СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ (2 часа)
Пражурналистские коммуникационные процессы Средневековья. 2.
Книги, летописи, хроники, рукописи как информационные средства. 3.
Библия как важнейший фактор информационных процессов средних веков в христианском мире.
Религия, инквизиция. Информация. 4.Роль университетов в развитии коммуникационных процессов. 5.
Первые рукописные газеты.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ?
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 1998. С.22-29. ?
Культурология. Курс лекций. М., 1995. С. 195-250. ?
Юхвидин П.А. Мировая художественная культура. М.,1996 С.94-106,170-216. ?
Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. С.69-220, 248-264. Предисловие и послесловие. ?
Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. Т.2. М., 1997. ?
Учебный курс по культурологии. Ростов-на-Дону, 1996. С. 164-219. ?
Культурология. М., 1995. С. 114-135. ?
Баранов А.А. История мировой художественной культуры. Ульяновск., 1997. С. 69-87. ?
Коробейников В.С. Редакция и аудитория: социологический анализ. М.,1983. С. 30-42.
Цель занятия познакомиться с дожурналистской системой распространения информации в Средневековье, с ее устными и письменными формами: сообщения курьеров и глашатаев, проповеди, лекции, рукописные книги и листки новостей «Газетта». Важно понять особенности коммуникационной среды Средневековья и присущих ей способов распространения массовой информации.
Римская империя пала в V в. и с ней ушла в прошлое античность. Римляне, спасаясь от варваров, создали на побережье Средиземного моря Венецию - город- государство на воде, где, как могли, сохраняли достижения античной культуры.
К концу V в. Западная и Северная Европа были захвачены варварскими племенами. Начался процесс разрушения античной культуры, смены одной культурной парадигмы другой. В результате Европа утратила тот потенциал культуры, который накопила Античность, и создала новую цивилизацию - христианскую.
Это новые традиции, идеалы, нормы, оценки, ценности - новая парадигма. Она родилась усилиями культурной части населения кельтов и германцев и вобрала в себя остатки разрушенной античной культуры. Это определило характер новой цивилизации. Главная движущая сила происходивших перемен - в противоборстве религий: зародившегося и преследовавшегося христианства и язычества. В 313 г. н.э. Константин I объявил христианство государственной религией. На смену античному просвещенному рационализму пришел иррациональный теологический мистицизм и догматизм христианства. То же самое произошло и с информационными процессами. Если сравнивать особенности коммуникационной среды Античности и Средневековья, то Античность - эпоха большей или меньшей демократии, относительного плюрализма мнений, состязательности в политике, полемики ораторов. Информационные и коммуникационные процессы были сравнительно свободны.Средние же века - нетерпимость к инакомыслию, к другому мнению, чудовищная жестокость в подавлении инакомыслия, фанатизм. Фанатизм и догматизм в религии (идеологии) и политике. В этот период вызрело и противоядие против фанатизма - скептическая мысль, которая вносит насмешку, разумное начало и остужает пыл страстей. Важную роль в массовых коммуникационных процессах рационалистического характера сыграли свободные европейские средневековые города
V V V I V
с их развитой коммерческой и производственной сферой, потребностью в обмене коммерческой и политической информацией, независимым статусом и непокорным духом. Здесь родилась смеховая культура - предтеча сатирического жанра в журналистике.
Средние века - период между Античностью и Новым Временем. С 5 по 15 вв. - тысяча лет. Выделяют три периода: раннее Средневековье (с 5 по 10-11 вв.); высокое (классическое) (с 10-11 по 14 вв.); позднее (14-15 вв.);
Христианское сознание - основа менталитета Средневековья. Идеалы христианства: любовь, прощение, искупление грехов, милосердие. Но реально именем Иисуса Христа были замечены и сожжены тысячи инакомыслящих.
