<<
>>

С. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

В конечной причинности именно субстанции относятся друг к другу как действующие. Механичность (der Mechanismus) 97 состоит в этом внешнем характере причинности, в том, что рефлексия в себя причины в ее действии — это в то же время отталкивающее бытие, иначе говоря, что в тождестве с собой, которое свойственно причинной субстанции в ее действии, она столь же непосредственно остается чем-то внешним себе, и действие перешло в другую субстанцию.
Теперь во взаимодействии эта механичность снята, ибо оно заключает в себе, во- первых, исчезание указанного выше первоначального сохранения непосредственной субстанциальности, а во-вторых, возникновение причины и тем самым первоначальность как опосредствующую себя с собой своим отрицанием 98.

Вначале взаимодействие выступает как взаимная причинность пред-положенных, обусловливающих друг друга субстанций; каждая из них есть относительно другой в одно и то же время и активная, и пассивная субстанция. Поскольку обе тем самым и активны, и пассивны, постольку всякое различие между ними уже снято; оно совершенно прозрачная видимость; субстанции суть субстанции лишь постольку, поскольку они тождество активного и пассивного. Само взаимодействие есть поэтому еще только пустой способ; и еще требуется только внешнее соединение того, что уже и в себе имеется, и положено. Во-первых, [теперь] соотносятся друг с другом уже не субстраты, а субстанции; в движении обусловленной причинности сняла себя еще остававшаяся пред-положенная непосредственность, и обусловливающий момент (das Bedingende) причинной активности — это еще только воздействие или собственная пассивность. Но это воздействие исходит, далее, не от другой первоначальной субстанции, а как раз от причинности, которая обусловлена воздействием, иначе говоря, которая есть нечто опосредствованное. Это вначале внешнее, которое привходит в причину и составляет сторону ее пассивности, опосредствовано поэтому ею самой; оно порождено ее собственной активностью и есть тем самым пассивность, положенная самой ее активностью.

— Причинность обусловлена и об- условливает; обусловливающее — это пассивное, но в той же мере пассивно и обусловленное. Это обусловливание или пассивность есть отрицание причины ею же самой, так как она по существу своему делается действием и именно благодаря этому есть причина. Взаимодействие есть поэтому лишь сама причинность; причина не только имеет некоторое действие, но в действии она как причина соотносится с самой собой.

Благодаря этому причинность возвращена к своему абсолютному понятию, и в то же время она достигла самого понятия. Она прежде всего реальная необходимость, абсолютное тоо/сдество с собой, так что различие необходимости и соотносящиеся в ней друг с другом определения суть субстанции, свободные по отношению друг к другу действительности. Необходимость есть таким образом внутреннее тождество; причинность — это его обнаружение себя, в котором его видимость — бытие иного в субстанциальном смысле — сняла себя и необходимость возведена в свободу. — Во взаимодействии первоначальная причинность выступает как возникновение из ее отрицания — из пассивности и как прехождение в этой пассивности — как становление, но так, что это становление есть в то же время в такой же мере лишь обретение видимости; переход в иное — это рефлексия в себя само; отрицание, которое есть основание причины, — это ее по- ложительное слияние с самой собой.

Итак, в этом слиянии необходимость и причинность исчезли; они содержат и то и другое: непосредственное тождество как связь и соотношение и абсолютную субстанциальность различенных [моментов], стало быть, их абсолютную случайность,—содержат первоначальное единство субстанциальных различий, следовательно, абсолютное противоречие. Необходимость есть бытие, потому что оно есть; единство бытия с самим собой, имеющего себя основанием. Но и наоборот, так как оно имеет основание, то оно не бытие, а всецело лишь видимость, соотношение или опосредствование. Причинность есть этот положенный переход первоначального бытия, причины, в видимость или просто в положенность и, наоборот, переход положенности в первоначальность; но само тождество бытия и видимости — это еще внутренняя необходимость.

