<<
>>

13.1 «Украинское» барокко

Украинская национальная революция 1648 – 1676 гг. привела к созданию украинского государства. Часть ее на территории Левобережья (Гетманщина) на правах автономии просуществовала в составе Российской империи до начала 80-х гг.

XVIII в. Революция способствовала развитию устного народного творчества, исторической науки, художественной литературы и т. п.

Во второй половине XVII в. в Украине распространяется стиль барокко, который стал целостной художественной системой, под влиянием которой развивались все виды и жанры искусства.

В его рамках развивались идейно-стилевые тенденции: официальное аристократическое барокко «высокое», «среднее» и «низкое». Последнее тесно связано с фольклором. Искусство барокко отличается динамизмом, склонностью к аллегорическому отражению действительности, пышностью и театрализацией, что усиливает эмоциональное влияние на зрителя.

В каменном культовом строительстве выделяются два направления. Самобытный прием композиции храма – трехдольное трехверхое (редко одноверхое) сооружение и крестовидные пяти-, семи-, девятидольные сооружения с 5, 7, 9 куполами. Это Троицкая церковь в Густыне (1671), Покровский собор в Харькове (1689), Ильинская церковь в Киеве (1692), Вознесенский собор в Переяславе (1700), Георгиевская церковь Выдубицкого монастыря в Киеве (1696 – 1701) и др. Второе направление – соединение трансформированного древнерусского храма с классической композицией фасадов: собор Троицкого Ильинского монастыря в Чернигове (1679), собор Мгарского монастыря вблизи Лубен (конец 1689 – 1709) и др.

В «украинском» барокко творчески соединились европейские традиции с традициями народной деревянной архитектуры.

Живопись также впитала наилучшее достижение барокко – богатый декор, позолоту, сложную композицию, соединив их с традициями народного творчества. Наряду с существующими культурными центрами – Львовом, Киевом – сформировались новые художественные школы в Чернигове, Новгород-Северском. К храмовым росписям относятся пейзаж, портрет, жанровая картина. Выдающимися мастерами живописи были И. Бродлакович, И. Кондзелевич и И. Руткевич. Период барокко оставил большое количество как памятников деревянной скульптуры удивительных многоярусных иконостасов.

Украинская музыка периода барокко – наивысшее достижение национального искусства многоголосое партесное пение. Оно отличалось гармоничностью и простотой. Заметную роль в его распространении сыграли братские школы. Это течение представляли композиторы Е. Завадовский, М. Замаревич, И. Календа и др.

<< | >>
Источник: Барыкин Ю.В, Назарчук Т.Б.. Культурология: Учебное пособие. Симферополь, 2004.-206 стр.. 2004

Еще по теме 13.1 «Украинское» барокко:

  1. ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ УКРАИНЫ (от появления человека на украинских землях до первой половины XVI в.)
  2. Украинские земли в составе Великого княжества Литовского и других государств (вторая половина XIV — первая половина XVI в.)
  3. Украинские земли под властью Речи Посполитой (вторая половина XVI — первая половина XVII в.)
  4. Национально-освободительная война украинского народа против Речи Посполитой середины XVII в.
  5. Украинские земли во второй половине XVII в. Раскол Гетманщины и борьба за независимость
  6. Украинские земли в конце XVII — в первой половине XVIII в.
  7. Украинские земли во второй половине XVIII в.
  8. Украинские земли в составе Российской империи в конце XVIII — в первой половине XIX в.
  9. Украинская революция (1917-1918 гг.)
  10. Украинская ССР в условиях новой экономической политики (1921-1928 гг.)
  11. Раздел 12. Украинская культура: становление и развитие
  12. 12.1 Истоки украинской культуры
  13. 12.3 Украинская культура XIV – первой половины XVII вв.
  14. Раздел 13. Украинская культура: развитие и современное состояние
  15. 13.1 «Украинское» барокко
  16. 13.2 Украинская культура Нового времени
  17. 13.3. Особенности развития украинской культуры в XIX веке
  18. На юг и север