<<
>>

5.1. Артефакты — культурные формы — культурные системы

Материально оформленные, овеществленные продукты и результаты человеческой деятельности называются артефактами. Конкретный материальный продукт, поведенческий акт, социальная структура, информационное сообщение или оценочное суждение — все это суть артефакты, своего рода мельчайшие и неделимые единицы культуры.

Да и сам человек является артефактом, ведь он существо не только биологическое, но и социальное: стать человеком можно, только усвоив нормы и ценности той или иной конкретной культуры.

125

137

нуть человека к желанию самосовершенствоваться. Нельзя забывать и о роли массовой культуры в современном рекреационном механизме снятия стрессов и напряжений. Не следует также противопоставлять массовую культуру высокой культуре прошлых эпох. Ведь там были и средняя, и низовая культуры, которые до нас практически не дошли. Кроме того, в последнее время массовая культура стала все больше ориентироваться на так называемый мидкульт — культуру среднего уровня, в рамках которой экранизируются многие классические литературные произведения, вводится мода на образцы подлинно художественного творчества, популярную науку, классическую музыку. Поэтому общий уровень массовой культуры все время возрастает. Это хорошо заметно, если сравнить те произведения, которые были созданы в начале ХХ в. и в его конце. Можно заметить и тенденцию к этизации этой культуры, что ведет к некоторому подъему ее морального уровня.

Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени выделим:

· • индустрию детства — производство товаров и игрушек для детей, детские клубы и лагеря, коллективное воспитание детей;

· • массовую общеобразовательную школу — приобщает детей к основам научных знаний, формирует картину мира, основанную на ценностных ориентациях данного общества, воспитывая у всех детей одни и те же стереотипы поведения;

· • средства массовой информации — сообщают широким слоям населения текущую информацию, дают ее оценку, формируя общественное мнение и манипулируя сознанием людей;

· • систему национальной (государственной) идеологии и пропаганды — формирует политическую благонадежность основной массы населения;

· • массовые политические движения и партии — используются представителями политической и государственной элиты для достижения их целей за счет нагнетания политического, националистического или религиозного психоза;

· • мировую социальную мифологию — квазирелигиозные течения и секты, лженаучные учения, сотворение кумиров, формирование сплетен и слухов. Именно так появились мифы о мировом заговоре тайной организации, инопланетянах и проч.;

· • индустрию развлекательного досуга — массовая художественная культура (все виды литературы и искусства), развлекательные представления, профессиональный спорт как зрелище, клубы, дискотеки — словом, все, что способствует психической разрядке;

· • индустрию оздоровительного досуга — курорты, спортивный туризм, массовая физкультура, косметические фирмы и услуги;

· • индустрию интеллектуального и эстетического досуга — «куль-

138

139

ет оригинальность и индивидуальность в поисках новых художественных решений; простоте и доступности — закрытость и зашифрованность культурных символов; минимуму изобразительных средств — самый широкий спектр средств выразительности и т.д.

И наконец, истинно творческой является именно элитарная культура: только ею создаются новые культурные формы и определяются пути развития культуры — и в этом ее главное отличие от массовой культуры.

<< | >>
Источник: Садохин А.П.. Культурология. 2010

Еще по теме 5.1. Артефакты — культурные формы — культурные системы:

  1. ЛИЧНОСТЬ В «СИМВОЛИЧЕСКОЙ ВСЕЛЕННОЙ»
  2. 5.1. Артефакты — культурные формы — культурные системы
  3. С. А. Морозов роль ХРИСТИАНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ВОСТОЧНО-СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ в ПРЕОДОЛЕНИИ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
  4. Национальный характер — форма антропологической этнопсихологии
  5. МАЛИНОВСКИЙ (1884-1942)
  6. В. Ф. ГЕНИНГ ЗАМЕТКИ К ПОСТРОЕНИЮ ТЕОРИИ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (АК)
  7. Ю. В. ПАВЛЕНКО КОНЦЕПЦИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ К. РЕНФРЮ И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ РАННЕКЛАССОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗМОВ
  8. В.И. Ташак Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН ПРОЯВЛЕНИЯ СИМВОЛИЗМА В КАМЕННЫХ АРТЕФАКТАХ ПОДЗВОНКОЙ
  9. Политическая система и ее окружение
  10. II Глава. Разработка модели и педагогических условий формирования иноязычной коммуникативной компетенции курсантов вузов МЧС России на основе социокультурного подхода.Специфика социокультурного подхода
  11. Системно-синергетический подход к профессиональной подготовке будущих специалистов в образовательной системе вуза
  12. Образовательная система вуза как гуманитарная целостность и механизмы построения ее модели, обусловливающей воспитание граждан- ственности обучающихся
  13. 1.1. Возрождение этнической культуры как социально-               историческая проблема
  14. 2.4.ФОРМЫ, МЕТОДЫ, СРЕДСТВА
  15. II. Странные обычаи
  16. 1.2. Формы идентификации иноэтничных групп в этнополитическом пространстве региона
  17. Дж. Хорд. СИСТЕМА ФОРМАЛЬНОГО ЗНАНИЯ КАК ОСНОВАНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  18. ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРНЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