<<
>>

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ГРАФИЧЕСКОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ВНЕШНЕЙ ФОРМЫ ТЕКСТА А.И. Заикина Белгородский государственный университет

Внешняя и внутренняя формы текста имеют четкую организацию, они есть результат взаимодействия смыслопорождающей активности человека и репрезентативной функции языка. Внешняя и внутренняя форма образуют единый план выражения.

Внешняя форма текста - это форма целого, внешняя структурная организация текста, которая является матрицей и на которой разворачивается линейное пространство текста и осуществляется его графическая репрезентация.

Внешняя форма текста по своей сути формальная структура, но она опосредованно соотносится с концептуальным пространством текста.

Каждое национально-культурное пространство имеет свою традицию графических репрезентаций внешней формы текста.

Традиция как доминантный компонент любой культуры связана с определенным временным промежутком и с принадлежностью текста к определенному литературному течению. Формирование традиции связано с двумя тенденциями: -

соблюдение и продолжение традиции; -

разрушение традиции (новаторство).

Для поэтических текстов серебряного века характерно замысловатое переплетение этих тенденций. Традиции графической репрезентации связаны прежде всего с репрезентацией строки.

Поэтическая строфа делится на равномерные отрезки - строки, которые выделяются графически. В результате сегментация строфы получается новая конструктивная единица - строка. Строки чередуются между собой, законом их отношений между собой является равномерность: каждая последующая строка приравнивается к предыдущей.

В структуре строки важным является количество и расположение ударных и безударных слогов, относительная сила и значимость ударений во фразовом единстве, размещение слогоразделов и цезур, расположение анакруз и клаузул. При визуальном восприятии важным является слоговой объем строки, что определяет ее продолжительность.

Уточним, что строка - это метрическая цепочка большей или меньшей протяженности.

Внешней форме текста может быть присуща горизонтальная симметрия при равном количестве слогов в строке, а при неравном количестве слогов - горизонтальная асимметрия. Строка имеет свой репертуар манифестаций: -

горизонтальная симметрия; -

горизонтальная асимметрия.

Строка репрезентируется во внешней форме текста графически, при этом сегментация строки осуществляется с помощью определенных графических средств: знаки препинания, графический разрыв строки.

Строка состоит из слогов и стоп, но для внешней формы текста важным при горизонтальном развертывании формы является длина строки, а при вертикальном развертывании - соотношение равностопных и неравно- стопных строк, каталектика, анжамбеман.

Поиски новых ритмических средств выразительности побуждают поэтов начала XX в. обратить внимание и на такой внешний аспект, как графическое оформление поэтического текста: оно оказалось способно передать многие детали интонации, дополняющие основной ритмический рисунок.

Традиция оформления поэтического текста в европейской и в русской поэзии сводилась к тому, что отдельные стихи печатались отдельными строками: это было для читателя сигналом их соотнесенности и соизмеримости, концы строк служили членящими паузами.

Важной при графической репрезентации строки является общая метрическая композиция, то есть способ расположения строк в тексте. Внешняя графическая архитектоника текста определяется следующими параметрами: -

равностопность (идентичность строк по слоговому объему); -

неравностопность (неидентичность строк по слоговому объему); -

каталектика (соотношение последней стопы с предыдущей); -

цельность строки; -

сегментация строки; -

анжамбемация (графическое вынесение части строки).

Культурное пространство серебряного века характеризуется представленностью двух традиций при использовании графических средств репрезентации строки: -

горизонтальная симметрия; -

горизонтальная асимметрия.

При горизонтальной симметрии внешняя форма поэтического текста состоит из строк идентичной стопности, то есть эти строки являются равностопными, им присущ идентичный слоговой объем, они не дробятся, имеют строгое выравнивание по левому и правому краю строки.

Классические равностопные строки характерны для поэзии золотого века, они составляют 68%, в поэзии серебряного века они составляют около 45%, это связано с тем, что это век формального возрождения стиха.

Это было временем широчайшего обновления и перестройки всей системы поэтических средств, напоминавшим эпоху романтизма, а отчасти даже эпоху реформы Тредиаковского - Ломоносова.

В основе этого преобразования лежало переменившееся соотношение двух основных художественных систем - поэзии и прозы.

Во второй половине XIX в. «поэзия подчинялась прозе и ориентировалась на прозу - теперь поэзия отчетливо противопоставляет себя прозе и сосредоточивается на тех художественных заданиях, которые прозе недоступны» [1, 79].

Вместо унифицирующей простоты поэзия стремится к дифференцирующей сложности, вместо мнимой естественности формы - к сознательной необычности. Это не значит, что черты прозаической поэтики исключаются из сферы стиха, наоборот, главное событие этого этапа истории стиха - овладение чисто-тоническим стихосложением, позволявшим гораздо ближе передавать «естественные» прозаические ритмы и интонации, но это достижение было ощутимо именно потому, что оно являлось лишь частью гораздо более широкой системы художест- венных средств и оттенялось ритмами и интонациями более традиционными и более экзотическими.

Стихи в манере предшествующего периода продолжали писаться - крупнейшими мастерами их были такие авторы, как И. Бунин, Б. Пастернак, С. Есенин, М. Волошин, Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Кречетов (Соколов), А. Коринфский, И. Коневской, Эллис (Л. Кобылинский), Д. Бедный, В. Гофман, В. Зоргенфей, А. Скалдин, но их выразительность повышалась именно оттого, что их простота казалась вызовом господствующей сложности.

