ОБРАЗ РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРЕССЫ А.Д. Золотых Московский государственный университет
С началом нового тысячелетия в публикациях зарубежных СМИ о России стали проскальзывать нотки настороженности, а то и откровенного недовольства. СМИ Запада весьма критично оценивали попытки нового президента страны В.В.
Путина по выстраиванию вертикали власти, укреплению суверенитета, по достижению элементарной управляемости государства. Не вызывали восторга у западной прессы и все возрастающая роль государства в экономике страны, стремление федеральных властей навести порядок в топливно-энергетическом комплексе. После того, как стало ясно, что Россия поднимается с колен, зарубежная пресса стала все охотнее и активнее прибегать к риторике былой эпохи «холодной войны».Особенно наглядно это проявилось в период российско-украинского газового кризиса. Российский концерн «Газпром» вознамерился перейти к реальным рыночным ценам на газ, поставляемый на Украину. Естественный и вполне объяснимый шаг корпорации, поставлявшей прежде энергоносители за четверть рыночной цены, вызвал крайне негативную реакцию деловой и политической элиты Украины. Она отвергла российское предложение создать газотранспортный консорциум для совместного экспорта «голубого топлива», отказалась обсуждать экономические параметры нового сотрудничества. Вместо этого началась активная политизация проблемы с настойчивой апелляцией к странам Запада.
В ответ на меры российской стороны, перекрывшей газовый вентиль, по страницам практически всех зарубежных СМИ прокатилась волна резких, критических комментариев. «Следует ли изгнать Россию из «большой восьмерки» за то, что она развязала «газовую войну» против Украины?» - вопрошала английская газета «The Times» - Да, если вы считаете, что критерием членства в этой группе ведущих промышленно развитых держав является экономическое влияние страны. Россия за прошедшую неделю, несомненно, продемонстрировала слабость своих позиций в этом отношении, показав, что не заслуживает принадлежности к такому элитарному клубу» (04.01.2006). Ей вторила американская «The Wall Street Journal»: «Используя энергоресурсы в качестве оружия против самой значительной страны, покинувшей политическую орбиту России, Россия сама вызовет в мире требования вообще убрать ее из самого элитарного клуба мировых лидеров» (04.01.2006).
«Новая бомба глобального радиуса действия, - развивала дальше эту тему итальянская газета «La Repubblica», - которой Мо- сква размахивает, дабы утвердиться на международной арене, называется «газ», а детонатором ее служит «Газпром» (06.02.2006). «Методы бандитского шантажа, - безапелляционно заявляла английская «The Daily Telegraph», - который сегодня применяет «Газпром», больше напоминает советские времена и совершенно не к лицу такой России, какой ее сегодня хотел бы представить президент Путин.» (03.01.2006).Еще категоричнее была в своих умозаключениях французская газета «Le Figaro» при оценке российско-украинского газового конфликта: «Несмотря на свои мечты о торжественном вхождении в узкий круг самых промышленно развитых мировых держав, Владимир Путин решил поставить под удар энергетическую репутацию своей страны. Почему? Хотел ли он кого запугать? .Прикрываясь благими намерениями, новый хозяин Кремля снова запустил страшное красное колесо, которое на протяжении веков перемалывало все противовесы государственной власти на русской земле» (13.02.2006).
Вместо того, чтобы беспристрастно разобраться в существе проблемы, абсолютное большинство западных средств массовой информации стали очень активно прибегать к оценкам и риторике времен «холодной войны». Они почему-то упустили из виду, что цена на газ была повышена не только для Украины, но и для всех бывших советских республик. Их почему-то не волновал вопрос, по какому праву российская соседка стала отбирать предназначенный на экспорт газ. Не задавались они и вопросом, с какой это стати Россия должна продолжать разбазаривать свое «голубое золото» на покупку мнимой лояльности соседней славянской страны, которая, между прочим, уже устремилась в НАТО. Истинного виновника перебоев в поставках «голубого топлива», Украину, зарубежные СМИ представляли в роли жертвы агрессивной восточной соседки. «Российские энергетические ресурсы, -утверждал польский журнал «Wprost», - используются в качестве орудия внешней политики.
То, что данный сектор практически оказался под полным контролем Кремля, создает риск превращения энергетического шантажа в повседневную практику» (30.03.2006). Эту же тему отыграла немного раньше газета американских деловых кругов «The Wall Street Journal», опубликовав две статьи под общим заголовком «Энергетический шантаж Москвы» (07-08.02.2006). А известная американская газета «The Washington Post» абсолютно правомерные действия России охарактеризовала не иначе, как «газовым империализмом Путина» (27.02.2006). Но, пожалуй, всех превзошел по степени враждебности к России немецкий журнал «Der Spiegel» (09.01.2006), заявляя устами бывшего экономического советника президента России А. Илларионова: «Манера, с помощью которой Россия осуществляла давление на Украину, напоминает угрозы Гитлера в адрес Судетов» (в преддверии аннексии этой чешской области перед второй мировой войной - прим. авт.).Россия, признаться, сама в какой-то степени спровоцировала ситуацию, заложником которой, в конечном счете, и оказалась. Уж слишком долго она питала иллюзии, что с помощью дешевых энергоносителей можно удержать в зоне своего влияния ряд бывших советских республик. Также весьма очевидной оказалась ее вовлеченность в президентские выборы на Украине. И, к тому же, газовый вентиль был перекрыт в разгар сильных январских морозов и предвыборной кампании в Верховную Раду. Отсюда и отнюдь не беспочвенные подозрения в политизации газового вопроса. Но только вряд ли все это заслуживало такой болезненной и крайне жесткой медийной реакции - оскорбительной и оглушительной. Тем более появление новых, пугающих мировую общественность, пропагандистских ярлыков, введенных, в сущности, в ежедневный информационный оборот. При этом наша страна не избежала порицания и за ряд других «прегрешений» - например, за изменившееся отношение к зарубежному спонсорству неправительственных организаций. Вряд ли заслуживали поношений и хулы российские законодатели за то, что приняли закон, который ограничил финансирование из-за рубежа действующих в России неправительственных организаций.
