<<
>>

ПЕРСПЕКТИВЫ МАССОВОЙ МЕДИАКРИТИКИ В ГЕРМАНИИ В.Д. Фатымина Ростовский государственный университет

В условиях рынка медийные предприятия, организованные на правах частной собственности, не подвластны прямому общественно- политическому управлению и тем более - жёсткому централизованному контролю извне.
Регулирование их деятельности осуществляется главным образом на внутрикорпоративном уровне, с учётом факторов рынка. В значительно меньшей степени они подвержены регулирующему воздействию рамочных норм законодательства и профессиональной этики. В медийной отрасли, как и любой другой отрасли рыночной экономики, производство и сбыт определяются, как правило, прежде всего экономическими расчётами на основе учёта спроса и предложения.

В этой связи публичная рефлексия деятельности СМИ, включающая осмысление, анализ, интерпретацию и оценку сущности, проявлений и социальных последствий их функционирования, приобретает огромное значение. Она влияет на спрос и, в конечном итоге, на информационное предложение медийных организаций, которые в условиях рынка не могут не реагировать на изменения спроса. В Германии одной из главных форм обеспечения такой рефлексии стала массовая медиакритика - вид журналистской критики СМИ, обращенной к широкой медийной аудитории. Считается, что публичная медиакритическая дискуссия «в состоянии просветить публику, оказать влияние на акторов медиасистемы и способствовать тем самым изменениям» [1,307-328]. Теоретики журналистики отмечают: медиакритический дискурс относительно СМИ, их задач и функций необходим для того, чтобы научить общество обращаться с массмедиа в рыночной среде и оказывать на них влияние. Он является основополагающим для понимания своей роли как журналистами (производителями), так и аудиторией (потребителями медийного содержания) [2, 59-67].

Медиакритика может быть полезной и эффективной на разных уровнях. Во-первых, на уровне потребителя массмедиа (реципиента). Речь идет, прежде всего, о просветительской и дидактической функции массовой ме- диакритики, о повышении образованности и подготовленности реципиента как в плане общих знаний о медиасистеме и происходящих в ней процессах, так и в плане умения обращаться с информацией, публикуемой в СМИ.

Медиакритика, верная своему предназначению, обязана информировать аудиторию СМИ о том, при каких обстоятельствах возникает продукт журналистского творчества, каковы отношения собственности в медийной сфере, кому принадлежат газеты, телекомпании и радиостанции, так как в современных условиях отношения кроссмедийной (перекрестной) собственности нередко маскируют истинных хозяев СМИ и их интересы. Благодаря медиакритическим публикациям читатель (телезритель, радиослушатель) гораздо лучше представляет себе, что скрывается за теми или иными переменами в конкурирующих СМИ, какой из концернов (и их владельцев) оказывается в выигрыше от перемен, и что это будет означать с точки зре- ния перспектив информационного обслуживания реципиентов. Он чётче осознает, что, вступая в контакт с тем или иным СМИ, становится «объектом воздействия», и что потребляемое им предложение СМИ нацелено на то, чтобы оказать определенного рода влияние на его взгляды, представления, потребности и жизнь вообще.

Во-вторых, на уровне производителя контента. Медиакритика может повлиять на развитие профессиональных стандартов и норм качества коммуникаторов - журналистов и других создателей медийного содержания. Благодаря массовой медиакритике, отражающей мнение аудитории, журналист может определить реакцию публики на свою работу, оценить общественный резонанс и узнать, какой репутацией пользуется. Возможно, эти сведения и не станут мерилом его деятельности в будущем, но заставят, по меньшей мере, задуматься.

В-третьих, на уровне медийных организаций - то есть, самих СМИ, которые за счет включения материалов медиакритической направленности могут не только значительно расширить и разнообразить свое информационное предложение, но и повысить его качество, отточить свой профессионализм. Наблюдение за другими СМИ помогает наблюдающему не отстать от конкурента, сравнивая его работу со своей, чтобы в итоге самому работать лучше.

В-четвертых, на уровне всей медиасистемы. Медиакритика познает и оценивает не только продукт деятельности СМИ, т.е.

