Культура Европы XVII в.
Версаль ——-^——— Архитекторами Л. Лево, Ф. Д Орбе, Ж. Ардуэн-Мансаром и творцом ландшафтов А. Ленотром был создан грандиозный королевский городок, храм абсолютной власти, где этикет, подобно литургии, управлял жизнью двора первого из монархов мира.
XVII век — переломная эпоха в развитии человеческого обще-|ства: завершается Средневековье и начинается Новое время.
Цен-[ тральные события этого столетия — заключительный этап Великих {географических открытий, первая научная революция, а также со-|циальная, буржуазная революция в Англии. Результатом этих ершений явилось образование мирового рынка, когда между еми континентами устанавливаются регулярные экономические I, в Европе утверждаются капиталистические отношения. Естественно, что эти процессы повлияли на развитие в XVII в. вропейской культуры.Среди различных видов духовной культуры особое место в II в. заняла наука, которая не только получила развитие, а со-ершила прорыв, названный в истории человечества первой научной щей. Ее результатом стало формирование науки Нового
(подробнее см. главу 15).
Поскольку действовали противоречивые тенденции и старое не Келало уступать дорогу новому, шла острая борьба не только межсредневековыми устоями и нарождавшимся новым, между нау-эй и религией, но и между различными религиозными направлении.
Смелые новаторские взгляды лучших представителей духовной ры подвергались гонению, суду, враждебным нападкам. Со-на костре Дж. Бруно, сослан в ссылку Галилей, предан про-Спиноза — и это далеко не полный перечень притеснений, эрым подвергались те, кто опередил свое время. Однако в этом противоборстве создавались истинные произве-духовной культуры, причем в самых разных ее областях — пософии, литературе, живописи, в музыке, эжественные Господствующими художественными стилями стили XVII этого столетия были барокко и классицизм.
столетия Барочный стиль, барокко, просуществовал вЕвропе с 1600 по 1750 гг. Ему присущи вырази-гость, пышность, динамика. Направленное на поддержку ка-геской церкви в ее борьбе с Реформацией искусство барокко пось непосредственно воздействовать на чувства зрителей, дом высшего выражения чувств считается скульптура Берни-шЭкстев св. Терезы». Живопись, скульптура, декор, архитектура целостный драматический эффект. Первоначально воз-: в римских церквях стиль завоевывает всю Европу, обретая : этом новые черты.
В Италии барокко представлено в живописи Караваджо, во рии — произведениями Рубенса, Ван Дейка, в Ис-
<*> 151 •*?
пании — полотнами Веласкеса и Риберы, в Голландии — творениями Рембрандта, Халса. л
В архитектуре прямые линии уступили место извилистым и ломаным, декор приобрел большую роль и изощренность. Осуществлялись широкомасштабные проекты, например площади собора св. Петра в Риме (архитектор Бернини).
Термин «барокко» первым применил в XIX в. историк Я. Бурк-хардт. Он употребил его в пренебрежительном смысле как «вычурный», «причудливый».
В XVII в., когда во Франции установилась неограниченная власть монарха, которая достигла апогея при Людовике XIV, сформировалось классицистическое направление, охватившее все виды художественного творчества — классицизм. Классицизм, основанный на следовании принципам античного искусства: рационализма, симметрии, целенаправленности, сдержанности и строгом соответствии содержания произведения его форме, стремился выразить возвышенное, героическое и нравственные идеалы, создать ясные, органичные образы. В то же время классицизм нес в себе черты утопизма, идеализации, отвлеченности, академизма, нараставшие в период его кризиса.
Классицизм установил иерархию художественных жанров — высоких и низких. Так, в живописи высокими жанрами признавались исторические картины, мифические, религиозные. К низким относились пейзаж, портрет, натюрморт, такая же соподчинен-ность жанров соблюдалась в литературе.
Высокими считались трагедия, эпопея, ода, а низкими — комедия, сатира, басня. Четкая разграниченность планов и сглаженность форм устанавливались для произведений скульптуры и живописи. Если в фигурах было движение, то оно не нарушало их спокойной статуарное ги, пластической замкнутости. Для четкого выделения предметов использовался локальный цвет: для ближнего — коричневый, для среднего — зеленый, для дальнего плана — голубой.По общему развитию культуры вперед вышла Франция, художников мирового уровня дали Испания, Голландия, Фландрия. В музыкальном творчестве на это столетие приходится формирование учения о гармонии и зарождение нового музыкального жанра
— оперы, родиной которых была Италия. Италия и Франция были лидерами в создании прекрасных архитектурных ансамблей и дворцово-парковых сооружений.
