Культура Древней Индии
Раскопки в долине реки Инда доказывают наличие здесь уже в -II тыс. до н.э. яркой и самобытной культуры. Культура Мо->-Даро и Хараппы (названа так по месту обнаружения древ-городских поселений) конца III тыс. до н.э. представлена с традиционными орудиями труда из камня изделиями из [ и меди (топоры, серпы, пилы, долота, ножи, рыболовные очки, наконечники стрел и копий). Жители этой долины пер-
* 34
выми в мире научились прясть и ткать хлопок. Довольно высокого развития и искусства достигли древнеиндийские гончары и ювелиры. Наиболее совершенной среди древневосточных городов оказалась система водоснабжения и канализации. В городах строились двух- и трехэтажные здания из обожженного кирпича.
Наука. В глубокой древности в Индии начинает скла-
Лнгература даваться богатая и своеобразная наука. Со второй половины III тыс. до н.э. здесь известна письменность, насчитывавшая около 400 пиктографов1 и слоговых знаков. В древнейших источниках, их называют веды, сохранились упоминания об агрикультуре (удобрениях, севообороте, вредителях хлебов, орудиях земледелия из железа и пр.), обработке металла (олова, меди, свинца, серебра, золота), медицине (анатомии, патологии, терапии, хирургии и т.д.), геометрии (соотношение сторон прямоугольника при построении жертвенников и пр.), шахматах.
Подлинный подъем и расцвет индийская культура и наука (династии Маурьев и Гуптов) достигли в IV— II вв.
до н.э. — VIII в. н.э.В этот период индийскими учеными была создана десятичная система исчисления, современное начертание цифр (позже названных в несколько измененном виде арабскими). Были известны извлечения квадратного и кубического корней, исчисление числа ТС (3, 1416...), арифметическая и геометрическая прогрессии, основы тригонометрии и алгебры.
Астрономы довольно точно вычисляли движение небесных тел. Двенадцать месяцев (по 30 дней в каждом) года делились на шесть сезонов. Каждые пять лет добавлялся 13-й месяц. Известна была разница в длине дня и ночи в разных широтах земного шара Древнеиндийские астрономы знали о шарообразности Земли, предполагали о ее вращении вокруг своей оси.
Знания химии позволили изготовлять кислоты, краски, лекарства, духи, цемент, соли металлов, сложные препараты из ртути и др.
С конца II — начала I тыс. до н.э. дошли до наших дней памятники древнеиндийской литературы — веды, созданные на древнеиндийском (ведийском) языке. Ведическая литература представлена сборниками гимнов и жертвенных формул («Ригведа», «Самаведа», <Яджурведа», «Атхарваведа»).
Вплотную к ведической литературе примыкают «Священные предания», включающие сутры — руководства по жертвенным ритуалам, законодательству и правилам домашней жизни (одна из таких частей жКамасутра» — трактат об искусстве любви).
1 Пиктограф—рисунок, отображающий содержание чего-либо.
«ль 36 .*•
Ценнейшим источником для изучения древнеиндийских общественно-экономических отношений, а также науки и культуры первой половины I тыс. до н.э. служит эпическая литература.
Основными памятниками эпической литературы стали «Махаб-в» и «Рамаяна», записанные на санскрите в первых веках н.э., > в своей основе существовавшие уже в IV в. до н.э. Сюжетная основа *Махабхараты» (tВеликой войны потомков Бхарапы»), эящей из 107 тысяч двустиший, — борьба за власть внутри од-из самых могущественных царских родов Северной Индии, потомков мифического царя Бхараты. Древнее сказание о крово-?гой войне со временем обросло множеством дополнитель-эпизодов, содержащих различные сказания и легенды ример, мифы о сотворении мира, потопе), рассуждения на ре-аозно-философские и другие темы.
