<<
>>

Ь) Вторая фигура: О—Е — В75

1. Истина первого качественного умозаключения состоит в том, что нечто связано с качественной определенностью как со всеобщей не само по себе, а через случайность или в единичности.
В таком качестве субъект умозаключения не вернулся к своему понятию, а постигнут лишь в своей внешней проявленности (Ausserlichkeit); непосредственность составляет основание соотношения и, стало быть, опосредствование; поэтому единичное есть поистине середина. Но, далее, соотношение умозаключения есть снятие непосредственности; заключение — это не непосредственное соотношение, а соотношение через нечто третье; оно поэтому содержит отрицательное единство; поэтому опосредствование определено теперь как содержащее отрицательный момент. В этом втором умозаключении посылками служат О — Е и Е — В\ лишь первая из этих посылок есть еще непосредственная; вторая же .(Е — В) уже опосредствована, а именно первым умозаключением; второе умозаключение предполагает поэтому первое, равно как и наоборот, первое предполагает второе. — Оба крайних члена определены здесь друг относительно друга как особенное и всеобщее; всеобщее ввиду этого сохраняет еще свое место: оно предикат; но особенное переменило свое место: оно субъект, иначе говоря, положено в определении единичности как крайнего члена, подобно тому как единичное положено с определением середины, т. е. особенности. Поэтому оба уже не абстрактные непосредственности, какими они были в первом умозаключении. Однако они еще не положены как конкретные; так как каждое из них находится на месте другого, то оно положено в своем соб- ственном определении и в то же время — однако лишь внешним образом — в другом определении. Определенный и объективный смысл этого умозаключения в том, что всеобщее есть определенное особенное не само по себе (ибо оно скорее целокупность своих особенных) ; нет, такой-то из его видов существует через единичность; другие же из его видов исключены из него непосредственно внешним образом.
С другой стороны, особенное есть всеобщее точно так же не непосредственно и само по себе, а [так, что] отрицательное единство сбрасывает с него определенность и этим возводит его во всеобщность. — Единичность относится к особенному отрицательно постольку, поскольку она должна быть его предикатом; это не предикат особенного. 2. Но термины пока еще непосредственные определенности; они не достигли в своем развитии какого-либо объективного значения; измененное положение, приобретенное двумя из них, — это форма, которая еще только внешня у них; поэтому они, как и в первом умозаключении, еще вообще безразличное друг к другу содержание— два качества, связанные друг с другом не сами собой, а случайной единичностью. Умозаключение первой фигуры было непосредственным или таким умозаключением, которое в своем понятии дано как абстрактная форма, еще не реализовавшая себя в своих определениях. Так как эта чистая форма перешла в другую фигуру, то это есть, с одной стороны, начавшаяся реализация понятия, поскольку в ближайшей непосредственной, качественной определенности терминов положены отрицательный момент опосредствования и тем самым дальнейшая определенность формы. — В то же время, однако, это — иностановление чистой формы умозаключения. Умозаключение уже не соответствует ей полностью, и положенная в его терминах определенность отличается от того первоначального определения формы. — Если умозаключение рассматривается лишь как субъективное умозаключение, осуществляющееся во внешней рефлексии, оно признается некоторым видом умозаключения, который должен соответствовать роду, а именно всеобщей схеме Е — О — В. Но оно с самого начала не соответствует этой схеме; обе его посылки — О — Е (или Е — О) и Е — В; поэтому средний термин оба раза подведен [под крайние], иначе говоря, есть оба раза субъект, которому, следовательно, присущи оба других термина; стало быть, он не такой средний член, который один раз служит предикатом, т. е. под который подведен [другой термин], а другой раз сам подведен [под другой термин], т.
е. служит субъектом, иначе говоря, которому один [крайний] термин должен быть присущ, но который сам должен быть присущ другому [крайнему] термину. — Истинный смысл того, что это умозаключение не соответствует всеобщей форме умозаключения, состоит в том, что эта форма перешла в него, так как ее истина в том, чтобы быть субъективным, случайным связыванием. Если заключение во второй фигуре (не прибегая к имеющему быть упомянутым ограничению, которое делает его чем- то неопределенным) правильно, то оно таково потому, что оно правильно само по себе, а не потому, что оно заключение этого умозаключения. Но точно так же обстоит дело и с заключением первой фигуры; именно эта его истина и положена второй фигурой. — Те, кто считает вторую фигуру лишь некоторой модификацией [первой], не замечают необходимого перехода первой фигуры в эту вторую форму и не идут дальше первой фигуры как истинной формы. Поэтому, поскольку во второй фигуре (которую, по старой привычке, без всякого на то основания называют третьей фигурой) также должно иметь место правильное в этом субъективном смысле умозаключение, оно должно было бы соответствовать первому умозаключению и, стало быть, так как одна посылка — Е — В — выражает отношение подведения среднего термина под один из крайних, то другая цосылка — О — Е — должна была бы выразить отношение, противоположное тому, которое она имеет, и О должно было бы быть подведено под Е. Но такого рода отношение было бы снятием определенного суждения «Е есть О» и могло бы иметь место лишь в неопределенном суждении — в партикулярном суждении. Поэтому заключение в этой фигуре может быть лишь партикулярным. Но партикулярное суждение, как было отмечено выше76, столь же положительно, сколь и отрицательно, — оно заключение, которому именно поэтому нельзя приписывать большое значение. — Так как и особенное и всеобщее [в этом умозаключении] суть крайние термины и непосредственные, безразличные друг к другу определенности, то их отношение само безразлично: можно как угодно принимать ту или другую из них за больший или за меньший термин, а потому также и ту и другую посылку за большую или за меньшую 71. 3. Поскольку заключение столь же положительно, сколь и отрицательно, оно безразличное к этим опреде- ленностям, стало быть всеобщее, соотношение. При ближайшем рассмотрении опосредствование первого умозаключения оказалось случайным в себе; во втором же умозаключении эта случайность положена. Стало быть, опосредствование снимает само себя; оно имеет определение единичности и непосредственности; а то, что связывается этим умозаключением, должно скорее быть тождественным в себе и непосредственно, ибо указанный средний член — непосредственная единичность — есть бесконечно многообразная и внешняя определенность (Bestimmtsein). В нем, следовательно, положено скорее внешнее себе опосредствование. Но внешняя проявленность единичности есть всеобщность; упомянутое опосредствование через непосредственное единичное указывает на другое для себя опосредствование за пределами самого себя, которое, стало быть, происходит через всеобщее. — Иначе говоря, то, что, казалось бы, соединяется через второе умозаключение, должно быть связано непосредственно; через непосредственность, которая лежит в его основании, определенное связывание не происходит. Та непосредственность, на которую умозаключение указывает, — это другая непосредственность по сравнению с его непосредственностью, это снятая первая непосредственность бытия, следовательно, рефлектированная в себя, иначе говоря, в себе сущая непосредственность, — абстрактно всеобщее. Переход этого умозаключения подобно переходу в сфере бытия был с рассматриваемой стороны иностанов- лением, так как в его основании лежит то, что обладает качеством, а именно непосредственная единичность. Но, согласно понятию, единичность связывает особенное и всеобщее постольку, поскольку она снимает определенность особенного, что представляется как случайность этого умозаключения. Крайние термины связываются между собой не через их определенное соотношение со средним термином; поэтому средний термин не есть их определенное единство, и то положительное единство, которое ему еще присуще, есть лишь абстрактная всеобщ- ностъ. Но когда средний термин положен в этом определении, которое есть его истина, это уже другая форма умозаключения.
<< | >>
Источник: ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ. HAУKA ЛОГИКИ ТОМ 3, М., «Мысль». 1972

