Культура и религия
Храмовый комплекс Боробудур (Индонезия) входит в число самых крупных в мире культовых сооружений буддизма. В каждой из колоколообразных ступ хранится по одной статуе Будды.
cfa 4P qfc, jp qfc, ф qfc, ф qfc, ф qfc, ф qfc, ф
УУроблема соотношения культуры и религии всегда вызывала большой интерес у мыслителей разных научных школ и мировоззренческих ориентации.
О ней писали самые авторитетные зарубежные и русские авторы: Н.А. Бердяев, Б.А. Рыбаков, Э.Б. Тайлор, Дж.Д. Фрезер и др. Различные аспекты проблемы культуры и религии рассматривали такие историки и философы, как АВ. Горский, А В. Картпашев, П. А. Флоренский. В современной отечественной литературе этим аспектам посвящено немало различных публикаций. Взрыв общественного интереса к этой теме в настоящее время не случаен: именно с культурой многие связывают возрождение России, а возрождение культуры — с религией.Единого мнения о соотношении культуры и религии у ученых нет. Первая культурологическая концепция — богословская, или религиозная. Практически все ее представители объявляли религию основой культуры. Эту точку зрения со всей полнотой выразил известный английский этнограф Дж. Фрезер. Он считал, что «вся культура — из храма».
Такому подходу противостоит другой — атеистический, вообще исключающий религию из понятия культуры, считающий их явлениями различными, противостоящими друг другу. Истоки таких взглядов восходят к «просветительской концепции» (Гольбах, Гельвеции, Дидро, Ламетри, Фейербах и др.). Согласно ей религия противостоит духовному прогрессу. Фейербах полагал, что религия возникает «лишь во тьме невежества, нужды, беспомощности, некультурности» и, следовательно, поэтому заключает в себе элементы, существенно противодействующие образованию1.
Как видим, эти точки зрения являются крайними, диаметрально противоположными и, следовательно, взаимо исключают друг друга.
Кроме них, существуют и другие точки зрения. Истоки религии Религия (от лат. religio — благочестие, святыня, набожность, предмет культа) представляет собой мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существование бога.Религия в своем развитии прошла длинный и сложный путь формирования. На первоначальных стадиях развития человече-
ского общества утвердились религиозные верования, в которых запечатлевалось осознание людьми зависимости от природных сил. Так как уровень развития был еще низким, человек не отделял себя от природы и переносил на нее отношения, складывавшиеся в первобытной общине. Не понимая сути многих природных явлений, будучи перед ними бессильным, человек испытал чувство страха перед этими явлениями — таинственными силами, пытаясь найти способы воздействия на них.
Объектом религиозных отношений, признаваемым святыней, сначала был какой-либо существующий предмет, животное, наделяемое сверхчувствительными свойствами. Ему поклонялись, он становился фетишем. Поскольку человеку хотелось, чтобы предмет поклонения оказывал нужные ему (человеку) действия, то получила развитие магия, возникли колдовские обряды, заклинания.
Так возникла вера в то, что душа существует самостоятельно, отдельно от тела. Такая вера называется анимизмом. Поэтому дальнейшее развитие религиозных отношений обусловило деление мира на два — реально существующий и потусторонний, сверхъестественный. Позже возникли и сформировались более сложные религиозные системы. Религии мирового уровня, т.е. наиболее распространенные — буддизм, христианство, ислам — сформировались вместе с феодальным обществом.
Религия и искусство имеют общие истоки, корни. Истоки искусства — в человеческой практике, в той ее стороне, где находит свое проявление человеческая инициатива. Ибо свобода творчества есть выражение развивающейся и углубляющейся трудовой деятельности, в процессе и в результате которой человек создает орудия труда, осваивает окружающий мир, углубляет общение с подобными себе, реализует себя, свои возможности, эстетически осваивает мир.
Истоки религии — в человеческой практике, но, как было показано выше, в той ее стороне, которая отражает несвободу, зови-1 симость человека от окружающего мира.
Именно тогда у него появилось желание прибегнуть к помощи иных, более могучих, чем он сам, сил. Отсюда возникли магия, фетишизм и другие первобытные верования. Но в первобытном обществе магия и искусство возникли одновременно, сливаясь и переплетаясь друг с другом. Это наблюдалось в первобытных обрядах. С одной стороны, они служили средством магического воздействия на окружающий человека мир, а с другой, — средством удовлетворения эстетических потребностей.Одной из самых ранних форм религии был фетишизм (от фр. fetiche — идол, талисман). Он проявлялся как почитание неоду-
1 Фейербах Л Иэбр философ проиэв В2т —М, 1955 Т 2 —С 724,728
шевленных материальных предметов, наделенных, по мнению древних, таинственными свойствами. В числе ранних форм религии были анимизм (от лат. anima — душа) — вера в существование души и тотемизм (от слова «ототем», что на языке орджибве означает «его род») — вера в сверхъестественное родство между человеческими родами и животными. Они были типичными для первобытно-общинного уклада и входили в состав той культуры, которая соответствовала этой стадии.