Это внутреннее или это в-себе-бытие снимается движением причинности; тем самым утрачивается субстанциальность находящихся в отношении сторон и раскрывается необходимость. Необходимость становится свободой не оттого, что она исчезает, а оттого только, что лишь ее внутреннее еще тождество обнаруживает себяи это обнаружение себя есть тождественное движение различенного внутрь себя самого, рефлексия в себя видимости как видимости. — В то же время, наоборот, случайность благодаря этому становится свободой, так как стороны необходимости, имеющие облик таких действительностей, которые сами по себе свободны и не отсвечивают друг в друге, теперь положены как тооїсдество, так что эти целокупности рефлексии-в-себя теперь отсвечивают и как тооюд ест венные в своем различии, иначе говоря, положены лишь как одна и та же рефлексия. Поэтому абсолютная субстанция, отличая себя от себя как абсолютная форма, уже не отталкивает себя от себя как необходимость, равно как и не распадается как случайность на безразличные, внешние друг другу субстанции, а разделяет себя, с одной стороны, на такую целокупность, которая (то, что прежде было пассивной субстанцией) есть нечто первоначальное как рефлексия в себя из определенности, как простое целое, содержащее внутри самого себя свою положенность и полооюенное в этой положенности как тождественное с самим собой,— на всеобщее, а с другой стороны, на целокупность (то, что прежде было причинной субстанцией) как на рефлексию в себя точно так же из определенности к отрицательной определенности, которая, таким образом, как тождественная с собой определенность также есть целое, но положена как тождественная с собой отрицательность,— на единичное. Но ввиду того что всеобщее тождественно с собой лишь постольку, поскольку оно содержит внутри себя определенность как снятую и, следовательно, есть отрицательное как отрицательное, оно непосредственно та же самая отрицательность, что и единичность, а единичность, так как она точно так же есть определенное определенное (das bestimmte Bestimmte), отрицательное как отрицательное, есть непосредственно то же самое тооїсдество, что и всеобщность. Это их простое тождество есть особенность, которая от единичного содержит момент определенности, а от всеобщего — момент рефлексии-в- себя, содержит их в непосредственном единстве. Вот почему эти три целокупности суть одна и та же рефлексия, которая как отрицательное соотношение с собой выявляет себя как различие двух указанных [сторон], но как полностью прозрачное различие, а именно в виде определенной простоты или простой определенности, которые суть их одно и то же тождество. — Это и есть понятие, царство субъективности или свободы 10°.
<< | >>
Источник: ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ. HAУKA ЛОГИКИ ТОМ 2, М., «Мысль». 1971

Еще по теме С. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ:

  1. 1.1. СМИ как фактор формирования общественного мнения: основные концепции взаимодействия СМИ и аудитории
  2. Многофакторная модель взаимодействия.
  3. Заключение. Взаимодействие библиотечной науки и практики
  4. 1.5. Общение как взаимодействие
  5. 1. Сущность и структура взаимодействия
  6. 2. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
  7. Тема XI. Влияние степени взаимодействия в совместном труде с взрослыми на трудовое развитие ребенка (можно указать возраст)
  8. Принцип взаимодействия
  9. 6.1. Межэтническое взаимодействие как сфера проявления национально-психологических особенностей людей
  10. Первый этап. Взаимодействие с собственной матерью
  11. Взаимодействие педагога и ребенка
  12. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗВУКОВ В РЕЧЕВОМ ПОТОКЕ
  13. Слабое взаимодействие и нейтрино
  14. Кварки и сильные взаимодействия
  15. Симметрии и взаимодействия
  16. Спонтанное нарушение симметриислабого взаимодействия
  17. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
  18. Опытно-экспериментальное исследование по моделированию взаимодействия систем обучения и воспитания для развития интеллек- туального потенциала будущих специалистов средствами государствен- но-правовых дисциплин
  19. 1.3.2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЕМ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРА-ЗОВАНИЯ
  20. 1.3. Модель управления повышением квалификации педагогов в сетевом взаимодействии образовательных организаций