<<
>>

Как сделать текст более доступным?

Нам часто задают вопрос — как писать, с чего начать, как вообще делается материал. Почему-то живой, нормальный в общении человек деревенеет и начинает говорить наиказеннейшим языком, увидев камеру или микрофон.
Примерно то же самое происходит, если перед человеком оказывается белый лист бумаги.

Автоматически, поскольку вы знаете, что ваш друг не очень в курсе дела, вы постараетесь рассказать главное, но так, чтобы он понял. Собственно, у журналиста примерно такая же задача — рассказать всем главное о том, что произошло, да еще и так, чтобы все поняли — то есть рассчитывая на уровень среднего образования. Даже если это качественная газета — человек не может быть экспертом во всех областях (рискнем предположить, что искусствовед редко представляет себе в деталях, как добывается нефть, тем не менее, искусствоведа можно рассматривать как потенциального союзника). Поэтому, если разговор, например, идет о разливе нефти на море, возможно площадь пятна ничего не скажет, если не объяснить, что она большая, а вот число животных и птиц, которые могут от этого погибнуть — вещь более понятная.

Кстати, не стоит забывать о красочных сравнениях, словесных иллюстрациях — это упрощает понимание текста. Их нужно употреблять, только если они усиливают главную мысль. Например, если вам нужно проиллюстрировать масштаб нарушений: «Площадь незаконно вырубленных лесов первой группы за последний год равна территории государства Мальта».

Мы все очень любим бросаться терминами и цифрами, к сожалению, они могут так и остаться непонятными для журналиста или, того хуже, быть употреблены неверно, поэтому их нужно стараться не употреблять, а если уж это так необходимо — пояснять прямо в тексте.

Практикум

Забудьте о том, что перед вами чистый лист, и представьте, что вы кому-то из друзей, не задействованных в вашей ежедневной работе, рассказываете, что же вы такого замечательного сегодня сотворили.

Нашему человеку очень сложно привыкнуть излагать свои мысли в виде перевернутой пирамиды.

Мы привыкли растягивать мысли, пространно изъясняться. Это пришло к нам от предков. Особенно ярко это заметно в русских сказках, которые строятся по принципу обычной пирамиды — вначале идет зачин «жили-были», развязка оказывается в конце. На одном из наших семинаров мы предложили участникам переписать некоторые из сказок по образцу новости. И вот что получилось...

Последнее дело Серого

Вчера в Валдайском национальном парке было совершено дикое преступление. Двое местных жителей — гражданка Никонорова и ее внучка были убиты.

Местный авторитет по кличке Серый обманом проник к старушке и съел ее. На месте преступления Серого застала девочка, ставшая его следующей жертвой. Но скрыться преступнику не удалось — наказание застало его в лице охотников, услышавших предсмертные крики девочки. При задержании Серый был убит.

Этот пример очень хорошо иллюстрирует наши стереотипы восприятия определенного рода информации. Он больше похож на сообщение из криминальной хроники. И это вполне понятно — сюжет сказки невольно вызывает подобные ассоциации. Тот же эффект возникает при прочтении многих текстов на тему экологии — у журналиста есть определенный стереотип восприятия темы. Поэтому-то и появляются в прессе тексты-ужастики и прочие не устраивающие нас варианты экологических статей. Вина в этом в основном наша — мы не оставляем выбора. А ведь мы вполне в состоянии переломить этот стереотип, не только научившись работать в рамках формата новости (этот текст вполне ему соответствует), но и наполняя наши сообщения таким содержанием, которое не оставляло бы у читателей ощущение депрессии или озлобленности, или мысли: «Опять эти «зеленые»!»

Елки-палки — лес пустой

Все привыкли встречать Новый год в кругу семьи у елки. Эта традиция стала причиной массового незаконного выруба молодых елей.

Желая принести радость детям, мало кто задумывается над последствиями. Вырубая деревья, нарушители лишают дома местных обитателей, а себя нетронутой красоты леса.

До Нового года остается 1,5 недели и очевидно, что задержанный лесниками местный «лесоруб» будет не последним. Пока еще остались елки в наших лесах необходимо решить эту проблему.