*Maxa6xapama», по сути, стала : поэмой, а огромным сборником древнеиндийского эпоса.Большой стройностью композиции и тщательной обработкой тличается поэма «Рамаяна», включающая около 24 тысяч двусти-ей, повествующих о победе царевича Рамы над царем демонов зной. Уже более двух тысячелетий обе эти поэмы чрезвычайно рны. Их герои — Кришна ( Образцы народной мудрости содержат многочисленные индий-народные сказки, басни, рассказы. В них простые люди обла-смелостью, честностью, находчивостью, а власть имущие за-
показаны критически, с юмором.
На основе народных и культовых образов в Древней Индии сь драматургия. Ее родоначальником стала танцевальная сопровождаемая комментарием сказителя; позднее эворили и актеры. Подлинным классиком древнеиндийской ргии и лирической поэзии признан Калидаса (IV—V вв.). В драмах, сюжеты которых заимствованы из эпоса, раскрыт гнний мир героев. Наряду с прозаическими диалогами и сти-эрными монологами они содержали и танцевально-песенные ермедии.
Заметна по объему и исторической значимости каноническая яозная литература, жизнеописания Будды, религиозные трак-1. О высоком уровне древнеиндийской литературы свидетель-также труды по теоретическим вопросам поэзии и литера-вообще, по тщательно разработанным грамматикам санск-ского языка и др.
Ученый брахман Панина (V—IV вв. до н.э.) осуществил обработку . поздневедической литературы, названного санскритом и полу-> широкое распространение в стране как важное средство об-ения между многочисленными племенами и народностями.
чь 37 •*•
Искусство. Значительное место в художественной культуре
Зодчество* Древней Индии занимала музыка. Будучи неотъемлемой частью народного празднества, театр «сангит* выражал единство пения, инструментальной музыки, богатого мимикой и жестами танца.
Совершенства достигло древнеиндийское изобразительное искусство (ваяние, художественные ремесла, фресковая живопись), а также зодчество. Возникнув в глубокой древности, индийская художественная культура стала одной из наиболее значительных и своеобразных культур народов Азии. В Декане и на юге страны найдены художественные памятники первобытной эпохи: пещерные рисунки, запечатлевшие сцены охоты, и пр. Позднее изобразительное искусство и архитектура Индии обогатились городскими постройками из кирпича и скульптурой (изображением животных, людей, божеств), расписной керамикой, ювелирными изделиями.
Расцвет искусства Древней Индии приходится на рабовладельческую эпоху династии Маурьев (около 322—185 до н.э.). Так, дворец царя Ашоки (273—232 до н.э.) в Паталипутре имел три зала, расположенных ярусами, с каменными и деревянными, обвитыми золотыми виноградными лозами, колоннами. Монументальность форм сочеталась с роскошью отделки, фасады дворцов украшались балконами и арками. Статуи божеств и людей отличались неподвижностью поз, монументальностью и мощью тяжеловесных форм.
Во многих древнеиндийских текстах описываются загородные парки с искусственными водоемами, фонтанами, а также ландшафтные парки. Так, царь Ашока был горд тем, что насадил рощи для отдыха простых людей.
С распространением буддизма стали создаваться культовые сооружения — ступы. Ранние ступы служили для хранения реликвий самого Будды. Как гласит легенда, Будду как-то спросили, каким должно быть его погребальное сооружение. Будда постелил на землю свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. Так ступа приобрела полусферическую форму, символ Неба и бесконечности. Одна из самых древних ступ — ступа в Санчи (ок. 250 до н.э.), в I в. до н.э. созданы ворота {тарана) в круговой ограде этой ступы. Рельефы ворот разносторонне отражают жизнь людей. Многофигурные изображения проникнуты радостью жизни, любовью к природе, ощущением ее бесконечного многообразия.
В эпоху Гуптов развивалось пещерное зодчество. ? Ко II—I вв. до н.э. относятся великолепно моделированная и •ювелирно отделанная статуя брахманистского божества Шивы в I Гудималламе. Здесь Шива олицетворяет творческое начало Все-'?; ленной как физически совершенный человек, полный жизненных "? сил и энергии.
| Широкое распространение в эпоху Маурьев, Кушанской дина-' стии и Гуптов получила монументальная скульптура из камня. И д сегодня эти статуи поражают монументальностью образа, закон-I ченностью и совершенством форм.
