<<
>>

23.5. Типологические особенности древнерусской культуры

Подводя итоги развития древнерусской культуры, можно сделать вывод, что уже к XI в. древнерусская культура достигла в своем развитии уровня передовых стран Европы. Православный характер русского христианства и тесные экономические, политические, культурные связи с Византией определили ее стилевую специфику.

В первые века ее развития по многим художественным, ценностным ориентирам древнерусскую культуру можно рассматривать как «дочернюю» от византийской, но к концу периода древности по всем направлениям художественного творчества она обрела собственную специфику.

Типологические особенности древнерусской культуры существенно отличали древнерусскую культуру от культур раннефеодальных европейских цивилизаций и определили ее дальнейшее развитие, ее будущую историю. Первой такой особенностью стала бинарностъ такой культуры. В древности бинарность воплотилась в феномене двоеверия в художественной культуре — в сочетании старого и нового, языческого и христианского начал, в синтезе, давшем взлет всех видов искусств. При этом полного отказа от прежних ценностей языческой культуры не произошло. С трудом расставшись с языческими капищами и восприняв идущие из Византии духовные ценности, русская культура сделала это без излишней теософичности и рационалистичности, сохранив жизнеутверждающий дух народной языческой культуры. Язычество как культ, как религия постоянно изживалось, но его главные ценности — чувство единения с природой, поэтика природы и художественного творчества — сохранились и стали основой для всего последующего развития художественной культуры.

Второй особенностью древнерусской культуры стала ее анонимность, соборность. Дело в том, что вместе с христианизацией на Русь пришла линеарная концепция истории и вступление Руси в осевое время мировой истории означало, что все исторические события обретают свой неповторимый смысл, ход времени получает в сознании людей определенную направленность и начинает осознаваться как история, усиливается роль рациональности и появляется философское мышление, религия наполняется этическим смыслом, вокруг нравственных оценок жизни

505

506

ного творчества, которое вполне может быть названо «умозрением в красках».

Фактически лишь последние сто лет мы подходим к иконописи, да и к храмовому зодчеству как к искусству. До этого их воспринимали как необходимую часть христианского культа.

Икона, церковная музыка, сам храм должны были воплощать в себе вечные истины Любви, Добра и Красоты, они воспринимались как символы этих истин — архетипов. Мастерство художника оценивалось именно с этих позиций. Такой подход позволял рассмотреть за внешней видимостью постоянно меняющегося мира незыблемые ценности, истинное начало и сущность мира, за преходящим и временным — вечность и неизменность. По сути дела, это был ответ на вечные философские вопросы о смысле жизни и причинах бытия, данный методами художественного творчества. Поэтому известный русский философ В.В. Зеньковский назвал стиль древнерусской культуры мистическим реализмом, когда все вещественное, материальное служит лишь средством для выражения высшей истины и красоты, а во всех предметах и явлениях мира, творениях искусства видят не только внешние, но и внутренние пласты Бытия, духовный, божественный мир.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров В.Н. История русского искусства. Минск, 2004.

2. Балакина Т.Н. История русской культуры. М., 1995.

3. Балакина Т.И. История отечественной культуры. М., 1994. Ч. I.

4. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.

5. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М., 1994.

6. История русского искусства. М., 1991. Т. I.

7. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

8. Лесной-Парамонов С. Откуда ты, Русь? Ростов н/Д, 1997.

9. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992.

10. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1993. Т. I.

11. Мир русской культуры. М., 2004.

12. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX—XI веков. Смоленск, 1993.

13. Творогов О. Древняя Русь: События и люди. СПб., 1994.

<< | >>
Источник: Садохин А.П.. Культурология. 2010

Еще по теме 23.5. Типологические особенности древнерусской культуры:

  1. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ В.В. Боннер-Смеюха Ростовский государственный университет
  2. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОФИЦИАЛЬНОЙ ПРЕССЫ НА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОДАХ В XIX ВЕКЕ О.И. Лепилкина Ставропольский государственный университет
  3. § 3. Древнерусская духовная культура и метафизика веры
  4. 8.2 Особенности развития культуры эпохи Средневековья
  5. 23.5. Типологические особенности древнерусской культуры
  6. Тема 1. Государство Русь и древнерусская культура (IX — первая половина XIII вв.)
  7. 1. Типологические особенности журналистики русского зарубежья (Г. В. Жирков)
  8. Глава I Философская мысль в древнерусской культуре и ее особенности
  9. XVII век — финал древнерусской культуры
  10. Особенности политической культуры
  11. Особенности политической культуры
  12. § 47. ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОГО ПИСЬМА
  13. Геолого-геоморфологическое строение и ландшафтно-типологические особенности
  14. ОСОБЕННОСТИ ИНДУСТРИИ КУЛЬТУРЫ
  15. Типологические особенности церковных СМИ
  16. ВЛАСОВ Дмитрий Валерьевич. Журналистика российского эсперанто-движения в XX в.: тенденции развития и типологические особенности, 2014
  17. §2.1. Кластеризация административно-территориальных единиц города Москвы в контексте задачи изучения особенностей электоральной культуры населения