<<
>>

1.1. Виды и жанры фольклора

Фольклор с его особой жанровой спецификой всегда привлекал широкий круг исследователей: историков, литературоведов, этнографов, искусствоведов и др. Объяснить это можно не только стремлением к изучению его жанрового разнообразия, но и тем, что «фольклор представляет собой отражение необычной картины мира, сложившийся в народном сознании в течение тысячелетий не

„ 23

утратившей своей значимости в наше время» .

Произведения устного народного творчества принято делить на различные поэтические роды, виды и жанры. Род фольклора - наиболее широкое понятие, объединяющее словесные произведения народного творчества по типу отношения к высказывающегося к художественному целому. По родам устное народное творчество, как и литература, подразделяется на эпос, лирику и драму. Роды различаются между собой по предмету и характеру изображения. Так, эпос в повествовательно-сюжетной форме изображает объективно внешние по отношению к исполнителю явления; лирика - субъективно, эмоциональнооценочно отражает душевный мир человека, его чувства и настроения. Драма при помощи прямой речи героев и через их портрет передает соответствующие действия на сцене.

Понятие «вид» в фольклористике характеризуется как «неупорядоченный классификационный термин»[17] [18] [19]. Также под категорией вида в фольклористике условно принято понимать группу жанров с характерными для нее общими признаками . Например, к жанровым формам народной прозы относятся сказочные произведения, объединенные определенными критериями изложения

материала, так называемая сказочная проза и несказочная проза: легенды, предания, былички, бывальщины и т.д.

Основной классификационной характеристикой в устном народном творчестве является категория жанра.

Понятие «жанр» в фольклористике применяется с известной долей условности. Несмотря на множество научных работ, посвященных жанровой природе, единого определения для некоторых жанров устного народного творчества найти не менее сложно, чем однозначно определить понятие «фольклорный текст»[20] [21] [22]. В работах, посвященных жанровой специфике фольклора, прослеживаются различные взгляды на вопросы классификации фольклорных жанров, их типизации и системного анализа . Фольклорные жанры различаются между собой по содержанию, структуре и функциям. Эти признаки и лежат в основе классификации жанров . Проблема дифференциации жанров заключается в общности их корней, единой культурной традиции и в неизбежном взаимном обогащении близкими поэтическими элементами в процессе своего исторического развития.

Учет жанровых особенностей фольклора необходим при проведении любого рода исследований, касающихся языковой специфики, структурных особенностей текста и т.д. Наиболее утвердившееся в фольклористике определение жанра было дано Б.Н. Путиловым в работе «Фольклор и народная культура». Жанр - это «совокупность произведений/текстов, характеризуемых общностью художественного содержания, поэтической системы, функций,

особенностей исполнения, связей с невербальными художественными формами (музыкой, танцем, театром)»[23] [24].

Жанровые формы фольклора по своей сути динамичны, некоторые из них временами почти исчезают: причитания, гадания. Другие получают «второе дыхание», например, пестушки и потешки стали популярны в современной детской литературе. Возрождение или реализация существующих в настоящее время жанров возможны за счет современных средств и способов исполнения текста, его новой интерпретации, позволяющей ему органично вписываться и воспроизводиться в современном культурном и мультимедийном пространстве. Именно удивительная «живучесть» фольклора, а также «заложенные в нем

30

деятельные силы многогранной культуры человеческого сообщества» позволяют использовать его в самых различных областях и сферах человеческой деятельности.

Одним из таких видов деятельности является реклама. Активно развивающаяся рекламная индустрия имеет тенденцию все чаще внедрять в свою сферу различные фольклорные жанры. Подобный процесс нередко основан на осознанном стремлении возродить самобытные формы русской культуры в предлагаемых современных условиях. На наш взгляд сегодня важным моментом в данном случае является культурная память, которая срабатывает при встрече с рекламой, основанной на фольклоре. Его народно-поэтические образы, сюжеты, мотивы во многом определяют наше восприятие.

Несмотря на кажущуюся отдаленность и в некоторой степени архаичность фольклора, современное поколение остается ее носителем. Это проявляется в языке, в подсознании, запечатлевшем знакомые с детства фольклорные образы, имена, ситуации, и т.д. В связи с чем мы быстро и легко распознаем рекламное сообщение.

