<<
>>

Культура Древней Месопотамии (Двуречья)

Л IV—III тыс. до н.э. на территории Двуречья — долине рек Тигр и Евфрат — возникла и утвердилась столь же высокая, как и в Египте, культура. Это был один из древнейших очагов человеческой цивилизации.
Однако в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ и существовало одно и то же государство — Древний Египет, в Двуречье стремительно (по историческим меркам) сменяли друг друга различные государственные образования, в том числе Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Иран, перемешивались, торговали и воевали друг с другом разные народы, быстро воздвигались и до основания разрушались храмы, крепости, города. Более динамичными, чем в Египте, были история и культура Двуречья.

Шумеро- Древнейшая культура Двуречья — шумеро-РКУ«ДСКЯЯ аккадская. По мнению большинства современ- ных востоковедов, шумеры — родоначальники всей вавилонской культуры. Их культурные достижения велики и бесспорны: шумеры создали первые в человеческой истории поэмы — о «Золотом веке»; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры

— авторы первых и древнейших в мире медицинских книг — сборников рецептов. Они разработали и записали первый календарь для двух сезонов (зимы и лета), делившийся на 12 месяцев по 29 или 30 дней каждый. Каждый новый месяц начинался вечером при исчезновении лунного серпа. Составили первые сведения о защитных насаждениях. Даже идею создания первого в истории людей рыбного заповедника впервые письменно зафиксировали тоже шумеры. Первая глиняная карта принадлежит также шумерам. Первые струнные музыкальные инструменты — лира и арфа

— появились также у шумеров.

Древнейшая на Земле письменность принадлежит этому же народу — это шумерская клинопись1. Она очень декоративна и, как полагают исследователи, берет начало от рисунков. Впрочем, старые предания говорят о том, что и до возникновения рисуночного письма здесь существовал еще более древний способ фиксации

мыслей — завязывание узелков на веревке.

Со временем рисуночное письмо совершенствовалось и видоизменялось: от полного, достаточно подробного и тщательного изображения предметов шумеры постепенно переходят к его неполному или символическому изображению. Древнейшие в мире письменные памятники — шумерские клинописные таблички — относятся к середине IV тыс. до н.э. Клинопись — это письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек, они выдавливались на сырой гли-Клинопись возникла как идеографическо-ребусное письмо1, Впоследствии превратившееся в словесно-слоговое. Долгое время рченые считали, что язык шумеров не похож ни на один из из-человечеству живых или мертвых языков, и вопрос о про-ждении этого народа оставался загадкой. Однако сейчас мож-считать установленным, что язык шумеров так же, как язык вних египтян, относился к семито-хамитской языковой семье. Сохранилось много памятников шумерской литературы — они саны на глиняных табличках, и почти все из них удалось про-В основном это гимны богам, религиозные мифы и легенды, частности, о возникновении цивилизации и земледелия, заслуги

приписываются богам.

На шумерских табличках, относящихся примерно к 2800 г. до ., записаны произведения первой известной миру поэтессы — !, дочери аккадского царя Саргона. Возведенная в ранг юй жрицы, она написала несколько гимнов в честь великих и богов Земли.

Важнейший памятник шумерской литературы — цикл сказаний о \, царе города Урука, сыне смертного и богини Нинсун. о герое Гильгамеше оказали очень сильное влияние на у соседних народов, которые приняли и адаптировали их к юй жизни. Исключительно сильное воздействие на [рную литературу оказали легенды о всемирной потопе. В них рас-я, что потоп был устроен богами, которые замыслили все живое на Земле. Только один человек смог избежать — благочестивый Зиусудра, который по совету богов по-заранее корабль.

Ктлытпа Наследницей шумеро-аккадской цивилизации Вавилония была Вавилония. В середине II тыс. до н.э. при царе Хаммурапи (правил в 1792—1750 гг.

до ) город Вавилон2 объединил под своим главенством все области

< Всемирная история. Т. 1 —С. 220-224.

i письмо (от гр. idea — идея, образ и graft» — пишу) — принцип письма, ислоль-I идеограммы — письменный знак (условное изображение или рисунок), соответствующий спо-

р, таз —«видать», к — шумерск. — Кадингирра, акхад. — Бабилу, букв, врата Бога.

