Культура России XIV — XVII вв.
Шатровые храмы XVI — XVII вв. На нижней кубической части (четверике), служившей основанием, строился восьмигранный столб (восьмерик), который венчал шатер.
Церковь Рождества в Путинках
Храм Вознесения в Коломенском
I
YIV ЛЬТ'Г'1а - второй половины XIV в.
начинается подъ-™ ем русской культуры, обусловленный успехами воловины вв. хозяйственного развития и первой крупной победой над иноземными завоевателями в Куликовской битве (1380). Это событие стало важным шагом на пути освобождения страны от монголо-татарского ига. Возрождаются старые и развиваются новые центры хозяйственной жизни и культуры. Определяется ведущая роль Москвы, привлекающей все новых жителей благодаря центральному расположению в северо-восточной Руси и наличием удобных речных и сухопутных торговых путей. Москва возглавляет "борьбу за объединение Русских земель, возрастает ее влияние как одного из культурных центров. Московские князья принимают титул Великих князей Всея Руси.
Борьба русских людей с иноземными захватчиками — основная литературных произведений того времени. Это летописная ^Повесть о взятии Батыем города Владимира», «Слово о погибели Русской зем-Яи», «Повесть о разорении Рязани Батыем». В них рассказывается о гибе-русских городов, смелости и мужестве русских воинов. Литературным памятником того времени стало «Житие Александ-Невского». В поэтической форме в нем рассказывается о Невской Ледовом побоище, об отношениях Александра Невского (ок. ($220—1263) с Золотой Ордой и о смерти князя. Воспеваются его Подвиги во славу земли Русской.
В «Сказании о граде Китеже» повествуется о том, как после гибели 'Защитников град Китеж стал невидимым, чтобы его не захватили Враги. Лишь изредка город возникает как отражение в озере Свет-лояре, при этом слышится звон городских колоколов.
Победе на Куликовом поле посвящено наиболее выдающееся произведение этого времени «Задонщина» (от места битвы — за До-Щом), написанное в жанре исторической повести рязанцем Сафо-Кием в конце XIV в.
Автор сопоставляет события современной ему | Жизни с событиями, описанными в «Слове о попку Игореве». Победа на Куликовом поле — это как бы отмщение за поражение войск Игоря Святославовича. Эта победа восстановила славу и могущество ^Русской земли. К Куликовскому циклу относится и «Сказание о Ma-Ъаевом побоище» (первая половина XV в.). Для произведения характерны художественная выразительность и идейность. Оно выдер-сравнение со «Словом о полку Игореве» и его ставят в один ряд Шедеврами европейской литературы эпохи Возрождения.«, 105*»
Широкое развитие получило зодчество, в первую очередь в Новгороде и Пскове — городах, политически менее зависимых от монгольских ханов. В XIV—XV вв. Новгород был одним из крупнейших центров развития искусства, экономической и политической жизни. Русские зодчие того времени продолжали традиции архитектуры домонгольского периода. Они использовали кладку из грубо отесанных известняковых плит, валунов и частично кирпича. Такая кладка создавала впечатление силы и мощи. Эту особенность новгородского искусства так отметил академик И. Э. Грабарь: «Идеал новгородца — сила, и его красота — красота силы».
Результат новых исканий и традиций старого зодчества проявился в храмовой архитектуре XIV в. Это церковь Спаса на Ковалеве и церковь Успения на Волотовом поле (разрушена во время Великой Отечественной войны). Образцы нового стиля — церковь Федора Стратилата и церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Для этого стиля характерны нарядное внешнее убранство храмов, украшение фасадов декоративными нишами, скульптурными крестами, а ниш — фресками. Церковь Спаса Преображения, расположенная в торговой стороне Новгорода, представляет собой типичный крестово-купольный храм в четыре мощных столпа и одной главой.
Одновременно с храмовым в Новгороде велось и крупное гражданское строительство. Новгородские мастера совместно с немецкими построили Грановитую палату дли торжественных приемов и заседаний Совета господ. Новгородские бояре строили себе каменные палаты с коробовыми сводами.
В 1302 г. в Новгороде был заложен каменный кремль, который впоследствии неоднократно перестраивался1.Другим крупным хозяйственным и культурным центром в то время был Псков. Город напоминал крепость, архитектура зданий — суровая и лаконичная, почти полностью лишенная декоративных украшений. Длина стен большого каменного кремля составляла почти 9 км. Псковские строители создали особую систему перекрытия зданий со взаимно перекрещивающимися арками, что впоследствии дало возможность освободить храм от столбов. Псковские мастера завоевали на Руси всеобщую известность и оказали большое влияние на московское строительство.
1 Кремль (до XIV в. назывался детинец! — центральная часть древнерусских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями. Кремль включал в себя комплекс оборонительных, дворцовых и церковных сооружений. Обычно кремль располагался на высоких местах, на берегу реки или озера и был ядром города. В настоящее время сохранен кремль в Москве, Новгороде, Пскове, Туле, Нижнем Новгороде, Смоленске и других русских городах.
<*. 106 ?**
В Москве каменное строительство началось во второй четверти в. К этому времени относится сооружение белокаменной кре-Московского Кремля — древнейшей центральной части го-|ьода на Боровицком холме, на левом берегу реки Москвы. В 11366—1367 гг. по указу князя Дмитрия (позже Донского) были воз-ведены стены и башни из белого камня (известняка, который провозили из подмосковного села Мячково). В 1365 г. был построен белокаменный собор Чуда Архангела Михаила, у юго-восточного крыла был возведен придельный храм Благовещения. В последующее время на территории Московского Кремля были возведены ; новые храмовые и гражданские строения.