Для использования фольклора в рекламной деятельности и правильного понимания фольклорного творчества необходимы знания его специфики, непосредственно связанной с жанровой дифференциацией. Из достаточно большого числа существующих фольклорных жанров лишь часть из них используется в современной рекламе. Все жанровое многообразие сосредоточено внутри двух больших групп (типов) фольклора:

а) обрядовый фольклор - календарно-обрядовая поэзия (купальская, колядки, масленичные песни); семейно-обрядовая поэзия (свадебный обряд); заговоры (хозяйственные, лечебные, любовные);

б) необрядовый фольклор - народный эпос (прозаические произведения: сказки, предания, легенды, былички); народная лирика (частушки); малые жанры (пословицы, поговорки, приметы); детский фольклор (прибаутки, потешки, колыбельные).

Перечисленный видовой состав русского фольклора ограничен только теми жанрами, которые чаще всего отражаются в рекламе. Сегодня практически не используются в рекламном творчестве такие жанры городского фольклора, как солдатский, ямщицкий, цыганский, студенческий, фабрично-заводской; малые жанры - загадки, анекдоты; семейно-обрядовый - родильный, рекрутский, похоронный (плачи); эпические произведения - несказочная проза (бывальщины), историческая песня, баллады, лирические произведения (лирические песни); народная драма - театр Петрушки, раек, игры, хороводы.

1. Обрядовый фольклор

Календарно-обрядовая поэзия. Данный вид обрядового фольклора возник в связи с сезонной периодичностью происходящих в природе явлений. Главными праздниками зимних и летних циклов были Коляда (22 декабря) и Иван Купала (24 июня). «Самыми древними из всех праздников в году были Святки, приходившееся на время зимнего солнцестояния. В Святках слились воедино языческий праздник Коляда (так называлось у славян доброе божество мира и

торжеств) и христианские Рождество и Крещение» . Во время Святок проводились различные действа, игры, часто наполненные магическим смыслом. Например, колядование, сопровождавшееся песнями, заклинаниями шутливого содержания, с пожеланиями благополучия дому и просьбами о подарках, заклинанием счастья или шутливых угроз в адрес хозяина. Смысл любой колядки в своеобразном заклинании счастья и богатства щедрому хозяину. Чем больше отдаст он колядующим, тем больше обретет в грядущем году.

К зимним праздникам относилась также Масленица — самое веселое, разгульное народное гуляние. Обряды масленичной недели имели цель помочь солнцу продвинуться по кругу, ускорить конец зимы. Поэтому на масленицу катались на лошадях вокруг села, носили на шестах горящие колеса (символ солнца), строили снежные городки, прославляли Масленицу.

Г лавную роль в Масленице играют блины, которые пекутся всю неделю. На блины зовут гостей и блинами везде угощают . Масленичная еда, и сам характер праздника имели жизнеутверждающее значение, настроенное на радость, весну, перемену к лучшей жизни.

Одним из любимых летних праздников был праздник летнего солнцестояния - Ивана Купалы (праздник «огня и воды»). В эту ночь заветной мечтой было найти цветущий папоротник, обладающий невероятной целебной силой. До сих пор сохранилось поверье, что лучшим временем для сбора лекарственных трав является конец июня. В это же время разжигали костры и прыгали через них, водили хороводы, купались в реке и пускали по воде венки. По народным поверьям, эти ритуалы приносили здоровье и имели очистительное значение.

Купальские обряды также сопровождались песнями. Все песни были наполнены символическими образами, содержащими мифологическую окраску.

Семейно-обрядовая поэзия. Данный вид фольклора, отраженный в семейнобытовых обрядах, соответствует общему кругу человеческой жизни - от [25]

рождения до смерти. Это родильные, свадебные, рекрутские, похоронные обряды. Одним из важнейших семейных обрядов был русский свадебный обряд. Словосочетание «сыграть свадьбу» донесло и до наших дней отношение к этому обряду как к серьезному действу, которое длилось несколько дней и начиналось со сватовства. Свадебный обряд состоит из множества элементов, среди них и обрядовые песни, и причеты, и обязательные обрядовые действия невесты, дружки и других участников. Для каждого из этапов характерно исполнение соответствующих песен, например:

У нас князь-то хорошенький,

У нас князь-то пригоженький,

У него лицо белое - Да побелее снегу белого.

