<<
>>

РОЛЬ «ЖЕЛТОЙ» ПРЕССЫ И СУБКУЛЬТУРЫ СПЛЕТЕН В СОЗДАНИИ ПОЛИФОНИЧЕСКОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ В.Ю. Меринов Белгородский государственный университет

«Желтая» пресса является одним из проводников субкультуры сплетен в коммуникативную среду общества. С. И. Ожегов определял сплетню как «слух о ком или чем-нибудь, основанный на неточных или заведомо неверных сведениях» [3, 754].
Сплетня - обычное явление в жизни человека и сопровождает его от рождения до смерти, а порой и после нее. Часто в центре внимания сплетника оказываются его друзья, знакомые, соседи. Такой вид сплетни можно определить как «соседский». Но, говоря, о субкультуре сплетен, мы все-таки акцентируем свое внимание на другой тип сплетни, определение которому дал известный ученый Д. В. Ольшанский: «Сплетни - ложная или истинная, проверенная или неподдающаяся проверке, но всегда неполная, пристрастная, хотя и правдоподобная информа- ция о вещах и обстоятельствах, которые могут рассматриваться как личные, но имеют широкий социальный резонанс потому, что касаются закрытых сторон жизни замкнутых, элитных социальных групп» [4, 291].

Коммуникатором сплетни, которую можно назвать «элитарной», является так называемая «желтая» пресса и телевидение. Объектом ее выступает элита социума, звезды прессы и телеэкрана: политики, спортсмены, звезды эстрады и кино. Потребителем - слои общества, находящиеся на более низких этажах социальной иерархии, другими словами, рядовые участники так называемого «общества потребления». Оговоримся сразу, мы не берем «элитарную» сплетню с точки зрения ее возможного целенаправленного воздействия на массу во внутриполитической и внешнеполитической борьбе.

И «желтая» пресса, и субкультура сплетен, и массовая культура в целом, частью которых они являются, не раз подвергались нападкам со стороны защитников высокой культуры. «Желтая» пресса разоблачается как лживая, обращенная к низменным, животным инстинктам псевдожурналистика, в общем как недостойное внимания цивилизованного человека «чтиво».

В данном контексте мы могли бы определить высокую культуру как культуру официальную, идеологизированную, серьезную, как культуру субъект-объектных, директивных отношений. Но как объяснить тот факт, что «желтая» пресса не только занимает достаточно прочное место в меди- апространстве, но и имеет тенденцию к расширению своего влияния? Можно ли ссылаться исключительно на испорченность нравов современного человека? На наш взгляд, в решении проблемы т.н. «желтой» прессы не обойтись без обращения к психологии масс и теории мифа.

Субкультура сплетен - важнейшая и древнейшая форма человеческой коммуникации. Она в каком-то смысле противостоит официозу высокой культуры. Это противостояние имеет неидеологический характер. Субкультура сплетен - часть общей культуры общества, внутри ее сохраняются социальные иерархические отношения и общекультурные стереотипы. Речь идет о других формах противостояния. Чаще всего информация подобного рода распространяется по неформальным, неофициальным каналам связи. Субкультура сплетен ориентируется на живую, устную речь. Это «теплая», душевная субкультура фамильярного контакта, зона грубого, просторечного, циничного слова, зона реабилитации материально- телесного низа.

«Желтая» пресса обосновалась в этом субкультурном пространстве, она важный инструмент производства и ретрансляции слухов и сплетен. «Желтая» пресса в определенном смысле образец налаживания устойчивой «обратной связи» источника с аудиторией. Исследование повседневности позволяет «желтой» прессе выйти на глубинные, «извечные» первоосновы жизни. Ее интерес к весьма пикантным подробностям из жизни знаменитостей, к пиршественным (еда, питие) образам, любовным похождениям, деньгам - отвечает глубинным потребностям т.н. простого и не только простого человека, отражает интересы, которыми на самом деле, а не в схемах некоторых идеологов и культурологов живет сам народ. Фривольный, легкий язык «желтой» прессы только подчеркивает связь с устной низовой культурой. Её черты: мозаичность, яркость, праздничность, снижение идеологического пафоса власти - находят свое отражение в той самой карнавальной народной культуре, первооткрывателем которой стал М.М.

Бахтин.

Кроме того, связь «желтой» прессы с глубинными основами человеческого существования проявляется и в том, что ее коммуникационное сообщение по своей бинарной структуре напоминает миф. Как и миф, она повествует о «небожителях», собирающихся в недоступных для земного жителя местах: Рублевке, парламенте, закрытых дачах, элитных домах и т.п. «Желтая» пресса рассказывает о такой жизни, о которой большая часть граждан только мечтает, о жизни-празднике, жизни-отдыхе. Образы зачастую гиперболичны, гротескны.

Возможно «желтая» пресса занимала бы гораздо более скромное место, если бы она не выполняла важные социально-психологические функции, как самые общие, которые можно вывести в рамках теории массовой коммуникации, так и специфические в рамках психологии сплетни. Так, по мнению известного психолога Б. А. Грушина, можно говорить о пяти функциях массовой коммуникации, на наш взгляд, так или иначе связанных с функциями «желтой» прессы: 1) информационная; 2) функция социализации, связанная с ценностной ориентацией аудитории; 3) функция организации поведения; 4) функция создания определенного эмоционально- психологического тонуса аудитории; 5) собственно функция коммуникации. [1, 72-74].

