Культура России XIX — начала XX вв.
Ансамблевая застройка Москвы. Тверская улица. Вид в сторону Кремля.
Модерн. Дом Миндовского на Поварской улице (Москва)
Основные
факторы
и тенденции
культурного
развития
XIX столетие вошло в историю России как время невиданного расцвета культуры, так что за ним прочно укрепился эпитет «классическое время».
В этот период завершился процесс складывания русского литературного языка, культура сформировалась как национальная. Ее представителями были созданы произведения, ставшие по своему уровню бессмертными образцами для всех последующих поколений.Другая особенность культурного развития России в XIX в. в том, что, достигнув небывалого взлета художественного творчества, Россия дала миру великие памятники практически во всех областях духовной культуры — живописи, музыке, архитектуре, науке, технике, философии, театральном искусстве и, особенно, литературе. XIX в. отмечен большими успехами в развитии художественного творчества многих европейских стран и США, но ни в одной из них не наблюдалось такого небывалого одновременного расцвета всех видов искусства. В XIX столетии литература в европейских странах играла ведущую роль, но достижения в русской литературе были столь значительными, что XIX в. назвали золотым веком русской литературы.
Такой расцвет культуры обусловлен рядом факторов. Литературно-художественная жизнь предопределялась и была тесно связана с происходившими сдвигами в социально-экономическом строе, развитии общественно-политической мысли, изменениями в системе образования, расширением межгосударственных связей
страны.
При оценке общих условий развития российской культуры в XIX в. нельзя забывать, что в этом столетии ведущий класс российского общества — дворянство — претерпело такие потрясения, как потерю сначала монополии на землю, а затем — монополии на крестьянский труд (отмена крепостного права).
Нельзя забывать, что-XIX в. стал временем формирования индустриальной цивилизации — в России проходил промышленный переворот, и она существенно повысила свой технический уровень. Потребности растущего промышленного производства стимулировали развитие научно-технической мысли. XIX столетие может по праву называться эпохой высшего взлета научной мысли России. Среди научных изысканий выделялись фундаментальные исследования во многихотраслях науки — математике, химии, физике, физиологии и др. Многие из русских ученых стали лауреатами Нобелевской премии (о науке см. гл. 15).
XIX в. стал временем реформирования системы образования. И хотя оно было непоследовательным (в первой половине века усилилась сословность образования), значительное влияние оказали либеральные идеи Александра II.
Особенно сильный толчок был дан развитию начальной ступени образования. Наряду с действовавшими одногодичными цер-ковно-приходскими школами повсеместно открывались трехгодичные земские школы, преподавали в которых представители местной прогрессивной интеллигенции. Средняя ступень образования включала гуманитарные классические гимназии и реальные училища- Девочки обучались в женских гимназиях и епархиальных училищах.
Университетский устав 1863 г. предоставил университетам страны широкие права автономии. Это сказалось на увеличении численности студентов, демократизации контингента учащихся и повышении уровня знаний выпускников. В Петербурге и Москве впервые были открыты Высшие женские курсы, готовившие учителей и врачей.
В конце столетия трехступенчатую систему образования дополнили новыми структурами — была создана сеть коммерческих училищ, дававших среднее семилетнее образование.
Большие перемены коснулись в начале XX в. высшей школы. В условиях революционного подъема в стране правительство восстановило автономию высших учебных заведений, которая была запрещена в годы царствования Александра III. Расширилась сеть университетов — их стало 9. В крупных центрах страны появлялись новые технологические, политехнические и педагогические институты.
Широкое распространение получили частные высшие учебные заведения.Огромное влияние на подъем и взлет духовного развития российского общества начала XIX в. имела победа в Отечественной войне 1812 г. Только русский народ во главе с фельдмаршалом М.И. Кутузовым смог остановить наполеоновскую агрессию и помог Европе сбросить оковы Бонапарта. После этого звезда Наполеона угасла, а международный авторитет России значительно возрос. Победа в этой войне вызвала патриотический подъем и рост национального самосознания многих русских людей, захваченных грандиозными историческими событиями.