Важным моментом является соблюдение установленных правил, определенное поведение жениха, невесты, гостей. Свадебным песням так же, как и другим фольклорным жанрам присуща символичность (лебедушка, княгиня - невеста, князь - жених, сокол - сват).

Заговоры. К широко распространенной форме обрядового фольклора относятся заговоры. Крестьяне верили в их магическую силу, в возможность изменить ход событий и даже судьбы людей. Вера в силу слова была велика и не вызывала сомнения в чудодейственной силе заговора. Заговоры исполнялись в строго определенном месте, в строго определенное время, на утренней или вечерней заре . Тематика заговоров довольно разнообразна. Это и лечебные заговоры (от бессонницы, от зубной боли, от боли в ушах, от ожога, ушиба и т.

д.), они часто произносились одновременно с применением различных средств народной медицины, и любовные, так называемые «присушки» и «отсушки», и др.

В заговорах выражалась уверенность и возможность человеческими силами реализовать события, подвластные небесным силам. Эта, по сути, языческая вера в заговорное слово жива и в наши дни.

2. Необрядовый фольклор

Сказка - один из основных жанров фольклора, повествующий о вымышленных, в основном волшебных событиях, которые воспринимаются и переживаются как реальные. Без веры в волшебство и чудеса сказка теряет смысл. При этом сказка это не только поэтический вымысел. Сказка обогащает наши представления о добре и зле, о вере и любви. Сказка «решает психологические и моральные проблемы, указывает на возможности принятия правильных решений[26] [27]. О. Е. Трофимова отмечает, что любой фольклорный текст является отражением сознательного и (чаще) подсознательного уровней. Она пишет, «в фольклорных текстах, в частности в сказках, встречаются следы общечеловеческих воззрений и верований, идущих из глубокой древности» .

В сказке, как правило, повествуется о необычных и невероятных событиях. Это определяет структурную и композиционную схожесть сказок с характерными зачинами («Жили-были...», «В некотором царстве, в некотором государстве...») и концовками («И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало), а также узнаваемыми сказочными формулами: устроение сюжета (постановка проблемы), центральное действие (решение проблемы, задачи) и развязка (обязательно в пользу добра).

Язык сказок также отличается особой системой стилистических средств: повторяющиеся эпитеты, гипербола, параллелизмы, тавтология и символика. Инверсия и синтаксическая неполнота предложений (эллипсис) также придают тексту сказки фольклорно-повествовательную окраску. Значение сказки как фольклорного произведения огромно. Она учит добру, справедливости, утверждает такие жизненные принципы, как честность, смелость, преданность, веру в себя и т.д.

Сказка со свойственными для нее «существительными и прилагательными с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Иванушка, Аленушка, матушка, сестрица, братец, тихонько, ранехонько, жалобненко и др.»[28] [29] на долгие годы остается в сердцах людей и мы, становясь взрослыми, продолжаем любить сказку. Наше сказочное наследие огромно. Существует более тысячи сказочных сюжетов. Их классификация вызывает определенные сложности, к традиционно выделяемым основным типам сказок относятся: сказки о животных, волшебные сказки, новеллистические (бытового характера), исторические, богатырские,

37

кумулятивные .

Сказки о животных - это одни из самых многочисленных произведений сказочного жанра. В качестве главных героев в них выступают различные звери, птицы, рыбы. Животные в сказках часто наделены человеческими свойствами: лиса рубит дерево, волк ловит рыбу, заяц плачет и т.д. При этом человеческие черты никогда не вытесняют черт животного. В этом состоит оригинальность сказок данного вида. Существуют многочисленные сюжеты фольклорных сказок о животных. Чаще всего сюжет строится на встрече двух или более животных или животного и человека: «Барин и собака», «Мужик и медведь», «Лев, щука и человек», «Лиса, заяц и петух», «Овца, лиса и волк» и т.д. В сказках о животных часто узнаются жизненные сцены, они насмешливы и поучительны, сатиричны и мудры. Смысловые концовки и обобщения выражают общий мотив сказки: «С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь», «Вот ты молодец, не хваст, а храбрец».