их содержание (ме- диатексты), но и подвижный комплекс многообразных отношений печатной и электронной прессы с аудиторией и обществом в целом [3]. Журналистская критика СМИ призвана незамедлительно, оперативно реагировать на аспекты их деятельности, имеющие актуальное общественное значение, анализировать и оценивать причины и последствия неудач, искать пути их преодоления. Она осуществляет самонаблюдение, контроль и самоконтроль медийной отрасли, выполняя регулятивную и коррекционную функции. Именно поэтому ее иногда называют «пятой властью».

Медиакритика достигла относительно высокого уровня развитости в германской прессе - включая прежде всего массовую медиакритику в ежедневных газетах, а также профессиональную и научно-экспертную - в специализированных журналах [4]. Несмотря на значимость массовой меди- акритики, в последние годы в её развитии проявились сложности. Возникает даже вопрос о её будущем в печатных СМИ, многие из которых испытывают сегодня экономические проблемы. Прогнозы пессимистов относительно будущего медиакритики весьма неутешительны. Известный интеллектуал Р. Виллемзен утверждал в газете «Sueddeutsche Zeitung»: «Критика журналистики почти полностью исчезла... Время медиакритики прошло, она - мертвый жанр...»[5]. Исходным пунктом для пессимистических настроений является сложившаяся на данный момент ситуация, которая характеризуется экспертами как регрессивная. В качестве основных показателей регресса отмечаются сокращение или роспуск медиаотделов редакций, уменьшение их бюджета практически вдвое, закрытие медиастраниц как в надрегиональных, так и в региональных газетах. Оказавшись в условиях затяжного кризиса, издательства ежедневных газет взяли курс на экономию ресурсов. В свою очередь, необходимость сокращения штатов и объема газет поставило на повестку дня вопрос: чем пожертвовать в первую очередь? Руководитель отдела «Медиа» в «Berliner Zeitung» Р. Коч полагает, что если приходится от чего-то отказываться, то нельзя жертвовать локальной частью издания, разделами фельетона или спорта, «поскольку это основные источники пропитания газеты, а вот медиастранич- ка - всего лишь сливочный десерт» [6, 94-96].

Но оптимисты полагают, что особая социальная роль СМИ не позволит исчезнуть интересу к медиакритике, которая стала составной частью многих газет, завоевала свою аудиторию.

Оптимизм внушает также тот факт, что в количественном плане массовая медиакритика растёт. Расширяется тематика, увеличивается число публикаций медиакритической направленности. Только распределяются они теперь по разным рубрикам, в то время как ранее публиковались преимущественно в специальных «медийных» разделах и на специализированных полосах «Медиа». Элементы медиакритики можно встретить везде, в разных разделах изданий. По мнению оптимистов, в действительности под вопросом оказывается будущее не самой медиакритики, а существование её прежних газетных форм.

Но ослабление позиций массовой медиакритики действительно имеет место, и его причины носят не только финансово-экономический, но и концептуальный, а в некоторой степени и этический характер. Ограничение потенциала журналистской критики СМИ не в последнюю очередь является результатом скрытых перемен внутри самой газетной отрасли. С одной стороны, готовность журналистов рискнуть и подготовить критический материал об том или ином медийном предприятии подорвана опасением негативной реакции со стороны коллег, с другой, она лимитируется возможностью внутреннего давления на критиков со стороны руководства издательства, которое зачастую рассматривает медиакритику как деятельность, способную повредить имиджу отрасли и медийному бизнесу в целом.

В отличие от телекомпаний, германские издательства до сих пор не привыкли к критическим публикациям о себе. До того, как разразился кризис, критические разборы деятельности газетных издательств в разделах и на страницах «Медиа» были довольно редким явлением. Подавляющее большинство критических публикаций всегда посвящалось телевидению. В условиях кризиса прессы чувствительность газетчиков к критическим замечаниям со стороны коллег по отрасли заметно возросла. Это оказало непосредственное воздействие на работу журналистов, пишущих обзорные и критические работы о прессе. Они все чаще говорят о большой осторожности интервьюируемых, о трудностях при передаче цитат и о возросшей готовности тех, о ком пишут, подать жалобу в главную редакцию в случае появления «слишком критичной» публикации. Р.

Коч заметил в связи с этим: «Пока можно было все хвалить, мы были желанными гостями во всех издательских домах. Сегодня лишь некоторые и очень неохотно говорят с нами» [6, 95].