По мере развития общества возникали политеизм, народност-но-национальные религии. Классический пример политеизма (от поли — много и греч. theos — бог, т.е. многобожие, вера во многих богов) — древнегреческие и древнеримские религии с многочисленным пантеоном ^огов.
К народностно-национальным религиям относятся иудаизм, индуизм, синтоизм, коифуиианство и др. Носителями таких религий являются, как правило, представители одного зтноса, хотя могут быть и другого.
Народностно-национальные религии — это специфические, проявляющиеся в конкретных формах системы религиозной культуры. Им свойственны детальная ритуализация обыденного поведения (прием пищи, соблюдение гигиенических правил), специфическая обрядность, строгая система религиозных правил и запретов, моральных норм ценностных ориентации в обществе.
Таким образом, по мере усложнения общественного организма, его материальной и духовной культуры усложняются и сами религиозные системы, образуя своеобразную подсистему ценностей.
Мировые религии **° всемирно-историческом процессе различные религии играют различную роль. Наиболее заметную, как указывалось, выполняют те из них, которые принято называть мировыми по количеству верующих: буддизм, христианство, ислам. Именно эти религии проявили максимальную приспособляемость к изменяющимся общественным отношениям и вышли далеко за пределы территории, где первоначально возникли. Мировые религии никогда не оставались неизменными, а трансформировались в соответствии с ходом истории.Происхождение мировых религий не отличается от происхождения религий вообще. Они стали мировыми не сразу, а лишь в ходе исторического процесса.
Буддизм возник в Индии в VI—V вв. до н. э. в условиях господства рабовладельческих отношений. Для раннего буддизма характерно стремление указать выход из тяжелого положения людей в признании их духовного равенства, якобы дающего возможность
добиваться спасения всем, независимо от их социального положения. Сложившись вначале как одна из многочисленных сект (или философских школ) Северной Индии, буддизм затем широко распространился по всей Индии, а позже в странах Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии. Он проявил большую пластичность, вобрав в себя религиозные верования и культуры разных стран (см. также гл. 3).
Христианство (от греч. christos — помазанник), зародившись первоначально в Восточном Средиземноморье в еврейской этнической среде как одна из сект иудаизма, позже, хотя и не сразу, но решительно порвало с этой материнской основой, вступив с ней в противоречие. Почти вытесненное из своей родины, христианство обнаружило необычайную силу экспансии. В I в. н. э. оно распространилось среди рабов-вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов. А затем в ходе исторического процесса проникло во все зоны Земного шара.
Этому в большой степени способствовал отказ христианства от этнических, социальных ограничений и жертвоприношений. Основные идеи христианства — искупительная миссия Иисуса Христа, второе пришествие Христа, Страшный суд, небесное воздаяние, установление царствия небесного.
Христианство имеет три направления: католицизм, православие и протестантизм, который, в свою очередь, включает течения — лютеранство, кальвинизм, англиканство.
Ислам возник в Аравии в VII в.
н. э. в иных социальных условиях. В отличие от буддизма и христианства он возник не стихийно, а в результате целенаправленных действий феодальной арабской знати, заинтересованной в объединении сил для осуществления территориальных захватов и торговой экспансии. Ислам широко распространился среди многих стран Азии и Африки.Историческая судьба всех трех мировых религий при всей неодинаковости исторической среды имеет нечто общее. Зародившись первоначально в одной определенной этнической культурной среде, каждая из этих трех религий в дальнейшем растеклась широко по разным странам, попадая в различные условия, гибко приспосабливаясь и одновременно воздействуя на них. Уже одно это обстоятельство говорит о многом с точки зрения взаимодействия данных религий и культур различных народов.
Изучение истории религии основано во многом на изучении религиозных памятников, являющихся убедительными примерами связи религии и культуры.
«256 •*»
9 Культурология
Под религиозными памятниками мы подразумеваем прежде всего культовые памятники: памятники религиозного искусства (живописи, музыки), религиозной литературы, религиозной архитектуры, создатели которых собственно и преследовали культовые цели.
Имея функциональный характер, многие религиозные памятники одновременно являются достижениями мировой культуры. В их создании участвовали гениальные архитекторы, художники, мастера фресковой живописи, иконописцы, композиторы. Тем самым религия оказала огромное влияние на развитие всех видов искусства, а, следовательно, культуры вообще.
Еще по теме Культура и религия:
- Глава 3. РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНОГО УНИВЕРСУМА
- Религия и генезис культуры
- Религия как культурная универсалия и ее взаимодействие с другими универсалиями культуры
- 8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА
- ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ
- ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА
- СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ
- 3.3. Социологические концепции культуры
- ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА СЕМЬИ В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР НА УРОКАХ РКИ
- Культура и религия
- КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
- 2. Секта или «синтез всех религий»?
- С. П. Винокурова НАУКА и религия: проблема Социального доверия