Появление жанров журналистики было обусловлено историческими условиями развития журналистики, общественной и политической практикой, теми задачами, которые стояли перед каждым поколением журналистов, наконец, насущными требованиями того или другого времени. Современная система жанров журналистики — это динамично развивающаяся структура, внутри которой существуют свои внутренние и внешние связи. Внутренняя связь между различными жанрами журналистики обусловлена единым типом творчества — публицистическим, а внешняя — тем, что каждый жанр журналистики в отличие, например, от жанра литературного всегда порождается потребностями отражения современной жизни с целью воздействия на общественное мнение. Это то, что и по сей день остается в качестве системообразующих характеристик журналистских жанров. Любые жанровые трансформации можно объяснить объективными и субъективными причинами. Социально-экономические и политические изменения, которые произошли в российском обществе, коренным образом повлияли и на трансформацию всей жанровой системы. На современном этапе данный процесс происходит за счет смещения одних жанров другими. В системе жанров российской журналистики на периферию отошли такие крупномасштабные жанры, как очерк, а в центр вышли информационные. Срединное положение занимает группа аналитических жанров. Возникновению новых жанров предшествует освоение журналистами новых методов познания действительности, взятых на вооружение из других сфер человеческой деятельности, например социологическое резюме или статья-прогноз. Процесс размывания жанровых границ приводит не только к образованию гибридных жанровых форм (например, очерк-расследование), но и к постоянному жанровому взаи- мообогащению. Впрочем, изменяясь и трансформируясь, жанры в своем развитии сохраняют свою преемственность, основные типологические признаки, обнаруживаемые в многообразии отдельных жанров. Жанр, определяя способ деятельности журналиста в самых общих чертах, не содержит готовых «рецептов» в реализации конкретной творческой задачи. Поэтому, даже зная, какими композиционными формами лучше всего пользоваться в том или ином жанре, многие авторы испытывают муки творчества при реализации своего замысла. Любая жанровая форма без индивидуального авторского стиля безлика. Любой жанр, являясь определенной формой организации жизненного материала, тем не менее в пределах своей формы предоставляет автору свободу творчества. Законы, по которым существуют современные жанры, не сковывают творческую свободу журналиста. В рамках одного жанра автор имеет широкие возможности для индивидуального самовыявления. И последнее. Не только жанры «управляют» журналистами, но и сами управляются авторами. В процессе этого взаимовлияния модифицируются или рождаются новые жанровые формы. Контрольные вопросы 1. Какими историческими предпосылками было обусловлено появление жанров журналистики? 2. Какова современная система жанров журналистики? 3. Каковы возможности жанрового взаимопроникновения и взаимовлияния? 4. Назовите основные закономерности процесса перестройки жанровой системы и причины жанровых трансформаций. 5. Охарактеризуйте основные типологические подходы в классификации жанров журналистики. 6. В чем выражается диалектика формы и содержания? 7. Назовите основные композиционные формы журналистского произведения. 8. В чем выражается основное назначение жанров новостной журналистики? 9. В каких значениях используется понятие «новость» в теории журналистики? 10. Какими основными признаками обладают информационные жанры? 11. Назовите основные разновидности заметки. 12. Что означает овладение искусством написания хроникальной заметки? 13. Каковы разновидности отчета? 14. Назовите различные классификации видов интервью. 15. Чем обусловлено жанровое разнообразие интервью? 16. Каковы основные истоки становления и тенденции развития репортажа? 17. Каковы жанровые границы и творческие возможности репортажа? 18. Какова классификация современного репортажа? 19. По каким основным признакам выделяются аналитические жанры журналистики? 20. Каковы основные характеристики корреспонденции? 21. Каковы основные характеристики статьи? 22. В чем проявляется специфика газетной рецензии? 23. Назовите общие признаки выделения художественно-публицистических жанров. 24. Каковы истоки становления жанра обозрения? 25. Назовите основные жанровые разновидности обозрения. 26. Каков жанровый статус очерка? 27. Почему очерк относят к синтетическим жанрам художественной публицистики? 28. Охарактеризуйте основные разновидности очерка.