<<
>>

Занятие второе 1.

Эпос, история, литература, театр как форма массовой информационной деятельности Античности. 2.

Особенности развития средств коммуникации этого времени. 3.

Государство, религия, общество, информация.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ?

Письма Плиния Младшего.

М., 1984. ?

Историки Греции. М., 1976. ?

Историки античности. Т. 1-2. М., 1989. ?

Цезарь, Гай Юлий. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей. М., 1993. ?

Культурология. Курс лекций. М., 1997. Античность. ?

Юхвидин П.А. Мировая художественная культура. М., 1996. С. 50-94. ?

Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. Т.1. М., 1997. ?

Учебный курс по культурологии. Ростов-на-Дону, 1996. С. 100-163. ?

Культурология. М., 1995. С.150-194. ?

Баранов А.А. История мировой художественной культуры. Ульяновск., 1997. С. 30-68. ?

Федорова Е.В. Люди императорского Рима. М., 1990. С. 13-37.

Журналистика - это прежде всего печатное слово. Исторически именно печатные периодические издания появились первыми. Поэтому для создания предпосылок ее появления необходимо было развитие многообразных традиций использования письменных форм информационных процессов, развитие разносторонних жанров словесности. Литература, театр, история, философия - все это фундамент, на котором взросла и в свое время сформировалась журналистика.

Цели истории и журналистики сходны - донести до людей правду. Различны временные характеристики. Журналистику называют историей одного дня (оперативность информации - главное). История анализирует и фиксирует события на длительное время.

Однако при рождении истории у нее было много общего с журналистикой. Перевод слова «история» - «свидетельство очевидца», «расследование путем допроса». Древнегреческие хронисты именно таким методом составляли хроники на основе преданий, мифов, анналов. Тот же принцип характерен для журналистики. Журналист - свидетель события или исследователь вопроса (со слов очевидцев или на основании документов). Поэтому в трудах историков древности можно видеть важный источник журналистики. В них есть достоверность, информативность, в известной мере доходчивость. Историки усовершенствовали язык поэтов и ораторов и создали историческую художественную прозу. Это язык деловой, язык журналистики (не философская полупоэзия, не устная речь). Они вобрали опыт и наработки ораторов и создали литературный язык, который после шлифования в Римской империи служил просвещенной Европе более тысячи лет. У историков и подход к подаче материала был вполне журналистский. Хроники - этнографическое описание местностей и городов. Проза Геродота и Фукидида (V в. до н.э.) - это описание судеб людей и народов (значимо), анализ для нужд современности (актуальность). Она освобождена от мифа. Факты проверяются судом разума (достоверность).

ГЕРОДОТ (480-430 гг. до н.э.) В труде «История» объяснял судьбу народов, втянутых в войну, причины возникновения греко-персидских войн, приведших к возвышению Афин. В ней он отвечал на вопрос: «ПОЧЕМУ ПРОИЗОШЛИ СОБЫТИЯ?»

ФУКИДИД (~400 г. до н.э.) - военачальник, участник и свидетель междоусобной войны, участников которых знал с обеих сторон. Главный труд - «История

Пелопонесской войны».

События описаны по свежим следам, поэтому книге свойственны вполне журналистские черты: оперативность, достоверность, информативность, актуальность. В фокусе - политическая и военная жизнь городов-полисов конца V в. до н.э., анализ причин достижения Афинами могущества и последующей его потери. Характерен и реалистичный подход Фукидида - путь государства зависит от граждан - правильный и неправильный. Правильный - когда граждане имеют конечной целью общее благополучие. Автор использует прием дискуссии - столкновение мнений - приводит параллельные речи ораторов на одну и ту же тему.

КСЕНОФОНТ (430-354 г. до н.э.). Его главный труд «Греческая история» - продолжение труда Фукидида. Он также свидетель событий, о которых пишет. Учился у Сократа, воевал в наемном войске персидского царя Кира Младшего. Воглавлял отряд греков при возвращении на родину. Был военачальником в Спарте. Жил и работал в Пелопонесе. В его произведениях виден дальнейший процесс усиления реалистического начала в изображении истории - не только судеб государств, народов, но и отдельных людей. Репортажность, дневниковый стиль отличают его историческую прозу. Он пишет биографии философов и полководцев. Придает значение психологии, описанию мотивов поступков, особенно нравственных. Ему принадлежит важная роль в формировании жанра документальной биографии, очерка, путевых заметок и т.д. Основные труды: «Воспоминания о Сократе», «Апология Сократа», диалоги «Пир», «Домострой». «Анабасис» - автобиографическое повествование о походе греческого отряда с войском Кира. «Киропедия» (биография персидского царя Кира); «Алесилай» (биография спартанского царя, у которого служил Ксенофонт).

Его герои - не индивидуальные личности - обобщающие типы, в которых воплощаются лучшие качества человека. Подобный подход можно было встретить в произведениях английских и американских журналистов (эссе) 18-19 вв., а также в советской журналистике - социалистический реализм, положительный герой, а не реальная личность с ее противоречиями и недостатками.