Волшебная сказка. Данный тип в спектре фольклорных сказок занимает довольно большое место. Он очень любим и популярен в народе. Для волшебных сказок характерны невероятные события, чудесные происшествия и волшебные

превращения . В этих сказках есть герои, не существующие в реальном мире: Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч, Жар-птица и т.д. Здесь возможно волшебство с помощью молодильных яблок, скатерти-самобранки, сапог- скороходов и т.д.

Язык волшебной сказки, с одной стороны, прост и незатейлив, с другой - замысловат и загадочен. В ней часто используются эпитеты (чисто поле, лес дремучий), антонимы (близко ли - далеко ли, долго ли - коротко ли), синонимы (путь-дороженька, грусть-тоска), рифмованный параллелизм («конь бежит, земля дрожит»). Для волшебных сказок характерны такие присказки, как: «как сказано, так и сделано», «чудный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать» и т.д. В них всегда счастливая концовка: «после того они жили долго и счастливо».

«Текст волшебной сказки отличается от прочих художественных текстов необычно высокой степенью программируемости» . Это связано с близкой композиционной структурой, последовательностью в решении возникающих вопросов, определенностью состава персонажей, знаковых символов и языковых клише. Г.Г. Почепцов по этому поводу пишет: «записанные в наших головах схемы позволяют не производить очередной раз анализ, давая возможность

40

опереться на введенные ранее схемы» .

Бытовая (новеллистическая) сказка. Сказки данного типа отличаются реалистичностью, здесь существует лишь один, земной мир, знакомый и предельно понятный. В бытовых сказках воспроизводится обыденная жизнь. В основе сюжета бытовой сказки, как правило, заложен конфликт между добром и злом: порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит таким качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). В бытовой сказке могут противопоставляться такие категории как: слабый и сильный, богатый и [30] [31] [32] бедный[33] [34]. Число сказочных персонажей минимально, действие развивается быстро, концовка часто сатирична и поучительна. Бытовая сказка точно передает быт, обстоятельства народной жизни и особенности характера главных героев .

Предания. Особенностью предания является его историчность. Главный герой - всегда главная личность, «вокруг которой сосредоточивается внимание и описываемые события»[35] [36]. Предание - это известный в народе устный эпический рассказ, который, как правило, строится на одном ярком и необычном историческом эпизоде. Необычное событие характерно и для сказки, но там это вымысел, предания - это реальность. При этом прошлое в преданиях обычно приукрашивается: Ермак неуязвим для пуль, Степан Разин - ведун и т.д. Для преданий характерны особые приемы изображения исторического прошлого. Например, значительное внимание придается частностям в рамках большого события. Преданиям свойственна локализация - географическая приуроченность к селу, озеру, горе, дому и т. п.

Легенды. Выдающийся ученый В. Я. Пропп следующим образом определяет понятие «легенда», как «...рассказ, содержание которого прямо или косвенно связано с христианской религией» . В легенде описывается «чудо», которое интерпретируется как событие, происшедшее в реальной жизни. Сюжет легенды воспринимается как объективная реальность в отличие от сказочного вымысла. Легенда в народной культуре играет очень важную роль. Она объясняет нравственные законы, которым должен следовать человек и которые дают ответы на возникающие вопросы. Все происходящее в легендах оценивается с точки зрения соответствия христианским нормам жизни.

Былички - мифологические рассказы, основу которых составляют события, якобы имевшие место в реальной жизни, но на самом деле никогда не происходившие. Персонажи быличек это «лешие, кикиморы, домовые и прочая нечисть»[37], которые являются неотъемлемой частью мира природы. В быличках нашли отражения мифо-поэтические, языческие воззрения народа, связанные и соотносимые с его жизненным опытом. Сюжет былички строится на встрече человека с чем-то сверхъестественным, нереальным. Это поражает, притягивает и в то же время вызывает страх. Обычно кульминации былички предшествует описание привычных условий жизни человека, на фоне которых «вдруг», «неожиданно», «тут» происходит невероятная встреча с какой-либо нечестью, что усиливает мощность эмоционального воздействия.

