ПОРТРЕТНЫЕ ФОТОИЗОБРАЖЕНИЯ
Фотопортет - жанр искусства, такого его вида как художественная фотография.
Сам термин «портрет» фотографы «позаимствовали» у живописцев, открывших эту форму отображения значительно раньше. Назначение портрета - раскрытие человеческого характера, того внутреннего мира, который составляет сущность данного человека, иными словами, создание его образа. Право прибавить к понятию «портрет» приставку «фото» фотомастера отстаивали многие десятилетия, сперва в павильонной съемке, затем в репортажной. Спор разрешен практикой: художественные достоинства фотографических отображений человека обнаруживаются и признаются в снимках многих авторов.Включив в поле зрения объектива человека, фотограф расширил диапазон творческого поиска, «чистая», безлич- ностная, документалистика уступает место художественному способу освоения действительности. А фотохудожник мыслит и творит в эстетических категориях, поскольку в искусстве сущность реалий мира может раскрываться только через эстетическую характеристику. Можно сказать, художественное и эстетическое воспринимаются как синонимы. «Время уточнило критерий эстетических оценок портретного снимка. Мерилом его художественности является сочетание психологической глубины образа с высоким качеством технического исполнения».39
Эти качества можно обнаружить в фотопубликациях периодической печати, что дает основание отнести их к жанру «фотопортрета». В фотоработе Н. Гынгазова «Годы мои, годы» (рис. 26), напечатанной в газете «Правда» 6 сентября 1989 года, световая акцентировка на убеленной седине лишь «оттеняет» напряжение во взгляде много познавшего на своем веку человека.
Не случайно центр кадра заняли глаза старика, они в первую очередь привлекают внимание зрителя, в них он словно читает прожитое за долгие годы. В той же «Правде» 31 августа 2007 года опубликован фотопортрет крестьянки, созданный П. Кривцовым (рис. 27). В данном случае автор откровенно использует постановку кадра, но делает
# Годы мои, годы.
Рис. 26. Фотопортрет. Рис. 27. Фотопортрет.
это тактично, выделяет много потрудившиеся руки, сам образ рисует земным. Снимок «живет» еще и потому, что фотомастер сумел передать теплоту своего взгляда на героя.
Конкретные примеры - это частное решение творческого замысла. Но важно уяснить общие моменты, основы художественности. Последнее не сводится к набору каких-то внешних характеристик. Вот как трактует его выдающийся мыслитель И. А. Ильин в работе «Основы художества. О совершенном в искусстве»: «Художественность есть симво- лически-органическое единство в произведении искусства, идущее от его самого глубокого слоя, от его главно-сказуемого, которое может быть названо художественным предметом».40 Художественный же предмет не что иное, как духовное содержание, которое автор обнаруживает в реалиях мира и стремится выразить и донести до зрителя или читателя. Детализирует исследователь и «технологию» создания произведений искусства: «Творящий художник имеет дело обычно с тремя слоями искусства, из коих третий, самый глубокий и таинственный, духовно-предметный, призван к власти и над другими слоями, и над душой самого художника. Для того чтобы создать художественное произведение, творящий автор должен всецело подчиняться этой власти и через это подчинить ей первые два слоя».41 Под первым слоем понимается «чувственная материя», например, в живописи и фотографии - цвет, рисунок и другой строительный материал эстетического образа, сам же образ (второй слой) является знаком художественного предмета, его выразителем, носителем.
И. А. Ильин приводит нас к пониманию художественности как «живого строя» в произведении.
Фотопортрету как жанру искусства должен быть свойствен такой способ бытия. Художественные фотопубликации могут составлять часть иллюстративного материала в прессе. Повод их появления может быть разным. Многие издания объявляют различные фотоконкурсы, в которых участвуют и фотопортреты и затем печатают их на страницах. Газета или журнал могут рассказать о творчестве фотомастера, также поместив его работы. И, конечно, фоторепортер может создать произведение искусства.Однако художественный фотопортрет не занимает заметного места в прессе. Периодическая печать - площадка, на которой изредка появляются художественные произведения, но не почва, на которой они произрастают. И проблема не столько в мастерстве фоторепортеров, а в сути художественной коммуникации. Как отмечает искусствовед В. М. Розин: «.художественная коммуникация решает специфические задачи: вводит в реальность, отличающуюся от обычной действительности, реальность, которая обеспечивает художественную рефлексию, погружение в мир идеального».42 Периодическая печать - это сфера нехудожественной коммуникации, в которой главенствует прагматическая, информационная направленность. Таким образом, проясняется основная причина, почему страницы прессы не становятся полем художественных достижений в фотографии. В периодической печати фотопортрет - лишь одна из разновидностей снимков человека, и ей предписано выполнять, прежде всего, эстетическую функцию.