Для симметричной строки характерны следующие графические способы репрезентации: -

равностопность (идентичность строк по слоговому объему); -

равное соотношение последней стопы с предыдущей (акаталек- тика); -

цельность строки; -

отсутствие графического вынесения части строки:

Словно ветер страны счастливой, Носятся жалобы влюбленных, Как колосья созревшей нивы, Клонятся головы непреклонных.

Н. Гумилев

Вместе с русской классической традицией использования графических средств репрезентации во внешний графический облик текста входит традиция использования сверхдлинных строк - средневековая европейская традиция стала обязательной в переводах, стилизациях и имитациях восточных стихотворных форм:

Чтобы в шатре бытия полюбить все сокровища жизни, Надо шатер приподнять и взглянуть на мгновения в ночь.

Многое надо терять нам, печаль надо ведать на тризне, Чтобы в шатре бытия полюбить все сокровища жизни,

К. Липскеров

Наряду со сверхдлинными строками на общем фоне внешних форм текста выделяются и сверхкороткие, основными графическими способами их репрезентации являются 2-ст. ямб и хорей, стихи из односложных стоп, одностопный сонет. Эти сверхкороткие строки привлекают внимание М. Волошина, В. Брюсова, В. Ходасевича, О. Мандельштама, А. Блока, М. Цветаеву:

Конь хром.

Меч ржав.

Кто сей?

Вождь толп.

М. Цветаева

Опыт, приобретенный поэтами серебряного века и над сверхдлинными, и над сверхкороткими размерами, приводит к тому, что происходит расширение возможностей их использования - слитие и дробление.

Способ слития строк обычно использовался в дешевых или юмористических изданиях, как сигнал простоты и предписания читать поэтический текст как прозу, но в эпоху серебряного века этот способ графической репрезентации используется при репрезентации текстов, имеющих отнюдь не юмористические интенции. Этот способ графической репрезентации строки используют М. Горький «Песня о Соколе», М.Шкапская в ряде стихотворений 1919-1922 года.

Новаторские традиции графической репрезентации строки проявляются в том, что утверждается на роль доминантной асиммитричная строка

Для асимметричной строки характерны контрастное противопоставление строк по слоговому объему и их дробление (анжамбемация), отсутствие выравнивания по правому или левому краю, выравнивание строки по средней оси:

Плывет белуга. -

В Калугу.

Идут, молчат, ни звука!

Крадутся. -

В Москву.

В. Хлебников

Для внешних форм поэтических текстов серебряного века характерно использование таких нетрадиционных способов графической репрезентации, как - минускулизация (замена прописной буквы на строчную, отсутствие прописных букв, используется для указания на разрыв строки, на субъективное осмысление процессов, связанных с перспективой мировых судеб):

мир гибнет

и нам ли останавливать мы ли остановим ополозень гибнет прекрасный мир.

А.

Крученых -

унциация (замена строчной буквы на прописную, используется для актуализации информационно значимых слов, окказиональных слов):

Поэма 1, СТОНГА

Полынчается - Пепелье Душу.

Поэма 2. КОЗЛО

Бубчиги Козлевая - Сиреня. Скрымь

Солнца.

В. Гнедов -

шрифтация (изменения шрифта в пределах одного слова или изменение шрифта целого слова, используется для актуализации информационно значимого слова):

Почему не Желая живу? Почему уМИРАЯ ЖИВЯ? Почему Бесконечность страшит Безначальность Конца.

И. Игнатьев

Для культурного пространства серебряного века характерны новые традиции использования знаков препинания в качестве выражения внутренних жестов. Внутренний жест - это явление дискурсивного характера, объединяющее в себе качества поэтического ритма, мелодики, дикции, интонации. И.И. Ковтунова отмечает, что «индивидуальный поэтический ритм обладает способностью информировать о неповторимом состоянии, поскольку лежащая в его основе интонация имеет денотативный характер» [2, 9].

Система знаков препинания, используемая в тексте, является графическим репрезентантом внутреннего жеста. Для поэтического пространства серебряного века к новаторским традициям можно отнести: -

доминантность знака препинания у определенного автора (С. Есенин - вопросительный знак, указывающий на такую психологическую особенность внутреннего мира автора как сомнение, неуверенность в правильности выбора жизненной концепции, М.Цветаева - тире, восклицательный знак, указывающие на предельно насыщенную эмоциональную сферу внутреннего мира автора - «до крика»; -

совмещение знаков препинания - тире и запятая, указывающие на максимальное проявление дискретности строфы.

Итак, национально-культурная специфика графических репрезентаций внешней формы поэтических текстов определяется традицией, сформированной в рамках определенной культуры и новаторскими тенденциями, которые появляются в рамках литературного течения, жанра в определенный временной промежуток. 1.

Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория художественной целостности / Донецкий нац. ун-т. - М.: Языки славянской культуры, 2002. 2.

Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. - М.,1986.

<< | >>
Источник: А.П. Короченский. Журналистика и медиаобразование в XXI веке : Ж 92 сб. научных трудов Междунар. науч.-практ. конф. Белгород : Изд-во БелГУ,. - 368 с.. 2006

Еще по теме НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ГРАФИЧЕСКОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ВНЕШНЕЙ ФОРМЫ ТЕКСТА А.И. Заикина Белгородский государственный университет:

  1. НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ГРАФИЧЕСКОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ВНЕШНЕЙ ФОРМЫ ТЕКСТА А.И. Заикина Белгородский государственный университет