<<
>>

Идея

§ 213. Идея представляет собой абсолютное единство телеологического объекта с его субъективным понятием о самом себе. Идеальным содержанием идеи является понятие в его мыслительных определениях, а её реальным содержанием - понятие в форме его внешнего наличного бытия.

§§ 214-215. Идея представляет собой процесс, в котором субъективное понятие определяет себя к своей объективности, а объективность, как имеющая своей субстанцией своё понятие о самой себе, возвращает себя назад в субъективность понятия. Проще говоря, идея – это осознание человеком самого себя как реального объекта и подчинение действий своего объективного тела своему субъективному "Я". Моё мыслящее "Я" – это субъективная форма проявления моего понятия о самом себе. Моё реальное тело, осуществляющее все свои действия под руководством моего субъективного "Я", – это форма наличного бытия моего понятия, его объективность. Единство моего субъективного "Я" и моего объективного тела – это и есть идея, исходя из которой я живу и действую.

Как сам себя осознающий объект, я имею в себе, во-первых, идею жизни, идею того, что я живу. Если бы я только мыслил, не имея при этом никакого отношения к своему телу, то моё "Я" было бы пусто и ни о какой идее жизни речи бы не было; бестелесных сущностей не бывает. Если бы, наоборот, я существовал только как наличное тело, но при этом не осознавал бы самого себя, то и в этом случае ни о какой идее жизни опять-таки речи бы не было, и моё бытие уподобилось бы бытию камней и звёзд.

Во-вторых, я имею в себе идею познания, поскольку в своём телеологическом отношении к окружающему меня миру я произвожу знания о нём.

В-третьих, деятельность познания даёт мне абсолютную идею, идею единства всего мироздания, идею имманентного единства природы и человечества. Отсюда три ступени определения идеи. 1.

Идея в её непосредственности – идея жизни Е - О - В. 2.

Идея в её различённости – идея познания В - Е - О. 3.

Идея в её всеобщности – абсолютная идея О - В - Е.

Идея жизни

§ 216. В своём непосредственном взаимодействии с окружающей природой мы производим самих себя. С одной стороны, мы дышим, питаемся, пьём, с другой стороны, мы выделяем известные продукты своей жизнедеятельности. Причём всё это мы делаем осмысленно, предваряя все свои действия соответствующими умозаключениями. Вот этот мой небогатый опыт свидетельствует мне о том, что я живу: Dum spiro, spero.22

Идея жизни – это первая идея, которая вообще появляется в головах у детей именно как идея, а не как образное представление какой-либо конкретной вещи. Через осознание того, что он ест, пьёт, спит, садится на горшок, ребёнок приходит к умозаключению о том, что он живёт, что он является живым существом. С этого момента вся дальнейшая процедура его жизни становится бесконечным росчерком умозаключений: "Сейчас я хочу это, потом буду делать это, затем это; утром пойду туда, вечером останусь здесь", и т.д. до самого конца жизненного пути, "до дней последних донца". До появления у ребёнка идеи жизни он тоже жил, но ещё не знал об этом. Первые вспышки детской памяти, запечатлевающие образ новогодней ёлки или какого-либо другого яркого пятна, ещё не говорят о наличии у ребёнка идеи жизни.

§§ 217-218. Идея жизни представляет собой бесконечное умозаключение, реальность которого распадается в себе на три процесса.

а) Процесс, совершающийся внутри самого организма. Внутренняя жизнь организма представляет собой взаимное производство его органами друг друга, благодаря чему он лишь репродуцирует самого себя как единую в себе целостность. Это бесконечное бессознательное умозаключение совершается внутри нас, где все моменты понятия нашего организма постоянно наблюдают друг за другом и "прозванивают" друг друга: е - о - в, в - е - о, о - в - е, е - о - в, ... и т.д. по бесконечному кругу функционирования органов моего тела.

§ 219. б) Процесс ассимиляции. Человек потребляет материал окружающей его природы, и тем самым объективирует самого себя. Делая из материала своего инобытия своё наличное бытие, человек как отдельное образование смыкается с самим собой и полагает свою единичную определённость (Е).

§ 220. В процессе взаимодействия с окружающей природой я осознаю своё "Я" и устанавливаю пределы своего организма. (Животные в зеркало смотреться не умеют. Их зеркало - постоянный контакт с окружающим миром). Среди всеобщности подобных мне субъектов я нахожу различие полов. Идея жизни восходит на ступень рефлексии: я уже не просто живу, а живу в своём половом отличии (О). Дети также начинают осознавать свою индивидуальность через осознание своего пола.

§ 221. в) Процесс жизни рода. Через идею пола я прихожу к идее существования рода (В). Как индивид (Е) определённого пола (О) я подчинён роду (В). Индивиды преходящи, род вечен. Индивид репродуцирует себя в других особях и погибает, уступая им место. В этом родовом процессе идея жизни отдельного индивида развивается до идеи жизни всего рода: Е - О - В.

§ 222. Человек как чувствующий субъект переводит воспринимаемый им материал окружающего мира в идеальную форму и делает его содержанием своего мышления. В силу этого человек отдаёт себя обществу (роду) уже не только как биологическая особь, но и как обладатель духовного содержания – знания о мире. "Смерть лишь непосредственной единичной жизненности есть рождение духа".23 В духе род человеческий приобретает цельность не только биологическую, но и идеальную (духовную).

<< | >>
Источник: С.Н. Труфанов. НАУКА ЛОГИКИ. 1999

Еще по теме Идея:

  1. Идеи. Идея души. Идея мира. Идея Бога
  2. 12. Космическая память, идея Кармы и идея будущих возможностей развития
  3. БЕЛОРУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И РУССКАЯ ИДЕЯ: КОНЦЕПТЫ И ПРАКТИКА В.А. Мельник
  4. I. Идея жизни
  5. Абсолютная идея
  6. А. ИДЕЯ ИСТИННОГО
  7. ГЛАВА ПЯТАЯ ИДЕЯ ВСЕЕДИНСТВА
  8. В. ИДЕЯ БЛАГА
  9. Идея всеединства
  10. ИДЕЯ ПОЗНАНИЯ
  11. 69. ИДЕЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА У Ф.НИЦШЕ
  12. ИДЕЯ — МЫСЛЬ РАЗУМА
  13. V. Есть ли идея переселения душ в христианстве?
  14. 3. ИДЕЯ КУЛЬТУРЫ
  15. ИДЕЯ РЫНКА
  16. Идея познания
  17. 38. РЕКЛАМНАЯ ИДЕЯ И СТРАТЕГИЯ
  18. Историософия и русская идея
  19. Основная идея диссертации
  20. Идея универсальной чувственности