Подъем культуры в России XIX в. совпал с началом активного революционно-освободительного движения. Все ее сферы превратились в арену ожесточенной идейной борьбы. Литература и жур-
«,212-**
|яалистика сконцентрировалась на обсуждении вопросов о судьбах нации и страны, заняв резкую обличительную позицию по отношению к самодержавию. Ода «Вольность» и (Послание в Сибирь» А.С. Пушкина, стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта», знаменитое письмо В.Г. Белинского Н.В. Гоголю — эти лучшие образцы отечественной словесности определили критический характер раздвигая русской литературы.
... Критицизм сознания передовых деятелей эпохи углублял широко развернувшийся процесс демократизации культуры. Он был j связан с приходом в нее представителей непривилегированных сословий, так называемых разночинцев, обнаруживавших живейший интерес к теме «бедных людей». Так в культуру вошла те-\ ма народа. Отныне она станет определяющей для духовных поисков русской интеллигенции.
Фольклористика Глубокому усвоению народных корней культуры способствовало серьезное увлечение фольклором. Ни одно классическое произведение столетия не избегло воздействия устного народного творчества. Это, в свою очередь, способствовало росту национального самосознания, пониманию единства русской и мировой культуры.
Начало систематического изучения народного творчества относится к 30—40-м годам XIX в., хотя его предпосылки были заложены в начале столетия.
В 1804 г.
Киршей Даниловым был издан первый русский сборник фольклора «Древние российские стихотворения». При Московском университете в 1814 г. создается Общество любителей российской словесности. Особенно большой вклад в собрание и изучение фольклора сделали славянофилы братья К.С. и И.С.Аксаковы и П. В. Киреевский. Десятитомное издание народных «Песен» П.В. Киреевского из-за суровых цензурных ограничений вышло только в эпоху реформ, в 60—70-е годы.Всю свою жизнь (свыше 50 лет) посвятил созданию «Толкового словаря живого великорусского язька» (содержащего свыше 200 тыс. слов) писатель, этнограф В.И. Даль (1801—1872). Писатель-ученый также собрал, подготовил и издал сборник «Пословицы русского народа», содержащий более 30 тыс. пословиц, поговорок, прибауток.
Народные сказки собирал русский литературовед, историк, этнограф, представитель мифологической школы А.Н. Афанасьев (1826—1871). Он издал восемь выпусков гНародных русских сказок». Его главный труд «Поэтические воззрения славян на природу» посвящен историко-филологическому анализу языка славян и их фольклора.
Более 200 былин и исторических песен, записанных в Прионе-жье, опубликовал фольклорист Н.Н. Рыбников. Активно собирал,
«*>213 .*•
изучал и использовал в своих произведениях фольклорные источники писатель-революционер П. И. Якушкин.
Литература Среди прочих видов искусства на первое место и драматургия выходит литература, она задает тон общественно-политической мысли и общественному мнению. В условиях огосударствления культуры литература выжила, не снизив уровня идейности. Этого ей удалось достичь благодаря иносказанию, метафоричности. Эти ее свойства позволяли ей говорить со всеми обо всем. Фигура писателя возвысилась как никогда. Своей властью над умами общества писатель превосходил даже святителей церкви.
Основной феномен пореформенного времени — обличителъст-во. Оно диктовалось условиями 60-х годов: либеральные реформы ослабили цензурные и карательные функции власти. Центральной фигурой литературы становится бунтарь, нигилист, революционер.
Еще одно свойство было присуще русской литературе, особенно первой трети столетия.
В одном времени и пространстве она совмещала разнообразие двух ведущих стилей — романтизма и реализма.Для романтизма характерны изображение сильных человеческих страстей, одухотворение природы, идеализация национального прошлого, интерес к сильной неординарной личности.
Наиболее известный представитель русского романтизма — поэт В.А. Жуковский (1783—1852), для творчества которого характерны меланхолические мечтания, интерес к интимно-душевным переживаниям и образам народной фантастики. Эти черты воплощены в таких балладах, как «Людмила», «Светлана» и др.