Велось строительство и в других городах — Коломне, Серпухове, {Звенигороде. Крупнейшей постройкой того времени был Успенский собор в Коломне — шестистолпный городской собор, поднятый на эком подклете, с галереей. Древнейшие сохранившиеся памят-московского зодчества — Успенский собор в Звенигороде, со-Саввина Сторожевского монастыря близ Звенигорода и Троиц-' собор Троице-Сергиевого монастыря, Спасский собор Андроникова
Новым направлением в московской архитектуре стало стрем-ie к преодолению «кубичности» и созданию новой, уетремлен-1Й вверх композиции здания за счет ступенчатого расположения
IB.
История русской живописи XTV—XV вв.
так же, как и зодчест-стала естественным продолжением истории живописи домон-;ого периода. Иконопись развивается также в Новгороде и Новгородская иконопись в XIV в. в отличие от фресок развивалась медленно. На иконах писалось, как правило, едино-Яичное изображение святого. Если же на одной иконе писалось Несколько святых, их не связывало какое-либо действие, они изображались фронтально. Этим достигалась сила воздействия. Новгородские иконы этого периода характеризуют лаконичная композиция, четкий рисунок, чистота красок, безупречная техника. 1 Широкое распространение наряду с иконописью получила [фреска — живопись по сырой штукатурке красками, разведенными На воде. Стенную живопись на Руси этого времени относят к «золотому веку». В XIV в. фресковая живопись оформляется композиционно, пространственно, вводится пейзаж, усиливается пси-югизм изображения. Особенно проявились эти новшества в енитых новгородских фресках церкви Федора Стратилата и ркви Успения на Волотовом поле.Особое место среди художников XIV—XV вв. занимает гени-Феофан Грек (ок. 1340 —после 1405). Родом из Византии,
«» 107 4»
1скове.
он обошел в скитаниях Византию, Крым, где расписывал церкви в Константинополе, Галате, Халкедоне, Кафе (Феодосии). На Руси его талант проявился с наибольшей силой. Произведения Феофана Грека — фрески, иконы — отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой.
В творчестве Феофана Грека на Руси выделяются два периода: новгородский и московский. В первом он выступает смелым новатором, бунтарем, создает редкие по одухотворенности произведения. В московский период творчество Феофана Грека характеризует его уже как художника, обретшего спокойствие и уравновешенность.
В Новгороде Феофан Грек расписал церковь Спаса на Ильине улице. Эти росписи сохранились фрагментарно. Характеристика изображенных святых отмечена строгой индивидуальностью, каждая фигура живет обособленной жизнью, наполнена внутренним движением.
Феофан Грек воплотил в своих персонажах одухотворенность человека, его внутреннюю силу.В Москве Феофан Грек расписывает церковь Рождества Богородицы с приделом Лазаря. Расписывает также Архангельский собор в Кремле, вместе со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым — Благовещенский собор в Кремле. Для иконостаса этого собора он использовал доски высотой более 2 м. Феофан Грек создал в Москве мастерскую, которой приписывают икону Богоматери Донской с Успением на обороте и др.
Другим выдающимся художником этого времени был русский изограф Андрей Рублев (ок. 1360/70—1427/30) — монах Андроникова монастыря1, в котором он умер и похоронен. Его творчество знаменовало подъем русской культуры периода создания централизованного Русского государства и возвышения Москвы. При нем московская школа живописи достигает своего расцвета. Произведения Андрея Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов, идея согласия и гармонии, совершенство художественной формы.
Андрей Рублев участвовал в создании росписи и икон в старом Благовещенском соборе в Московском Кремле, Успенском соборе во Владимире, Троицком соборе в Троице-Сергиевой лавре, Спасском соборе Андроникова монастыря.
В отличие от творчества Феофана Грека искусство Андрея Рублева проникнуто возвышенно-светлым настроением, состоянием душевной гармонии, оно отражает радостное отношение к миру,
< Ныне здесь создан музей Андрея Рублева.
экойствие, безмятежность. Характерная черта его стиля — лири-умиротворенность, его персонажи мягче, человечнее, чем у
Грека.
Наиболее известное его произведение, совершенное по испол-— икона «Троица». Она была написана для иконостаса Тро-эго собора в Троице-Сергиевом монастыре. На иконе с редкой кественной силой выражена гуманистическая идея согласия и эвеколюбия, дан обобщенный идеал нравственного совершен-1 и чистоты. Образ Бога в трех лицах представлен в облике трех нов, все три фигуры составляют круговую композицию вокруг Душевная чистота, ясность, выразительность, просветлен-•? чистые тона, особенно «голубец», прозрачно-зеленый, золоти-1, единый ритм линий с большой силой воплощают идею гар-
i и святости.
Среди сохранившихся произведений Андрея Рублева также ски на тему «Страшный суд» в Успенском соборе во Владими-6.
В отличие от традиционного изображения образы Рублева полчеловечности, без излишней суровости. Рублев написал неикон для иконостаса Троицкого собора Троице-Сер-эго монастыря. Его кисти принадлежат иконы апостолов Пав-и Михаила. Последней работой Андрея Рублева называют рос-Спасского собора Андроникова монастыря (сохранились ленты орнаментов).^Культура конца |^ля и<даРж°-кУльтУРного развития Русских XV—XVI вв> земель конец XV—XVI вв. был переломным. Продолжалось образование единого Русского арства, страна окончательно освободилась от монголо-кого ига, завершалось формирование русской народности. оказало существенное влияние на формирование культурных
эцессов.