Английская Английский философ Томас Гоббс (1588 —
культура 1679) считается создателем первой законченной
системы механистического материализма. Гоббс
— один из представителей теории возникновения государства по общественному договору, или контрактной теории государства. Согласно этой теории государство — результат своеобразного до-
говора, который заключили суверенный властитель и подданные. По мнению Гоббса, побуждением к заключению такого договора являлся страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за свою жизнь, свободу и имущество. Появление государства положило конец естественному состоянию «войны всех против всех», которая имела место, по мнению Гоббса, в догосударственный период. Гоббс первым выступил против божественного происхождения королевской власти. Свою теорию он изложил в главном произведении «Левиафан». Его философские труды — «Основы философии» («Отеле», «Очеловеке», «Огражданине»).
Крупнейший поэт Англии этого времени — Джон Мильтон (1608—1674). В поэмах «Потерянный Рай» и «возвращенный Рай» в биб-лейских аллегорических образах он отразил события Английской ! революции. Мильтон — автор поэмы «История Британии» и впечат-I ляющей, но неудобной для постановки трагедии «Самсон — борец», в \ которых затрагивал проблему тираноборчества.
Мильтон — прогрессивный общественный деятель, блестящий [публицист — отстаивал суверенитет Английской республики, за-I щищал свободу революционной печати (памфлет «Зашита английского народа», «Ареопагитика»).
После реставрации династии Стюартов в Англии возродилось [светское искусство, осуществлялись попытки утвердить в английском |театре и литературе каноны классицизма, но трагедийного стиля соз-здесь не удалось.
Из комедиографов выделялись Вильям Уичерли (1640—1716) и Вильям Конгрив (1670—1729). Комедии Конгрива [«Двойная игра», «Любовью за любовь» и другие высмеивают светское при-| творство, их отличают изящный юмор и игра слов, запуганность интриги. В XVII в. в Англии формируется музыкальный театр. Круп-(нейший английский композитор столетия — Г.Пёрселл (ок. 1659— 1695), автор первых английских опер «Дидона и Эней», «Король Артур». его музыке высокая техничность сочетается со сдержанной экс-ессивностью мелодии.в *VH в- передовым государством Европы бы- ла Голландия — важнейший центр европейской культуры, с очагом свободомыслия — Лейденским университетом.
Выдающихся успехов добилось голландское изобразительное скусство, особенностью развития которого в XVII в. было преоб-ае станковой живописи и отсутствие монументально-деко-картин. Центром внимания голландских художников бы-человек и природа. Ведущие жанры — бытовая живопись, пей-ъж, ставший в XVII в. самостоятельным жанром.
Франс Хале (ок.1580—1666) — художник-портретист, в его рупповых портретах выражены чувства товарищества, равнопра-свободы. Для индивидуальных портретов характерны демо-
«*> 153 •*•
Культура Голландин
кратизм, наполненность жизнью и движением, свободой и артистизмом («Смеющийся кавалер», «Цыганка», «МаллеБаббе»). ,
Для творчества Якоба Ван Рейсдала (1628/29—1682) характерны драматизм, поэтическое раскрытие величия природы. Он писал сельские пейзажи, особенно ему удавались изображения сучковатых, искореженных непогодой деревьев. Лучшие его полотна — «Лесное болото», «Водопад», «Еврейское кладбище».
Вершины голландское искусство XVII в. достигло в полотнах Рембрандта. Его произведения вошли в сокровищницу мирового искусства. Харменс Ван Рейн Рембрандт (1606—1669) — живописец, рисовальщик, офортист. В полотнах Рембрандта сочетались глубина психологической характеристики с исключительным мастерством живописи. Искусство его — новаторское, отличается жизненностью образов, демократичностью.
Одно из самых знаменитых творений Рембрандта — «Ночной дозор» — групповой портрет стрелковой роты, отправляющейся на охрану Амстердама, и это не просто портрет, а героический образ эпохи Нидерландской революции.