Специфические функции «желтой» прессы опираются на глубокие психологические потребности человека. Эти функции связаны с психологией сплетни. Так, опираясь на исследования в данном вопросе Д.В. Ольшанского, мы можем говорить о следующих функциях:

1) информационно-познавательная. Информация в «желтой» прессе является особым дополнением к официальной и общедоступной информации о жизни популярных персон и закрытых для большинства общностей, она представляет собой своего рода «изнанку событий». Как пишет Д. Ольшанский: «Современный человек чаще испытывает своеобразный эмоциональный голод в отношении как раз необъективной, субъективной информации, особенно — с привкусом «клубнички» [4, 301].

Для примера, мы возьмем один показательный случай, а именно уже ставший знаменитым конфликт итальянского защитника Матерацци и великого Зидана в «золотом» матче на первенство мира по футболу.

Как известно, в ответ на некую фразу, брошенную итальянцем, знаменитый француз ответил жестоким ударом и был удален с поля. Информационно- познавательная функция сообщения в «желтой» газете «Житье-бытье» состояла в том, что читатели не только узнали, что собственно сказал Мате- рацци Зидану, но что в подобных случаях говорят футболисты друг другу на поле [2, 38]. 2)

интеграционная. «Желтая» пресса создает круг «своих», приобщенных к «тайному» знанию. Она является мощным инструментом интеграции и самоорганизации, формирования «мы-сознания»;

Так, знание слов Матерацци отделило настоящих болельщиков от временно «болеющих». 3)

проекционно-компенсаторная. На объекты «желтой» прессы обычно проецируются вытесненные свойства и склонности аудитории.

«Желтая» пресса проецирует не только «низкие» наклонности читателей (секс, еда, питие, отдых и т.п.), но и желания, имеющие статус «высоких». Так, в случае с Зиданом, очевидны: желание аудитории подтвердить свои подозрения о низости одного и высоких нравственных мотивах поведения другого, жажда справедливости. В таком случае конфликт двух футболистов приобретает почти мифологические черты борьбы Добра со Злом. Согласно мифологической логике в мировых СМИ уже формируется образ Зидана как «интеллигента», «джентльмена», почти святого. Этот новый образ весьма мало напоминает реального неуступчивого бойца, «реваншиста», всегда отвечавшего ударом на удар. 4)

развлекательно-игровая. «Желтая» пресса развлекает, она подает информацию легко, с долей иронии. Да и самой информации свойственна некоторая легкомысленность. Она не является жизненно важной для воспринимающего .

Конечно, скандал в Германии не воспринимался аудиторией слишком серьезно. Футбол всего лишь игра. И «страдания», и «смерть» Матерацци после удара француза мнимы. 5)

функция социального контроля. Содержащаяся на страницах «желтой» прессы информация, нередко обладающая разоблачительным пафосом, обладает потенциалом формирования общественного мнения, а значит, элементом неформального контроля масс над элитой.

Слова Матерацци содержали неформальную лексику, да и вся ситуация в целом отдавала брутальностью, дающей повод для критики поведения футбольных звезд как на футбольном поле, так и вне его.

Подведем краткий итог.

Существование «желтой» прессы является особенностью информационного рынка и демократического медиапро- странства. В нашей стране субкультура сплетен за последнее время трансформировалась. В ней произошло объединение традиционной устной формы и форм, связанных с официальной культурой. Как верно отмечает Д. В. Ольшанский: «В последние десятилетия официальные средства массовой информации стали все больше превращаться лишь в новые, дополнительные средства распространения слухов и сплетен» [4, с. 304).

В условиях рыночной борьбы за аудиторию, роста активности населения и возможности самостоятельного выбора источников информации, СМИ вынуждены учитывать социально-психологические особенности аудитории и идти им навстречу, создавая тем самым условия функционирования полифонической коммуникативной среды.

1. Массовая информация в советском промышленном городе. - М., 1980. 2.

Меркушев В. За что удалили Зидана? // Житье-бытье, 11-17 июля 2006. 3.

Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М., 1990. 4.

Ольшанский Д.В. Психология масс. - СПб., 2001.

<< | >>
Источник: А.П. Короченский. Журналистика и медиаобразование в XXI веке : Ж 92 сб. научных трудов Междунар. науч.-практ. конф. Белгород : Изд-во БелГУ,. - 368 с.. 2006

Еще по теме РОЛЬ «ЖЕЛТОЙ» ПРЕССЫ И СУБКУЛЬТУРЫ СПЛЕТЕН В СОЗДАНИИ ПОЛИФОНИЧЕСКОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ В.Ю. Меринов Белгородский государственный университет:

  1. РОЛЬ «ЖЕЛТОЙ» ПРЕССЫ И СУБКУЛЬТУРЫ СПЛЕТЕН В СОЗДАНИИ ПОЛИФОНИЧЕСКОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ В.Ю. Меринов Белгородский государственный университет