Другая разновидность портретных фотоизображений показывает человека в какой-либо ситуации, обычно актуальной. Как правило, она имеет отчетливо выраженную социально-политическую функциональную направленность. Большинство таких снимков дополняет текстовые материалы, т.е. служит иллюстрацией, но могут размещаться и автономно, как самостоятельные фотопубликации. В массе своей эти снимки представляют собой нечто приближенное к портрету, т.е. имеют с ним чисто внешнее сходство, поскольку внутренний мир человека они, как правило, не раскрывают. Так,например, фотопубликация В.
Бурнышева «Трудовые университеты Натальи Дудиной» в газете «СоветскаяРоссия» 27 апреля 1988 года представляет собой фотозаметку о производственных достижениях героини (рис. 28). В отображении превалирует факт, автор не ставил цель - создать, скажем, образ современника. Социальнополитический аспект факта обозначен, фоторепортер выполнил задание редакции.
Рис. 28. Портретное фотоизображение. Можно привести примеры и
из сегодняшней практики, которые лишь будут подтверждать закономерность подобных фотоизображений в прессе. «Независимая газета» 3 октября 2011 года публикует портретное фотоизображение А. Кудрина, поводом для его размещения на полосе послужила отставка с поста министра (рис. 29). Периодическое издание также дает факту социально-политическую трактовку. Читатель ежедневно видит на страницах прессы портретные фотоизображения людей, причастных к решению политических, экономических, социальных и других жизненно важных вопросов. Именно решение этих вопросов и служит поводом для публикации их снимков, но на первый план здесь опять же выступает факт, а не образ.
Внешнее подобие художественному портрету данные фотопубликации обретают, поскольку фоторепортеры создают снимки для газет и журналов, руководствуясь закона ми воплощения образа. Однако, как показывает практика, делают это избирательно: если закон образной узнаваемости прослеживается фактически в каждом портретном фотоизображении на страницах прессы, то многие другие обнаруживаю себя слабо, либо вовсе не обнаруживают, такие как закон психологической глубины, искренности, неповторимости образа. Претензии на «родство» с художественным портретом нередко можно наблюдать даже в выборе вариантов изображения, таких как анфас, поворот в три четверти, профиль. Но при этом зачастую игнорируется их семантическое и символическое содержание. Вот как
трактует П. Флоренский изображение с поворотом в три четверти: «Изображение в три четверти. выражает близость изображаемого к зрителю и, можно сказать, соизмери мость их между собой, а пространство такого изображения наиболее сродни пространству чувственных восприятий.
Отсюда понятно и применение такого поворота во всех тех случаях, когда от художника требуется дать интимный портрет, выразить чувство, особенно чувство нежное, - вообще стать на полюс, прямо противоположный монументально- сти».43 Для других вариантов изображений также даются характеристики, не перечисляя их, ограничимся лишь замечанием исследователя: «Одно и то же лицо, когда оно изображено прямо и в профиль, прорабатывается художником в прямо противоположном смысле, как бы расщепляется на два противоположных лица. А если художник не понимает необходимости этого, то полезнее будет ему заняться вывесками».44 Названные изображения из опыта постановочной фотографии. И хотя они не исключены из практики, газетный фотопортрет все же чаще создается репортажным способом.В репортажной съемке решающее значение имеет умение наблюдать, поскольку действительность предоставляет фотографу гораздо больше жизненного материала, который может воплотиться в фотопортрете. И, конечно, человек в работе - наиболее выигрышный момент для раскрытия его характера.Здесь порой определяющее значение имеет подмеченная в поведении человека деталь. Но детали должны быть «сфокусированы» на создание образа, т.е. быть содержательными, а не служить декором, просто заполнять пространство кадра. Но газетное фотоизображение часто показывает людей лишь на работе, не ставя цель раскрыть их духовный мир.
