<<
>>

17.2. Культура «Македонского Возрождения»

После смерти в 565 г. императора Юстиниана Великого Византию сотрясали непрерывные социальные волнения, а в начале VII в. разразилась гражданская война, в результате которой империя потеряла часть своих владений на западе и востоке.

Поэтому конец VII — начало IX столетия вошли в историю византийской культуры как «темное время». Особенно значительным событием для византийской культуры в этот период явилось иконоборчество.

Основанием для иконоборчества стало мистическое течение в христианском богословии, которое отвергало возможность любого изображения Бога, так как духовное невозможно выразить через материальное. Оппозиция иконам с момента их распространения в VI в. на территории Византии всегда была довольно сильной. Поскольку христианское искусство всегда испытывало влияние, с одной стороны, языческой греко-римской религии, допускавшей изображение богов, а с другой — иудейской, запрещавшей их изображение, то культ икон имел своих противников даже среди деятелей церкви. Кроме того, возраставший авторитет монастырей, хранящих чудотворные иконы, усиление их мощи и богатства настораживали светскую власть.

По сути дела, иконоборчество представляло собой борьбу военной земледельческой знати и части торгово-ремесленных кругов Константинополя за ограничение могущества церкви и раздел ее имущества. В 730 г. император Лев III Исавр издал эдикт (предписание), запрещавший иконы. Эдикт действовал более ста лет, и в соответствии с ним во всех церквах Константинополя уничтожались изображения святых, Христа, Богоматери, сбивалась мозаика, счищались краски фресок. На месте

388

392

щего на троне и готовящегося судить людей за их прегрешения. Этот образ перекликается с образом Пантократора. Красный ромб символизирует земную сущность Бога Сына. Престол окружен серафимами и херувимами, представляющими образ космоса; • Спас Нерукотворный — один из самых ранних иконографических образов.

Его возникновение связывают с преданием, повествующим, как во время шествия Христа на Голгофу он обратился к женщине по имени Вероника с просьбой дать ему воды. Выпив воды и умыв лицо, он промокнул его полотенцем, протянутым этой женщиной, и на ткани запечатлелся нерукотворный лик. На всех этих изображениях Христос всегда одет в хитон. От плеча хитона до низа подола проходит полоса — клавт (знак царской власти), поверх хитона накинут гиматий — плащ синего цвета.

Славу и авторитет византийской культуре IX—XII вв. создали не только шедевры архитектуры и иконописи, но и художественные ремесла, достигшие высокого совершенства. Произведения византийских ремесленников отличались изысканной тщательностью и ювелирностью. Среди ремесел процветали инкрустации из драгоценных камней, резьба по кости, книжная миниатюра, мозаичная икона и др. Высочайшим достижением художественного ремесла этого периода стали перегородчатые эмали на золоте. Техника эмали пришла в Византию с востока еще при Юстиниане Великом и прославила византийских мастеров на весь мир. Эмаль, подобно мозаике, имела особую ценность в глазах византийцев не только благодаря золоту: прежде чем стать изображением, эмаль и смальта проходили очистительное действие огня. Кубки, блюда, парадные кресты, короны императоров, иконы украшались эмалями, и среди этих произведений ювелирного искусства самым выдающимся принято считать знаменитую Пала д'Оро — огромная пластина (2 3 м) из золота и серебра, декорированная эмалевыми медальонами с изображениями святых, императоров, библейских сцен.

17.3. Культура эпохи Палеологов

В 1204 г. рыцари-крестоносцы, участники Четвертого крестового похода, штурмом взяли Константинополь. Византийская империя как самостоятельная держава прекратила свое существование, на ее месте возникла Латинская империя крестоносцев и зависимые от нее мелкие феодальные государства. Византийский император и его приближенные бежали в город Никею, где за почти шестьдесят лет изгнания был сформирован огромный духовный потенциал и заложены основы нового культурного подъема, получившего название «палеологовского ренессан-

393

396

Византийское влияние сказывалось в религии и философии, общественной мысли и космологии, письменности и образовании, оно проникало во все сферы искусства — в литературу и зодчество, живопись и музыку.

Через византийскую культуру другим народам передавалось также античное и эллинистическое культурное наследие и духовные ценности, что способствовало прогрессивному развитию этих культур. При этом следует иметь в виду, что распространение византийской культуры в других странах, характер ее взаимодействия с местными культурными традициями не были везде одинаковыми. В одном случае складывались местные варианты византийского стиля (например, в Македонии); в другом — византийский стиль значительно трансформировался путем преодоления части христианско-догматических форм (средневековое искусство Италии); в третьем — влияние носило эпизодический характер и памятники византийского стиля резко контрастируют с произведениями местных мастеров (Закавказье); и наконец, в четвертом — византийский стиль оказался мощным и плодотворным стимулятором развития национальных художественных культур (Сербия, Болгария, Русь). Экспансия византийского стиля здесь продолжалась в течение всего Средневековья, что дает основание рассматривать эти культуры в качестве его наследия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бычков В.В. Византийская эстетика: теоретические проблемы. М., 1977.

2. Даркевич В.П. Светское искусство Византии: Произведения византийского художественного ремесла в Восточной Европе X—XIII вв. М., 1975.

3. История и культурология / Под ред. Н.В. Шишовой. М., 2004.

4. Культура Византии: IV — пер. пол. VII в. М., 1984.

5. Культура Византии: Вторая половина VII—XII вв. М., 1989.

6. Культура Византии: XIII — первая половина XV в. М., 1991.

7. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986.

8. Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. М., 1974.

9. Лихачева В.Д. Искусство Византии IV—XV вв. Л., 1986.

10. Мировая художественная культура. Древние цивилизации: Тематический словарь. М., 2004.

11. Поляковская М.А., Чекалова А. А Византия: быт и нравы. Свердловск, 1989.

12. Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1988.

<< | >>
Источник: Садохин А.П.. Культурология. 2010

Еще по теме 17.2. Культура «Македонского Возрождения»:

  1. 2. Определение культуры и её функции
  2. 79. ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  3. Религия и культура
  4. 7.6. ТЕНДЕНЦИИ БУДУЩЕГО КУЛЬТУРЫ
  5. Раздел 9. Культура эпохи Возрождения
  6. 9.1 Гуманизм – ценностная основа культуры Возрождения
  7. 9.3 Художественная культура эпохи Возрождения
  8. 17.2. Культура «Македонского Возрождения»
  9. 20.2. Культура итальянского Возрождения
  10. Глава 9 'Культура эпохи Возрождения
  11. Гуманизм Возрождения.
  12. КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  13. ОППОЗИЦИЯ РАЗУМА И ВЕРЫ В БЕЛОРУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ С.Г. Савина
  14. Неизвестный1011. История культуры эпохи Возрождения 2010, 2010
  15. Исторические предпосылки возникновения ренессансной культуры в Италии
  16. Архитектура и изобразительное искусство Раннего Возрождения
  17. Высокое Возрождение
  18. Праздничная культура