<<
>>

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЖУРНАЛИСТСКАЯ НАУКА: МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ А.П. Короченский декан факультета журналистики Белгородского государственного университета

Постсоветская наука о журналистике, освобождающаяся от груза идеологической догматики, по сей день находится в поисках своего нового «лица». Объективная потребность в решительном обновлении при сохранении всего ценного, чтобы было наработано в предыдущий период, пока не привела к консолидации научного знания на новой теоретико- методологической основе.
Отражением этого является, в частности, неопределённость, зыбкость используемого отечественной журналистской наукой понятийного и терминологического аппарата - хотя именно единство в понимании и трактовке ключевых понятий является одним из главных условий стабильного и плодотворного развития любой науки.

Яркой иллюстрацией сложившегося положения служит наличная избыточная многозначность самого термина «журналистика». Сегодня журналистика определяется как: 1)

особый род творческой деятельности, 2)

профессия, 3)

первоначально - «совокупность журналов», а затем совокупность средств массовой информации (которую во избежание смысловой избыточности термина «журналистика» следовало бы однозначно обозначать термином «медиасистема»), 4)

особый социальный институт (на наш взгляд, в этом случае лучше применять термин «пресса»); 5)

журналистские произведения; совокупность текстов, подготовленных журналистами и опубликованных в СМИ (здесь более уместен термин «журналистские тексты»); 6)

вид информационного бизнеса, индустрии информационного обслуживания потребителей; 7)

публицистика (несмотря на многолетние научные дискуссии, итогом которых стало теоретическое разграничение журналистики и публицистики, некоторые авторы по сей день фактически отождествляют оба явления); 8)

институт социального контроля исполнительной, законодательной и судебной властей (иначе - «четвёртая власть»).

Этот список можно продолжить, поскольку журналистика характеризуется также и как особый феномен массовой коммуникации, и вид информационного производства, и специфическая когнитивная деятельность по оперативному, преимущественно практическому, познанию быстро изменяющейся социальной действительности с целью последующей репрезентации полученного знания в медиатекстах особого рода.

Множественность ипостасей, в которых предстаёт современная журналистика, отнюдь не оправдывает существующую понятийную неопределённость.

Избыточность смысловой нагрузки термина «журналистика» лишает требуемой чёткости и однозначности посвящённые ей научные труды, порождает путаницу в восприятии их содержания. Неопределённость и противоречивость понятийно-терминологического аппарата являются отражением переходности нынешнего состояния отечественной науки о журналистике.

Не стремясь формулировать ответ на первый классический русский вопрос (кто виноват?), попытаемся предложить свою версию ответа на второй (что делать?) Что необходимо, чтобы журналистская наука смогла преодолеть своё нынешнее переходное состояние?

Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть общее состояние научного изучения трёх ключевых стадий функционирования журналистики, схематически обозначаемой как творческо-производственная деятельность по подготовке и опубликованию журналистских текстов. К ним относятся, на наш взгляд: текстопорождение; журналистский текст; социальное бытование опубликованного журналистского текста.

Под текстопорождением понимается сложная многоаспектная деятельность по подготовке журналистского произведения - от изучения автором социальной действительности и рождения авторского замысла до подготовки конечного журналистского продукта к опубликованию. В силу особенностей журналистского труда как индивидуально-коллективной деятельности в рамках медийной организации, текстопорождение включает в себя как личные творческие и организационные усилия автора - штатного или внештатного сотрудника редакции, так и соучастие других её сотрудников (от корректора до главного редактора, от осветителя до режиссера по монтажу и пр.) в работе по подготовке текста к опубликованию.

Профессиональный журналист действует не в одиночку: он включен в систему отношений микросоциума - редакции, медийной организации. Взаимосвязь текстопорождения в журналистике с внутриредакционными процессами информационного производства обусловливает влияние на него факторов редакционной политики и внутрикорпоративного регулирования; наличных технологий информационного производства и организационных схем служебного взаимодействия сотрудников редакции; параметров и требований, определяемых типом (форматом) бумажного или сетевого издания, телекомпании, радиостанции и т.д.

Многоаспектные внутриредакционные отношения формируют микроконтекст текстопорождения.

