ЖАНРЫ СОВРЕМЕННОГО РАДИОВЕЩАНИЯ: ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В.В.Смирнов Ростовский государственный университет
В отечественной теории радиожурналистики (радиоведении) идет осмысление процессов, происходящих в современном эфире. Эти процессы динамичны, сложны по характеру своего проявления и обусловлены рядом фундаментальных причин, в первую очередь - политических, экономических, социально-психологических.
Радиовещание конца ХХ - начала ХХІ вв.
кардинально изменило свое «эфирное лицо», поэтому теоретикам и практикам непросто упорядочить новый материал, систематизировать его, понять сущность глубинных превращений содержания и форм новой журналистики. В эфире радиостанций, особенно коммерческих, стали доминировать совсем другие тексты, восторжествовали новые отношения с аудиторией. Эти деформации прежних, устоявшихся форм, сложившихся в советское время, и отказ от многих традиций прежнего творческого опыта изменили саму структурную сущность вещания, а вместе с ней и сущность вещания вообще. В рядах исследователей радиожурналистики возникла некоторая растерянность: жанры «как бы исчезли». Это напоминает открытия физики начала ХХ столетия, когда материя тоже «исчезла». Да, кончилась эпоха письменных подцензурных текстов. Эфир заполнили диалоговые формы общения, интерактивные передачи, изменились способы контакта с аудиторией. Но не изменилась физическая сущность коммуникационного канала, которая определяет специфику и возможности акустического материала и контакты коммуникатора со своими слушателями.Даже беглый обзор взглядов и подходов к новым явлениям показывает, в каких направлениях идут поиски «новых точек опоры» в теории радиожурналистики .
Многозначительно звучит название тезисов В.Ковтуна: «Радиопублицистика: Смена позиций или беспорядочное отступление?» [1, 13-14]. Эту общую проблему его коллега из Санкт-Петербургского университета Ю.Клюев пытается рассмотреть на более локальном материале - функционировании одного жанра.
Развернем его точку зрения, чтобы увидеть одну из причин, влияющих на трансформацию современных жанров. Называя событийный радиорепортаж «королем жанров», т.е. отдавая ему первенство в радиожурналистике, Ю.Клюев говорит о проблемах организационных, финансовых, психологических: «Из всех видов репортажа в отечественном радиовещании хоть как-то теплится лишь познавательный, а событийный, проблемный, аналитический «утонули» в других, менее трудоемких жан- рах. Журналисты идут по проторенной и простой дороге: интервью, отчет, корреспонденция, беседа... Современное состояние радиорепортажа - это не кризис жанра, а кризис практической журналистики, кризис подходов к журналистской деятельности. Его причины: неэффективный организационный и творческий менеджмент, погоня за оперативностью, отсутствие материальной заинтересованности...» [2, 174-175].Рассматривая функционирование современной радиожурналистики, Д. Любосветов с осторожностью говорил не о жанрах, а о «творческих формах» [3]. И. Тхагушев предпринял попытку подойти к жанрам с точки зрения теории их преподавания, т.е. совмещения подходов и теоретических, и практических с опорой на методы журналистского творчества как основу профессиональной деятельности [4, 132-133]. О необходимости новых подходов к теории жанров говорит и Ю. Клюев [5, 66-70].
А вот суждения практиков. Обратимся к опыту одного из старейших радиожурналистов - В. Соколовской. В течение 2001-2002 гг. она вела раздел в журнале «Профессия-журналист», где обобщала как личный опыт работы в эфире, так и развитие отечественного вещания в целом. Показательны уже названия некоторых ее статей (например: «Токи-воки: жанр разговора на радио»). Суммируя опыт работы ведущих, она подчеркивает: «профессия - говорение» [6, 26-27]. Не случайно одной из самых актуальных проблем изучения современной радиожурналистики является анализ диалогической сущности радио, диалогических форм общения и роли в этих процессах ведущего.
Данная работа представляет собой попытку осмыслить, как новые возможности функционирования радиожурналистики в бесцензурном эфире предопределяют трансформацию жанровой системы - основной творческой формы организации звучащего материала.