29 •*•

Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья. Мировоззрение их определялись необходимостью постоянной борьбы с окружающими племенами. Все основные интересы были сосредоточены на реальной действительности. Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображений погребальных сцен. В целом религия, искусство и идеология Древнего Вавилона были более реалистичны, чем культура Древнего Египта.

Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играл культ воды. Отношение к воде не было однозначным. Вода считалась источником доброй воли, приносящей урожай и жизнь, вода — это культ плодородия. Вода — это также мощная и недобрая стихия, причина разрушений и бед.

Другим очень важным культом был культ небесных светил. В их неизменности и чудесном движении по раз и навсегда заданному пути жители Вавилона видели проявление божественной воли. Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию математики и астрономии. Так, была создана шестидесятерич-ная система, которая и по сей день существует в исчислении времени — минутах, секундах. Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений и в целом значительно опередили в астрономических наблюдениях египтян. Однако все научные знания и исследования ученых Вавилонии были связаны с магией и гаданием; как научное знание, так и магические формулы и заклинания были привилегией мудрецов, звездочетов и жрецов.

Научные знания, например в области математики, часто опережали практические потребности, религиозные воззрения отвечали духовным запросам общества.

Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам.

Вавилонские боги были многочисленны. Самыми главными из них были: Шамаш — богиня Солнца, Син — бог Луны, Адад — бог непогоды, Иштар — богиня любви, Нергал — бог смерти, Ирра — бог войны, Вильги — бог огня. Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует об оформлении идеологии обожествления сильной царской власти. В то же время богов очеловечивали: как и люди, они стремились к успеху, желали выгоды, устраивали свои дела, действовали по обстоятельствам. Они были неравнодушны к богатству, владели имуществом, могли обзаводиться семьями и потомством. Они

хлжны были пить и есть, как и люди; им, как и людям, были эйствены различные слабости и недостатки: зависть, злость, не-эянство. Боги определяли судьбы людей. Волю богов могли только жрецы: они одни могли и умели вызывать и закли-. духов, беседовать с богами, определять будущее по движению

:светил.

Люди покорялись воле жрецов и царей, веря в предопределен-i человеческой судьбы, в подвластность человека высшим си-f дам, добрым и злым. Но покорность судьбе была далеко не абсо-яой: она сочеталась с волей людей одержать победу в борьбе с ебным окружением человека. Постоянное сознание опасно-: для человека в окружающем мире сочеталось с желанием пол-насладиться жизнью. Загадки и страхи, суеверие, мистика колдовство сочетались с трезвой мыслью, точным расчетом и

ом.

Религиозные верования древних обитателей Двуречья отрази-. в их монументальном искусстве. В городах строили храмы, поденные богам; возле храма главного местного божества обычно эдился зиккурат — высокая башня из кирпича, опоясанная вы-эщими террасами и создающая впечатление нескольких ба-I, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Таких усту-в-террас могло быть от 4 до 7. Зиккураты были раскрашены, : нижние уступы более темные, чем верхние; террасы были, правило, озеленены. Верхняя башня зиккурата нередко была енчана золотым куполом. В ней находилось святилище бога, его >, где, как полагали шумеры, бог гостил по ночам. Внутри эй башни не было ничего, кроме ложа и золоченого стола.

I, эту башню использовали и для более конкретных и зем-: нужд: жрецы вели оттуда астрономические наблюдения. Архитектурных памятников вавилонского искусства дошло до значительно меньше, чем, например, египетского. Это вполне ло: в отличие от Египта территория Двуречья была бедна ем, и основным строительным материалом был кирпич. Од-ю кирпич — материал недолговечный, и кирпичные постройки не сохранились. Тем не менее и сохранившиеся постройки : искусствоведам высказать точку зрения, что именно ва-энские зодчие явились создателями тех- архитектурных форм, эрые легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а ем и Средневековой Европы. Многие ученые считают, что про-европейской архитектуры нашей эры следует искать в доге Тигра и Евфрата. Основными элементами этой архитектуры купола, арки, сводчатые потолки, ритм горизонтальных и ертикалъных сечений определял в Вавилонии архитектурную позицию храма.

