САМОКОНТРОЛЬ ПРЕССЫ М. Парес-и-Майкас2 (Барселонский Автономный университет, Испания)
Первопроходческая работа Десантеса Гуантера «Самоконтроль информационной деятельности» (Мадрид, 1973) [1], представляющая собой образец исследования данной проблемы, служит по сей день источником вдохновения и изучения.
Она базируется на определениях самоконтроля прессы, предложенных Лефлером и Эбарре.По Лефлеру [2, 149], «органами самоконтроля прессы являются органы, созданные прессой и для прессы, в рамках которых журналисты и издатели, свободно принимающие решения и руководствующиеся только своей сознательностью, сотрудничают с целью сохранять сбалансированные и доверительные отношения между прессой, с одной стороны, и государством и обществом, с другой, поддерживая в рядах работников прессы высокую профессиональную мораль и защищая свободу печати вне этих рядов».
Со своей стороны, Десантес высказал мнение, что в самоконтроле должны участвовать не только медийные профессионалы, к числу которых относятся как работники, так и работодатели, но и представители общественности. Самоконтроль сочетается и с самозащитой журналистского сообщества, развитием его самодисциплины, внутренним реформированием, и с мерами по повышению профессиональной квалификации работников прессы, совершенствованию технической базы, поиску новых решений насущных проблем, с исследовательской работой и развитием профессионального образования. Эбарре [2, 18], рассматривает самоконтроль прессы в контексте сложных отношений между правом и этикой (деонтологией) журналистики, подчеркивая, что профессиональная этика требует свободного этического самоопределения членов журналистского сообщества. Этика призвана помочь прессе, этому весьма своеобразному роду индустрии, справляться со своей институциональной функцией в современном демократическом обществе. По мнению этого автора, самоконтроль прессы, осуществляемый компетентными органами профессионального сообщества, позволяет избежать государственного контроля во многих областях медийной деятельности.
Сознательный самоконтроль журналистского сообщества более значим и важен, чем контроль со стороны государственных органов. Ре- шения же и рекомендации, вырабатываемые последними, должны приниматься при участии медийных профессионалов.Лепретт и Пиже [3, 31-32], рассматривают проблему несколько в иной плоскости, делая упор на идею саморегулирования прессы, которое они определяют как создание профессионалами от журналистики, при участии представителей общественности (что чрезвычайно желательно), авторитетных механизмов и независимых органов, которые определяли бы нормы поведения журналистов и отслеживали их соблюдение, опираясь на профессиональную этику. И в данном случае необходимость журналистского самоконтроля аргументируется необходимостью обеспечить свободу мас- смедиа, избежать их контроля со стороны государства. Приводится ссылка на резолюцию парламентской ассамблеи Совета Европы (1993), предусматривающую развитие саморегулирования печатной и электронной прессы в странах ЕС.
Интересный вклад в проработку проблемы внёс Аснар, посвятивший ей несколько своих публикаций, включая главу «Средства массовой коммуникации и публичная сфера: роль саморегулирования» [4]. Он перечислил механизмы саморегулирования, в том числе: профессионально-этические кодексы, справочно-инструктивная литература для журналистов, уставы редакций, институт защитника читателей (омбудсмена), советы печати и пр. Этот автор полагает, что целями саморегулирования являются:
а) распространение моральных ценностей и достоинств, присущих журналистике, а также создание условий для того, чтобы принимались и рассматривались рекламации на прессу с требованиями обеспечить соответствие вышеназванным качествам;
б) функционирование системы саморегулирования и её эффективность должны быть производными от свободной инициативы и добровольного согласия участников медийных коммуникаций, включая: -
собственников и менеджеров средств массовой коммуникации, -
журналистов и других профессионалов сферы массовой коммуникации, -
общественности в целом, включая лиц, являющихся источниками информации.
Выделяя в саморегулировании печатной и электронной прессы функцию самоконтроля, Аснар характеризует его цели следующим образом: 1)
Формулировать этические нормы, которыми должен руководствоваться персонал средств массовой коммуникации; 2)
Содействовать созданию условий для нормальной производственной, профессиональной и общественной деятельности работников прессы, чтобы благоприятствовать соблюдению этических требований в области массовых коммуникаций; 3)
В этих же целях информировать общественное мнение о случаях нарушения этических норм в медийной сфере; 4)
Исследование, обсуждение и критическая оценка этически конфликтных действий прессы позволят средствам массовой коммуникации и широкой публике лучше осознать значение и необходимость этической культуры массовых коммуникаций.