В русской культуре усиливаются светские и демократические ементы. В литературе появляются произведения, поддерживаю-новую государственную политику. Теория происхождения ского государства нашла свое выражение в «Сказании о князьях Вла-и «Сказании о Владимире Мономахе». В них утверждалось, что государи ведут свое происхождение от римского импера-Августа и, следовательно, имеют право на все Русские земли. _? идею поддержала церковь, которая связала ее с идеей о Моск-как о «третьем Риме». Игумен псковского Елизарова монастыря полей в своих посланиях великому князю Василию III писал, > прежде существовали два мировых центра христианства — Рим Византия, которые пали из-за отхода от «истинного христианст-к Правители Византии изменили истинному христианству (пра-
<*> 108
<*> 109
вославию), заключив унию1 с католической церковью, следствием чего было завоевание Византии турками (1453). Москва, не признав Флорентийскую унию, стала новым мировым центром христианства, т.е. «третьим Римом». А «четвертому Риму не бывать», так как, по мнению церкви, может быть только «три мировых царства», после чего наступит «конец света». Тезис яМосква — третий Рим* служил обоснованием мирового значения Русского государства и православной церкви.
Получила дальнейшее развитие литература путешествий, которая до XV в. описывала хождения христианских паломников в святые места. В XV в. появились записки (дневники) тверского купца Афанасия Никитина о его путешествии в Индию — «Хождение за три моря*. Это был первый европейский письменный труд о хозяйстве, обычаях, религии Индии.
К первой половине XVI в. относятся работы талантливого публициста дворянина Ивана Пересветова (сСказание о царе Константине», сСказание о Магомете-Саптане», ^Предсказания философов и докпюров латинских о Царе Иване Васильевиче» и др.), в которых он изложил свою программу преобразований в стране. Идеал государственного устройства Пересветов видит в сильной царской власти: «Государство без грозы — что конь без узды», — утверждает он. Главную опору царя автор видит в лице поместного дворянства. Он предлагает возвышать людей не по богатству и знатности рода, а по заслугам.
За ограничение власти царя выступал в своих сочинениях сподвижник царя Ивана Грозного князь Андрей Курбский (1528— 1583), автор многих произведений, в том числе «Истории о великом князе Московском», в которых обличал деспотизм и жестокость царя. Интересна переписка Курбского с Иваном Грозным о путях развития Руси2.
Хозяйственные и политические достижения России этого времени оказали заметное влияние на повышение уровня грамотности и просвещения, которые распространялись прежде всего среди феодалов и купечества. Встречались грамотные и среди крестьян. Грамоте обучали в частных школах в основном священники и дьячки. В школах изучали часослов3 и псалтирь4, а в некоторых — начальную грамматику и арифметику.
Большую роль в истории культуры России сыграло такое новшество, как книгопечатание. Первые издания, появившиеся в 1553 г.,
1 М«?(цврк.) — объединение гравославной и католически цф^ при сохранении своих обрядов и богослужений.
2 Опасаясь опалы царя, в 1564 г. Курбский бежал в Литву.
3 Часослов — церковно-богослужебная книга, содержащая псалмы, молитвы, песнопения и другие тексты богослужения.
4 Псалтирь — сборник псалмов, молитвенных песнопений, входящих в Ветхий Завет.
<*, 110-чг»
имели авторов и не датировались, до настоящего времени из-яо семь изданных тогда печатных памятников. Новый этап в эпечатании наступил в 1563 г., когда на средства царской каз-[ была устроена типография в Москве. Книгопечатание стало го-арственной монополией. Во главе типографии стояли дьяк Федоров (1510—1583) и Петр Мстиславец. 1 марта 1564 г. бы-напечатана первая русская- датированная печатная книга — и»1, а в 1565 — «Часослов». Позже Иван Федоров и Петр ец переехали на Украину, затем в Литву, где продолжили :свою просветительскую деятельность. В Москве книгопечатание их ученики — Никифор Тарасьев, Тимофей Невежа и сын Андроник Тимофеев Невежа. Всего до конца XVI в. было счатанр около 20 книг церкрвнр-религаозного содержания. Среди литературных памятников того времени — огромный 13-свод церковной литературы «Вегплие МинеиЧетъи» («Ежемесячные »). Это написанные митрополитом Макарием (1482—1564) эписания русских святых, составленные по месяцам в соот-
с днями чествования каждого святого.
Создаются обобщающие летописные произведения, например, т Летописный свод2 — своеобразная всемирная история от зрения мира до середины XVI в. Памятником русской исто-ЕКОЙ литературы является также ^Степенная юта», составлен-духовником Ивана IV (Грозного) Андреем. В ней излагается история от Владимира I Святославовича до Ивана IV. i составлена по материалам летописей, родословных книг и др. Свод житейских правил и наставлений, возникших в среде боярства и купечества, содержит фиострой» (XVI в.). ЧЯ1ЦИ1НЯЛ патриархальный уклад- в семье и деспотическую главы семьи над ее членами. В книге давались советы, как бережливым, приберегать запасы и др. («а жена да убоится ) своего»).
Архитектура конца XV—XVI вв. отразила возрастание междудой роли русского государства. Наступает новый этап как в ловом, так й в гражданском зодчестве. В строительстве наряду русскими мастерами участвуют мастера из Италии, которая в то
: была передовой страной Европы.