Гуманность и мудрость идей Христа и жестокость его земных последователей - особенность Средневековья. Первые века Средневековья - страх, полуграмотное толкование христианских заветов, ожидание конца света и страшного суда. Это парализовывало даже деловую активность людей, культура развивалась медленно. Вся жизнь шла возле храма. Даже время было церковное - колокол отбивал каждый час. Все известия люди получали в храме. Обучение, воспитание - в храме. Регламентация поведения - тоже в руках церкви. Так, Парижский собор - своеобразный идеологический съезд церковнослужителей - в 1212 г. издал специальный указ, запрещающий женщинам собираться, чтобы петь и танцевать - лучше пахать, чем водить хороводы. Вообще в разные годы Средневековья даже народная музыка была под запретом.Библия - мировоззренческая основа общественного сознания, воспитания, коммуникационных и информационных процессов. Библию читали и слушали как сегодня свежие газеты. Культура средневековья бескнижная, «догутенбергова». Она опиралась на устные проповеди и увещевания, а не на печатное слово. Она опиралась на сознание безграмотного человека. Культура сказок, мифов, молитв, волшебных заклятий. В этом контексте понятно, что достигнутая в античности «гласность» в политических, внутриполитических и прочих делах была потеряна. Массовость, оперативность, достоверность, доступность в информационных процессах - тоже.
Господствующим жанром в риторике Средневековья было церковное красноречие, основанное на догматизме и схоластике. Церковная проповедь адресовалась всем - от вельможи до последнего бедняка. Это стало основной формой массового устного общения и одним из инструментов массовой пропаганды. Просвещенные богословы использовали опыт древних ораторов и философов. Более того, они приспособили труды древних - Аристотеля - для своих нужд.
Риторика Средневековья особая - появился абсолютный авторитет в виде религиозной догмы. Все суждения соотносились со Священным писанием. Это вносило элементы схоластики и избавляло от поиска углубленной аргументации.
Этот пропагандистский отпечаток можно встретить до сих пор. Поклонение авторитетам, обилие цитат и славословий, бездоказательность речей - особенность идеологической пропаганды и агитации.Важное значение для развития риторики сыграли еретические движения,
направленные против догматов церкви (Ян Гус, Джордано Бруно и другие). Крупным богословским оратором был Иоанн Златоуст (ум. 407 г.), византийский проповедник; Фома Аквинский (1225-1274) - его труды - основа теории церковного красноречия. Внешняя красивость, напыщенность, внушение, а не убеждение - главные принципы церковной риторики. Новым в этой области работы оратора с аудиторией было умение завладеть чувствами и сознанием людей, влиять на их психику и воображение.
Наиболее популярны были проповеди Бертольда Регенбургского. Они привлекали тысячи людей. Проповедовал в поле с высокой деревянной башни, специально воздвигнутой, на нее водружали знамя, чтобы видеть направление ветра и знать, откуда лучше слушать. По средневековым источникам, его хорошо было слышно, что приписывали чуду.
В его проповедях на нравоучительных примерах показывалась польза слушания
V V V V /»" V
проповедей, он выступал своеобразной брачной «газетой» (бедной даме нашел мужа, попросив прихожан о помощи, собрал приданое), воскресил молитвой умершую от ощущения своей греховности женщину. Проповедника отождествляли со святым, видели вокруг его головы свечение.
В средние века с появлением университетов (12 в.) появилась новая форма информационного процесса - университетская лекция (она читалась по книге; лектор - чтец, lectio - чтение) была шагом вперед по сравнению с проповедью, ибо подчинялась законам знания, обращалась к фактам и явлениям реальной жизни. С развитием книгопечатания была заменена устным выступлением с изложением учебного материала (XVI в.) и стала новым жанром риторики, сохранившимся до сих пор. В 10-11 вв. после завоевания арабами Испании и Сицилии пришли вновь в Европу античные и исламские авторы.
Религия поставила себе на службу учения древних, в первую очередь Аристотеля, чьи взгляды господствовали в науке и общественном сознании вплоть до Х1Х в.Еще один вид коммуникационных процессов того времени - средневековый театр - возрожден в форме литургической драмы Римской католической церковью. Это путь расширения ее влияния, приспособление языческих и народных праздников к церковным нуждам. Происходила театрализация церковных служб, шествий с использованием различных видов искусств. Особое значение придавалось музыке - языку разговора с Богом. Ставились специальные церковные пьесы. Разыгрывались библейские истории. Потом это было перенесено на площади, за пределы храмов. Службы стали строже. Появилась светская драма на библейские сюжеты (14 в.). Эти пьесы длились один-два дня и раз в месяц исполнялись членами христианской общины. Историзм, реализм, логика в них были неважны. Простые стихи, понятные простолюдинам-актерам. Но кое-что делали максимально точно. Например, распятие. Некоторые актеры чуть не умирали при распятии или повешении, сгорали, изображая дьявола - такое странное сочетание символизма и реализма.