Учитывая это, необходимо изучать не только индивидуально- креативную сторону информационного производства, психологию журналистского творчества и психологико-творческие качества журналистов, но организационные, технологические, экономические, социально- психологические и этические аспекты журналистской деятельности в составе медийной организации. И если фактически игнорируемая прежде экономическая сторона функционирования медийных организаций уже подвергается всё более основательному исследованию в рамках сравнительно нового научного направления - медиаэкономики, то ряд других аспектов журналистской деятельности в микросоциуме почти не изучается. Например, на наш взгляд, недостаточно развиты исследования редакции как микросоциума, которые могли бы осуществляться через призму социологии организаций и социальной психологии. Сделаны важные шаги в изучении редакционного менеджмента (прежде всего проф. В.В. Тулуповым) - но исследования в этой области также требуют дальнейшего развития.

Мобилизация когнитивных ресурсов журналистики по-прежнему остаётся «больным местом» как практики, так и науки. Именно поэтому столь значимы усилия проф. А.А. Тертычного, нацеленные на развитие познавательных возможностей журналистов, совершенствование логической культуры их профессиональнойц деятельности.

Недостаточно изученными остаются как прикладные технологии журналистского труда по сбору и обработке информации (что в конечном итоге не способствует их усовершенствованию), так и влияние используемых ныне информационных технологий на деятельность журналистов. В современных условиях информационное производство в медийной сфере во всё большей степени становится высокотехнологичным компьютеризированным процессом, задающим новые, нередко достаточно жёсткие параметры профессиональной журналистской деятельности. Необходимо преодолеть традиционную для гуманитарных наук недооценку изучения технико-технологических аспектов информационного производства: их исследование становится всё более насущным.

«Приземлённый материализм» таких исследований, органически чуждый духу традиционных филологических подходов к изучению журналистики, не должен служить препятствием для исследователей. Иначе познание развития журналистики в век широчайшего распространения компьютерно-сетевых технологий будет вынужденно оставаться «усечённым», не позволяющим убедительно решить многие научные проблемы. Публикуемые в нашем сборнике работы о влиянии медиаконвергенции на деятельность журналистов, о различных аспектах трансформации журналистской профессии под влиянием прогресса коммуникационных технологий пунктирно обозначают направления будущих масштабных исследований в этой области.

Необходимо учитывать и исследовать макроконтекст текстопорож- дения: творческая деятельность авторов журналистских произведений так или иначе вписана в систему отношений данного общества, испытывает влияние доминирующих экономических, идеологических, правовых, культурных факторов, а также профессионально-творческих и профессионально-этических установок и нормативов, сложившихся в рамках журналистского «цеха». Сегодня журналистская наука всё более обстоятельно изучает многие из названных факторов. Так, в последние годы всё большее рас- пространение получают исследования состояния и динамики медиарынков, влияния экономической конъюнктуры на развитие средств массовой информации, эволюцию и метаморфозы медийных форматов, что подтверждают и некоторые публикации данного сборника. Медиаэкономика способствует познанию макроэкономических аспектов функционирования журналистики, которые имеют чрезвычайно важное значение в условиях рынка. Осваивается зарубежный научный опыт рыночных исследований массмедиа, включая теорию и методику медийного маркетинга.

Вместе с тем заслуживает пристального внимания накопленный за рубежом опыт исследования макроконтекста текстопорождения через призму политической экономии массмедиа (этот подход отражён в трудах Э.С. Хермана, П. Голдинга и других авторов). Методология медийной политэкономии позволяет преодолеть ограниченность исследовательских подходов, свойственных медиаэкономике, которая изучает экономические аспекты функционирования массмедиа, но игнорирует рассмотрение их воздействия на формирование медийного содержания и форматы его презентации.

Среди немногих российских исследователей, осваивающих названную методологию, следует отметить воронежского учёного В.И. Сапунова - одного из авторов нашего сборника. Политэкономическая парадигма изучения журналистики в условиях рынка призвана существенно дополнить культурологические подходы к её исследованию (она же способна и более глубоко изучить макросоциальное взаимодействие журналистики и общества в рыночном контектсте).

Очевидно, что типологические исследования в журналистской науке, получившие существенное развитие в предшествующий исторический период, сегодня должны идти дальше попыток классификации и описания различных типов массмедиа, форматов медийного содержания и их эволюции под воздействием внешней макросреды и внутренних трансформаций. Необходимо более глубокое изучение связи между характеристиками СМИ, обусловленными их принадлежностью к определённому типу (формату), и особенностями профессиональной деятельности работающих в них журналистов. В наши дни, когда практики всё чаще говорят о «диктате формата», превращающем журналистику в некое подобие интеллектуального прокрустова ложа, радикально ограничивающего творческое самовыражение, представители журналистской науки почти не реагируют на эту тенденцию.

