<<
>>

4.1. Общественное мнение как социальный институт

Сегодня в отношении ОМ существуют два основных подхода в социологии: первый утверждает существенное повышение роли общественного мнения как социального института, второй построен на отрицании самого факта наличия такого института как ОМ.

Так, в книге французского социолога П. Бурдье "Социология политики" один из разделов назван "Общественное мнение не существует". Собственно и ранее эту точку зрения отстаивали Ницше, Ортега-и-Гасет, Кьеркегор, Гуссерль, Парето,

Моска и др. Но можно не замечать погоду, но тем не менее она существует объективно. Так же и общественное мнение. Вопрос в том, что мы подразумеваем под этим словосочетанием, или, точнее, термином.

Начнем с того, что термин "мнение" по своему происхождению не является социологическим, он заимствован из философии. В древнегреческой философии "мнение" (doxa) — одна из категорий теории познания. Хотя Сократ утверждал, что "правильное мнение не есть знание". У Платона мнение занимает промежуточное место между знанием и незнанием, а мир мнений делится на веры и догадки. Для Аристотеля мнение есть вероятностное знание.

Социология восприняла также философское учение о двойственной природе мнения. Суть его в том, что мнение одновременно выражает верования, предрассудки, предрасположенности, интерес того человека, который его высказывает, и по-своему отражает предмет мнения. Поэтому в социологии мнение понимают, во-первых, как оценочное суждение о проблемах (событиях, явлениях) действительности; во-вторых, мнение есть отношение людей к объектам, явлениям и событиям действительности.

В свою очередь, ОМ обычно представляют как сумму мнений индивидуальных, что вовсе не тождественно единому мнению (100%-му). Другими словами, ОМ есть полный набор возможных альтернатив, кем бы они не выдвигались, и выбор тех из них, против которых никто не выступает.

Отметим: не тех, которые поддерживает большинство, а тех, против которых не возражают. Это первая особенность понятия ОМ в социологии в отличие, например, от журналистики.

Вторая особенность. Не может быть общественного мнения о том, что общеизвестно, как дважды два - четыре, как общепринятые правила и нормы поведения людей (10 библейских заповедей), или общечеловеческие ценности.

Третья. ОМ не есть научное знание. Как писал Гегель "науки же, если они действительно представляют науки, вообще не находятся на почве мнения и субъективных воззрений и не подпадают под категорию того, что составляет общественное мнение".

Четвертая. Предметом ОМ не могут быть нравственные проблемы, вопросы религиозной веры, вообще все, что задевает чувства и достоинство той или иной категории населения.

Пятая. В предмет ОМ не входят события и ситуации, которые не касаются всех и каждого, не влияют на жизнеспособность общества.

Шестая. Общественное мнение не затрагивает вопросы, имеющие однозначное решение.

Двойственный подход в социологии к самому факту признания или непризнания реальности ОМ привел к возникновению двух методологических вариантов его изучения. Первый подход, ОМ — распределение показателей, получаемых в ходе репрезентативных опросов населения; назовем его статистическим. Второй подход, ОМ — социальный институт, обладающий определенной структурой и выполняющий определенные функции в данном обществе. Назовем его социологическим, он предполагает выяснение прежде всего функций и структуры ОМ.

<< | >>
Источник: Социология журналистики. Конспект лекций / Авт.-сост. Е. И. Дмитриев. - Мн.: БГУ - 150 с.. 2001

Еще по теме 4.1. Общественное мнение как социальный институт:

  1. Глава 1. Уголовное право ФРГ как социальный институт (Strafrecht in Gesellschaft)
  2. 1.1. Журналистика как социальный институт
  3. 4.1. Общественное мнение как социальный институт
  4. 4.2. Функции и структура общественного мнения
  5. ГЛАВА 1 ГЕНЕЗИС И СУЩНОСТЬ БИБЛИОТЕКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
  6. Наука как социальный феномен
  7. 1.3. Основные функции социального педагога в сфере социальных институтов коррекционно-компенсаторной направленности
  8. Формирование в коллективе здорового общественного мнения
  9. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ. ЭТИКА НАУКИ
  10. Глава9 МЕСТНИЧЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РОССИИ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ
  11. Конфигурация американского общественного мнения в отношении иранской проблемы в 2000-е годы
  12. ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП И ВЫРАЖЕНИЕ ИХ ОТНОШЕНИЯ К ЯВЛЕНИЯМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