Создание русского централизованного государства со столицей i Москве было ознаменовано строительством на месте старого но-Кремля, ансамбль которого окончательно сложился в конце — начале XVI в. В это время в строительстве стали использо-
»— богослужебная книга, содержащая почти весь Новый Завет, за исключением Евангелий, украшенный миниатюрами.
* 1 1 1 *•
вать кирпич и терракоту. Кирпичная кладка вытесняла традиционную белокаменную. В 1485—1495 гг. белокаменные стены Московского Кремля были заменены кирпичными.
По образцу Успенского собора во Владимире итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти был сооружен новый Успенский собор. Храм поражает красотой пропорций, лаконизмом художественных средств. Русские летописи писали об Успенском соборе, что он «чуден величеством и высотою, и светлостию, и звонно-стию, и пространством». Успенский собор стал классическим образцом монументального храмового зодчества XVI в.
В 1484—1489 гг. псковскими мастерами был построен Благовещенский собор (домовая церковь великих князей) и церковь Ризпо-ложения.
Итальянским архитектором Алевизом Новым в 1505—1508 гг. был возведен Архангельский собор. В его внешнем виде уже ярко выразился светский стиль архитектуры. Основная конструкция — традиционная: крестово-купольный пятиглавный храм с шестью столбами, поддерживающими своды. Однако в наружном оформлении архитектор отошел от древнерусской традиции и использовал богатые архитектурные украшения {декор) итальянского Ренессанса. Архангельский собор был храмом-усыпальницей, куда перенесли гробницы всех великих князей, начиная с Ивана Калиты, здесь хоронили всех великих московских князей, а затем — царей до Петра I.
В Московском Кремле возводились также и светские постройки, в том числе и Княжеский дворец, состоящий из отдельных построек, связанных между собой переходами, крыльцами, сенями. От этого дворца сохранилась Грановитая палата, построенная итальянскими архитекторами Антонио Солари и Марко Руффо в 1487—1491 гг. Грановитая палата (названная так потому, что снаружи выложена большими гранеными камнями) предназначалась для торжественных дворцовых церемоний и приемов иноземных послов, служила в качестве тронного зала. Это просторное квадратное помещение с мощным столбом посредине, на который опираются четыре крестовых свода.
Архитектурным центром Московского Кремля стал «Иван Великий* — столпообразная церковь-колокольня И. Лествичника надстроена в 1600. В XVII в. были построены Теремный дворец, Патриарший дворец и ряд небольших храмов (в XVIII в. — здание Сената, в XIX в. — Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата).
В XVII в. башни Московского Кремля получили существующие ныне ярусные и шатровые завершения. Среди башен наиболее
112*»
значительная — Спасская, на ней часы — Кремлевские куранты (часы с боем). На территории Кремля хранятся памятники русского литейного искусства Царь-пушка (XVI в.) и Царь-колокол (XVIII в.).
В законченном живописном ансамбле Московского Кремля воплотились идеи величия и силы единого Русского государства.
Продолжилось храмовое строительство и в других городах. Монументальные соборы воздвигнуты в Волоколамске, Дмитрове, Угличе, Ростове и в больших монастырях — Кирилло-Белозерском и др.
Развивалось также и другое направление в зодчестве, связанное со строительством небольших посадских и вотчинных храмов. К этому времени была изобретена новая система кирпичных перекрытий — кресчатого свода, что позволило строить небольшие бес-столпные храмы. В архитектуре этих храмов более отчетливо выделялись светские элементы.
Наивысшим достижением русской архитектуры XVI в. стало строительство храма шатрового типа., в котором наиболее ярко выразилось национальное своеобразие русских традиций, основанных на деревянном зодчестве. Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой (1530—1532) стала первым на Руси новым типом строения и по форме, и по высоте (около 60 м). Храм был построен в честь рождения наследника престола Василия III — будущего царя Ивана Грозного.
Вариантом шатрового храма стал Покровский собор (собор Покрова на рву), получивший название собора Василия Блаженного — по имени известного московского юродивого, погребенного под одним из его приделов. Построенный в 1555—1560 гг. русскими зодчими Бармой и Постником в честь взятия Казани, собор представляет собой группу из девяти столпообразных (столпных) храмов, размещенных на общем постаменте — высоком подклете и 'объединенных внутренними переходами и наружной галереей — гульбищем. Центральный храм увенчан большим шатром, вокруг которого расположились купола восьми приделов. Все они имеют форму восьмерика, идущего от традиций русского деревянного зодчества. Архитектурно-декоративное убранство собора богато и
сообразно. Живописность композиции и пышность наружного [ства, а также малая площадь отдельных приделов, где одно-
менно могут находиться пять-шесть человек, свидетельствуют о [том, что собор замышлялся как храм-памятник. Он рассчитан в
ювном на внешнее восприятие.
В XVI в. огромный размах получило крепостное строительство ^строительство крепостей). Были построены кремли в Нижнем [овгороде, Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове и других русских •родах.
«» 1 13 •*•
В Москве в 1535—1538 гг. была возведена вторая линия укреплений, которая опоясала торгово-ремесленную часть столицы — Китай-город. В 1585—1593 гг. архитектором Петроком Малым была воздвигнута третья линия каменных укреплений Москвы — Белый город. Работами этими руководил известный мастер Федор Конь. В 1595—1596 гг. он построил Смоленский кремль, в архитектуре которого сочеталось техническое совершенство и изящество оформления. Последняя линия внешнего укрепления Москвы — деревянные стены на Земляном валу (ныне Садовое кольцо) — «Скоро-дом» были поставлены в конце XVI в. в связи с набегами крымских татар.