Заслуживает пристального внимания и вторая стадия изучения журналистики - на уровне журналистских текстов. Под журналистским текстом понимается целостный по смыслу опубликованный конечный журналистский продукт (воплощённый в текстовой, аудийной, аудиовизуальной или мультимедийно-синтетической формах). Являясь одним из видов медиатекстов (наряду с рекламно-справочными, художественными, развлекательными, PR-текстами) журналистский текст представляет собой медиатекст, которому присуще доминирование актуальной либо актуализированной социальной информации и в котором главной когнитивно- описательной единицей репрезентации действительности является журналистский факт. Публикация придаёт журналистике характеристики феномена массовой коммуникации: неопубликованный текст не приобретает ключевой признак журналистского текста - публичность, выход на массовую аудиторию.

Именно поэтому опубликование текста следует признать главным звеном массовой журналистской коммуникации.

Требует углублённого внимания исследователей проблематика, связанная с изучением поэтики журналистских текстов во всем их многообразии и многосложности. В наши дни журналистский контент приобретает невиданное многоцветие и многоуровневость структурной организации в результате вторжения мультимедийности, гипертекстуальности, интерактивных элементов в построение произведений конвергированной журналистики. О потенциальной продуктивности подобного научного направления свидетельствует успешность предпринятого в своё время в ВГУ исследования теоретических проблем поэтики публицистики. Заслуживает пристального внимания и такие неразработанные научные направления изучения журналистских текстов, как их эстетика и герменевтика.

Необходимо признать, что сегодня мы не имеем системной научной теории истолкования произведений журналистики - даже тех из них, что представлены в традиционной газетно-журнальной форме. А ведь как потребителям медийной информации, так и исследователям всё чаще приходится иметь дело с «гибридными» журналистскими текстами, объединяющими в себе ресурсы текстовой и аудиовизуальной информации. В связи с этим очевидна насущная необходимость разработки современной теории и методологии герменевтического изучения как журналистского контента, так и всего комплекса разнообразных медиатекстов.

Доминирующая ныне филологическая парадигма в журналистской науке предусматривает преимущественное внимание к изучению лексических и жанрово-стилистических характеристик журналистских текстов (о чём свидетельствует большая часть публикаций в нашем сборнике). В последние годы в связи с повсеместным созданием новых факультетов, отделений и кафедр журналистики вновь наблюдается активный приток филологов в журналистскую науку. Несмотря на неоднозначные последствия этого процесса, следует признать, что наблюдаемое при этом привнесение новейших достижений филологии, обогатившейся в последние десятилетия новыми научными подходами и направлениями, способствует существенному расширению научных горизонтов изучения журналистики. Так, о возможностях нового общенаучного направления - синергетического, в потенциале применимого не только в филологических исследованиях, но и в науке о журналистике, можно судить по статье проф. Н.Ф. Алефиренко и Т.Р. Бакиевой (БелГУ) в нашем сборнике.

Именно в русле современной филологии оформилась теория медиади- скурса, разработанная в работах голландца Т. Ван Дейка и трудах отечественных исследователей. Она позволяет вести изучение долгосрочных процессов в журналистике, в том числе неочевидных, скрытых, выявить и исследовать которые с применением традиционного научного инструментария журналистской науки сложно либо невозможно. Труды филологов - представителей данного направления, пока ещё не вполне укоренившегося в журналистской науке, публикуются в нашем сборнике.

Изучение медиадискурса как сложного коммуникативно-когнитивного явления, в состав которого входит не только сам текст, но и различные экстралингвистические факторы (знание мира, мнения, ценностные установки и пр.), играющие важную роль для понимания и восприятия информации - призвано способствовать более глубокому познанию социального бытования журналистских текстов, взаимовлияния журналистики и общества. Понимание дискурса как единства двух подсистем - текста и его когнитивно-событийной среды - выводит изучение журналистских текстов на новый, более высокий уровень сложности и глубины.

Социальное бытование журналистских текстов включает их рецепцию аудиторией, влияние, оказываемое на общественное мнение, политическую и интеллектуально-культурную среду общества, учитывает ближние и отдалённые социальные последствия публикаций.