Эти авторы делают важные шаги в развитии прозаического искусства, которое еще более двух тысячелетий будет оказывать влияние на европейскую словесность.

Логически тему завершит рассказ об историке Древнего Рима - Плиние Младшем. Он оставил миру образцы прозы эпистолярного жанра - письма. В них немало ценнейшей информации, которая достаточно оперативно передавалась, была значимой, но не была массовой. - Плиний Младший - ученик знаменитого оратора Квинтилиана. Он - адвокат и госудрственный чиновник. В последние годы жизни - начальник государственного казначейства в одной из провинций Римской империи.

Письма Плиния Младшего (1 в. н.э.) нельзя рассматривать лишь как частные письма к другу. Это скорее документальная проза, написанная по законам информационных жанров журналистики. Он писал их как литературные произведения, уделяя большое внимание композиции, отбору фактов, аргументации. Он убеждал своего адресата. Заботился о впечатлении, которое производят письма. Они содержали характеристики высших кругов, оценки и критический взгляд на события. Их можно рассматривать не только историческим свидетельством, но и важным историко- литературным документом эпохи. А документальность - важный признак журналистики. Подобные источники внимательно изучались в эпоху Ренесанса, и они не могли не оказать влияния на подходы просвещенных людей эпохи к развитию литературных и информационных процессов того времени. Плиний М. уделял внимание и еще одному важному процессу для журналистики - редактированию. Он был прекрасным оратором, адвокатом. Свои речи он после произнесения тщательно редактировал для издания, отправлял друзьям для критики (рецензирования). Он выработал рекомендации по наилучшему составлению текстов речей для адвокатов (советы молодым адвокатам), но их вполне можно рассматривать как советы журналистского характера: 1.

Надо уделять важное внимание стилю, подбирать сладкозвучные поэтические слова, смелые метафоры; отбору фактов; 2.

Надо вдалбливать информацию, чтобы запала - это и сегодня не последний принцип журналистики; 3.

Следует разнообразить вдалбливание - разных людей убеждать разными методами; 4.

Мало обращаться к разуму, надо и к чувству, в речи должна быть сила, убедительность, горечь, настойчивость.

Все эти требования вполне применимы к журналистике.

Древнегреческий театр (8-6 вв. до н.э.), литературу Греции и Рима в известной мере можно отнести к пражурналистским явлениям.

Античный театр отличала массовость (Колизей в Риме - 50 тыс. зрителей; древнегреческий театр - до 35 тысяч), значимость, доходчивость, доступность, образность. Это была форма управления социальными процессами (воспитание, мировоззрение, изучения мифологии - основы идеологии); религиозное воспитательное средство; сплав всех видов искусств; важнейшая форма массовой коммуникации на протяжении веков. Трансформировался в церковные христианские литургии средневековья, светский театр в более поздние времена. Затем стал основой развития других зрелищных средств коммуникации - кино, телевидения, радио и т.д. Древний театр интересен для журналистики не только как массовое явление, в котором информацию получали сразу тысячи людей. Это была часть богослужения, важная для всех граждан, дававшая им знание мифологии, мифологическое миропонимание, ориентировку в жизни. Герои - образы для подражания. Они имели для эллинов важное нормативное значение. Авторы показывали, какими должны быть люди. Постепенно шел процесс движения от мифологии к показу реальных людей - от Эсхила через Софокла к Еврипиду.

Древний театр важен для журналистики и рядом условностей, набором клише, стереотипных образов, которые облегчают понимание - маски, типаж.

Эсхил (525-455 гг. до н.э.) важнейшие пьесы: «Персы» (победа демократии над деспотизмом) - актуальный сюжет о войне с персами. «Орестея», «Семеро против Фив» (победа государственности, суда над родовым порядком); «Данаида» (торжество принципов семьи), «Прикованный Прометей» (торжество цивилизации).

Софокл (496 - 405 гг. до н.э.) создал цикл трагедий о царе Эдипе. «Антигона». «Электра» - страдания во имя долга.

Еврипид (480 - 406 гг. до н.э.) в трагедиях рисует людей такими, какие они есть, с их страстями и слабостями, страхами и колебаниями, приближает героев к бытовому пониманию людей. Эти трагедии и сегодня смотрятся с неослабевающим интересом и напряжением. Идут некоторые в наших театрах. Важнейшие произведения - «Электра», «Геракл», «Медея», «Ипполит», «Ифигения в Авлиде».

Аристофан (рубеж V - IV вв. до н.э.) стал основателем комедийного жанра: сатира на политическую и культурную жизнь («Всадники», «Осы»), на трагедии Еврипида («Лягушки»), на софистскую философию («Облака»). Юмористический жанр - важнейший для журналистики. Сатирические публикации, высмеивание - все это и сегодня широко используется. Продолжил традицию в Риме Лукиан.

Литература. Особое место занимает в юмористическом жанре - Эзоп, который изобрел особый иносказательный язык. Сюжеты Эзопа мы находим в баснях Лафонтена, Крылова. Политическая сатира - литературный жанр, популярный уже многие века. Традиция прошла через все эпохи европейской культуры, до последнего времени была весьма популярна в нашей стране. Характерно использование «эзопова» языка в тоталитарных недемократических режимах, где искажены информационные процессы.