Особая ценность быличек заключается в том, что через живые «образы и явления современного быта проступает густой слой архаических представлений наших предков, распознавание которых не только полезное для науки, но и увлекательнейшее само по себе занятие»[38] [39].

Былина - песня-поэма о подвигах русских богатырей в борьбе с врагами Русской земли. Для изучения мировосприятия человека, жившего в Древней Руси, его нравственно-эстетических ценностей научная значимость былин колоссальна. Для былины характерны эпичность, грандиозность, монументальность образов. «Народ видит в богатырях благородных заступников, которые никому не спускают оскорблений и обид, не терпят лжи и несправедливости» . Богатыри - это сильные духом люди, они наделены чертами, которыми не обладает обычный человек. Действие в былинах разворачивается постепенно и последовательно, исход предопределен - герой всегда побеждает.

Для описания подвигов и исключительных особенностей героев в былинах используются определенные поэтические средства и приемы: постоянные эпитеты (силушка великая, добрый молодец, татарин поганый); тавтологические сочетания (старина стародавняя, оратай-оратаюшко, села со приселками и др.); гиперболы (выпил тут Ильюшенька полведра воды); параллелизмы (с горы на гору стал перескакивать, с холмы на холму стал перемахивать); повторы (не слыхал ли посвисту, не слыхал ли покрику; дивным дивно; чудным чудно); ретардация (замедления речи посредствам многократных повторений одних и тех же слов). Все перечисленные средства формируют особый стиль былинного произведения и способствуют его прочному запоминанию.

Песни. Песенные жанры в русском фольклоре очень разнообразны. Это и обрядово-календарные песни, и обрядовые семейно-бытовые песни, имеющие непосредственную связь с различными традициями совершения обрядов. Многие разновидности фольклорных песен практически утратили свое значение из-за изменений исторических, социальных и культурных в жизни русского общества: трудовые песни, хороводные, революционные и др.

Но есть песенные жанры, которые более живучи и достаточно широко используются при переносе в рекламные формы. Это, например, - частушка. Частушка - короткая рифмованная песенка (чаще всего четверостишье) юмористического характера, тематика которой охватывает самые разнообразные стороны жизни. Важная особенность частушки заключается в том, что она «быстро откликается на все события текущей жизни, отражая все то новое в быту, хозяйстве, в сознании людей, что возникает» . Для частушки характерны лаконичность, актуальность, экспромт, сатира и юмор, проницательность и простота. В них в большей степени проявляется индивидуальное начало, нежели в произведениях других жанров фольклора[40] [41]. Меняется жизнь, меняются и переделываются частушки.

Художественная форма частушки обусловлена особенностями ее содержания. Частушку отличает разговорная речь, использование неологизмов и образных выражений, разнообразные тропы и определенная последовательность рифм:

«Купи батюшка румян,

Буду я румяниться,

Мое бледненько лицо,

Никому не нравится».

По тематическому содержанию частушки делятся на любовные, бытовые, семейные, сатирические, политические, шуточные и др.

Малые жанры фольклора. Малые жанры - название, объединяющее группу разных по характеру и по происхождению жанров русского фольклора, исключительно малых размеров (подчас в два слова: Филя-простофиля) в чем и заключается их главная ценность[42]. Центральное место среди малых жанров фольклора занимают пословицы и поговорки. Метафоричность, образность, меткость, народная мудрость, выраженная и сконцентрированная в пословицах и поговорках, на долгие годы закрепляет их в нашей памяти и делает «самостоятельными единицами коммуникации»[43]: доброе слово лечит, а худое калечит; кончил дело, гуляй смело; горбатого могила исправит; коса - девичья краса и т.д.

Знакомые с детства пословицы и поговорки органично вплетаются в нашу повседневную речь. Поговорка - это образное выражение, передающее «эмоционально-экспрессивную оценку разных жизненных явлений»[44]: «Голова идет кругом», «Разбить в пух и прах», «Базар цену скажет» и др. В отличие от поговорки пословица - это законченное меткое выражение, имеющие назидательный смысл, часто употребляемое в переносном значении: «Гром не грянет - мужик не перекрестится» или «Двое пашут, а семеро руками машут». В отличие от былинного эпоса, малые жанры не забываются, их суждения о человеке, жизни, труде, счастье, справедливости актуальны, как и много лет назад. Функциональность малых жанров фольклора очевидна и «охватывает едва ли не все мировоззренческие области» .

