<<
>>

24.1. Русская культура эпохи монголотатарского нашествия

Монголотатарское вторжение, продолжавшееся около двух с половиной столетий (1248—1480), довольно легко разрушило Киевскую Русь, ослабленную княжескими усобицами и раздорами. Древнерусский этнос к этому времени постарел и уже не имел сил к сопротивлению внешним врагам. Пройдя огнем и мечом по русским землям, татары довершили распад этих земель, их дробление на множество удельных княжеств, число которых к концу XIV в. доходило до 250.

Нашествие привело к разорению множества городов, гибели ценнейших предметов искусства.

В наибольшей степени потери сказались на ремеслах. Некоторые из них — производство украшений, изделий из драгоценных металлов, техника перегородчатой эмали исчезли совсем. На целое столетие — с середины XIII в. до середины XIV в. — почти полностью прекратилось каменное строительство. Данное обстоятельство в свою очередь отрицательно сказалось на развитии живописи, в особенности на фресковой росписи.

Архитектурных памятников этого периода почти не сохранилось. Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на севе-

509

24.2. Русская культура XVI в.

На рубеже XV—XVI вв. завершился процесс объединения русских земель, исчезли последние остатки зависимости от монголотатарских ханов, сложилось русское централизованное государство, которое в отличие от мононациональных государств Западной Европы изначально формировалось как многонациональное. При этом своим объединением Русь обязана не столько экономическим и культурным причинам, сколько военной мощи московских князей. Освободившись от монголотатарской зависимости, Московская Русь не избавилась от влияния их культуры и идеологии — ведь многие идеи и принципы завоевателей были органично усвоены Русью за два с половиной столетия. Это касается прежде всего идеи единодержавия, многие черты которого были заимствованы русскими царями. В этом смысле можно говорить, что московский царь стал наследником монгольского хана, или, повторив слова философа

516

24.3. Русская культура XVII в.

Последним этапом древнерусской культуры стал XVII в., который одновременно положил начало новому периоду в русской культуре. В это столетие завершилась эволюция средневековой культуры и в ней начина-

523

ют зарождаться элементы культуры Нового времени, для которой характерно усиление светского и рационального начал, секуляризация и «обмирщение». Заметно расширяются и углубляются культурные связи со странами Западной Европы. Все области культуры значительно усложняются и дифференцируются, в них возникают совершенно новые явления.

Целый комплекс факторов определял условия развития русской культуры в XVII столетии. Начало века совпало с кризисом государственной власти в связи со смертью последнего из Рюриковичей. Быстрая смена царей, усугубившаяся военной польской интервенцией, привела к смуте, надолго сохранившейся в народной памяти. Ситуация изменилась к лучшему после избрания на престол Михаила Романова, ставшего основателем последней царской династии в России.

Еще одним важнейшим событием в истории страны стало окончательное оформление абсолютизма, принявшего форму не западноевропейских монархий, а ставшего логическим завершением системы восточного деспотизма, укрепившейся за время господства монголотатар на Руси. Абсолютизм соответствовал новым имперским устремлениям страны, расширению государственных границ (прежде всего на Восток), что требовало концентрации военной и политической власти в одних руках, авторитаризма. В области экономики это привело к окончательному закрепощению крестьян в интересах дворянства — главной опоры абсолютизма.

В середине XVII в.

во время правления Алексея Михайловича была проведена церковная реформа Никона, которая привела к Расколу. Реформа и Раскол стали выражением неоднозначного отношения русского народа к усилившимся светскому и иноземному влияниям. В русском обществе сложились две враждующие партии — грекофильская и западническая, сторонников старины, изоляционизма, и реформаторов, стремившихся к европеизации России. Проявлением обновленческих тенденций и стала никоновская реформа, которая должна была исправить мелкие отличия русской православной обрядности (например, креститься не двуперстием, а трехперстно), а также некоторые положения в русских богослужебных книгах, чтобы привести все это в соответствие с практикой греческой, а также украинской и белорусской православных церквей. Это должно было привести к сближению обрядов всех православных народов, после чего Никон рассчитывал встать во главе вселенского Православия.

Как Никон был ярым противником любого изоляционизма, так знаменем противников реформы стал протопоп Аввакум Петров. Он и его сторонники сочли за оскорбление разрыв с вековой национальной традицией, были категорически не согласны с усилением европейского влияния, а также с начавшейся секуляризацией культуры России. Так

524

532

ции, оставаясь в неприкосновенности лишь у старообрядцев, которые и сегодня хранят его.

С новым партесным пением в музыку XVII в. пришли тенденции барокко. Если старое знаменное пение было во всем подобно иконе — плоскостным, одномерным, то в партесном пении возникает чувство пространства, а пышная многослойная фактура передает ощущение движения и света, типичные для всего искусства барокко.

Таким образом, XVII век оказался последним веком существования древнерусского искусства, когда особенно заметно стало западное влияние, начавшее укореняться на русской почве. Меняется мировоззрение, начинается смена художественных принципов, рождаются новые идеи свободного человека и свободного творчества. Начинается резкий перелом, качественный скачок в русской культуре, который будет завершен уже в XVIII в. после петровских реформ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров В.Н. История русского искусства. Минск, 2004.

2. Балакина Т.И. История отечественной культуры. М., 1994. Ч. 1.

3. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.

4. Веллингтон. Лики России. М., 2001.

5. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство древней Руси. М., 1993.

6. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М, 1994.

7. История русского искусства М., 1991. Т. 1.

8. Карпов Г.М. Русская культура на пороге новой эпохи. XVII век. М., 1994.

9. Кондаков И.В. Культура России. М., 2000.

10. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992.

11. Мир русской культуры. М., 2004.

12. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 1998.

13. Шульгин B.C., Кошман Л.В., Зезина M.Р. Культура России IX—XX вв. М., 2004.

<< | >>
Источник: Садохин А.П.. Культурология. 2010

Еще по теме 24.1. Русская культура эпохи монголотатарского нашествия:

  1. 8.4 Русская культура эпохи Средневековья
  2. И. Калинин. Русские разговоры»: Культура и речевая повседневность эпохи перестройки., 2005
  3. БОРЬБА РУССКОГО НАРОДА С ТАТАРО-МОНГОЛЬСКИМ НАШЕСТВИЕМ
  4. Глава 6 •% Культура древних славян. I Культура Киевской Руси. | Культура Русских земель
  5. Раздел 9. Культура эпохи Возрождения
  6. Глава 9 'Культура эпохи Возрождения
  7. Глава 11 культура эпохи Просвещения
  8. КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  9. Культура первобытной эпохи
  10. 9.3 Художественная культура эпохи Возрождения
  11. О своеобразии русского духа и предназначении русской культуры
  12. 8.2 Особенности развития культуры эпохи Средневековья
  13. Глава V Учение о миссии России и славянства. Самобытный тип культуры. Критика национализма. Византизм. Неверие в русский народ. Предсказания о русской революции
  14. Вопрос 14. Освобождение Руси от монголотатарского ига. Иван III
  15. Неизвестный1011. История культуры эпохи Возрождения 2010, 2010
  16. А.д. Цыбиктаров Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, Россия ХЭНТЭЙСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ РАННЕГО МЕТАЛЛА СЕВЕРА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
  17. 11.3 Русская культура XIX века
  18. 23.4. Средневековая русская культура