Позднее это трансформировалось в уличные представления светского характера. Были популярны пьесы-моралите - длинные и скучные действа, где изображались, например, смерть, обжорство, добрые дела, другие пороки и добродетели. Мораль в них давалась прямолинейно и назидательно.
Создавались новые формы информационных процессов, новые художественные стили, которые рождал новый городской образ жизни. Смеховая культура средневекового города - важнейшая особенность коммуникационных процессов Средневековья. Анекдоты, сатирические баллады, саркастические и фривольные песни, высмеивающие богатых, порочных, жадных, лицемерных. Это прежде всего стихи и песни школяров, лирика вагантов и бродячих певцов. Они разносили вести о важных событиях, высмеивали вельмож, клириков, лживость монахов, повествовали о героях, войнах, бедствиях. Смеховая культура города 9-11 вв.
играла роль важнейшего «независимого» светского средства массовой информации Средневековья.Незнание населением латыни, на которой писались книги, в том числе и Библия, произносились проповеди, было тормозом в процессах массовой коммуникации и информации, распространении знаний и основ веры. В 9 в. в Туре (Франкское государство) синод предписал епископам переводить слова проповеди на понятный язык.
Билингвизм (латынь и родной язык), а также языковой барьер в распространении информации - важнейшая особенность средневековой информационной среды. «Мужицкий язык» - так называли национальные языки, языки народов Европы. Латынь хорошо передавала абстракции, народная речь - конкретно- образные, наглядные представления. В 13 в. произошел прорыв в письменность живого слова, звучавшего на площадях и даже в деревне. Это привело к расцвету проповедей как информационного жанра. Монахи нищенствующих орденов стали использовать народный язык в проповеди. В них вводили сценки из народной жизни, анекдоты - Exempla (пример). Это стало особым литературным жанром. Все это привело к расцвету городской литературы. Стали популярны фаблио - занимательные, веселые, сатирические стихотворные новеллы. В них выражались умонастроения народа. Появление смеховой культуры города и сатирических форм коммуникационных процессов не случайны. Насмешка - оружие против любого фанатизма, в том числе и религиозного, способ психологического противостояния бесчинствам инквизиции. По мнению Белинского, Вольтер именно силой насмешки погасил костры инквизиции. И сегодня сатирический жанр можно считать инструментом борьбы с косностью и нетерпимостью к инакомыслию.
V WW WW
Средневековый город с его активной деловой жизнью, развитой торговлей, ремеслами был заинтересован в распространении разнообразной информации, в первую очередь коммерческой и политической (ибо политика влияет на ход коммерции). Поэтому уже в 14-15 вв. в крупных торговых центрах Европы стали появляться рукописные листки новостей, В Англии - «News Letters», «gazzeta» (от названия мелкой венецианской монетки) - в Венеции. В Японии существовали в допечатное время «газеты» - оттиски с обожженых глиняных табличек-досок. Самая древняя «Иомиури Каварабан» (в переводе «читать и передавать оттиск») известна за 1615 г. Потребность в информации вызвала к жизни появление специалистов по сбору и распространению письменной информации, появились специальные цехи писателей новостей (Novellanti - в Риме, Scrittori d'avviso - в Венеции). Но все это можно отнести лишь к пражурналистским явлениям. Они характеризуются непостоянством распространения «изданий», которые адресуются узкой аудитории и идут к ней очень долго. Отсутствует печатная техника, быстро тиражирующая газеты и журналы. Журналистика появилась значительно позднее, когда для этого созрели социально-экономические и технические условия.
Еще по теме СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ (2 часа):
- 1.5 Основные концепции правового образования
- СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ (2 часа)
- 2.3. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА В СМИ.
- 17. О нашем поражении
- Развитие педагогики в России.
- РАСШИРЕНИЕ СОЗНАНИЯ
- Реакции, свойственные преимущественно подросткам
- §2.5. Почему же война?
- §3.7. Гуманизм кровопролитного века
- Конфигурация американского общественного мнения в отношении иранской проблемы в 2000-е годы
- Лекция 29. Понятие о научно-технической революции. Наука как подсистема НТР
- Глава 23 ГУМАНИТАРНАЯ ГЕОГРАФИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
- 2.4.ФОРМЫ, МЕТОДЫ, СРЕДСТВА
- 3.3. Формы выражения этнокультуры
- 4. Особенности развития журналистики советских эсперантистов во второй половине XX века
- Библиография 1.