<<
>>

О МЕТОДИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ОТДЕЛЕНИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ ПГСГА

About the technique offormation of communicative consciousness at students of branch of journalism Samara state academy of social sciences and humanities The future experts in the field of communications already on a student's bench don't consider themselves as humanists, preferring the humanitarian making mastering by professional technologies.
In article methods and approaches by a technique of formation of communicative consciousness which are used in work with students are analyzed.

В сентябре 2010 года, в дни работы ХХХ11 Зональной конференции литературоведов Поволжья, проходившей в Астраханском государственном университете, мы имели возможность поставить вопрос о том, что будущие специалисты в области коммуникации уже на студенческой скамье не считают себя гуманитариями, предпочитая общегуманитарной составляющей овладение профессиональными технологиями. Вузовский преподаватель - это не только ученый, но и педагог, и методист, которого в ходе преподавания своей дисциплины «волнуют проблемы вариативности и интеграции, проблема гуманитаризации и гуманизации учебно-воспитательного процесса» [1; 8].

Исходя из тенденций развития медиарынка в России, журналист должен быть универсалом, а созданный им текст должен удовлетворять потребностям телепрограмм, печатных СМИ и их интернет-версий. «Если сегодня и существует специализация (печатный текст, онлайн-журналистика, радио, телевидение), то она не столь очевидна, чем еще несколько лет назад» [2; 91].

Студенты отделения журналистики филологического факультета Поволжской государственной социально-гуманитарной академии в рамках курса «Журналистское мастерство», спецкурсов «ТВ и время», «Профессия - телеведущий» знакомятся с методикой литературной работы редакторов, журналистов и репортеров с использованием видеопособий «Би-Би-Си», «Интерньюс», «Евроньюс» и местного медиа-проекта «Самарские судьбы».

Сознание автора литературного и аудио-визуального произведения, как известно, включает в себя когнитивное, коммуникативное и языковое, существующие в триединстве и неразрывности.

Когнитивное сознание - это совокупность ментальных образований, способных быть средством создания нового знания, участвовать в развитии других видов сознания. Коммуникативное сознание - это совокупность коммуникативных знаний и коммуникативных механизмов, обеспечивающих комплекс коммуникативной деятельности человека: «Это и коммуникативные установки сознания, и совокупность коммуникативных категорий, и набор принятых в обществе норм и правил коммуникации» [7; 51].

Д. В Карагодин предлагает в теории онтологического коммуникационного прорыва в рамках схемы коммуникативного воздействия обратить внимание на систему актов: «коммуникация», «гуманизация», «индивидуализация», «социализация». Достигнув понимания, субъекты взаимодействия начинают двигаться по направлению выработанного в процессе понимания вектора развития, «развертывая новые значения и смыслы, одновременно обогащая как себя, так и друг друга. Важно то, что этот вектор никогда не будет до конца выверен и определен, он может быть лишь слегка намечен» [3; 13-14]. Действительно, экзистенциальный опыт у каждого субъекта взаимодействия различен, в интенциях развития могут быть лишь общие направления.

В практике вузовского преподавания литературы при чтении лекций студентам филологических специальностей часто и успешно используется историко-хронологический подход, а для студентов-культурологов и лингвистов - историко-методологический подход.

Историко-хронологический подход позволяет рассмотреть в первую очередь эволюцию мировоззрения художника, познакомить студенческую аудиторию с литературным контекстом.

Историко-методологический подход позволяет лектору сосредоточить внимание на особенностях творческой лаборатории и творческом методе писателя-романиста. По мнению М.Г Меркуловой, этот подход, применяемый «в методике чтения лекций по курсам истории зарубежной литературы (романа Великобритании) конца Х1Х - начала ХХ в., начала и середины ХХ в., часто обнаруживает свою несостоятельность, когда речь идет о современном романе Великобритании.

Так, например, если у лектора не вызывает серьезных серьезных сомнений постмодернистская природа творчества Дж. Фаулза, Дж. Барнса или П. Экройда, то методологическая природа романов Г. Грина, Г. Свифта явно неоднозначна» [6; 159].

Не нова и идея объединения на практике выше указанных методов [5; 431-447]. В учебнике «Зарубежная литература ХХ века» под редакцией

В. М. Толмачева реализован и проблемно-тематический подход к систематизации материала об английском романе, который учитывает реалии современности. В преподавании гуманитарных дисциплин изучаемый материал может быть понят в определенном культурном контексте. Художественный текст должен изучаться с расширением контекста его понимания - «от локального, связанного с конкретной исторической ситуацией его создания, к более широкому, связанному с пониманием культуры и эпохи» [4; 103].

Используя методику проектной деятельности, мы стремимся развить у студентов познавательные навыки, самостоятельную работу (индивидуально, в паре, в группе). Преподаватель ставит перед студентом проблему, знакомит с банком идей для ее решения, раскрывая требования к проектам, технологиям решения, критериям оценок. Студент выбирает тему для индивидуальной исследовательской деятельности, создает план работы, изучает необходимую научную и художественную литературу, пишет исследование в форме реферата или тезисов к выступлению в ходе научной дискуссии.

Примечания 1.

Буранок О. М. Проблемы изучения русской литературы ХУШ в. в вузе // Методика изучения русской литературы ХУШ в. в вузе: учеб.-метод. пос. М.: Самарский педуниверситет. 1997. С. 8. 2.

Игнашов А. В. К вопросу об историзме в литературе в контексте медиаобразования // Анализ и интерпретация художественного произведения [Текст]: материалы ХХХТТ Зональной конференции литературоведов Поволжья / науч. ред. Г.Г. Глинин - Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2010. С. 91. 3.

Карагодин Д. В.

Теория онтологического коммуникационного прорыва или соотношение понятий «коммуникация», «индивидуация», «гуманизация», «социализация» в рамках схемы коммуникационного взаимодействия // Система ценностей современного общества: Сборник материалов ХУ Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С. С. Чернова. - Новосибирск: Издательство НГТУ. 2010. С. 13-14. 4.

Карпицкий Н. Н. Культурный контекст предмета гуманитарных дисциплин // Семантика и прагматика слова и текста. Поморский текст: сборник научных статей / отв. ред., сост. А. Г. Лошаков, Л. А. Савелова. - Архангельск. 2010. С. 103. 5.

Луков В. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. - М. 2003. С. 431-447. 6.

Меркулова М. Г. Некоторые аспекты методики преподавания в вузе современного романа Великобритании // Анализ и интерпретация художественного произведения [Текст]: материалы ХХХТТ Зональной конференции литературоведов Поволжья / науч. ред. Г. Г. Глинин - Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2010. С. 159. 7.

Стернин И. А. Коммуникативное и когнитивное сознание // С любовью к языку: сб. науч. тр. М. Воронеж: Изд-во ВГУ. 2002. С. 51.

Р. Х. Татарова, Л. М. Абазова

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик, РФ

<< | >>
Источник: Якимова С.И.. Литература и журналистика стран Азиатско-Тихоокеанского региона в межкультурной коммуникации XX - XXI вв. 2011

Еще по теме О МЕТОДИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ОТДЕЛЕНИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ ПГСГА:

  1. О МЕТОДИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ОТДЕЛЕНИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ ПГСГА