Мощные стены и башни были выстроены и во многих монастырях, ставших укреплениями. В окрестностях Москвы такими были монастыри: Новодевичий, Пафнутьево-Боровский, Троице-Сергиев, Иосифо-Волоколамский, на Севере — Кирилло-Бело-зерский, Соловецкий и др.
Живопись конца XV—XVI вв. представлена произведениями талантливого русского мастера Дионисия (ок. 1440—1502/03). Он обладал огромной силой художника и неистощимой творческой фантазией. В 70-е гг. XV в. Дионисий создал росписи и иконы в соборе Пафнутьево-Боровского монастыря под Москвой. Совместно с группой мастеров он расписывал Успенский собор в Московском Кремле (росписи сохранились фрагментарно). Их сюжеты — образы мучеников, погибших за веру, отражают идею защиты Отечества.
Позже Дионисий работал в Иосифо-Волоколамском монастыре, в последние годы жизни вместе с сыновьями Владимиром и Феодосием расписал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря в Белозерском крае, о чем свидетельствует надпись на храме. Это редкий случай, когда фрески сохранились почти полностью в первозданном виде. Выполнено около 25 композиций на тему Богородицы («Собор Богородицы», «Похвала Богородице», «Акафист Богородицей и др.). Фрески создают праздничное настроение в основном за счет колорита — нежных полутонов: бирюзовых, бледно-зеленых, светло-розовых и других тонов, объединенных ярко-лазурным фоном. Фрески представляют собой многофигурные композиции на фоне пейзажей с далекими светлыми горками и тонкими деревьями.
Дионисий с учениками написал также иконостас этого собора. Кисти самого Дионисия принадлежит икона «Богоматерь Одигитрия» (Путеводительница).
Работы Дионисия — иконы и фрески — отмечены утонченным рисунком, изысканным колоритом, пышной декоративностью, отличаются праздничностью и нарядностью, светлой радостью.
1 Акафист — хвалебное песнопение.
<* 114**
Постепенно расширяется круг тем живописи, возрастает инте-к нецерковным сюжетам, особенно историческим. Развился исторического портрета, хотя изображение реальных лиц но-,. все еще условный характер. Интересна в этом плане роспись яереи Благовещенского собора Московского Кремля. Наряду с ионными изображениями святых и московских князей по-ся портреты византийских императоров и античных мудре-Гомера в русском платье, Вергилия — в мантии и широкопо-[ шляпе, Плутарха, Аристотеля и др. Живопись конца XV—XVI в. характеризуется растущим инте-Ом к реальным историческим лицам и событиям. Эти же моти-ачинают проникать и в другие виды культуры. Успешно развивается декоративно-прикладное искусство. Па-XVI в. русской резьбы по дереву — «Моноиахов трон» Ивана того в Успенском соборе, царские врата, резные иконостасы. шитье вместо шелковых нитей используются металлические — ле и серебряные, широко применяется жемчуг, драгоценные [. В XVI в. развивается и искусство литья, русские мастера изго-
' мелкую утварь, льют колокола. Выдающийся памятник прикладного искусства этого времени | царский венец — шапка Мономаха, в которой впервые в исто-Руси венчался в 1547 г на царство Иван IV. Культура Московской Руси XIV—XVI вв. переживала подъем, свя-с разгромом Золотой Орды и созданием единого Русского го-. с центром в Москве. Это нашло свое отражение в развитии направлений культуры — в литературе, зодчестве, живописи, де-э-прикладном искусстве, а также в росте грамотности и
1, чему способствовало появление книгопечатания. ультура XVII в. В истории России в XVII в. завершается период Средневековья. Передовые страны Европы уже на путь буржуазного развития, а Россия продолжала ся феодальной страной. Окончательно оформилось крепо-право (1649), что привело к резкому обострению классовой эрьбы, крестьянским волнениям. Недаром XVII в. называют бун-1шным. В начале столетия Россия пережила и годы великой сму-которые начались походом на Москву Лжедмитрия. Захват сквы поляками, а затем освобождение ее народным ополчени-под водительством нижегородского купца Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, избрание русским царем Михаила Ро-и восстановление государственной власти в виде сословно-едставительной монархии привели к перестройке общественных яошений.
<*> 115 •*»
Начало нового периода в русской истории было и новым этапом в истории русской культуры. В XVII в. русская культура сохраняла все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но намечаются и новые элементы. Однако новые тенденции четко обозначились лишь к концу века. Во многом они были связаны с именем Петра I и проводимыми им реформами.
Начинается формирование русской найми. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев. Рост связей между отдельными областями России через торговлю, отходный промысел, переселение, участие в войнах и т.п. способствуют взаимопроникновению различных диалектов, складывается единый русский язык, в основе которого диалект Москвы и примыкавших к ней с юга земель. Создание единого русского языка еще более способствовало росту самосознания людей как единой русской нации.
Культурно-исторический процесс этого периода характеризуется начавшимся разрушением средневекового религиозного мировоззрения. Происходит так называемое обмирщение культуры, т.е. отход культуры от церковных традиций и придание ей светского, гражданского характера (секуляризация)1. Этот процесс сказался на развитии образования и книгопечатания.
Росту грамотности способствовало появление учебных пособий (рукописных и печатных). В 1634 г. был издан первый букварь Василия Бурцева, затем неоднократно переиздававшийся и продававшийся по доступным ценам. В 1648 г. вышла Грамматика М. Смот-рицкого, а в 1687 г. — жСчитание удобное» — таблица умножения. Широкое распространение получили и рукописные азбуковники, прописи и пособия по арифметике.
