<<
>>

4 . 4 . Общая характеристика художественно-публицистических жанров

К данной группе относятся очерк, эссе, обозрение, памфлет, фельетон и др. К общим признакам художественно-публицистических жанров можно отнести публицистичность, художественность и сатиричность (за исключением очерка и эссе).
Публицистичность проявляется в актуальности и злободневности тем, к которым обращаются публицисты. Если для информационных и аналитических жанров журналистики больше присуща бесстрастность в изложении и трактовке фактов, то публицистическим произведениям свойственны открытость авторской позиции, страстная эмоциональность, прямая обращенность к публике. Художественность проявляется в наличии в художественно-публицистических произведениях собственной образной инфраструктуры, к которой можно отнести природные и предметно-вещественные зарисовки, микрообразы людей, лаконичные микрообразы (создаваемые художественно-выразительными средствами, например тропами). Художественность формы связана и с присутствием в этих жанрах образа автора, который, отметим, является основной жанрообразующей категорией. В художественно-публицистических произведениях автор обладает широким спектром самовыявления. Основные задачи, решаемые в ходе создания образа автора (вне зависимости от жанра), заключаются в следующем: журналист как носитель идейного замысла произведения, во-первых, должен четко обозначить свою мировоззренческую позицию в отношении описываемых событий и, во-вторых, постараться проявить свою творческую индивидуальность. Данное положение обусловлено тем, что в публицистическом произведении читатель имеет дело не с вымышленным образом, а с вполне реальным лицом, т. е. с личностью публициста. Сатиричность проявляется в том, что публицист выявляет комическое содержание отрицательного факта и подвергает не только осмыслению, но и осмеянию. Создание комического эффекта достигается с помощью различных художественно-выразительных средств: гиперболы, гротеска, фантастичности и т. д. В художественно-публицистических жанрах активно используются речевые приемы юмора и сатиры.
<< | >>
Источник: Ким М. Н.. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для ву зов. — СПб.: Питер,. — 400 с.. 2011

Еще по теме 4 . 4 . Общая характеристика художественно-публицистических жанров:

  1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ И НА СТРАНИЦАХ ПЕРИОДИКИ ФРАНЦИИ А. Евтушенко Ростовский государственный университет
  2. РОДЫ, ВИДЫ И ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ. ТИПОЛОГИЯ РЕКЛАМЫ
  3. Типологические признаки и виды жанров
  4. АНАЛИЗ ФОРМАТОВ ЖАНРОВЫХ ТЕЛЕПРОДУКТОВ
  5. 4.1.1. Основные подходы в классификации жанров журналистики
  6. 2.1. Общая характеристика информационных жанров
  7. 4. 2.4. Интервью: специфика и разновидности жанра
  8. Жанровые границы и творческие возможности
  9. 4 . 4 . Общая характеристика художественно-публицистических жанров
  10. 4. 4 . 1. Обозрение: специфика жанра
  11. 4.4. 2. Современный очерк: проблемы жанра
  12. Транслатологическая характеристика отдельных типов текста
  13. 1.1. ЖАНРЫ МАТЕРИАЛОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ
  14. §1. Типология нижегородской периодической печати на рубеже XX-XXI вв.
  15. II. IV. Жанры мозаично-фрагментарного построения
  16. III.I. Литературные радиосериалы. Художественно-музыкальный арсенал «чтений с продолжением»
  17. 4.2. Влияние содержания (события) на форму (жанр и стиль)
  18. 5.2. Проблемно-аналитические жанры