«*» 30

«ль 31 •*?

Вавилон был огромным и шумным восточным городом. Его окружала мощная и толстая стена, на которой могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей. В городе имелось 24 больших проспекта, достопримечательностью был семиярусный зиккурат бога Этеменанки высотой 90 м — Вавилонская башня — одно из семи чудес света. Озелененные террасы Вавилонской башни, известные как висячие сады Семирамиды — ассирийской царицы, жившей в IX в. до н.э., — также одно из семи чудес света. О Вавилоне сложено много легенд, и ученым предстоит еще много сделать, чтобы отличить в них правду от вымысла.

Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение зверей, — чаще всего льва или быка. Замечательны также мраморные статуэтки из Тель-Асмара, изображающие группу мужских фигур. Каждая фигурка поставлена так, что зритель всегда встречал ее взгляд. Характерными особенностями этих статуэток были более тонкая, по сравнению со статуэтками из Египта, проработка деталей, большая реалистичность и живость изображения, несколько меньшая условность.

Культура Культуру, религию и искусство Вавилонии за-

Ассирии имствовали и развили ассирийцы.

В развали-

нах дворца ассирийского царя Ашшурбанипала (VII в. до н.э.) в Ниневии ученые обнаружили громадную для того времени библиотеку, которая насчитывала множество (десятки тысяч!) клинописных текстов. Предполагается, что эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской литературы. Царь Ашшурбанипал — образованный и начитанный человек — вошел в историю как собиратель древних письменных памятников: по его словам, записанным и оставленным для потомков, для него было большой радостью разбирать красивые и непонятные тексты, написанные на языке древних шумеров.

Более 2 тыс. лет отделяло царя Ашшурбанипала от древнейшей культуры Двуречья, но, понимая ценность старых глиняных табличек, он их собирал и сохранял. Образованность, однако, была присуща далеко не всем правителям Ассирии. Более обычной и постоянной чертой ассирийских владык было стремление к могуществу, господству над соседними народами, желание утвердить и продемонстрировать свою власть.

Ассирийское искусство I тыс. до н.э. исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победы завоевателей. Характерны изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков, с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами. Каждый бык имел пять копыт. Таковы, например, изображения из

|дворца Саргона II (VII в. до н.э.). Но и другие знаменитые релье-|фы из ассирийских дворцов — это всегда прославление царя — могущественного, грозного и беспощадного. Такими были ассизские владыки в жизни. Такой была и ассирийская действи-|тельность. Не случайно поэтому особенность ассирийского искус-*ства — беспримерные для мирового искусства изображения царской жестокости: так, есть сцены сажания на кол, вырывания у пленных языка, сдирания кожи в присутствии царя. Все это было , фактами обыденной жизни ассирийской державы, и эти сцены переданы без чувства жалости. Жестокость нравов ассирийского общества сочеталась, по-видимому, с его невысокой религиозностью. я В городах Ассирии преобладали не культовые сооружения, а цворцы и светские постройки, так же, как в рельефах и росписях ассирийских дворцов — не культовые, а светские сюжеты. Характерными были многочисленные и великолепные изображения жи-цотных, в основном льва, верблюда, коня.

Большое развитие в Ассирии получило инженерное искусство был построен первый канал-водопровод и акведук длиной 90 и шириной IS ярдов.

ультура Ирана На смену Вавилону и Ассирии пришла в VI в. до н.э. Иранская империя. Искусство Ирана, полагают исследователи, — еще более светское и придворное, [ искусство его предшественников, более спокойное: в нем почнет той жестокости, которая была так свойственна искусству рийцев. Но преемственность культур сохраняется. Важнейшим «ентом изобразительного искусства здесь остается изображение — это прежде всего крылатые быки, а также львы и эны. Распространены были рельефы с изображениями торже-енных процессий воинов, данников, львов.