Распространение грамотности способствовало росту спроса на книги. В XVII в. Печатный двор в Москве напечатал 483 книги, среди которых были и светские.
Продолжали выходить рукописные книги. Издавались и переводные книги, которые с 70-х гг. XVII в. переводились в Посольском приказе. Это были произведения как на религиозные, так и на светские темы.
Обучение грамоте велось «мастерами» из лиц духовного звания, обучали детей, начиная с 6 лет. После усвоения букваря переходили к заучиванию часослова и псалтири. Дети знати учились в семьях, учителями зачастую были иностранцы. Многие обучали своих детей иностранным языкам, латыни.
Стали устраиваться школы, в основном при монастырях. В 1680 г. в Москве при Печатном дворе на Никольской улице было
открыто училище с двумя классами: в одном изучали славянские языки, в другом — греческий. Сначала в училище преподавали 30 учителей, а через пять лет — уже более 200. В 1687 г. тоже на Никольской улице была открыта первая высшая школа — Славяно-греко-латинская академия. В нее перевели старших учеников из училища при Печатном дворе, которое стало подготовительным отделением Академии. Окончившие Академию получали служебные чины.
В литературе XVII в. также происходило обмирщение, появляется реалистическая бытовая и историческая повесть, где постепенно утрачиваются церковные элементы. Героями становятся не святые, а обычные люди, описываются реальные события.
Многие произведения повествовали о смутном времени: «Сказание» Авраама Палицина, «Новая повесть о преспавном Российском государстве» и др. В них рассуждалось о причинах «великой разрухи» и в то же время показывалось величие русского народа, его патриотизм.
В произведениях литературы второй половины XVII в. появляется новое отношение к человеческой личности — интерес к внут-реннему миру человека, признание его ценности независимо от положения в обществе.
К XVII в. относятся первые записи фольклора — произведений .устного народного творчества. Это оказало влияние на письменную литературу, происходит взаимное сближение литературного и 1ДНОГО языков. Основными литературными жанрами остаются, как и прежде, летописи, сказания, жития, но они наполняются но-содержанием. Появились исторические повести о завоевании
мри Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и др.
Жанр «жития» приобретает характер автобиографии. *Жшпие протопопа Аввакума, им самим написанное» можно назвать первым в русской литературе мемуарным произведением. Протопоп Аввакум (1620—1682) — один из крупнейших деятелей периода раскола1 русской церкви, был и выдающимся писателем (написал более 80 произведений). Язык его сочинений — сочетание церковнославянского и живого разговорного языка. Большинство его произведений написано в последние 15 лет жизни, когда он сидел в остроге в ожидании смерти (сожжен в 1682).
Появляются и новые литературные жанры, особенно во второй Половине XVII в., — сатирические произведения, стихи. Принципиально новой по языку, сюжету и герою стала стихотворная «Повесть о Горе злосчастии», которая отражает взаимоотношения отцов и де-
1 Секуляризация — процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под влияния религии и церкви.
1 Церковный раскол возник в результате проведенной патриархом Никоном (1605—1661) церковной ? реформы, унифицировавшей все церковные обряды по греческому чину (образцу). Противники реформы, требовавшие возврата к старым традициям, назывались старообрядцами.
<*> 1 16
тей. Сюжет повести — трагическая судьба молодого человека (безымянного героя), купеческого сына. Он захотел порвать со старыми домостроевскими порядками и пожелал жить по своей воле, но это ему не удалось. Он терпит неудачу, послушавшись Горя, которое едва не довело его до погибели. В результате своих злоключений герой уходит в монастырь, где Горе не может его настичь. Сюжет этой повести переплетается с библейским сюжетом о блудном сыне.
Той же теме посвящена стихотворная комедия «Притча о блудном сыне» Симеона Полоцкого (1629—1680). Он был автором и другой стихотворной пьесы «О Навуходоносоре царе...* и огромного количества стихов, пропагандировавших знания. Он ввел в русскую поэзию новые жанры, был одним из зачинателей русского силлабического стихосложения.
Новым в русской литературе стал жанр демократической сатиры. В сатирических произведениях обличаются порядки феодального суда с его крючкотворством, волокитой, продажностью судей. Это сатирические повести «О Шемякиной суде» и «О Ерше Ершовиче—сыне Щетинникове», написанные бытовым народным языком. Последняя из них была широко распространена и передавалась из столетия в столетие в виде сказки, в рифмованной и прозаической форме.
Получила распространение и переводная литература, которая проникала в Россию в основном через Польшу, а также Чехию. Переводные произведения издавались в сборниках «Великое зерцало» и «Римские деяния», куда входили поучительные повести, рассказы. Попадали в Россию и рыцарские романы, героями которых были короли, графы — высшая знать. Переводилась также бытовая и плутовская новелла, авантюрно-приключенческая повесть, юмористические рассказы и анекдоты. Зачастую под влиянием русского фольклора они претерпевали изменения, и сами становились достоянием устного народного творчества. Примером может служить «Повесть о Бове королевиче», истоком которой послужил французский рыцарский роман.
В зодчестве XVII в., особенно во второй половине века, отражается также переходный характер эпохи. Происходит обмирщение зодчества — отказ от строгих церковных канонов, переход от строгости и простоты к внешней нарядности, декоративности. Сущность новых исканий — дивное узорочье, как определили этот стиль сами современники. Этот термин отражает пристрастие к обилию декоративных мотивов, вплоть до заимствования восточных, а позднее — западных форм.