Древнегреческая литература, а затем на ее основе римская, вызрели раньше других литератур Европы. Уже в 8 в. до н.э. древний эпос был записан и стал известен как «Иллиада» и «Одиссея» Гомера и «Теогония» и «Труды и дни» Гесиода. Это было условием развития языка и литературы, освобождения ее от мифологичности, рационалистического анализа ее иррациональной сущности.

Древний эпос - тоже форма информационной и коммуникационной деятельности. Древние певцы - аэды пели под аккомпанемент лиры о великих войнах, словно очевидцы событий. Требование к певцу: красота пения и неоспоримая реальность событий (на взгляд слушателей).

Для изучающих курс истории зарубежной журналистики Гомер интересен тем, что его произведения отвечают ряду важных требований, свойственных и журналистике. Он в меру понимания дает точное описание событий теми выразительными средствами, которые знала литература. В деталях Гомер информационно точен. Местами подробен в конкретностях. Подлинность нарисованных картин такова, Шлиман раскопал легендарную Трою, пользуясь поэмами Гомера как путеводителями или картой. Гомер с энциклопедической точностью отразил духовный мир Древней Греции.

Пишет как свидетель событий, создает иллюзию достоверности. Дает четкую оценку событий. Он показывает реальные ужасы войны, страдания людей. Ему свойственен гуманистический подход.

Столь же современен и злободневен был в Древнем Риме Вергилий - создатель римской «Иллиады» - «Энеиды». Та же история Троянской войны, но глазами римлян, которые считают Энея, троянца, одним из праотцов римлян, основателя их доблестного народа. Поэтому создание поэмы было связано с идеологией и политикой, что особенно характерно для подготовки журналистских материалов.

Петроний (1 в. н.э., времена Нерона) автор «Сатирикона», в котором он отрицал наличие каких-либо разумных начал в общественной жизни, проповедовал нигилизм: все грязно и пошло, все идет к упадку. Ну чем не «чернуха» наших дней?

Ювенал - беспощадный обличитель общественных пороков и тирании власти. Здесь тоже просматриваются вполне журналистские мотивы. Революционная журналистика взяла на вооружение эти приемы. Язык его язвителен, груб, это язык улицы. Темы черпает в реальной жизни: «Трудно сатир не писать». Пишет, что в Риме - грязные улочки, ветхие домишки, город сквернословный, нет в нем хороших квартир. Ночи неспокойны - пьяные дебоши, на голову может что-то свалиться, пролиться что- то неприятное («из горшка ночного большого»). Бичует императоров-тиранов.

Античная культура стала не только фундаментом европейской культуры, в частности журналистики. Ее традиции, ее великие творения неоднократно возвращались человечеству, давая новый толчок развитию его творческой активности - в эпоху Возрождения, Просвещения и более поздние времена. Достаточно вспомнить, что в основе классического образования дореволюционной России лежало изучение античных авторов в оригинале.

Информационные процессы в обществе тесно связаны и определены его политическим устройством, религиозными традициями, идеологией. Это хорошо видно на примере Древней Греции и Древнего Рима. Религия определяла развитие театра и содержание пьес, заложенные в них нравственные принципы. Литература и история заменяла высшим слоям общества газеты. Выполняли эту роль и другие пражурналистские явления. Развитие демократии вызвало к жизни риторику с ее состязательностью, убедительностью, рациональной логикой. Она же требовала информированности граждан относительно текущих событий и принимаемых властями решений. Отсюда богатое разнообразие информационных форм общения, вплоть до прообразов газет. Более подробные примеры для подтверждения этих взаимосвязей можно взять в вышеизложенном тексте.

<< | >>
Источник: Козлова М.М.. История журналистики зарубежных стран: Учебное пособие для бакалавров специальности «Связи с общественностью». - Ульяновск: УлГТУ. - 100 с.. 1999

Еще по теме Занятие второе 1.:

  1. Занятие второе ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ СМИ ФРАНЦИИ (2 часа) 1.
  2. ВТОРОЕ КОЛЬЦО
  3. ПИСЬМО ВТОРОЕ
  4. ПИСЬМО ВТОРОЕ
  5. ПИСЬМО ВТОРОЕ
  6. ПИСЬМО ВТОРОЕ
  7. ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ
  8. Второе покушение
  9. Второе полугодие младенчества
  10. Второе римское завоевание
  11. Второе датское завоевание
  12. 25. О БЕССМЕРТИИ (письмо второе)
  13. 2. Великая смута, действие второе
  14. Второе немецкое Возрождение. Гумбольдт
  15.     Средство второе     В АТМОСФЕРЕ ДРУЖБЫ И... ВЗАИМОШТОПКИ
  16. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕМОКРАТИИ. ВТОРОЕ ПРЕЗИДЕНТСТВО А. АЛЕССАНДРИ
  17. ПУБЛИЧНЫЕ ЧТЕНИЯ Г. ГРАНОВСКОГО (Письмо второе)