Слишком уж свежи были в памяти россиян итоги «цветных» революций, прокатившихся по некоторым бывшим советским республикам. По своим последствиям это скорее напоминало не очистительную демократическую волну, поднятую, между прочим, за счет обильных зарубежных финансовых щедрот, а разрушительное цунами. От него до сих пор не могут оправиться ни Грузия, ни Киргизия. Кстати, в тех же США существует законодательный запрет на финансирование внутриполитической деятельности из-за рубежа. То же самое в Индии, ЮАР, некоторых латиноамериканских странах и ряде других государств. Выходит, Россию осуждают за то, что для других стран считается вполне нормальным.Сегодня Россия - набирающий былую силу геополитический центр, претендующий на свое далеко не последнее место в нынешнем мировом порядке. Поэтому, на наш взгляд, против России и была развернута беспрецедентная по своим масштабам медийная атака, в которой приняло участие большинство средств массовой информации европейских стран и США. Вот только некоторые вполне красноречивые заголовки некоторых статей, увидевших свет в последнее время: «Почему рычит русский медведь» («The Wall Street Journal», 01.03.2006), «Угроза, которую представляет российская энергетическая мощь» («The Times», 16.03.2006), «Путин возвращается к холодной войне» («Panorama», 20.03.2006), «Газовое оружие России» («The International Herald Tribune», 21.02.2006), «Свобода или газ. Газовый шантаж Путина принес свои плоды» («Le Monde», 28.03.2006). Как видим, это уже не отблески, не всполохи, а вполне конкретные и угрожающие раскаты новой холодной войны. Только в основе ее не прежний военно-атомный, а нынешний ярко выраженный энергетический аспект. Россия настойчиво пытается стряхнуть пепел десятилетней разрухи. И при этом делает ставку на единственный оставшийся в ее распоряжении эффективный инструмент - топливно-энергетический комплекс.
Стремительно растущая энергетическая мощь России стала не соответствовать заранее отведенной ей роли простого сырьевого придатка развитых стран.
Это вызывает раздражение у Запада. А тут еще Россия, став председателем в «Большой восьмерке», обозначила главной темой июльской встречи в верхах энергетическую безопасность. То есть дала понять, что значение энергоносителей в мировых делах будет год от года лишь возрастать. И странам-потребителям придется считаться с интересами стран-поставщиков. Поэтому и пытаются нашу страну дискредитировать, представить ее в мировом общественном мнении в новом образе - ужасного энергетического агрессора, диктующего свою волю всему остальному свободному миру.Впрочем, среди дружного звучавшего хора поношений и хулы в адрес России раздавались и редкие трезвые и разумные голоса. Так, английская газета «The Independent» по поводу газового конфликта писала: «Возможно, Киев имеет все основания говорить о том, что Россия давит на свою бывшую союзницу. Но в этом споре есть и другая сторона - Москва. И к ее мнению никто прислушиваться не желает. Со времен распада СССР прошло уже 15 лет. Вполне достаточно для перехода на коммерческие рельсы в области поставок российских энергоносителей на Украину. Если же спор идет о соблюдении контрактных обязательств, как утверждают некоторые киевские чиновники, то такие вопросы решаются судом, а не новой холодной войной» (10.01.2006).Российские власти предвидели массированную медийную атаку со стороны западных СМИ. В связи с этим в Госдуме даже было проведено закрытое совещание. А затем последовали ответные информационные акции. Во французской газете «Le Sentinel» (08.02.2006) было изложено российское видение газового конфликта с подробным приведением доводов о необходимости повышения цены углеводородов для Украины и других бывших советских республик. Помимо этого, в ШЗЄТЄ «The Wall Street Journal» (01.03.2006) была опубликована статья Президента РФ В.В. Путина "Энергетический эгоизм - это путь в тупик», в которой заявлены три приоритета повестки дня российского председательства в «Большой восьмерке»: формирование стратегии глобальной энергетической безопасности, борьба с инфекционными заболеваниями и решение проблем в сфере образования. Статья вызвала большой резонанс. Ее перепечатали как российские, так и западные газеты.
Российские власти всерьез озаботились информационным сопровождением июльского саммита. В английских, американских, в германских СМИ представители высших властных структур страны, руководители газовой монополии пытались разъяснить российскую политику в сфере энергетической безопасности, стратегию совместного достижения глобального энергетического порядка. Но уж очень целенаправленной, четко спланированной оказалась информационная война, развязанная против России, слишком велико количество медиаресурсов, вовлеченных в неё западной стороной. Вся их мощь была направлена на повседневное создание негативного имиджа России.
Еще по теме ОБРАЗ РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРЕССЫ А.Д. Золотых Московский государственный университет:
- ОБРАЗ РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРЕССЫ А.Д. Золотых Московский государственный университет
- 1.2.4 СМИ и Церковь как социальные аксиологические регуляторы
- Литература
- Список литературы