Приметы - это высказывания, в которых указывается на связь явлений в мире природы и событий в человеческой жизни. В толковых словарях народная примета рассматривается как один из синонимов слова «суеверие»[45] [46]. Приметы делятся на: суеверные (не видать удачи невесте, которая еще до свадьбы наденет весь свой наряд); приметы-наблюдения (на масленицу метель - вся неделя будет метельная, а если в полдень солнце - будет ранняя весна); приметы-шутки (судья свистнул три раза - к скорому окончанию матча).

Детский фольклор - обобщенное название небольших по объему жанров, сочиняемых и исполняемых как самими детьми, так и для них. Знакомство с детским фольклором начинается с самых первых дней жизни: «Люли-люли- люленьки, прилетели гуленьки...». Традиционно к детскому фольклору относят материнскую поэзию (колыбельные, прибаутки, потешки, пестушки и др.). Например,

«Три-та-та, три-та-та,

Вышла кошка за кота.

За Кота Котовича,

За Петра Петровича» (пестушка);

или «Ладушки, ладушки!

Где были? - У бабушки.

Что ели? - Кашку.

Что пили? - Бражку. » (потешка).

Детский фольклор берет свое начало из традиционного народного творчества. Это яркое явление русской культуры. В нем сочетаются как очень древние (колыбельные песни), так и современные (детские озорные песенки, переделки) произведения. Детский фольклор непрерывно развивается. Забавные стишки, прибаутки, скороговорки, передаются из поколения в поколение, отражая историю и становясь общенациональным искусством слова.

Обзор фольклорных жанров, наиболее часто используемых в рекламе, показал, что, несмотря на их специфичность, они имеют ряд особенностей, определяющих их популярность и живучесть на протяжении многих веков. В первую очередь, это жизнеутверждающий оптимизм, характерный для народных праздников (Масленица, Святки), русских сказок, частушек, потешек и прибауток; торжество добра и исполнение нравственных законов, отраженных в преданиях и легендах; народная мудрость, сконцентрированная в пословицах и поговорках. Перечисленные особенности фольклорных жанров содержат огромный потенциал, позволяющий с большим успехом использовать их в рекламной деятельности.

<< | >>
Источник: Кузавка Екатерина Николаевна. ФОЛЬКЛОР В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ РЕКЛАМЕ (НА ПРИМЕРЕ ЕЖЕМЕСЯЧНЫХ ЖУРНАЛОВ). 2015

Еще по теме 1.1. Виды и жанры фольклора:

  1. РОДЫ, ВИДЫ И ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ. ТИПОЛОГИЯ РЕКЛАМЫ
  2. УЧЕБНО-ТМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА "РЕКЛАМА КАК ВИД ЖУРНАЛИСТИКИ"
  3. 8.2. Структурный анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории
  4. 8.3. Сюжетный/повествовательный анализ медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории
  5. 8.5.Анализ культурной мифологии медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории
  6. 8.14. Культивационный анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории*
  7. 8.15. Герменевтический анализ культурного контекста процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории
  8. Приложение 3. Программа учебного спецкурса «Развитие критического мышления аудитории в процессе медиаобразования» автор программы - д.п.н., профессор А.В.Федоров Пояснительная записка
  9. 13.1 «Украинское» барокко
  10. МОДЕРНИЗМ И ПОСТМОДЕРНИЗМ В КУЛЬТУРЕ.
  11. ОЧЕРК ИСТОРИИ КИНИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  12. Фольклор (устное народное творчество)
  13. «Райское счастье» и «адские муки» в бытовом общении и языке фольклора
  14. 4.4. 2. Современный очерк: проблемы жанра
  15. ВВЕДЕНИЕ
  16. 1.1. Виды и жанры фольклора
  17. 2.2. Отражение жанровой специфики фольклора в современной рекламе
  18. 4.2. Фольклор как источник прецедентных текстов