Сосредоточив внимание на движении, мастер создал новый тип группового портрета, бывшего до этого в статике.Тематически картины Рембрандта разнообразны. Это религиозные («Святое семейство»), мифологические («Даная»), исторические («Заговор Юлия Цивилиса») полотна, психологические портреты людей, близких художнику своим внутренним строем. По всем правилам барокко Рембрандтом написано полотно «Жертвоприношение Авраама», но и в нем художник прослеживает душевное состояние Авраама, выступая и живописцем и психологом. Наибольшей глубины и тонкости характеристики Рембрандт достиг в автопортретах («Автопортрет с Саскией»). Признана совершенной в художественном отношении прославленная картина «Блудный сын».
Рембрандт — офортист, выполнивший более 2000 уникальных рисунков, не менее значительных, чем его живописные работы.
Считается, что в мире равных этим офортам Рембрандта нет. Искусство Рембрандта оказало огромное воздействие на последующее развитие живописи.
Голландия XVII в. дала миру и крупнейшего философа — Бенедикта Спинозу (1632—1677), материалиста и пантеиста. Он рассматривал мир как закономерную систему, которая познаваема. Природа — это единая, вечная и бесконечная субстанция, причина самой себя. Свойства этой системы — мышление и протяжение, а ее единичные проявления — это отдельные вещи и идеи. Для Спинозы человек — часть природы, душа его — модус мышления, тело — модус протяжения. Учение Спинозы оказало большое влияние на развитие атеизма и материализма.
««» 154 •*»
За вольнодумство в 1656 г. Спиноза был отлучен от религиозной общины и предан проклятью. Его труды запрещалось публи-i, ковать, главное его произведение «Этика» было издано друзьями I после смерти Спинозы. Голландский ученый отстаивал необходимость крепкой государственной власти, которая должна быть защитником неотчуждаемых прав человека — права частной собст-^венности, свободы совести, свободы мысли. Эти идеи Спиноза изложил в «Богословско-политическом трактате».
Фламандская XVII в.
— золотой век для нидерландской жи-жнвопись вописи: национальные художественные школы не знали придворного искусства, не вмешива-|яась в творчество живописцев и церковь. Несколько иными путя-|ми развивалось фламандское искусство. После раздела Нидерландов на Голландию и Фландрию основными заказчиками на произ-[ ведения искусства во Фландрии были дворяне, высшее бюргерство католическая церковь. Социальный заказ предопределил назна-ение художественного творчества — украшать замки, дома патри-и культовых сооружений. Поэтому преобладающим жанром | светской живописи были портреты знатных и богатых заказчиков,сцены, огромных размеров натюрморты.
Выдающиеся художники Фландрии этого времени — Рубенс, [ Дейк, Йордане и Снейдерс.
Питер Пауль Рубенс (1577—1640) обладал универсальным талан-Разнообразны сюжеты его полотен (религиозные, мифологи-вские, аллегорические, пейзажи, сцены крестьянской жизни, эртреты), но все они проникнуты огромным жизнеутверждаю-началом. Для мастера характерно сочетание реалистических |наблюдений и чувственной красоты образов, драматизм. В карти-выполненных в стиле барокко, приподнятость, патетика, бур-аое движение. Полотна полны декоративного блеска и колорита, ге известные полотна Рубенса — «Воздвижение креста», «Снятие с «Персей и Андромеда», «История Марии Медичи», «Возвращение жне-\цов>, «Вирсавия», портреты — «Камеристка», «Шубка», автопортреты.
Рубенс создал свой мир — мир богов и героев подстать гипер-[болическим образам «Гаргантюа и Пантагрюэля» Ф. Рабле. Колорит |«го полотен строится на контрасте тонов обнаженного тела с яр-f кими одеяниями и благородным сдержанным тоном.
В историю изобразительного искусства вошел самый знамени-ёвдй ученик Рубенса — блестящий портретист Антонио Ван Дейк (1599—1641). Он автор парадных портретов аристократов, полити-ческих деятелей, прелатов церкви, богатых бюргеров, местных t красавиц, собратьев-художников. Им написано много портретов и [членов королевской семьи. Несмотря на парадность портретов, ху-|дожнику удается уловить в каждом индивидуальные особенности
* 155*»
модели и проявить блестящее мастерство. Его персонажи непринужденны и изящны, а окружающая их обстановка подчеркнуто декоративна. Есть у Ван Дейка полотна на мифологические и христианские сюжеты, проникнутые лиризмом («Сусанна и старцы», «Св. Иероним», «Мадонна с куропатками»).