. Династия Гуптов (IV—V вв.) оставила искусству Индии Hell большие, гармоничные, изящные по форме храмы. Изобилие скульптуры, резьбы и росписей свидетельствует о богатстве и роскоши. Правдивая и меткая наблюдательность в бытовых сценах, изображениях животных, архитектуре сочеталась с большим декоративным мастерством, своеобразной ритмичностью, красочностью, свободой в построении многофигурных сцен, в основе которых, безусловно, лежали реалистические народные тенденции. Варно-кастовый Древнейшая история Индии таит в себе много строй неразгаданного. Однако в старейших литера-
турных источниках, сложившихся во II тыс. до н.э., повествуется о развитии рабовладельческих отношений, о наличии различных категорий рабов. В «Законах Маку», отражающих общественно-государственный строй Индии VI в. до н.э., находят обоснование общественное разделение труда, отношения господства и подчинения.
Жесткая дифференциация древнеиндийского общества, обусловленная социальным происхождением и характером деятельности, завершилась формированием замкнутых общественных групп: по сословиям — варны (их четыре); по профессиональной деятельности — касты (их 3,5 тыс.). В литературе их обобщенно называют варно-кастовый строй. Варны позднее стали называть докати: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.
Родоплеменная аристократия составила первые привилегированные варны — брахманов (представителей знатных жреческих родов, осуществляющих контакты с божеством и управляющих государством) и кшатриев (военная знать), призванных оказывать друг другу взаимную поддержку.
Трудовое население входило в варны вайшьев и шудр. <*> 38 •%*
чгь 39 •%•
каст. Они были бесправны и лишены собственности. Вне каст оказались бывшие рабы и представители презираемых обществом профессий, со временем составивших многочисленные касты «неприкасаемых».
В процессе окончательного формирования рабовладения вар-новый строй объявлялся извечно существующим порядком, результатом божественного промысла, освещался религией. По наиболее распространенной богословской версии, бог—творец всего сущего — Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев — из рук, вайшьев — из бедер и шудр — из ступней.
Обозначившиеся со временем границы между варнами возводили запрет на смешанные браки и переход из одной варны в другую. Это нашло отражение в законах образа жизни — дхармах.
Установившийся кастовый строй, безусловно, придавая своеобразие индийской общественной жизни, в свою очередь, тормозил экономическое, политическое и культурное развитие страны, оставляя на тысячелетия многочисленные слои общества в нищете и невежестве.
Философия Незыблемое деление общества на замкнутые и религия социальные группы с разными правами и обя-
занностями, с различным положением в обществе нашло свое обоснование в религии Индии, прошедшей сложный и длительный путь своего поэтапного формирования.
Период разложения первобытно-общинного строя определил зарождение верования людей в могущественность природы, обожествление ее сил и явлений. Своеобразным отражением ранней стадии индуизма стала ведическая религия.
Последующее формирование классового общества сопровождалось изменением прежних верований первобытной общины. В I тыс. до н.э. новую стадию развития индуизма начинает определять брахманизм. Религия используется для оправдания общественного неравенства. Складывается иерархия богов. Верховные среди них — Брахма (создатель Вселенной), Вишну (ее сохраняющий) и Шива (ее разрушающий).
В основе этого вероучения — признание страданий, людских бедствий несущественными, ибо весь мир — всего лишь иллюзия. Подлинная реальность — существование мирового духа (Брахмы). Жрецы (брахманы) утверждали, что безропотность в труде, покорность, отсутствие зависти к знатным и богатым позволят душе умершего возродиться в телесной оболочке человека более высокого общественного положения, и наоборот.
В VI в. до н.э. идеологией относительно развитого рабовладельческого общества становится буддизм, который наряду с христианством и исламом стал одной из великих мировых религий.
