<<
>>

ОПРЕДЕЛЕННЫЕ СУЩНОСТИ ИЛИ РЕФЛЕКТИВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Рефлексия есть определенная рефлексия; тем самым сущность есть определенная сущность (Wesenheit).

Рефлексия есть видимость сущности внутри самой себя29. Сущность как бесконечное возвращение в себя есть не непосредственная простота, а отрицательная; сущность — это движение через различенные моменты, абсолютное опосредствование с собой30.

Но она имеет видимость в этих своих моментах; поэтому они сами реф- лектированные в себя определения.

Сущность — это, во-первых, простое соотношение с самой собой, чистое тождество. Это то ее определение, согласно которому она скорее есть отсутствие определений.

Во-вторых, подлинное определение — ЭТО различиеу и притом отчасти как внешнее или безразличное различие, разность вообще, отчасти же как противоположная разность, или как противоположность.

В-третьих, как противоречие противоположность реф- лектируется в самое себя и возвращается в свое основание.

Примечание [Рефлективные определения в форме положений]

Рефлективные определения обычно брались ранее в форме положений, в которых о них высказывалось, что они применимы ко всему.. Эти положения, считались общими законами мышления, лежащими в основании всякого мышления, абсолютными в самих себе и недоказуемыми, но признаваемыми и принимаемыми непосредст- венно и без возражения за истинные всяким мышлением, как только оно понимает их смысл.

Так, существенное определение тождества выражено в положении: Все равно самому себе; А—А. Или отрицательно: А не может быть водно и тоже время А и не-А.

Прежде всего непонятно, почему лишь эти простые определения рефлексии должны быть облечены в эту особую форму, а не также и другие категории, скажем все определенности сферы бытия. Тогда получились бы, например, следующие положения: все есть, все обладает наличным бытием и т. д.; или: все имеет некоторое качество, количество и т.

д. Ведь бытие, наличное бытие и т. д., как логические определения, суть вообще предикаты всего. Категория, согласно этимологии этого слова и согласно дефиниции, данной Аристотелем31, есть то, что говорится, утверждается о сущем. — Однако всякая определенность бытия есть по своему существу переход в противоположное; отрицательное всякой определенности столь же необходимо, как и она сама; как непосредственным определенностям, каждой из них непосредственно противостоит другая. Поэтому если эти категории облекаются в такие положения, то появляются также и противоположные положения; и те и другие предстают как одинаково необходимые, а как непосредственные утверждения они по меньшей мере одинаково правомерны. Одно положение требовало бы тогда доказательства [своей истинности] в противоположность другому, и потому этим утверждениям уже не мог бы быть присущ характер непосредственно истинных и неопровержимых законов (Satze) мышления.

Рефлективные же определения не имеют качественного характера. Они определения, соотносящиеся с собой и тем самым не имеющие в то же время определенности по отношению к иному. Далее, так как это такие определенности, которые в себе самих суть соотношения, то в них постольку уже содержится форма предложения (Satz). Ибо предложение отличается от суждения главным образом тем, что в нем содержание составляет само соотношение, иначе говоря, содержание есть определенное соотношение. Суждение же переносит содержание в предикат как общую определенность, которая имеется сама по себе и отлична от своего соотношения, от простой связки. Если нам нужно превратить предложение в суж- дение, то мы определенное содержание, когда оно, например, заключается в глаголе, превращаем в причастие, чтобы таким .образом отделить друг от друга само определение и его соотношение с субъектом. Для рефлективного же определения как рефлектированной в себя поло- женности подходит форма самого предложения. — Однако, когда они высказываются как общие законы мышления, они нуждаются еще в некотором субъекте своего соотношения, и этим субъектом служит «все» ІІЛИ А, которое означает то же, что «все» и «всякое бытие».

С одной стороны, эта форма предложений есть нечто излишнее; рефлективные определения должны быть рассмотрены сами по себе.

Далее, в этих предложениях есть та превратная сторона, что они имеют субъектом «бытие, всякое нечто». Они этим снова возрождают бытие ж высказывают рефлективные определения — тождество и т. д. — о том или ином нечто как имеющееся в нем качество; [высказывают их] не в спекулятивном смысле, а в том смысле, что нечто как субъект остается в таком качестве как сущее, но не в том смысле, что оно перешло в тождество и т. д. как в свою истину и свою сущность. Наконец, хотя рефлективные определения и имеют форму равенства самим себе и потому форму несоотнесенности с иным и свободы от противоположения, тем не менее, как это выяснится из их более подробного рассмотрения или как это непосредственно явствует из (an) них самих как тождества, различия, противоположения, они определенные по отношению друг к другу; следовательно, они этой своей формой не освобождены от рефлексии, перехода и противоречия. Поэтому те несколько положений, которые устанавливаются как абсолютные законы мышления, если рассмотреть их подробнее, противоположны друг другу; они противоречат- друг другу и снимают одно другое. — Если все тождественно с собой, то оно не разно, не противоположно, не имеет основания. Или если принимается, что нет двух одинаковых вещей, т. е. что все разнится между собой, то А не равно А, то А также и не противоположно и т. д. Принятие любого из этих положений не допускает принятия других. — При бездумном рассмотрении этих положений они просто перечисляются одно за другилі, так что они являют себя не соотнесенными друг с другом; такое рассмотрение имеет в виду лишь их рефлектированность в себя, не принимая во внимание другого их момента — положенности или их определенности, как таковой, которая вовлекает их в переход и в их отрицание.

<< | >>
Источник: ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ. HAУKA ЛОГИКИ ТОМ 2, М., «Мысль». 1971

Еще по теме ОПРЕДЕЛЕННЫЕ СУЩНОСТИ ИЛИ РЕФЛЕКТИВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

  1. КУЛЬТУРНАЯ СУЩНОСТЬ СЕМЕЙСТВА ИНДУИСТСКИХ «ВОЗЗРЕНИЙ»
  2. Общее деление логики
  3. 3. Определяющая рефлексия
  4. ОПРЕДЕЛЕННЫЕ СУЩНОСТИ ИЛИ РЕФЛЕКТИВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
  5. С. ПРОТИВОРЕЧИЕ
  6. ОСНОВАНИЕ
  7. а) Форма и сущность
  8. С. АБСОЛЮТНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
  9. ПРИМЕЧАНИЯ
  10. О понятии вообще
  11. Примечание [Обычные виды понятий]
  12. А. ЖИВОЙ индивид
  13. ИДЕЯ ПОЗНАНИЯ
  14. АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ173
  15. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН3
  16. Учение о сущности
  17. Сущность как основание существования
  18. Суждение
  19. ЛЕКЦИЯ ОДИННАДЦАТАЯ