Еще по теме Ь) Вторая фигура: О—Е — В75:

  1. L. ФИГУРЫ
  2. с) Третья фигура: Е—В—Оп 1.
  3. § 222. Риторические фигуры
  4. Аффективная оценка геометрических фигур
  5. § 73. Правило четвертой фигуры
  6. а) Первая фигура умозаключения
  7. Ill ФИГУРА СОКРАТА
  8. Раздел второй. О трех фигурах силлогизма
  9. Фигура мудреца и жизненный выбор
  10. Научный руководитель — ключевая фигура
  11. d) Четвертая фигура: В — В — Я, или математическое умозаключение 1.
  12. §4. Право пользования (usus) и смежные фигуры
  13. § 221. Фигуры, связанные с изменением объема высказывания
  14. Резванцева Марина Олеговна Эмоциональная оценка геометрических фигур казахстанскими и московскими подростками
  15. § 220. Фигуры, построенные на изменениях в расположении частей синтаксических конструкций
  16. Занятие 7.4 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ СЛОЖЕНИЯ ФИГУР ИЗ СПИЧЕК
  17. ГЛАВА III КАК ГЛАЗ НАУЧАЕТСЯ ВИДЕТЬ РАССТОЯНИЕ ДО ТЕЛ, ИХ ПОЛОЖЕНИЕ, ФИГУРУ, ВЕЛИЧИНУ И ДВИЖЕНИЕ28
  18. 1. Учитель как центральная фигура в школе и его определяющая роль в осуществлении учебно-воспитательной работы
  19. ФИГУРЫ ДОБАВЛЕНИЯ В ГАЗЕТНОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ЖАНРОВ РЕКЛАМНОЙ ЗАМЕТКИ И ОБЪЯВЛЕНИЯ) Г.В. Бобровская Волгоградский государственный педагогический университет