<<
>>

ЯВЛЕНИЕ

Существование — это непосредственность бытия, к которой сущность восстановила себя. Эта непосредственность есть в себе рефлексия сущности в себя. Сущность как существование выступила из своего основания, которое само перешло в существование.

Существование есть эта рефлектированная непосредственность, поскольку оно в самом себе есть абсолютная отрицательность. Оно теперь также положено как абсолютная отрицательность, определив себя как явление.

Явление есть поэтому прежде всего сущность в ее существовании; сущность наличествует в нем непосредственно. Что явление есть не непосредственное, а рефлек- тированное существование, это обстоятельство составляет момент сущности в нем; иными словами, существование как существенное существование есть явление.

Нечто есть только явление в том смысле, что существование, как таковое, — это лишь нечто положенное, а не в-себе-и-для-себя-сущее. Существенность явления в том и состоит, что оно в самом себе имеет отрицательность рефлексии, природу сущности. Речь идет не о какой-то чуждой, внешней рефлексии, к которой принадлежала бы сущность и которая путем сравнения сущности с существованием объявляла бы существование явлением; нет, как выяснилось, эта существенность существования — быть явлением — есть собственная истина существования. Рефлексия, благодаря которой оно таково, принадлежит ему самому.

Но если говорят, что нечто — это только явление в том смысле, будто в противоположность ему непосредственное существование есть истина, то вернее будет сказать, что Явление — более высокая Истина, ибо оно существенное существование, тогда как [непосредственное] существование — это еще лишенное сущности явление, потому что оно имеет в самом себе лишь один момент явления, именно существование как непосредственное существование, и не имеет еще в самом себе отрицательной рефлексии явления. Если явление называют лишенным сущ- пости, то момент его отрицательности мыслят так, как будто непосредственное есть в противоположность ему положительное и истинное; но это непосредственное скорее не содержит еще в самом себе существенной истины. Существование, переходя в явление, скорее перестает быть лишенным сущности.

Сущность сначала имеет видимость внутри самой себя, в своем простом тождестве; как такая, она абстрактная рефлексия, чистое движение ничто через ничто обратно к самому себе. Когда сущность являет себя, она уже реальная видимость, так как моменты видимости обладают существованием. Явление, как уже выяснилось, — это вещь как отрицательное опосредствование вещи с самой собой; различия, содержащиеся в вещи, — это самостоятельные материи, которые суть противоречие: они непосредственная устойчивость и в то же время имеют свою устойчивость лишь в чуждой [им] самостоятельности, следовательно, в отрицании собственной самостоятельности, и опять-таки именно поэтому также лишь в отрицании той чуждой самостоятельности, иначе говоря, в отрицании своего собственного отрицания. Видимость — это то же самое опосредствование, но ее лишенные опоры моменты имеют в явлении вид непосредственной самостоятельности. Непосредственная же самостоятельность, присущая существованию, низводится, со своей стороны, до момента. Явление есть поэтому единство видимости и существования.

Явление можно теперь определить точнее. Оно существенное существование; существенность существования отличается от него как несущественного, и эти две стороны начинают соотноситься друг с другом. — Поэтому явление, во-первых, есть простое тождество с собой, в котором в то же время имеются разные определения содержания и которое — и оно само, и соотношение этих определений — есть то, что остается равным себе в смене явлений; это — закон явления.

Но во-вторых, простой в своей разностй закон переходит в противоположность; существенное в явлении противополагается самому явлению, и являющемуся миру противопоставляет себя в себе сущий мир.

В-третьих, эта противоположность возвращается в свое основание; в-себе-сущее определено в явлении, и, наоборот, являющееся определено как то, что принято в свое в-себе-бытие; явление становится отношением.

<< | >>
Источник: ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ. HAУKA ЛОГИКИ ТОМ 2, М., «Мысль». 1971

Еще по теме ЯВЛЕНИЕ:

  1. Явление
  2. ЯВЛЕНИЕ
  3. ЯВЛЕНИЯ МАТЕРИИ
  4. Сущность и явление
  5. А. ЗАКОН ЯВЛЕНИЯ
  6. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПАРАПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
  7. ВТОРОЙ РАЗДЕЛ Явление
  8. С. РАЗЛОЖЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ
  9. ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
  10. Принцип явления
  11. Метафизика явлений
  12. Часть 3 ПСИХОЛОГИЯ ГРУППОВЫХ ЯВЛЕНИЙ
  13. ПРИРОДА ПАРАПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
  14. ОСНОВНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ПАРАПСИХОЛОГИИ