Примечательно, что во время кризиса даже конкурирующие между собой издательства сплотились и совместно пытаются влиять на то, как о них пишут в газетах. И это обусловлено не столько внутриотраслевой солидарностью с конкурентами, сколько стремлением оградить самих себя от критики. Чтобы другие не писали обо мне плохо, я сама не пишу о них плохо, - так определяет этот феномен У. Симон («Tagesspiegel»). Руководитель раздела «Медиа» в «Sueddeutsche Zeitung» Г.-Ю. Якобс высказывает предположение, что некоторые издатели рассматривают отказ от медиа- страниц как своего рода «вклад в дело разоружения» внутри газетной отрасли [6, 95].

Медиакритика очень проблематична и почти невозможна, если затрагиваются интересы своего издательства - вышестоящей медийной организации. Для многих редакций собственное издательство - это табу. Не зря часто слышны упреки, что в газетах не принято критиковать своё издательство. В этой связи газеты «Sueddeutsche Zeitung» и «Frankfurter Rundschau» могут считаться исключениями. В них доля медиакритических публикаций, имеющих элементы самокритики, составляет более 50%. Причем в них чаще упоминается о собственном кризисном состоянии, нежели о таковом конкурентов [7, 97-99]. Так, «Sueddeutsche Zeitung» в 2003 г. опубликовала статью о кризисе качественной ежедневной прессы, иллюстрируя его на собственном примере и выразив тем самым протест против решения головного издательства о закрытии регионального издания этой газеты для земли Северный Рейн-Вестфалия. Нельзя не согласиться с мнением Г.-Ю. Якобса, что в таких случаях надо полагаться на журналистские критерии и не принимать в расчёт интересы концерна.

В некоторых редакциях до сих пор нет четких профессионально- этических правил обращения с материалом, содержащим критику и самокритику. Зачастую решение о том, как обойтись с информацией, затрагивающей собственное издание, принимается на ходу и в зависимости от обстоятельств.

Многие медиакритики указывают на давление со стороны руководства издательства или редакции при представлении материала о собственной газете, равно как и в случае подготовки критичных публикаций о конкурентах. Как правило, редакция заранее информируется о таком материале. Лишь некоторые редакторы полагают, что давление вышестоящей инстанции, особенно в случае с представлением материала, содержащего самокритику, может быть исключено полностью. Следует отметить существование больших различий в отношении медиакритиков к своим собственным издательствам. Многие редакции соглашаются с диктуемой ими политикой, мотивируя свою позицию тем, что в задачу журналиста не входит писать критично о своем «доме», поскольку об этом и так пишут другие газеты, следуя стратегии конкурентной борьбы. Пример тому TAZ, которая никогда не оценивала себя негативно и редко попадала в поле зрения других газет, но при этом сама являлась источником наибольшего количества статей о кризисных явлениях в медийной сфере. Спускаемые сверху корпоративные правила игры вынуждены признать и внештатные журналисты, поскольку они знают, что за слишком острое критическое выступление в газете могут лишиться в дальнейшем заработка на неопределенный срок. Нередко авторы медиаполос участвуют в компаниях издательского самопиара, открыто признавая, что представляют интересы собственного издательства и способствуют их рыночному продвижению. В частности, в связи с распространением маркетинговых подходов в медийной сфере, руководство издательств положительно относится к явлению, обозначаемому термином "сrosspromotion" - то есть, взаимоподдержке и взаимному рыночному продвижению различных СМИ, принадлежащих одному и тому же медиаконцерну, в форме публикаций о массмедиа, когда под видом ме- диакритики предлагаются материалы промоцийной направленности, лишенные действительного критического начала. Но есть и другие примеры деятельности медиакритиков, которые придерживаются нормальной, здоровой дистанции между собой и PR-отделами своего издательского дома, признавая необходимость освещать недостатки, вскрывать нарушения, просвещать аудиторию и контролировать прессу. Они видят свою задачу в выполнении функции наблюдателя-стража, которая состоит в обязанности выявлять и критично освещать процессы, происходящие внутри медийных отраслей с тем, чтобы своевременно указывать на негативные тенденции развития и способствовать положительным изменениям [8, 8].

