<<
>>

с) Бесконечное суждение

Отрицательное суждение, точно так же как положительное, не есть истинное суждение. Бесконечное же суждение, долженствующее быть истиной отрицательного суждения, есть в своем отрицательном выражении то, что отрицательно-бесконечно, суждение, в котором форма суждения также снята.
— Но это — бессмысленное суждение. Оно должно быть суждением, стало быть-, содержать соотношение субъекта и предиката; но в то Dice время в нем не должно быть такого соотношения. — Хотя название бесконечного суждения и приводится, как правило, в обычных сочинениях по логике, но при этом остается неясным, как с пим обстоит дело. — Примеры отрицательно бесконечных суждений легко привести, соединяя отрицательно в качестве субъекта и предиката такие определения, из которых одно ие содержит не только определенности другого, но и его всеобщей сферы; так, например, «дух не есть красное, не есть желтое» и т. д., «не есть кислое, щелочное» и т. д., «роза не есть слон», «рассудок не есть стол» и т. п. — Эти суждения правильны, или, как выра- жаются, истинны, но, несмотря на такую истинность, бессмысленны и пошлы. — Или, вернее, они вовсе не суждения. — Более реальный пример бесконечного суждения — злой поступок. В гражданском правовом процессе нечто отрицается лишь как собственность противной стороны; но при этом признается, что оно должно было бы ей принадлежать, если бы она имела на это право, и оспаривают это нечто лишь на законном основании; следовательно, всеобщая сфера, право, в этом отрицательном суждении признается и сохраняется. Преступление же* есть бесконечное суоюдение, отрицающее не только особенное право, но в то же время и всеобщую сферу, [т. е. отрицающее] право как право52. Оно, правда, правильно в том смысле, что оно есть действительный поступок, но так как этот поступок относится совершенно отрицательно к нравственности, составляющей его всеобщую сферу, то он бессмыслен, Положительное в бесконечном суждении, в отрицании отрицания, есть рефлексия единичности в самое себя, лишь благодаря чему единичность положена как определенная определенность. «Единичное единично» — таково было его выражение согласно этой рефлексии. Субъект в суждении наличного бытия дан как непосредственное единичное и тем самым как что-то большее, чем лишь нечто вообще. Лишь через опосредствование отрицательного и бесконечного суждения он положен как единичное. Тем самым единичное положено как непрерывно продолжающееся в своем предикате, который тождествен с ним; ввиду этого и всеобщность равным образом дана уже не как непосредственная всеобщность, а как охват (Zu- sammenfassen) различенных [моментов]. Положительно бесконечное суждение также гласит: «Всеобщее всеобще». В этом случае оно положено и как возвращение в само себя. Этой рефлексией определений суждения в себя суждение теперь сняло себя; в отрицательно бесконечном суждении различие, так сказать, слишком велико,, чтобы оно еще оставалось суждением; субъект и предикат [в нем] не соотносятся положительно друг с другом; напротив, в положительно бесконечном суждении имеется лишь тождество, и, полностью лишенное различий, это суждение уже не суждение. Точнее говоря, сняло себя суждение наличного бытия; тем самым положено то, что содержится в связке суждения, [а именно] что качественные крайние члены сняты в этом своем тождестве. Но, будучи понятием, это единство непосредственно точно так же вновь расщеплено на свои крайние члены и дано как суждение, определения которого, однако, ynte не непосредственные, а рефлекти- рованные в себя. Суждение наличного бытия перешло в суоюдение рефлексии.
<< | >>
Источник: ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ. HAУKA ЛОГИКИ ТОМ 3, М., «Мысль». 1972

Еще по теме с) Бесконечное суждение:

  1. 1. Бесконечно великое и бесконечно малое Границы разума
  2. IX. D. ЛОГИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО ЗНАНИЯ ПО МОДАЛЬНОСТИ. ДОСТОВЕРНОСТЬ.— ПОНЯТИЕ ПРИЗНАНИЯ ИСТИННОСТИ ВООБЩЕ.—МОДУСЫ ПРИЗНАНИЯ ИСТИННОСТИ: МНЕНИЕ, ВЕРА, ЗНАНИЕ.—УБЕЖДЕНИЕ И УВЕРЕННОСТЬ.—ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ СУЖДЕНИЯ И УСТРАНЕНИЕ СУЖДЕНИЯ.—ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ.— ПРЕДРАССУДКИ, ИХ ИСТОЧНИКИ И ГЛАВНЫЕ ВИДЫ
  3. D. Модальность суждений, или суждения, соотносящие понятие с наличным бытием
  4. В. Количество суждения или суждения рефлексии
  5. С. Отношение суждения, или суждения необходимости
  6. § 40. Суждения восприятия и суждения опыта
  7. С. БЕСКОНЕЧНОСТЬ
  8. С. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ БЕСКОНЕЧНОСТЬ а) Ее понятие
  9. Конечное и бесконечное
  10. Ь) Количественный бесконечный прогресс
  11. с) Утвердительная бесконечность
  12. с) Бесконечность определенного количества
  13. КОНЕЧНОЕ И БЕСКОНЕЧНОЕ
  14. Примечание [Бесконечная делимость]
  15. РОЕНИЕ БЕСКОНЕЧНОСТЕЙ
  16. Ь) Взаимоопределение конечного и бесконечного
  17. у) Переход конечного в бесконечное
  18. Квазибесконечное (промежуточное между конечным и бесконечным)
  19. Бесконечность — потенциальная или актуальная?