IV в. до н.э. Иран, как и Египет, был завоеван Александром Ма-

i и включен в сферу влияния эллинистической культуры. III в. правящей династией в Иране становятся Сасаниды. старались доказать, что ведут свое происхождение от богов, и эй целью по их приказу создавались колоссальные рельефы, бражающие сцены из их победных завоевательных войн. Но не войны были удачными для Ирана. Многие памятники культу-[ Сасанидского Ирана погибли в огне этих войн, многие погибли ке. Все, что осталось от высокого сасанидского искусства, — дворцов и храмов, несколько десятков золотых и серебря-сосудов, остатки шелковых тканей и ковров. Средневековые эрии донесли до нас рассказ об одном таком роскошном ковре, зрый покрывал весь пол в громадной парадной зале дворца -и-Кесра в Ктесифоне. По приказу одного из арабских военачаль-

В

«*» 32 •*•

33 •**

ников, захвативших дворец, ковер был разрезан на куски и поделен между воинами как военная добыча, и каждый кусок продавали за 20 тыс. диргемов1. Стены дворцов были украшены фресками с портретами вельмож, придворных красавиц, музыкантов, богов.

Государственной религией в Сасанидском Иране был зороастризм (по имени основателя этой религии бактрийского мыслителя Заратуштры (Зороастра, 599/598— 522/521 гг. до н.э.) Это учение объясняло мир как арену борьбы двух противоположных начал — доброго, справедливого и ложного, злого. Главным божеством, олицетворяющим добро, был Ахурамазде, носителем злого начала был Ангхро Майнью. Согласно зороастризму человек принимает этические решения, находясь между этими двумя силами. Важной частью зороастризма был культ огня (огненные алтари). Учение мыслителя изложено в 17 частях Авесты, сборника зороастрийских канонических текстов.

Символом плодородия было мифическое существо Сенмурва, изображаемое в облике собаки-птицы, богиней любви и земли считалась красавица Анахиту.

Смена господствующей религии относится к VII в., когда Иран был завоеван арабами, ради утверждения новой веры — ислама, разрушавшими цветущие города. Распространение ислама вызвало появление новых типов зданий — мечетей, минаретов, мавзолеев и пр. Однако замечательное сасанидское искусство оказало сильное влияние на арабскую мусульманскую культуру, а через арабов — на Испанию и другие страны Западной Европы. Следы сасанид-ского искусства можно и сейчас найти на территории от Китая до Атлантики.

Основные термины и понятия

Боги

Глиняные таблички

Двуречье

Зиккурат

Зороастризм

Идеографическое письмо

Ислам

Клинопись

Культ воды

Культ неба и небесных светил

1 Кинжалов РЖ, Луконин В.Г. Памятники культуры Сасаниоского Ирана. — Л.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 1960. — С. 9 Адад Иштар Анахиту Нергал Ангхро Майнью Сенмурва Ахурамазде. Син Вильги Шамаш Ирра Т*

Вопросы для повторения

1. Какие государства существовали на территории Двуречья?

2. Как объяснить сочетание веры в богов, похожих на людей, и жестокость нравов, характерную для ассирийского общества?

3. Назовите важнейшие достижения и первооткрыгия в области научного знания у жителей Древнего Двуречья.

4. Какие из семи чудес света находились на территории государств Двуречья?

<< | >>
Источник: А.Н. Маркова (ред.). Культурология: Учеб. пособие для вузов. - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. -319 с.. 2001

Еще по теме Культура Древней Месопотамии (Двуречья):

  1. Секретные лекарства шумеров
  2. ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (ДВУРЕЧЬЕ, ЕГИПЕТ, ИНДИЯ, КИТАЙ)
  3. 6.3 Культура древней Индии
  4. 11.1. Исторический экскурс
  5. 11.3. Художественная культура месопотамских цивилизаций
  6. Культура Древней Месопотамии (Двуречья)
  7. 3. ПРОБЛЕМА ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА
  8. 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ
  9. 4. ГОСУДАРСТВО МИТАННИ »»
  10. Политическая история нововавилонского периода.
  11. М
  12. Н
  13. П
  14. Шумерская культура
  15. Космос и магия
  16. Магияи металлургия
  17. ГЛАВА 5 ЭНЕОЛИТ