном факте как об изначальном содержательном элементе, обладающем достоверностью непосредственного наблюдения, отражающем в сознании человека „дискретный кусок действительности"»369. Подобного рода сведения используются для рассказа о непосредственном опыте людей, об их эмоциональных реакциях и поступках. Благодаря анализу обыденных фактов можно выявить реалии социальной жизни людей. В их основе лежат реальные поступки людей, которые и становятся объектами журналистского отображения. Главная особенность обыденных фактов — в их жизнеподобии. В отличие от научных сведений они носят синкретичный характер. Поэтому с их помощью нельзя раскрыть суть явления, но можно воссоздать привычный и узнаваемый читателями фон того или иного фрагмента действительности; выявить мотивы поведения людей; подчеркнуть реальные стороны события. Назначение фактов в журналистском произведении многофункционально. В одних случаях они являются основой информационного сообщения, в других — выступают в качестве аргументов и научно обоснованных доказательств. Развертывание факта в жанровую структуру произведения всегда обусловлено задачами, стоящими перед журналистами. В одном случае необходимо сообщить о случившемся, в другом — дать подробности о событии, в третьем — разобраться в причинах возникновения той или иной проблемы, в четвертом — создать документальный образ современника и др. В зависимости от целей сообщения журналисты используют различные способы подачи, раскрытия, изображения и интерпретации события. Кроме того, позиционирование фактов в различных жанрах журналистики (информационных, аналитических и художественно-публицистических) имеет свои особенности. Таким образом, рассмотрев многогранную природу фактологических данных, мы можем разделить их на объективные и гносеологические. Сложность гносеологических выражается в проблеме соотношения факта и объективной реальности. Не будучи точной копией оригинала, они, несмотря на всю облученность авторской мыслью, должны соответствовать реальности.
<< | >>
Источник: Ким М. Н.. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для ву зов. — СПб.: Питер,. — 400 с.. 2011

Еще по теме 3. 3. Факт как основа журналистского произведения:

  1. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЖУРНАЛИСТСКАЯ НАУКА: МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ А.П. Короченский декан факультета журналистики Белгородского государственного университета
  2. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ЖУРНАЛИСТСКИХ И РЕКЛАМНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
  3. 1.5.1. Воображение в журналистском творчестве
  4. 2. 5. Методологические основы журналистской деятельности
  5. 3. 1. Журналистское произведение: тема, замысел, идея
  6. 3. 2. Природа и сущность журналистской информации
  7. 3. 3. Факт как основа журналистского произведения
  8. 3.4.1. Гносеологические корни публицистического образа
  9. 3. 5. Образ автора в журналистском произведении
  10. 3. 6 . Функции авторского «Я»
  11. 2.1. Общая характеристика информационных жанров
  12. § 1. И журналисты мы, и плотники Журналистика не искусство, чье неотъемлемое свойство – вымысел. Журналистика и проще, и сложнее, потому что в отличие от искусства в ней правда жизни совпадает с правдой факта
  13. Эволюция употребления арго в произведениях англоязычных авторов XX-XXI веков
  14. ЗАМЫСЕЛ, ФАКТ, ТЕМА
  15. 3.1. Журналистское произведение как особый информационный продукт
  16. 3.4. Штампы и стереотипы в журналистских произведениях
  17. 4.1. Жанрообразующие факторы в СМИ различной типологии