<<
>>

Глава первая ПОНЯТИЕ

Под рассудком обычно разумеют способность обладать понятиями вообще; этим он отличается от способности суждения и способности умозаключения как формального разума. Но главным образом он противополагается разуму; однако в этом случае он означает способность обладать не понятиями вообще, а определенными понятиями, причем господствует представление, будто понятие есть только нечто определенное.
Если отличать рассудок в этом [его] значении от формальной способности суждения и формального разума, то под рассудком следует понимать способность обладать единичными определенными понятиями. Ибо суждение и умозаключение или разум сами как формальное суть лишь нечто рассудочное, поскольку они подчинены форме абстрактной определенности понятия. Но здесь понятие считается вообще не просто абстрактно определенным; рассудок следует поэтому отличать от разума лишь в том смысле, что он есть лишь способность обладать понятиями вообще. Это всеобщее понятие, подлежащее здесь рассмотрению, содержит три момента: всеобщность, особенность и единичность 27. Различие и те определения, которые понятие сообщает себе в процессе различения, составляют ту сторону, которая раньше была названа положенностью. Так как в понятии положенность тождественна с в-себе-и- для-себя-бытием, то каждый из этих моментов есть столь же все понятие в целом, сколь и определенное понятие, а равно и некоторое определение понятия. Во-первых, оно чистое понятие или определение всеобщности. Но чистое или всеобщее понятие есть также лишь определенное или особенное понятие, ставящее себя рядом с другими. Так как понятие есть целокунность и, следовательно, в своей всеобщности или чисто тождественном соотношении с самим собой есть по существу своему акт определения и различения, то оно в самом себе имеет мерило, по которому эта форма его тождества с собой, проникая и объемля собой все моменты, определяет себя столь же непосредственно как такую, которая есть только всеобщее в противоположность различенности моментов. Во-вторыху понятие тем самым дано как вот это (die- ser) особенное или как определенное понятие, положенное как отличное от других. В-третьих, единичность — это понятие, рефлектирующее себя из различия в абсолютную отрицательность. В то же время это момент, в котором понятие перешло из своего тождества в свое инобытие и становится суждением.
<< | >>
Источник: ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ. HAУKA ЛОГИКИ ТОМ 3, М., «Мысль». 1972

Еще по теме Глава первая ПОНЯТИЕ:

  1. ГЛАВА ПЕРВАЯ КРУПНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ
  2. ГЛАВА ПЕРВАЯ О ВОСПРИЯТИИ, СОЗНАНИИ, ВНИМАНИИ И ВОСПОМИНАНИИ
  3. ГЛАВА ПЕРВАЯ О ДЕЙСТВИИ, ПРИ помощи КОТОРОГО МЫ УСТАНАВЛИВАЕМ ЗНАКИ ДЛЯ НАШИХ ИДЕЙ
  4. глава первая О ПЕРВОЙ ПРИЧИНЕ НАШИХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ И ОБ ИСТОЧНИКЕ ИСТИНЫ
  5. Глава первая ВВЕДЕНИЕ
  6. Глава первая ОБ ИДЕЯХ ВООБЩЕ И ИХ ПРОИСХОЖДЕНИИ
  7. Глава первая О СЛОВАХ, ИЛИ О ЯЗЫКЕ ВООБЩЕ
  8. ГЛАВА ПЕРВАЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
  9. Глава первая ПОНЯТИЕ
  10. Глава первая Право
  11. ГЛАВА ПЕРВАЯ. 1927 год. Аналогия. Проблемы с крестьянством
  12. ГЛАВА ПЕРВАЯ. 1929 год. Начало ликвидации успешных хлеборобов - «кулаков»
  13. Глава первая Философия деконструкции
  14. Глава первая. ЭТНИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