Один из выдающихся художников Фландрии — Якоб Йордане (1S93—1678). Его крупномасштабные полотна изображают мифологические, аллегорические сцены из крестьянской жизни. Любимый жанр — бытовые картины («Бобовый король», «Поклонение пастухов», «Сатир в гостях у крестьянина»). Йордане с наибольшей полнотой выразил национальный колорит и национальный тип.
Франс Снейдерс (1579—1657) прославился натюрмортами и сценами охот. Его натюрморты монументальны, декоративны, красочны. Снайдерс великолепно рисовал дары природы — рыбу, мясо, фрукты (серия «Павки»), меха, перья, схватки животных.
Культура Испания занимает в истории живописи XVII в. Испании особое место: в этот короткий исторический
отрезок времени творили великие художники — Рибера, Сурбаран, Веласкес и Кано.
Выдающийся художник Диего Родриго де Сильва Веласкес (1599—1660) почти не писал картин на религиозные сюжеты и темы. 40 лет он был придворным живописцем испанского короля в Мадриде, где создал многочисленные портреты членов королевской семьи и королевского двора, из которых наиболее примечательны «Менины» («Фрейлины»). В историческом полотне «Сдача Бреды* он изобразил с чувством достоинства не только победителей, но и побежденных, что было для искусства того времени новаторством.
Веласкес — блестящий портретист, умеющий при лаконичности и монументальности, выразительно представить многогранность изображаемых образов. В сокровищницу мирового искусства по колористическому мастерству вошел портрет папы Иннокентия X, в котором художник, используя только два цвета (белый и красный) с глубокой проникновенностью изобразил сущность модели. Зритель видит целеустремленного человека, с жестким характером, непреклонной волей, активным темпераментом, ни в чем не сомневающегося и не знавшего преград.
Одна из прославленных картин Веласкеса — обнаженная женская натура — «Венера с зеркалом». Реалистические бытовые сценки запечатлены им в картинах «Завтрак», «Водонос», «Пряхи». Кисти мастера принадлежат и пейзажи, которые по наполненности светом и воздухом предвосхитили живопись XIX в.
Наиболее известные картины Хусепе Риберы (1591—1652) — «Хромоножка», пленительная «Се. Инесса», «Св. Себастьян». Его искусство демократично, проникнуто знанием народной жизни. Библейские и евангельские образы полны мужественности и достоинства.
Основные сюжеты картин Франсиско Сурбарана (1598—1664) — религиозные. Они написаны мощным простым стилем и часто сфокусированы на одинокой коленопреклоненной фигуре. Теплота цветовой гаммы сочетается с суровостью, величием и простотой композиций («Се. Лаврентий»). Писал Сурбаран и натюрморты.
Бартоломео Эстебан Мурильо (1618—1682) — один из основателей академии живописи в Севилье. В своих произведениях, носящих сентиментальный оттенок, изображал, как правило, мадонн («Мадонна с младенцем», «Непорочное зачатие», «Святое семейство»), уличных мальчишек («Мальчик с собакой»).
Алонсо Кано (1601—1667) — скульптор, живописец и архитектор, представитель испанского барокко. Он автор фасада собора в Гранаде, деревянного резного алтаря и изящных раскрашенных скульптур.
В литературе Испании последним значительным писателем-гуманистом считается Франсиско де Кеведо (1580—1645). Его плутовской роман «История жизни пройдохи» повествует о мошеннике, попадающем в авантюрные приключения.
Один из крупнейших драматургов XVII в. — Педро Калъдерон де ла Барка (1600—1681). Хотя в его творчестве и преобладали феодально-католические идеи, он показал глубокие общественные I противоречия и протест против угнетения народа, этот мотив — содержание пьесы «Саламейский алькальд». Кризис культуры Возрождения > стал темой философской пьесы «Жизн> есть сон», в которой достигнута [трагическая сила. Кальдерон — автор известных всему миру блестящих комедий «Дама-невидимка», «С любовью не шутят», «Сам у себя под стра-\ жей». Пьесы Кальдерона до сих пор идут на театральных сценах.