Методологической основой для такого исследования может служить известное положение Д.С. Лихачева о литературных жанрах: «При изучении жанров - важно не только исследование самих жанров, но и тех принципов, на которых осуществляется жанровое деление» [7, 47]. Другими словами, принципы жанрового деления предопределяют как особенности самих жанров, так и их существование в жанровой системе.Обращаясь к этой мысли, мы должны помнить, что Д.С. Лихачев вел речь о литературных жанрах, мы же говорим о жанрах публицистики (радиожурналистики). Жанры литературы и публицистики безусловно имеют много общего как речевые жанры, но есть между ними и существенные различия, акцентированные В.В. Виноградовым: «речевые жанры - это разные виды и акты общественного употребления» [8, 15]. Этот акцент на «общественном употреблении» весьма существен: жанры литературы функционируют, подчиняясь в основном художественной задаче воплощения материала; жанры публицистики - нацелены на прямое воздействие на аудиторию. Именно здесь нужно искать основу принципов их жанрового деления, определяющуюся назначением жанровых текстов.
Вся эволюция отечественного вещания - это эволюция его функций, которая определяла особенности функционирования жанровой системы. Опыт практики советского вещания показывает: в 1920-30-е гг. доминировали информационная, агитационная, организационная функции. В то время эти функции проступали открыто: цели коммуникаторов были обнажены. В дальнейшем на каждом этапе развития отечественной радиожурналистики (и журналистики вообще) функции меняли свой характер в связи с изменениями политической жизни общества. В 1960-80-е гг., например, очень заметны были функции воспитания, образования, т.е. те же идеи воспитания нового человека и переустройства общества на социалистических началах проявлялись уже в иных формах. Таким образом, эволюция жанровой системы, ее становление и развитие были подчинены общественно-политическим условиям, которые определяли функционирование радиожурналистики на разных этапах развития советского общества [9].
Поэтому изучение жанровых систем журналистики (печати, телевидения, радиовещания) весьма важно в контексте общественно-политической жизни.Д.С. Лихачев писал о «принципах, на которых осуществляется жанровое деление». В радиожурналистике этот принцип основывается на функциональной направленности программ, т.е. задачах, которые ставят перед собой вещатели (организаторы, исполнители, авторы, ведущие и т.д.) и условиях, которые предопределяют организацию материала в эфире.
Эти принципы в наше пореформенное время обусловлены новыми политическими и экономическими реалиями базовых преобразований России. Они развиваются стихийно, очень динамичны и прошли несколько периодов своего внутреннего развития.
Их главная, определяющая составляющая - капитализация СМИ, превратившая каналы коммуникации в каналы добывания денег [10, 21-24]. Теперь основными функциями, на наш взгляд, являются финансовая и функция развлечения, предполагающая удержание внимания своего сегмента аудитории любым путем и завоевание интереса и предпочтений рекламодателей.
Реклама в самых разных жанрах и формах (но в максимальных объемах, допускаемых Законом о рекламе) стала не только формообразующим стержнем программирования, но и оказала мощное воздействие на все тексты радиожурналистики. Это одна из самых актуальных тем и проблем для исследователей современного эфира.
В самых общих чертах эти проблемы сводятся к тому, что реклама функционально переподчинила многие программы, их содержание, а в центр поставила ведущего. Если раньше ведущий исполнял формальные, можно сказать, технические задачи - соединял различные фрагменты одной программы, то сейчас он является «стержнем» общения с аудиторией, «дирижером» разнообразного материала (в первую очередь музыкального) и наделен огромными творческими полномочиями.
Капитализация отечественных СМИ и ее влияние на формирование, становление, функционирование различных речевых и музыкальных передач - общая проблема.
Отечественные вещатели работают в разных условиях, которые определяются типологией радиоканалов, их принадлежностью, функциональной направленностью на определенную аудиторию, воплощением своих задач сообразно целевым установкам, конкуренцией в эфире, стремлением привлечь рекламодателей. Картина «радиохозяйства» в России чрезвычайно разнообразна и сложна, даже государственные местные компании работают по-разному (имеют различный объем вещания, у них сложились свои отношения с центром, с местными властями).Для того чтобы вычленить наиболее существенные параметры этой картины, обратимся к двум основным типам радиостанций - государственным и частным.
На государственном вещании (как в центре, так и на местах) прежняя система жанров в основном сохранилась. Наиболее заметные процессы ее развития: -
сокращение документально-художественных жанров (радиоочерк, радиорассказ, радиофильм, радиокомпозиция); это связано с тем, что радио утрачивает познавательные и воспитательные функции; -
диалогизация передач - уход от письменных текстов, интерактивность вещания, разнообразие бесед, интервью, реплик; -
усиление авторского начала в аналитических жанрах (комментарий, беседа, обозрение, дискуссия). -
заметное сокращение использования традиционных изобразительно- выразительных средств, в том числе и монтажа; распространение компьютерного оформления текстов.
