<<
>>

Ь) Проблематическое суждение

Проблематическое суждение есть ассерторическое суждение, поскольку последнее должно быть взято и как положительное, и как отрицательное. — С этой качественной стороны партикулярное суждение также есть пробле- матическое суждение, ибо оно значимо и как положительное, и как отрицательное; точно так же и в гипотетическом суждении бытие субъекта и предиката проблематично; этой же качественной стороной положено также, что сингулярное и категорическое суждение — это еще нечто чисто субъективное.
Но в проблематическом суждении, как таковом, это полагание более имманентно, чем в упомянутых суждениях, так как в нем содержанием предиката служит соотношение субъекта с понятием; здесь, стало быть, налицо само определение непосредственного как чего-то случайного. Сначала представляется проблематичным лишь то, должен ли предикат быть связан с тем или иным субъектом или не должен, и потому неопределенность относится к связке. Для предиката из этого не может возникнуть никакого определения, ибо он уже есть объективная, конкретная всеобщность. Проблематичность касается, следовательно, непосредственности субъекта, которая в силу этого определяется как случайность. — Но, кроме того, это не значит, что следует абстрагироваться от единичности субъекта; очищенный вообще от этой единичности, он был бы лишь чем-то всеобщим; предикат как раз и подразумевает, что понятие субъекта должно быть положено в соотношении с его единичностью. — Нельзя сказать: «дом или какой-то дом хорош», а следует прибавить: «смотря по тому, каков он». — Проблематический момент составляет в самом субъекте его случайность — субъективность сути дела, противопоставляемую ее объективной природе или ее понятию, просто способ или свойство. Стало быть, в самом субъекте различены его всеобщность или объективная природа — его долженствование — и особенное свойство наличного бытия. Тем самым он содержит основание того, таков ли он, каким он должен быть. Этим путем он уравнивается с предикатом.
— Отрицательность проблематического [момента], поскольку она обращена против непосредственности субъекта, означает поэтому лишь это первоначальное деление субъекта, который в себе уже дан как единство всеобщего и особенного, на эти его моменты — деление, которое и есть само суждение. Можно еще отметить, что каждую из обеих сторон субъекта — его понятие и его свойство — можно было бы дазвать его субъективностью. Понятие, — это углубив- шаяся в себя всеобщая сущность положения вещей (einer Sache), его отрицательное единство с самим собой; это единство составляет его субъективность. Но положение вещей по существу своему также случайно и имеет внешний характер, который также называется его чистой субъективностью в противоположность той объективности. Само положение вещей именно и состоит в том, что его понятие как отрицательное единство самого себя отрицает свою всеобщность и располагает себя во внешней сфере единичности. — Так двояко положен здесь субъект суждения; указанные противоположные значения субъективности имеются, согласно своей истине, в одном. — Значение субъективного само стало проблематичным потому, что субъективное утратило и ту непосредственную определенность, которую оно имело в непосредственном суждении, и свою определенную противоположность предикату. — Указанные противоположные значения субъективного, встречающиеся также в рассуждениях обычной рефлексии, могли бы уже сами по себе заставить обратить внимание по крайней мере на то, что в каждом из них в отдельности нет истины. Эта двойственность есть проявление того, что каждое значение в отдельности само по себе однобоко. Если проблематический момент положен как момент самой сути дела (die Sache) со всей ее характерностью (Beschaffenheit), то суждение, как таковое, уже не проблематическое суждение, а аподиктическое.
<< | >>
Источник: ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ. HAУKA ЛОГИКИ ТОМ 3, М., «Мысль». 1972

Еще по теме Ь) Проблематическое суждение:

  1. Учение о чувственном и рассудочном познании
  2. § 1. Правовые нормы, их логическая характеристика
  3. II. ЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВСЯКОЙ МЕТОДОЛОГИИ 54.
  4. КРИТИЧЕСКОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА
  5. Учение о суждении
  6. D. СУЖДЕНИЕ ПОНЯТИЯ
  7. а) Ассерторическое суждение
  8. Ь) Проблематическое суждение
  9. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН3
  10. D. Модальность суждений, или суждения, соотносящие понятие с наличным бытием
  11. I. Понятие
  12. IX. D. ЛОГИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО ЗНАНИЯ ПО МОДАЛЬНОСТИ. ДОСТОВЕРНОСТЬ.— ПОНЯТИЕ ПРИЗНАНИЯ ИСТИННОСТИ ВООБЩЕ.—МОДУСЫ ПРИЗНАНИЯ ИСТИННОСТИ: МНЕНИЕ, ВЕРА, ЗНАНИЕ.—УБЕЖДЕНИЕ И УВЕРЕННОСТЬ.—ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ СУЖДЕНИЯ И УСТРАНЕНИЕ СУЖДЕНИЯ.—ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ.— ПРЕДРАССУДКИ, ИХ ИСТОЧНИКИ И ГЛАВНЫЕ ВИДЫ
  13. § 25. Гипотетические суждения
  14. § 30. Модальность суждений:проблематические, ассерторические, аподиктические
  15. ?§ 23
  16. Суждение
  17. § 4. Модальность суждений: сущность и виды