Культура ® XVII в. Рим становится центром развития
Италии нового стиля — барокко. Осуществляется пере-
ход к созданию целых архитектурных ансамблей, в которые включаются не только отдельные сооружения, ; площади, но и система улиц (трехлучевая). Главный въезд города благодаря этому соединяется с основными архитектурными ансамблями Рима. Вместо статуи организующим площадь началом становится обелиск. Сооружают фонтаны, украшенные скульптурами. По мере развития меняются акценты — если на начальном ^ этапе барокко украшается прежде всего интерьер здания, внутрен-Щ ний двор, дворцовый парк, то в период позднего барокко усиливается архитектурный декор. Большую динамичность приобретает ?культовое зодчество. Скульптуры украшают фасады церквей, вилл, 'палаццо, парки, сады, надгробия, фонтаны.
Крупнейший архитектор столетия Джованни Лоренцо Бернини €[(1598—1680). Главное его творение — грандиозная колоннада на
«ж» 156
площади собора св. Петра в Риме. Он оформил королевскую лестницу в Ватикане. Бернини — великолепный скульптор, автор многочисленных скульптурных портретов. Стиль его полон экспрессии и драматизма. Замечательный образец — мраморные Аполлон и Дафна, выполненные для кардинала Боргезе.
Представитель раннего итальянского барокко в живописи — Гвидо Рени (1575—1642). Особое место в его творчестве занимает фреска *Аврора». Рени — создатель многочисленных религиозных образов, в том числе и Мадонны.
Италия стала страной, где в XVI в. был заложен фундамент учения о гармонии Дж.Царлино (1517—1590). В XVII в. это учение развивалось и сформировалось. Появился новый жанр музыкального искусства — опера, драматизм в которую внес композитор К.Монтеверди (1567—1643), достигший подлинной гармонии слова и музыки. Его оперы «Орфей» и «Коронация Поппеи» способствовали становлению этого жанра.
В 1637 г. в Венеции открылся первый публичный оперный театр «Сан-Кассиано». Происходит смена тем оперных произведений — мифологические сюжеты уступают место историческим, драматическим и героическим, иногда переплетаясь с комедийным и даже фарсовым сюжетом.
Экономический застой, переживаемый Италией, отразился на литературе. В поэзии господствовал вычурный стиль — маринизм по имени неаполитанского поэта Д.Марини (1569—1625), хотя передовые люди Италии отстаивали искусство высокого гражданского назначения, например, Томмазо Кампанелла (1568—1639) — автор романа «Город солнца, или Идеальная республика». С резкими сатирами против аристократического стиля выступал художник и поэт Сальватор Роза (1615—1673). Сложился жанр пародийно-бурлескных поэм с нападками на церковь и аристократию, на модный маринизм и академизм. Лучшим произведением этого жанра признано «Похищенное ведро» Апесандро Тассони (1565—1635).
Искусство В XVII в. искусство Германии переживало тя-
Г мании желые последствия, нанесенные стране, ее экономике и культуре феодальной реакцией и контрреформацией, наступивших после Крестьянской войны XVI в.
Архитектура Германии на рубеже XVI—XVII вв. развивается в стиле барокко с использованием особенно пышных и сложных его форм. Таков портал ратуши в Кёльне, постройки в Гёйдельберг-ском замке. Сооружения архитектора Э. Голля (1573—1646), особенно его ратуша в Аугсбурге, несут на себе печать подлинного мастерства.
В музыкальном творчестве достижением стала разработка крупнейшим композитором добаховского периода Г.Шютцем
[?(1585—1672) вокально-инструментального жанра (оратории, духов-концерты) и сочинение первой немецкой оперы «Дафна» оперы-[балета "Орфей и Эвридика'. Композитор также создал яркие образцы
мотета и хорового концерта.
В 1678 г. в Гамбурге был открыт первый постоянный оперный театр. В целом в немецкой музыке господствовал жанр духовного ^концерта «страстей», органная музыка. Развивалась клавирная му-
с ведущим жанром — сюиты.
В литературе в творчестве М.Опица (1597—1639) рождается ^„классицизм. В своей «Книге о немецкой поэзии» он отстаивает подража-традициям иноземной культуры и в сжатой форме излагает |историю немецкого Возрождения, прерванного Тридцатилетней i. Основной мотив произведений поэта и драматурга А. Гри-Ъ&шуса (1616—1664) — поиски смысла жизни. Несмотря на песси-и мистику он отразил в своих произведениях антивоенные и ([гуманистические мотивы.