Одной из самых заметных тенденций в функционировании жанровой системы советской радиожурналистики было жанровое смешение - присутствие элементов одних жанров в структуре других (что объясняется «разветвлением» основной жанрообразующей функции). В современном эфире эта тенденция выражена не так явственно, так как упростились функции вещания.
Гораздо более глубокие жанровые деформации произошли в эфире коммерческих станций. Многие музыкальные и музыкально- информационные станции, отказавшись от прежних форм работы, имеют весьма отдаленное отношение к журналистике как типу общественно- политического творчества, призванного оказывать на аудиторию направленное воздействие.
Но и в работе этих радиостанций - там, где присутствует речевая деятельность (информационные службы, игровые интерактивные передачи), жанры исчезнуть не могут, так как, по глубокому замечанию М.М. Бахтина, «речевые жанры - это типы построения речевого целого» [11, 51].Жанровая палитра в практике этих радиостанций бедна. Ее основные параметры определяются максимальным приближением к себе слушателей с целью включить их в активный процесс общения и показать, что каждый может стать участником интерактивной программы, каждый может быть услышан. При этом, чтобы заинтересовать своих слушателей, ведущие предлагают различные призы: подарки, билеты в театр, на спортивные соревнования, посещение ресторана... Это американские модели работы с аудиторией. В таком случае жанры «опускаются» до обычного речевого общения, теряют свое общественное предназначение. Они становятся «простыми» по классификации М.М.Бахтина - т.е. такими, которые когда- то легли в основу сложных - литературных и публицистических жанров.
В целом, кроме структурных системных изменений, с изменением функций жанры претерпели и изменение содержания, стилистики, своей обращенности к слушателям.
Отметим и еще несколько тенденций в работе современного радиовещания. Во время перестройки всех сторон жизни оно отражает картину этой жизни без специальной заданности (а может быть, и по плану?), как естественное «медиазеркало».
Современное радиовещание больше воздействует на эмоции слушателей, нередко на уровне подсознания (быстрый ритм, темп чтения текстов, темп музыкальных текстов). Если советское вещание работало на принципах внушения (1930-50-е годы), убеждения (1960-80-е годы), сейчас манипулирование происходит более тонкими методами, которые базируются на «интересах аудитории».
Аудитория стала субъектом, влияющим на информационную политику и принципы программирования. Но одновременно интересы аудитории стали навязываться ей, и это тоже отразилось на жизни жанров. 1.
Ковтун В.Г. Радиопублицистика: Смена позиций или беспорядочное отступление // Журналистика в 1995 году. Тезисы. - М., 1996. 2.
Клюев Ю.В. Событийный радиорепортаж сегодня: кризис жанра или кризис журналистики //Средства массовой информации в современном мире. Тезисы. - СПб., 2005. 3.
Любосветов Д.И. К вопросу о движении творческих форм в отечественном радиовещании // Журналистика в 1999 году. - М., ч. 7. - 2000. 4.
Тхагушев И.Н. Методы и жанры? Жанры и методы? Методы и жанры (Различные подходы к преподаванию журналистики) //Проблемы региональной журналистики. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. - Тольятти, 2002. 5.
Клюев Ю.В. Теория жанров: Новые подходы // Жанры в журналистском творчестве. Тезисы. - СПб., 2004. 6.
Соколовская В. Токи-воки: жанр разговора на радио. //Профессия - журналист. - 2001. - № 3. - С. 22; // Она же. Чем ди-джей отличается от диктора. Профессия - говорение // Профессия - журналист. - 2001. - № 5. 7.
Лихачев Д.С. Система литературных жанров древней Руси // Славянские литературы. - М., 1963. 8.
Виноградов В.В. Стилистика поэтической речи. Поэтика. - М., 1965. 9.
См.: Смирнов В.В. Жанровая система радиожурналистики. История. Теория. Особенности функционирования. - Ростов-на-Дону, 2006. 10.
См.: Смирнов В.В. Капитализация России и средства массовой информации // Акценты. - Воронеж, 2005. - № 7-8. 11.
Бахтин М.М. Проблемы текста // Вопросы литературы. - 1976.