В своей совокупности произошедшие перемены ставят под угрозу независимость и последовательность публикаций медиакритиков. Обычно редакторы придерживаются мнения, что чем независимее газета от крупных концернов, тем проще подвергать принципиальному критическому анализу события в медийных отраслях. Но во времена экономической нестабильности возрастает зависимость газет от рыночной конъюнктуры и финансовых показателей, и касается это, в первую очередь, тех изданий, за которыми не стоят могущественные концерны. Даже те газеты, которые до сих пор не зависели от крупных концернов, как, например, «Sueddeutsche Zeitung», давно не так уж свободны. Оказавшись перед лицом экономических трудностей, они были вынуждены искать новых компаньонов с солидной финансовой базой, что нередко влечет за собой частичную утрату независимости. В этой тенденции, по замечанию германских исследователей, и заключается особая опасность для медиакритики, которая должна быть независимой и принципиальной. Зачастую используемая как оружие в борьбе против конкурентов на информационном рынке, журналистская критика СМИ сама во все большей степени оказывается под влиянием экономических императивов со всеми вытекающими из этого последствиями.

Хотя это пока не лишает германскую медиакритику возможности воздействия в целях повышении качества и профессионализма СМИ, роли независимого наблюдения и контроля их деятельности, но её состояние ос- тавляет желать лучшего. Считается, что она не вполне соответствует современной общественной и культурной роли массмедиа, а радиус её влияния ограничен уже потому, что СМИ, которые публикуют медиакритиче- ские произведения, обращаются лишь к отдельным частям общества. Существуют опасения дальнейшего снижения потенциала медиакритики, поскольку недостаток ресурсов у редакций приводит к возрастающей зависимости критиков.

Медиакритика не отличается пока прочно укоренившимся положением в журналистике. Но в обществе, которое характеризуется как информационное, публичная критика СМИ признаётся крайне необходимой [9, 19]. Именно потому, что социальная и политическая жизнь на современном этапе развития испытывает мощное и глубокое воздействие СМИ, эта деятельность должна стать предметом общественного наблюдения и обсуждения. Она может стать своего рода «противоядием» против опасностей, которые скрывает в себе рыночная экономика, и которыми грозит рыночно регулируемое информационное производство. 1.

Jarren O. Macht und Ohnmacht der Medienkritik oder: Koennen Schwache Staerke erlangen? Medienkritik und medienpolitische Kommunikati- on als Netzwerk. / Wessler H. et.al. (Hg.): Perspektiven der Medienkritik. Opladen, 1997. 2.

Hickethier K. Мedienkritik - oeffentlicher Diskurs und kulturelle Selbstverstaendigung. / Wessler H. et.al. (Hg.): Perspektiven der Medienkritik. Opladen, 1997. 3.

Короченский А.П. Медиакритика в теории и практике журналистики: Автореф. дисс. докт. филол. наук. - СПб, СПбГУ, 2003. 4.

Подробнее см.: Фатымина В.Д. Усиление экономических аспектов функционирования ежедневных газет ФРГ как дискуссионная проблема германской журналистской науки и медиакритики (1990-2005 гг.) Автореф. дисс. канд. филол. наук. - Воронеж. 2005; 5.

Крюгер У. Медиакритика в Германии. - http//mediareview.by.ru/articles/ text_002.htm 6.

Schader P. Fuenfte Gewalt in der Krise. // Message. - 2004 - № 4. 7.

Цит. по: Sodomann K. Steinwuerfe aus dem Glashaus. // Message. - 2004. - №4. 8.

Linke T. Der Medienjournalist - das unbekannte Wesen. Eichstaett, 1999. 9.

Weiss R. (Hg.): Zur Kritik der Medienkritik. Wie Zeitungen das Fernse- hen beobachten. Berlin, 2005.

<< | >>
Источник: А.П. Короченский. Журналистика и медиаобразование в XXI веке : Ж 92 сб. научных трудов Междунар. науч.-практ. конф. Белгород : Изд-во БелГУ,. - 368 с.. 2006

Еще по теме ПЕРСПЕКТИВЫ МАССОВОЙ МЕДИАКРИТИКИ В ГЕРМАНИИ В.Д. Фатымина Ростовский государственный университет:

  1. ПЕРСПЕКТИВЫ МАССОВОЙ МЕДИАКРИТИКИ В ГЕРМАНИИ В.Д. Фатымина Ростовский государственный университет