В противовес галантной, так называемой прсциозной поэзии, бюргерские писатели-реалисты: М.Мошерот (1601— J669) и Г.Гриммельгаузен (ок.1621—1667). В романе «Видения Фипанде-i ш Зиттевальда» Мошерот показывает жизнь страны периода Три-нетней войны. Гриммельгаузен в романе «Похождения Сииплицис-а» сочувствует обездоленному народу и протестует против по-вской раздробленности Германии.
Официальным направлением в литературе Франции классицизм был признан с момента образования в 1635 г. в Париже Академии литературы. Родоначальником классицизма в литературе стал Пьер Корнель |1606—1684), автор трагедий «Сид», «Гораций», «Цинна», «Полиеект», п» и др., прославлявших силу воли, управляемой разумом, эрнсль считается создателем французского театра. Стержень пьес орнеля — трагический конфликт страсти и долга, в них действу-1 героические характеры, великий поэт обличает деспотизм. Образцом французской прозы стали произведения Франсуа де уко (1613-1680) и Мари Мадлен де Лафайет (1634-1693). В афоризмов и сентенций «Размышления, или Моральные изрече-я», содержащем краткие, острые и циничные наблюдения за и людьми, Ларошфуко подвергает критике современное аристократическое общество. Мари Лафайет — автор первого Франции психологического романа «Принцесса Кпевская», который звался огромным успехом у читателей. Все персонажи рома-— реально существовавшие люди, но выведенные под другими енами.
Теоретиком классицизма выступил Никола Буало (1636—1711). | Правила и нормы классицизма изложены им в трактате «Поэтичес-
Культура Франции
158
159**
кое искусством (в форме поэмы). Он автор остроумных «Сатир», в которых высмеял религию, государственных деятелей. Его поэтическое дарование высоко ценил А. С. Пушкин.
Величайший драматург Франции — Жан Расин (1639—1699), автор трагедий «Андромаха», «Британик», «Береника», «Митридата», «Ифи-гения», «Федра», «Афапия» и др. Расин заимствовал сюжеты из греческой мифологии и создавал свои произведения по всем канонам классической греческой драмы. В его пьесах при исключительной музыкальности и гармоничности стиха, уравновешенности внешней формы изображены остро драматические конфликты, душевная трагедия людей, вынужденных приносить свои чувства в жертву требованиям общественного долга.
Огромное влияние на развитие мировой драматургии оказало творчество Мольера (наст, имя Жан Батист Поклей, 1622—1673), реформатора сценического искусства, комедиографа, актера. Важнейший источник вдохновения для него — фарсовая драматургия. На основе сочетания классицизма и традиций народного театра Мольер создал жанр социально-бытовой комедии. В его произведениях «Тартюф, или Обманщик», «Мещанин во дворянстве», «Мизантроп», «Мнимый больной», «Смешные жеманницы», «Урок женам», «Брак поневоле», «Скупой» обличаются, как писал Бальзак, вероломство, постыдная любовь стариков, человеконенавистничество, злословие, фатовство, неравные браки, скупость, продажность, распутство судей, тщеславие.
Большую эмоциональность, социальную остроту и реалистическую конкретность приобрела сатира в баснях крупнейшего поэтического дарования Франции — Жана Лафонтена (1621—1695), в своем творчестве опирающегося на античные образцы и народные традиции (басни Эзопа), так называемого животного эпоса. В его произведениях абсолютная монархия и аристократическое общество сравниваются с царством кровожадных и хищных зверей; осуждается церковь, скептически оценивается религия и в то же время раскрывается подлинная человечность людей из народа («Сапожник и откупщик», «Крестьянин с Дуная», «Купец, дворянин, пастух и сын короля» и др.).
Во второй половине XVII в. передовым представителем французской литературы был Антуан Фюретьер (1620—1688). Его главное произведение — «Буржуазный роман» — важный шаг в развитии реализма.
В это время жил и писал свои знаменитые сказки Шарль Перро (1628—1703). Его сборник «Сказки матушки Гусыни» включает сказки «Спящая красавица», «Красная Шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах» и др. В некоторых из них писатель использовал европейские народные сюжеты (так, сюжет «Золушки» имеет около 700 вариантов).