Трудами представителей санкт-петербургской и екатеринбургской исследовательских школ наиболее ярко представлены социологическое и политологическое направления в изучении журналистики. Продуктивность научных изысканий, проводившихся в течение многих лет в СПбГУ под руководством проф. С.Г. Корконосенко, обеспечивается их опорой на результаты конкретно-социологических исследований.

Это лишь один из многочисленных аргументов в пользу развития эмпирических исследований. Без опоры на солидную базу знаний, полученных эмпирическим путём, отечественная журналистская наука не сможет преодолеть затянувшуюся «детскую болезнь» схоластического теоретизирования. Главная причина неразвитости эмпирической базы всем известна: нет финансирования. На основе же рыночного самофинансирования сегодня можно выполнять лишь исследования медиарынков, востребованные коммерческими заказчиками. Государство заказывает через общефедеральную систему предоставления научных грантов преимущественно исследования языковых процессов в СМИ. Конечно, государственную заботу о языковой культуре журналистики можно только приветствовать. Но только ли эта проблематика заслуживает изучения? И только ли федеральный центр должен участвовать в финансировании университетских исследований в области журналистики? В сегодняшней России не так мало регионов, не являющихся дотационными...

В последнее время сформировалось новое научное направление, охватывающее проблематику психологической культуры журналистов - меди- апсихология. В рамках данного направления изучаются также вопросы защиты аудитории от негативных воздействий, спровоцированных психологически некорректными журналистскими выступлениями.

В исследованиях условий и процессов текстопорождения, изучении журналистских текстов и их социальной «жизни» журналистская наука вплотную смыкается с медиаобразованием - современным направлением образовательной и культурно-просветительской деятельности, нацеленным на подготовку граждан к общению с массмедиа, и с медиакритикой - формирующейся областью журналистского творчества, которая имеет целью оперативное познание, интерпретацию и оценку медийной практики, включая журналистику.

Теоретики и практики медиаобразования сопрягают педагогическую деятельность с познанием медийной сферы, что роднит их деятельность с представителями журналистской науки. Наглядным подтверждением тому служит многогранная деятельность проф. А. В. Фёдорова - главы ведущей российской научной школы медиаобразования, председателя Российской Ассоциации кинообразования и медиапедагогики, чья статья публикуется в сборнике.

В свою очередь, журналистика имеет собственный, пока ещё мало раскрытый практический медиаобразовательный потенциал, изучению которого посвящен ряд публикаций сборника (в частности, работы о медиакритике). Медиаобразование и журналистика объективно являются союзниками в формировании в российском обществе высокой медиакультуры граждан, предусматривающей уверенное, осмысленное и активное общение россиян с периодикой и электронными средствами массовой коммуникации.

На наш взгляд, необходимо обогатить журналистскую науку новейшими достижениями теории коммуникаций. Безусловно, журналистика как явление массовой коммуникации имеет свою специфику, но вместе с тем у неё есть много общего с другими видами массово-коммуникационной деятельности. В то время как в смежных с журналистикой областях (рекламе, связях с общественностью, медиаобразовании) в последние годы шёл активный процесс освоения новейших достижений теории коммуникации, журналистская наука пока продолжает оставаться на обочине этого процесса.

Очевидно, исследования журналистики в перспективе должны во всё большей степени приобретать междисциплинарный и мультидисципли- нарный характер, учитывая возрастающую сложность изучаемого феномена. Требуется конвергенция разных научных подходов к изучению журналистики. Необходимо шагнуть дальше устоявшихся исследовательских парадигм и подходов, навеянных традиционными представлениями о журналистской науке как о поле преимущественно филологических научных изысканий. Вместе с тем следует сохранить и развивать наработки журналистской науки (например, в области истории журналистики), обеспечивающие культурно-историческую преемственность развития. Обновление должно быть не разрывом с прошлым, отказом от пройденного пути, а его продолжением с новым, более точным и надёжным научным компасом.

<< | >>
Источник: А.П. Короченский. Журналистика и медиаобразование в XXI веке : Ж 92 сб. научных трудов Междунар. науч.-практ. конф. Белгород : Изд-во БелГУ,. - 368 с.. 2006

Еще по теме ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЖУРНАЛИСТСКАЯ НАУКА: МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ А.П. Короченский декан факультета журналистики Белгородского государственного университета:

  1. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЖУРНАЛИСТСКАЯ НАУКА: МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ А.П. Короченский декан факультета журналистики Белгородского государственного университета