А этот пример прекрасно иллюстрирует нашу склонность к морализаторству и весьма, порой, скромное умение понятно, аргументировано и содержательно излагать мысли. В тексте абсолютно отсутствует содержательная часть, не говоря уж о том, что новостной элемент в данном сообщении просто забыт. Вместо лида идет констатация общеизвестного факта. Даже этот маленький материал полон штампов. А ведь в сюжете песни про елочку есть масса интересных моментов, которые можно использовать. А главное — не ясно, как именно предлагается решить проблему, ведь природоохранники (авторы текста — участники Движения дружин) работают над ней и вполне успешно. Единственное, что в сообщении удалось — это заголовок.

Известного путешественника Колобка съели дикие звери

Длительное путешествие известного барда-песенника оборвалось в результате покушения террористической группы под предводительством полевого командира Лисы.

Колобок был родом из малообеспеченной семьи. Но с самого раннего возраста в нем проявился талант поэта и тяга к дальним путешествиям. В мае этого года, сбежав от своих родителей, он отправился в свою первую и последнюю творческую командировку.

Поклонники творчества Колобка буквально не давали прохода артисту, под угрозой смерти требуя проведения концертов своего кумира. Были даны концерты в городах Зайцево, Волково и Медведево.

На пустынной таежной дороге он был захвачен бандой террористов под предводительством полевого командира Лисы, известного своими кровавыми преступлениями. Под угрозой расправы Колобок вынужден был дать три концерта подряд, а во время четвертого он был растерзан озверевшими фанатами.

Этот текст немножко напоминает некролог, однако он почти полностью выдержан в стиле информационного сообщения. Его главный недостаток —

фактическое противоречие: в начале сказано, что Колобок погиб в результате покушения террористов, а потом выясняется, что это были озверевшие фанаты, из заголовка же явствует, что это были дикие звери.

В погоне за яркими образами авторы не совсем четко объяснили непосвященному читателю основную мысль, кто же все-таки съел Колобка. К сожалению, эта ошибка очень часто встречается в наших текстах, когда мы, будучи, что называется, «в теме», при изложении какого-либо события забываем пояснить очевидные для нас вещи.

Одна, но большая

13 августа в деревне N на огороде семьи Петровых был собран большой урожай репы. Один корнеплод, который рос на огороде, весил около 50 кг. Общими усилиями семьи и домашних питомцев репка была вытащена. Особый вклад в извлечение репки из земли внесла мышка.

Это типичный сухой новостной текст, из серии «одной строкой» из какой- нибудь скучной многотиражки. Потерян главный элемент — что же все-таки нового было в происшедшем. Невероятно большой урожай, помощь мышки или что-то еще? Это информационное сообщение без достаточного новостного повода. В событии (то есть в сказке) он был, но совсем не отражен в тексте. Эта ошибка — одна из самых распространенных. Скучный отчет о прошедшем мероприятии, на взгляд человека со стороны, ничем не отличающемся от ста других, читать не интересно.

<< | >>
Источник: Берлова О.А., Захаров В.П., Колесникова В.Б., Кочинева А. Л. Б. Игра на информационном поле. Журналистика и PR для «зеленых». — М.: Изд-во МСоЭС. — 207 с.. 2003

Еще по теме Как сделать текст более доступным?:

  1. ЭДВАРДУ КЛЭРКУ ИЗ ЧИПЛИ, ЭСКВАЙРУ
  2. 8.5.Анализ культурной мифологии медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории
  3. 1.1. Реформирование школы после Октябрьской революции
  4. Критика монетного текста
  5. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
  6. ГЛАВА 1 ЧТО-ТО СЛУЧИЛОСЬ
  7. Ньюс-фиче и аналитическая статья
  8. Соблазны и опасности «эры информации»
  9. Примечания
  10. Образование как субъективизация всеобщего опыта и знания
  11. Глава 13 ОБРАЗОВАНИЕ, ЖЕНЩИНЫ И ГУМАНИЗМ
  12. Метод и методики лингвостилистики
  13. 2.4.ФОРМЫ, МЕТОДЫ, СРЕДСТВА
  14. Поэтика текстов
  15. Глава 4. Ньюс-фиче и аналитическая статья
  16. ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ: ЛИТЕРАТУРА КАК СОЦИАЛЬНО-СИМВОЛИЧЕСКИЙ АКТ
  17. ПРОЕКТ ФОРМАЛИСТОВ