Основоположник классицизма в живописи — Никола Пуссен (1594—1665), писавший картины на мифологические и литератур-ле темы. Строгая уравновешенность композиций, культ природы преклонение перед античностью — характерные черты творчест-художника («Смерть Германика», «Танкред и Эрминия», «Спящая Венера», [«Пейзаж с Полифемом», цикл «Времена года», «Аркадские пастухи»). Пуссен маленькие восковые модели фигур для своих картин, экспериментируя с различными композициями и освещением.
Мастером лирического пейзажа был художник Клод Лоррен (1600—1682). Его ясная светлая живопись в классическом стиле |оказала сильное влияние на вкусы XVII—XVIII вв. Персонажи его потен (как правило, мифологические или исторические) чаще Цвсего затеряны в окружении поэтического пейзажа («Заколдованный рамою»). Тонкими эффектами освещения Лоррен сумел выразить юе ощущение природы в зависимости от времени суток (серия
i суток*).
Хотя в архитектуре еще сохранялись элементы готики и Ренес-зса, но уже появились и элементы классицизма, например, фа-здания Люксембургского дворца (архитектор С. де Брос) рас-енен ордером, который станет обязательным для этого стиля; ко-эннада восточного фасада Лувра (архитектор Перро) характеризу-простотой ордера, равновесием масс, статичностью, чем дос-
ся чувство покоя и величия.
Крупнейшим дворцовым архитектурным сооружением XVII в. нется Версаль. Здесь достигнута стройность, соразмерность его грандиозного ансамбля в целом. Дворец строили архитекто-ЛЛево (1612—1670) и Ж.Ардуэн-Мансар (1646—1708). Ардуэн-1ансар возводил также величавые торжественные сооружения: эрец Большой Трианон, Дом Инвалидов, Вандомскую площадь, i Лево проектировал дворец Тюильри.
Создатель парков Версаля и Тюильри — архитектор, мастер са-ово-паркового искусства Андре Ленотр (1613—1700). Парк в Вер-ле замечательно сочетался с архитектурой фасада дворца, обра-енного к парку, симметрия фасада как бы продолжается в про-эрных «партерах» (садах, клумбы и дорожки которых составляют исунок), радиально расходящихся аллеях, открытых перспективах. В XVII в. во Франции на первое место выдвигается светская 1, она начинает преобладать над духовной. Развиваются опе-и балет. Первые национальные оперы — «Триумф любви», «Пас-пь». Основоположник национальной оперной школы — компо-эр, танцовщик Ж.Б. Люлли (1632—1687), автор опер «Альцеста», «Тезей», а также оперной увертюры, музыки к спектаклям Мольера. Развивались в это время и инструментальные школы — лютне-клавесинная, виольная.
<*. 160**
Культурология
«. 161 .*»
Основные термины и понятия
Барокко
Инструментальная школа
Классицизм
Лирический пейзаж
Маринизм
Натюрморт
Опера
Офорт
Патрициат
Первая научная революция
Прециоэная поэзия
Субстанция
Сюита
Вопросы для повторения
Еще по теме Культура Европы XVII в.:
- 1. Культура Европы XIX века
- § 3. Древнерусская духовная культура и метафизика веры
- ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ
- 9.2. КУЛЬТУРА РОССИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVIII - КОНЕЦ XIX ВЕКОВ)
- Культура России XIV — XVII вв.
- Культура Европы XVII в.
- Культура Европы XIX в.
- Культура Европы XX в.
- Проявления Ренессанса в культуре второй половины XV — начала XVII в.
- Глава 12 КУЛЬТУРА ВЕНГРИИ В КОНЦЕ XV — НАЧАЛЕ XVII в.
- Искусство Западной Европы в XVII веке
- Искусство Западной Европы в XVIII веке
- I. Проблема языка в свете типологии культуры. Бобров и Макаров как участники языковой полемики
- Глава XVII АБСОЛЮТИЗМ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
- ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ В КУЛЬТУРЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ
- 3. РОССИЯ В XVII в.
- ГЛАВА VIII. СОБЫТИЯ И ЯВЛЕНИЯ МИРОВОЙ ИСТОРИИ XVII ВЕКА
- 2.1. Мировая история: переход к новому времени. Россия в XVIII в.: первые попытки модернизации страны
- 1.1. Возрождение этнической культуры как социально- историческая проблема