2.1. Социология журналистики и массовые коммуникация и информация, а также их средства
Таким образом, если в журналистике речь идет о производстве, хранении, переработке и передаче информации, то в массовой коммуникации — о распространении систематической информации. С учетом этого также не тождественны понятия массовая коммуникация и массовая информация, так как первая — это процесс распространения второй, а информация — это не процесс, а сообщение о чем-либо, либо сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи. И наконец, понятие средства массовой коммуникации, как видно из определения, гораздо более широкое по объему, чем понятие средства массовой информации. Исходя из этого, социология массовых коммуникаций — социологическая дисциплина, изучающая процессы функционирования и развития средств массовых коммуникаций, а также их социальную обусловленность и последствия их деятельности. Следовательно, когда речь идет о социологии средств массовой коммуникации, то это означает пусть и основное, но лишь одно направление исследований в рамках социологии массовой коммуникации.
Все вышеизложенное позволяет утверждать, что объект и предмет социологии массовых коммуникаций гораздо больше по своему объему, чем объект и предмет СЖ и это дает некоторые основания отдельным исследователям рассматривать СЖ как компонент социологии массовых коммуникаций.
Но об их идентичности, как видим, не может быть и речи. Отметим, что причиной более широкого распространения термина социология мас- совой коммуникации стало гораздо более интенсивное развитие этой специальной социологической теории в современной социологии, прежде всего западной. Связано это бышо с устойчивым социальным заказом в 30-50- е годы на исследование эффективности пропагандистского воздействия, содержания пропаганды и эффективности рекламы, в том числе политической, что, в свою очередь, бышо обусловлено противостоянием двух социально-экономических систем—капиталистической и социалистической.Развитие социологии массовой коммуникации во многом связано с научной деятельностью американского политолога и социолога Гарольда Дуайта Лассуэла (1902-197). Так, Лассуэл изучал роль массовых коммуникаций в оформлении, распространении и воспроизводстве символики политической власти. Он одним из первык начинает применять контент-анализ массовой коммуникации и предлагает ставшую классической в социологии МК формулировку, согласно которой "акт коммуникации" рассматривается по мере ответа на вопрос: "Кто — что сообщает — по какому каналу — кому — с каким эффектом?"
С этой позиции эффективность коммуникации стала рассматриваться как прямое следствие единичного или повторяющегося пропагандистского воздействия. Эмпирические исследования на этой основе привели к созданию базовых теоретических положений СМК: концепции опосредствующих эффективность массовой коммуникации факторов (Дж. Клаппер) и теории двухступенчатой коммуникации (Э. Катц, П. Лазарсфельд). В 50-е годы понятие эффективности в СМК было дополнено сторонниками структурного функционализма понятиями функции и дисфункции, а объектом исследований в СМК, наряду с пропагандой и рекламой, становится взаимосвязь массовой коммуникации с культурой. Одновременно усилился крен в СМК к изучению технологических факторов массовой коммуникации и культурологических проблем. Естественно, советская социология не имела права принять на "вооружение" западную, "буржуазную" концепцию СМК.
Поэтому в советской социологической науке было введено в оборот понятие "социология пропаганды". Под социологией пропаганды стала пониматься область социологии, изучающая процессы пропагандистской деятельности и ее эффективности с позиций представленности в содержании пропаганды интересов тех или иных классов общества. Поэтому рассмотрение роли журналистики, СМИ как "коллективного пропагандиста и агитатора" правящей партии привело к фактическому отождествлению понятий "социология пропаганды" и "социология журналистики" (что мы и находим в учебном пособии 1981 года "Социология журналистики"). Полагаем, приведенных положений достаточно, чтобы уяснить, что предмет и объект СЖ не совпадают с предметно-объектным содержанием ни СМК, ни социологии пропаганды.Контрпродуктивным оказалось и отождествление социологии журналистики с социологией средств массовой информации. Прежде всего, потому, что понятия "массовая информация" и "средство массовой информации" имеют строго очерченные не столько научные, сколько социально-правовые границы. В статье 1 Закона РБ "О печати и других средствах массовой информации" читаем:
"Под массовой информацией в настоящем законе имеются в виду печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие сообщения и материалы, публично распространяемые через средства массовой информации.
Под средством массовой информации имеются в виду периодическое печатное издание, телерадиоорганизация, радио-, телевидео-, кинохроникальная программа, другая форма (способ) периодического распространения массовой информации".
Таким образом, за рамками этих определений оказываются: журналистика как система знаний, сами журналисты, журналистская практика, т.е. все то, что входит в структуру журналистики как объекта социологии журналистики. Поэтому в литературе по этой теме произошла подмена понятий. Социологию средств массовой информации определили как специальную отрасль социологии, изучающую социальные факторы, механизмы и закономерности возникновения, функционирования и развития духовного общения через прессу, телевидение, кино, радио.
Однако журналистика и духовное общение понятия, не совпадающие ни по содержанию, ни по объему. Не изменяют ситуацию и ссылки на то, что СМИ обслуживают специфическую форму духовного общения. Более того, приведенное определение социологии СМИ построено на его объяснении через более широкое понятие по отношению к СМИ — понятие "пресса".Так толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой под термином "пресса" подразумевает: —
массовую периодическую печать; —
журналистов, представителей СМИ, периодической печати; —
отклики на что-нибудь в печати, СМИ.