Русские храмы XVII в. отличаются богатым внешним декором и внутренним убранством. Постепенно усиливаются светские мочь 11 8 •*•
тивы, снижаются различия между храмовым и гражданским строительством. Церкви становятся похожими на светские хоромы: к основному зданию пристраивались приделы, галереи, и все это соединялось переходами, составляя ансамбль.
Выдающимся памятником зодчества этого времени является московская церковь Рождества в Пушинках (строительство окончено в 1652 г.). Сооружение церкви обошлось в 500 руб., по тем временам — огромная сумма Сначала деньги дали прихожане, но не рассчитали своих возможностей, и им дважды пришлось обращаться за помощью к царю. В композиции церкви сказалось то новое, что вошло в это время в каменную архитектуру Руси. Между основным храмом и приделом была встроена колокольня — са-\ мая высокая часть среди отдельных построек, составляющих храм, \ и как бы объединяющая их. Церковь украшена декоративными деталями, выделяется остротой силуэтов.
Церковь в Путанках — последний из шатровых храмов в Мо-|скве. В 1652 г. на патриарший престол вступил Никон, который за-| претил строительство шатровых храмов, поставив за образец тра-| диционное пятиглавые. Однако шатровые храмы продолжали стро-ся вдали от столицы — Ярославле, Костроме и других городах. |В Москве же зодчие использовали этот стиль при строительстве эколен, которые пришли на смену звонницам. В традиционном построен комплекс зданий Новоиерусалимского монастыря — эродной резиденции патриарха Никона.
Наряду со старыми, традиционными формами в русском зод-появляются и новые. Архитектура второй половины XVII в. ся большей декоративностью, используются различные пения, яркая раскраска, фигурный кирпич, цветные изразцы снаружи, так и внутри зданий. Эта пышная архитектура полу-§1ила название московского барокко1. Характерные черты этого сти-— четкость и симметричность композиции, многоярусность, гая проработка деталей, декоративная резьба по белому раскраска фасадов, цветные изразцы и подчеркнутая уст-емленность здания вверх. Образцами московского барокко стали вь Покрова в Филях, трапезная Троице-Сергиевого монастыря, i также многоярусная колокольня Новодевичьего монастыря. Черты этого стиля проявились в здании Печатного двора и в
башне.
Построенный артелью русских мастеров во главе с Баженом рцовым Теремной дворец в Московском Кремле, представлял эй многоярусное ступенчато-пирамидальное сооружение, «оли-
| Другое названия — русское барокко, нарьшкинскоо барокко, которое происходит от фамилии бояр ышкиных, в чьих имениях в Москве и близ нее строились нарядные многоярусные церкви.
* 119-**
цетворяющее величие царской власти. Новым было убранство дворца — его резные наличники и многоцветные изразцовые пояса как снаружи, так и внутри здания.
Новое строительство велось не только в Москве, но и в других городах. Своими храмовыми постройками по заказу богатых купцов славился Ярославль. Большинство ярославских церквей по размерам и убранству превосходило московские: церковь Ильи Пророка, церковь Иоанна Златоуста. Вершина ярославского зодчества — церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. Ее характеризует монументальность, гармоничное сочетание золотых 15 глав с красным кирпичом стен, украшенных голубыми изразцами.
Развивается гражданское строительство: богатые дворяне и купцы строят для себя, каменные жилые дома. В них также наблюдается отход от традиционной простоты и строгости к богатому декоративному оформлению фасадов. Такие дома строятся как в Москве, так и в Ярославле, Калуге, Нижнем Новгороде и других городах. В Москве памятники архитектуры нарышкинского стиля — палаты думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной, дом дьяка Ивана Волкова в Харитоньевском переулке, палаты бояр Троекуровых в Георгиевском переулке.
Стиль московского барокко конца XVII в., его новые приемы и формы оказали воздействие на архитектуру последующего времени.
Живопись в XVII в. развивалась необыкновенно бурно, ее, как и другие виды искусства, также затронул процесс обмирщения. Происходят становление и развитие реалистической направленности, появляется интерес к человеческой личности. Развивается бытовой жанр, портретный — парсунная живопись1.
Новое направление возглавил Симон Федорович Ушаков (1626— 1686) — русский живописец и гравер. Произведения Симона Ушакова — парсуны, миниатюры сочетают в себе традиционные приемы живописи и новаторские искания. Они знаменуют переход от религиозного к светскому искусству. Ушаков переходит от условности изображения к более точному, стараясь придать своим иконописным изображениям характер живых лиц. На его иконах — реалистический пейзаж и другие изображения, не имеющие непосредственного отношения к сюжету иконы.
Самое известное произведение Симона Ушакова — «Спас Нерукотворный», в котором художник с помощью светотени передает объемность, изображает не абстрактного святого, а реального человека. Ушаков выступил как художник-реформатор, используя традиционные иконографические схемы, он одновременно
< Парсуна — искажение слова с персона» (от лат. persona — личность, лицо).
* 120-*»
стремился к светотеневой моделировке формы, к объемности изображаемых ликов. В 1617 г. он создал икону «Троица», в которой, в отличие от одноименной иконы А. Рублева, передает не духовную красоту, а красоту земную, изобразив ангелов цветущими, полными здоровья юношами.
В первой половине XVII в. парсуны создавались в старой иконописной манере — на липовых досках, яичными красками. Так написаны парсуны царя — Федора Ивановича и воеводы князя М. В. Скопина-Шуйского. В изображении, характерный для иконы, трехчетвертной поворот, крупные головы, широко раскрытые глаза. При этом художники стремятся как можно точнее изобразить реальные черты оригиналов.