Интересно замечание Аснара о том, что саморегулирование дополняет право в тех случаях, когда действия прессы не подпадают под правовое регулирование, но способны нанести вред обществу. Автор замечает, что вместе с тем саморегулирование не может быть способом решения всех проблем массовой коммуникации, поскольку она развивается в условиях экономических рисков, испытывает политические и иные влияния, продуцируемые извне медийного сообщества.
Хотя саморегулирование способно улучшить социальное функционирование средств массовой коммуникации, оно не может рассматриваться как панацея в преодолении многочисленных негативных влияний на медийную сферу.Гонсалес Бедойа [5, 120] формулирует следующие функции самоконтроля прессы: реагирование на обращения со стороны общества; политическая, профессиональная функции, повышение квалификации, юридическая самозащита.
Касаясь механизмов осуществления самоконтроля, Лопес Маньеро [3] отмечает, что возросший в последние годы интерес к этой проблеме объясняется следующими причинами:
а) необходимостью противостоять критике в адрес журналистского профессионального сообщества и связанным с ней кризисом доверия к прессе,
б) потребностью адекватно реагировать на мнение общественности, которая требует, чтобы журналисты корректно исполняли свои обязанности,
в) необходимостью поддерживать более тесный контакт с публикой,
д) стремлением избежать правовых санкций в связи с нарушением
прессой норм закона (это стремление является, возможно, самым мощным стимулом развития самоконтроля).
Автор характеризует условия, в которых может существовать и функционировать система самоконтроля прессы:
а) она выживет только в условиях плюрализма и демократии;
б) необходимость и полезность такой системы должны осознавать как профессиональные журналисты и медийные организации в целом, так и органы государственной власти, широкая общественность. (В качестве персонального замечания хотелось бы выразить сомнение в том, что власти действительно осознают это, а что касается общественности, то её активность зависит от того, располагает ли она собственными представительными организациями, существуют ли влиятельные общественные движения и т.д. - Парес-и-Майкас);
в) эта система должна быть добровольной;
г) в неё должно быть вовлечено большинство медийных профессионалов;
д) она нуждается в благоприятном профессиональном и социальном климате, в котором моральное осуждение имеет действительное значение и влияние и который не основывается на принуждении как единственном способе решения проблем.
Среди трудностей, мешающих развитию системы самоконтроля, Гон- салес Бедойа отмечает сдержанное отношение к ней со стороны медийных профессионалов, скептицизм общественности и проблемы, с которыми связан начальный этап её вхождения в такую систему, отсутствие санкций «сверху».
Невзирая на сложности, само по себе стремление профессионального сообщества к саморегулированию следует рассматривать позитивно, как проявление его жизнеспособности и динамизма. Необходимо отметить также важность образовательно-просветительского аспекта, который должен быть свойствен функционированию системы самоконтроля прессы на всех её уровнях.Важное дополнительное суждение высказано Аснаром: «Саморегулирование не имеет ничего общего с цензурой, которая является вмешательством в деятельность средств массовой коммуникации с целью ограничить их свободу и ориентировать их на служение неким недостойным целям и интересам (экономическим, политическим, военным)» [6, 30].
Аснар отмечает, что саморегулирование порождает добровольный компромисс между разнородными участниками процесса массовой коммуникации. Оно нацелено на развитие свободы массмедиа через ответственное к ней отношение и руководствуется ценностями и целями, признаваемыми в среде коммуникаторов.
Необходимо предотвратить использование систем саморегулирования для целей, чуждых их духу и предназначению. Например, для культивирования самоцензуры коммуникаторов, которая проявляется тогда, когда «журналисты выполняют свою работу под постоянным страхом негативных последствий, которые могут быть вызваны их действиями» [Ibid.].
Чрезвычайно важно, чтобы саморегулирование было продуктом как можно более широкого консенсуса, инициативы максимально возможного количества социальных агентов. Являясь социальным компромиссом в целях улучшения массовых коммуникаций, саморегулирование пройдёт стадию становления и проявит себя с течением времени. 1.
Desantes Guanter, Jose Maria. El autocontrol de la actividad informa- tiva. Cuadernos para el Dialogo. - Madrid, 1973. 2.
Presserecht.(F. I). - Munich, 1969. 3.
Ethique et qualite de l'information. Presses Universitaires de France (PUF). Paris. 2004. 4.
Deontologia y autoregulacion informativa. Ensayos desde una perspec- tiva comparada. UNESCO. Universidad Iberoamericana. Mexico, DF, 2000. 5.
Мanual de Deontologia informativa. Alhambra Universidad. Madrid. 1987.