Примерно так же толкует это понятие Словарь русского языка (том 3), где пресса — это совокупность массовой периодической печати (газет, журналов и других изданий) и журналисты.
В определении социологии СМИ, которое приведено выше, слово пресса используется в узком семантическом плане, т. е. с точки зрения филологии, без всякого учета социального контекста. Так, в Словаре иностранных слов находим: пресса—(франц. presse) — периодическая печать (журналы, газеты). Примерно то же в Большой энциклопедии Киррилла и Мефодия: печать, в широком значении — печатная продукция; в более узком, но распространенном значении — периодические издания, главным образом газеты и журналы (синоним — пресса). А в Словаре русского языка (том 3) читаем: печать — процесс изготовления текста, рисунка и т.д. типографским способом; — отрасль производства, занятая изготовлением типографским способом произведений, издательское и типографское дело; — внешний вид напечатанного, определяемый особенностями букв, шрифта, характером изображения и способом печатания; — совокупность печатаемых, обычно периодических изданий; пресса.
Таким образом, даже при филологическом подходе термины "СМИ" и "печать", "пресса" не рассматриваются как синонимы, как тождественные. Это означает недопустимость отождествления построенных на их основе словосочетаний — социология СМИ, социология печати, социология прессы, как между собой, так и каждого из них с термином "социология журналистики".
Тем не менее, в советской социологии, да и в настоящее время многими авторами эти понятия трактуются как однопо- рядковые, что в конечном итоге приводит как к терминологической путанице, так и к неверным методологическим подходам в исследовании журналистики как социального института. В определенной мере этому способствует то, что в отдельных публикациях отсутствуют дифференциация терминов и категорий науки. Но категории — это ступеньки познания в науке, а термины — это слова и словосочетания, отражающие специфику их использования в отдельных областях предметной деятельности человека.Вместе с тем, введение в научный оборот советской социологии и использование как тождественных понятий "социология прессы" и "социология печати" имеет не только филологические предпосылки, но и идеологические причины. Категорию "социология прессы" ввел в научный оборот социологии XX столетия известный немецкий социолог Макс Вебер, который в свое время активно занимался и журналистской практикой. В 1904 году М. Вебер становится редактором немецкого социологического журнала "Архив социальной науки и социальной политики". В 1910 г. в своем выступлении на первой сессии Германской социологичес- кой ассоциации он сформулировал основные методологические требования исследования прессы и особенностей ее функционирования в обществе с использованием методов и процедур социологии и статистики. По его мнению, прежде всего, подлежат изучению: экономические аспекты существования прессы; особенности отражения в прессе общественного мнения; источники получения журналистами информации и отношения к ней читателей, аудитории; качественный анализ содержания прессы.
Однако, советская, марксистская социология посчитала идеологически неприемлемым использовать в своем научном аппарате категорию "социология прессы", предложенную западным, буржуазным социологом- позитивистом М. Вебером. Поэтому в 20-е годы XX века в советской социологии вводится в научный оборот другое понятие — "социология печати", которое используется в постсоветской социологии до настоящего времени.
Обычным становится подготовка научных работ типа "Проблемы социологии печати" (Новосибирск, 1970.).При этом, нередко сегодня понятия "социология журналистики" и "социология печати" рассматриваются, прежде всего, в учебной литературе, как тождественные. Вышеприведенные определения термина "печать" с семантической точки зрения, дают основание говорить о полной неприемлемости такого подхода, так как печать в узком смысле рассматривается как печатные издания, а в широком — печатная продукция вообще. Другими словами, термин "социология печати" является собирательным, а не научным понятием, т.е. правомерно его использование в разговорной речи на уровне обыденного сознания и здравого смысла. Аналогична ситуация с термином "социология прессы", если "пресса" рассматривается как синоним "печати". Наконец, использование термина "социология печати" является само по себе архаичным на фоне быстрого расширения понятия "СМИ", которое включает сегодня Интернет, компьютерные мультимедиа, модемы и телеприставки.
Еще по теме 2.1. Социология журналистики и массовые коммуникация и информация, а также их средства:
- II. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЖУРНАЛИСТИКИ. ОБЩЕФИЛОСОФСКИЕ, КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
- VII. ЯЗЫК И СТИЛЬ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
- 1.3. Социология журналистики как специальная социологическая теория
- ОБЬЕКТ,ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ
- 2.1. Социология журналистики и массовые коммуникация и информация, а также их средства
- 2.2 Социология журналистики и социолингвистика
- 2.3. Социология журналистики и социология публицистики
- 2.4. Социология журналистики и социожурналистика
- 2.5. Объект, предмет, задачи и функции социологии журналистики
- ЛЕКЦИЯ 4 СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И ОБЩЕСТВЕННОЕМНЕНИЕВСОЦИОЛОГИИ
- 5.5. Понятие аудитории в социологии журналистики
- ЛЕКЦИЯ 6 ОСОЕЕННОСТИПРИМЕНЕНИЯМЕТОДА КОНТЕНТ-АНАЛИЗАВ СОЦИОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ
- ЛЕКЦИЯ 9 ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СОЦИОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ
- Массовые коммуникации как способ управления массами
- Массовая коммуникация
- Средства и предпосылки массовой коммуникации
- Функции средств массовой коммуникации.
- Модели средств массовой коммуникации
- Особенности психологического воздействия средств массовой коммуникации на электорат