В 80—90-е гг. XVII в. русские художники создают наиболее значительные парсуны: портрет в рост дяди Петра I J1.K. Нарышкина и поясной портрет матери Петра I — Н. К. Нарышкиной. Для них характерны пристальное внимание к внутреннему миру человека, тонкая цветовая гамма.
В живописи XVII в. заметно стремление к реализму, повышению интереса к человеческой личности.
До XVII в. на Руси не было театра. На протяжении веков театр заменяли народные обряды — свадьбы, праздники, такие, как проводы масленицы, колядование с участием ряженых. На этих праздниках выступали скоморохи — плясуны, акробаты, музыканты, канатоходцы, кукольники и др. Позже появились народные театры скоморохов со своим репертуаром.
По-настоящему театр появился в XVII в. — придворный и школьный театр. Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы сАртаксерксово действо» (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 г. Царю так понравилось представление, что он смотрел его десять часов подряд. Ставились и другие пьесы на библейские сюжеты.
Вначале придворный театр не имел своего помещения, декрра-ции и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастор Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских «отроков». В 1673 г. 26 жителей Новомещанской слободы были определены к «комедиальному делу», потом число Их увеличилось. Жалованье им платили нерегулярно, но не скупи-Лись на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой Пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича «идворный театр был закрыт, и представления возобновились |,1олько при Петре I.
* 121 •*•
Кроме придворного, в России в XVII в. сложился и шкальный театр при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями и ставились учащимися по праздникам. В пьесах использовались как евангельские сюжеты, так и житейские предания. Писались они в стихах на основе монологов. Кроме реальных лиц, вводились и аллегорические персонажи.
Появление придворного и школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества.
Музыка в основном развивалась в церковном направлении, но пробивались светские мотивы. Распространялась народная историческая песня, чаще песни о Степане Разине.
Церковная музыка начала процветать при Иване Грозном, который и сам сочинял музыку. Еще при Иване III была создана придворная певческая капелла, которая стала центром музыкального образования. Была написана «Грамматика мот» И.А Шайдуровым и *Азбука знаменного пения»1 А Мезенцом. В 1668 г. была основана Музыкальная КОМИССИЯ по собиранию древних музыкальных рукописей. С Запада в Москву пришло партесное (многоголосное) пение. Музыкальный аккомпанемент к псалтири в стихах Симеона Полоцкого написал Василий Титов.
Подводя итоги развития русской культуры XVII в., прежде всего следует отметить ее обмирщение, постепенный отход от религиозных традиций к светским, гражданским мотивам. Это выразилось в возросшем интересе к человеческой личности, стремлении к реализму во всех видах искусства — в литературе, живописи и др. В XVII в. русская литература сделала большой шаг в своем развитии, появились новые направления. Но окончательный перелом произошел в начале XVIII в.
Основные термины и понятия
Бессталпный храм Бунташный век Бытовая повесть Великая смута Гульбище Декор
Демократическая сатира Дивное узорочье
Единый русский язык
Иконопись
Историческая повесть
Книгопечатание
Кремль
Литература путешествий
сМосква — Третий Рим»
<3наменное—одноголосое пение.
Московское (русское, нарышкинское) барокко Народная историческая песня
Обмирщение культуры Парсуна
Партесное пение Подклеть Придворный театр Псалтирь Пятиглавие
Русская народность
Русская нация
Секуляризация
Скоморохи
Уния
Фольклор
Фреска
Часослов
Шатровый храм
Школьный театр
Вопросы для повторения
1. Какое отражение в письменных памятниках и искусстве получила борьба русского народа против иноземных захватчиков?
2. Какие отличительные черты присущи русскому зодчеству и живописи периода XIV—XV вв.? Назовите виднейших представителей искусства этой эпохи.
3. Как проявился процесс образования единого русского государства в развитии культурной жизни страны в XV—XVI вв. (грамотности, просвещении, книгопечатании)? Какие новшества проявились в искусстве?
4. В чем проявились новые черты в российской культуре XVII в., как отразились в искусстве, литературе, образовании процессы разрушения религиозного мировоззрения и обмирщения культуры?
Честь
Родителей на сына честь не прехождает, аще добродетелей их не подражает. Лучше честь собою комуждо стяжати, нежели предков си честию сияти.
Симеон Полоцкий
122-**
Еще по теме Культура России XIV — XVII вв.:
- ТЕОДОР ТАРАНОВСКИ СУДЕБНАЯ РЕФОРМА И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЦАРСКОЙ РОССИИ
- 9.2. КУЛЬТУРА РОССИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVIII - КОНЕЦ XIX ВЕКОВ)
- 10.4 Культура России XVII – XVIII веков
- 11.5 Культура России XX – XXI веков
- 24.1. Русская культура эпохи монголотатарского нашествия
- Культура России XIV — XVII вв.
- Культура России XVIII в.
- Государство и культура России нового времени (первая половина XVIII века)
- РОССИЯ В XVII ВЕКЕ
- 1974 Новые аспекты изучения культуры Древней Руси
- Глава 15. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XVII в.
- Глава 16. КУЛЬТУРА: ОТ МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА ДО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (XIII—XVII вв.)
- Глава 28. КУЛЬТУРА РОССИИ XVIII ВЕКА: ОТ РЕФОРМ ПЕТРА I К «ПРОСВЕЩЕННОМУ АБСОЛЮТИЗМУ» ЕКАТЕРИНЫ II
- 1. ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИАЛОГА КУЛЬТУР (на примере Северного Кавказа)