Его расцвет в Индии пришелся на V в. до н.э. — начало I тыс. н.э. Будучи тесно связанным с ведической религией и брахманизмом, буддизм подтверждал, что жизнь — зло и жить — значит страдать. Однако именно поэтому не стоит стремиться к возрождению в другом существе, поскольку это повлечет за собой новые страдания. Буддизм выступал против свойственного брахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни, в том числе ритуализма.
В центре буддизма — учение о «четырех благородных истинах»: страдании, его причинах, состоянии освобождения и пути к нему. Следует стремиться к идеалу — нирване — состоянию без всяких земных желаний, отказу от мира и всех жизненных привязанностей. Личность Будды («осененного истиной»), отшельника и странствующего проповедника, мифологически связывалась с поиском истинного пути к спасению, избавлению от страданий для себя и всего человечества.
Одной из самый богатых и разнообразных в истории мировой культуры стала буддийская мифология. Она обладает весьма ценным сочетанием, взаимодействием широкого спектра мифологических образов и сюжетов с глубокой философией. Велико ее влияние на литературу и искусство как в Индии, так и за ее пределами. Древние и средневековые храмы Индии, Непала, Тибета, Китая, Японии, Бирмы и других азиатских стран украшают многочисленные статуи, барельефы и иконы из буддийской мифологии.
Примерно в то же время (VI в. до н.э.) в Индии сложился джайнизм. В его религиозно-философских трактатах — сутрах — содержится учение об освобождении от уз сансары (перевоплощение душ). Достичь этого можно через три сокровища джайнизма: правильное знание (вероучение), правильное видение (истина) и правильное поведение. А практический путь к спасению лежит в строжайшем соблюдении предписаний и суровой аскезе. В конце I тыс. н.э. в результате развития ведической религии, брахманизма, процесса дальнейшей ассимиляции народных верований сформировалась одна из наиболее крупных по числу последователей религий мира — индуизм. В его основе лежит учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздания (карма) за добродетельное или дурное поведение; почитание верховных богов или их воплощений; соблюдение кастовых бытовых правил. Священными считаются корова, змея, лотос, река Ганг и т.п.
«*> 41 •*•
1
Основные термины и понятия
Брахманизм
Индуизм
Брахманы
Карма
Буддизм
Касты
Вайшьи
Кшатрии
Варно-кастовый строй
сНелрикасаемьк»
Варны
Нирвана
Ведическая литература
Пещерное зодчество
Ведическая религия
Пиктографы
Веды
Сансара
Джайнизм
Санскрит
Джати
Сутра
Дхармы
Шудры
Ч?>«4«* Боги
и герои с&Ф
Брахма
Кришна
Будда
Рама
Бхарата
Шива
Вишну
Вопросы для повторения
1. Охарактеризуйте особенности материальной, духовной, художественной культуры Древней Индии.
2. Объясните суть варно-кастового строя и его влияние на социально-культурное развитие Индии.
3. Расскажите о философии индуизма, поэтапном его формировании; как религия использовалась для оправдания общественного неравенства.
Еще по теме Культура Древней Индии:
- 3. Культура Древней Индии и Китая
- Культура Древнего Китая.
- Тема семинарского занятия №7: Хозяйственный и общественный строй Древней Индии по «Законам Ману» и «Артхашастре».
- КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 6.2.1. ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
- ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (ДВУРЕЧЬЕ, ЕГИПЕТ, ИНДИЯ, КИТАЙ)
- Культура Древнего Рима
- 6.3 Культура древней Индии
- 6.4 Культура древнего Китая
- 7.2 Культура Древнего Рима
- КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ: ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ
- 13.3. Культура Индии в эпоху Маурьев
- 13.4. Культура в Индии в гуптскую эпоху
- Культура Древней Индии
- Культура Древнего Китая
- Культура Древней Греции
- Культура древних славян
- КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА.
- 3. ПРОБЛЕМА ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА
- ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНИХЦИВИЛИЗАЦИЯХ. ПЕДАГОГИКА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИИ ДРЕВНЕГО РИМА