Можно констатировать некоторые различительные аспекты портретных фотоизображений в искусстве и в журналистской практике. Художественный портрет (фотопортрет) - проникновение вглубь, за внешний облик человека, отображение того постоянного, что составляет его характер. Фотоизображение человека в прессе (портретное фотоизображение) ограничивается, как правило, односторонним показом, фиксацией в определенном политическом или нравственном ракурсе. Жизнь фотопортрета, по сути, не ограничена во времени. Газетный снимок живет, пока сохраняет информационную ценность. Наконец, фотопортрет - это личностная фотография, т.е.
содержащая отпечаток личности автора. Портретные фотопубликации в периодических изданиях в большинстве своем не отличаются выраженным авторским взглядом и почерком. О том, что съемки могут иметь разную творческую направленность и статус, отмечают не только исследователи, но и практики фотожурналистики. Заострили внимание на необоснованности применения одних и тех же критериев их оценки, например, известные фотопублицисты Г. Копосов и Л. Шерстенников. Свое утверждение по этому поводу они выразили в виде вопроса: «.почему же в фотографии съемки, имеющие перед собой разные цели, мы стараемся мерить единой меркой?»45Этим не ограничивается функциональный диапазон портретных фотоизображений в прессе. Следующую группу снимков в периодической печати с крупноплановым изображением человека, т.е. внешне подобных фотопортрету, составили фотографии ведущих газетных и журнальных рубрик (как изображение Ю. Калининой в газете «Московский комсомолец». Рис. 30) или авторов текстовых материалов (например, главного редактора еженедельника «Аргументы и факты» Н. Зятькова. Рис. 31). Функциональная сущность таких фотоизображений иная, чем фотопортрета. Ее можно определить как символико-пиктографическую. Такие снимки помещаются на страницах периодической печати, чтобы сориентировать читателя в тематике материала. Они представляют собой заставку-символ небольшого размера, как правило, на одну колонку и меньше. Иными словами, задача подобных фотопубликаций чисто служебная, своего
рода знак, а не образ, т.е. не рассказ о человеке. Сам факт многократной публикации одного того же снимка говорит об этом.
Вырисовывается и другая особенность Жизнь тазами домохозяйки портретных миниатюр
- в них отсутствует
Рис. 30. Заставка-символ.
новостной аспект. Ведь фотография уже однажды «прочитана». Можно сказать, новое изобразительно-выразительное наполнение противоречит их функции и, наоборот, им соответствует консервация старого.
Итак, повторная публикация преследует одну лишь цель: читатель должен запомнить снимок и в дальнейшем при его обнаружении в номере издания легко определять тематику текста. Внешнее сходство отображенного человека -
качество, вполне достаточное для подобных портретных фотоизображений.
Наконец, наиболее отдалены от сущностных признаков фотопортрета снимки человеческого лица в рекламе. Фотожурналист не отождествляет себя с рекламистом, творческая деятельность которого специфична. Но фотографии того и другого амплуа соседствуют на страницах периодических изданий, потому мы укажем лишь на сущностное отличие рекламных фотографий. Изображение человека в рекламе не самоцель. Объект отображения в этой разновидности фотографий вовсе не внутренний мир человека, а предметы или средства, которые последний использует. Изображения лица человека - лишь фон, на котором демонстрируются эти средства, например, снимок из журнала «Домовой» (2006. № 2) рекламирует косметику
(рис. 32).
На другой фотографии из журнала «Охота и рыбалка XXI век» (2009. № 11) запечатлен мужчина, демонстрирующий новый образец одежды (рис 33). В этом и заключалась цель съемки, а вовсе не в раскрытии характера человека.
Привлекательность, информативность и побудительность - основные критерии в оценке рекламных фотопубликаций. Продвижение товаров на рынке выражает суть создания таких фотоснимков.
Выявлены четыре функциональных разновидности фотоизображений человека в газетах и журналах. Не все из них адекватны сущностной характеристике фотопор- - площадка, на которой
востребованы все обозначенные разновидности фотопубликаций. Такова практика иллюстрирования периодических изданий.
Контрольные вопросы 1.
Основные особенности жанра фотопортрета. 2.
Факт и образ в портретных фотоизображениях. 3.
Предназначенность портретных миниатюр в газетах и журналах. 4.
Функциональная сущность фотоизображений человека в рекламе.
Задание
Подготовьте портретные фотоснимки, удовлетворяющие требованиям прессы.