Представитель гражданского революционного романтизма — К.Ф. Рылеев (1795—1826), автор лирических произведений, исторических «Дум», поэм «Войнаровский», «Напивайко», в которых содержатся политические ассоциации. Пафос революционной гражданственности, призыв к борьбе с самодержавно-крепостническим строем выражены в одах и поэмах В. К. Кюхельбекера (1797—1846) «Смерть Байрона», «Тень Рылеева» и др.
Реализм, зародившийся в последней трети XVIII в., окончательно утвердился на русской почве в 30-е годы XIX в. Впервые с небывалой художественной силой он прозвучал в творчестве трех титанов русской литературы А С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя.
У истоков русской литературы XIX—XX вв. стоит гений А. С. Пушкина (1799—1837). Он основатель новой литературы, создатель русского литературного языка. Одна из его заслуг в том, что
он раньше и глубже всех своих современников понял огромную роль литературы как органа русской общественной мысли, как фактора духовного развития нации. Н.Г. Чернышевский отмечал: «Он первый возвел у нас литературу в достоинство национального дела». О роли поэта Пушкин написал свое знаменитое стихотворение «Пророк».
Пушкин прожил всего 37 лет. Но за короткий по историческим меркам срок совершил творческий подвил создал недосягаемые по совершенству произведения; огромно их число; поражает универсальность его поэтического дарования — им созданы произведения в самых различных жанрах (лирические и философские стихи, оды, поэмы, сказки, драматургические и прозаические произведения, критические, публицистические и исторические труды).
Творчество Пушкина многогранно по охвату поставленных в нем проблем, относящихся как к задачам самой литературы, так и общественной жизни россиян.
Так, в исторической драме «Борис Годунов» это проблема народа как движущей силы истории. В работе над этой драмой созрел художественный реализм Пушкина.Проблема личности и государства — содержание поэмы «Медный всадник». Демократические тенденции творчества поэта ярко проявились в «Повестях Бот/на», впервые в русской литературе поднявшего тему маленького человека («Станционный смотритель»).
Глубокое проникновение в психологию человеческих страстей отличает «Маленькие трагедии». Здесь верное и многостороннее изображение характеров, острый драматизм и поразительная сжатость художественной формы. Здесь необыкновенно проявилась гениальная способность Пушкина проникать в жизнь других народов — он рисует психологию и нравы людей любой национальности и любой исторической эпохи. Белинский отмечал, что Пушкину ничего не стоило быть гражданином всего мира, он называл поэта «мирообъшпющим гением».
В романе в стихах «Евгений Онегин» Пушкин раскрыл отношения личности (понятой им как социальный продукт среды и обстоятельств) и общества. Этот роман — блистательный зачин русского реалистического романа XIX в., определивший национальную традицию и пути дальнейшего развития русского искусства.
М.Ю. Лермонтов (1814—1841) — второй великий поэт России. В 1837 г. за стихотворение «Смерть поэта* был сослан в действующую армию на Кавказ. Стихи на смерть Пушкина — неприкрытое обвинение существующему государственному строю. Это стихотворение знаменовало явление в русской поэзии достойного преемника Пушкина.
*214 •*•
Однако тональность русской поэзии изменилась, она стала мрачнее, трагичнее, сосредоточеннее, так как лермонтовское поколение сформировалось после разгрома восстания декабристов. Многие произведения Лермонтова пронизаны гражданским пафосом, патриотическим чувством («Бородино», «Поэт», «Родина»). В его лирике переплетаются общественно-гражданские, философские и глубоко личные мотивы («Мцыри», «Парус», «Два великана», «Тучи»). Каждое стихотворение выражает состояние человека на переломе, на пороге неотвратимых решений, от которых зависит жизнь.
Центром лермонтовского творчества стал образ Демона, который проходит во многих произведениях поэта, включая одноименную поэму. Лермонтовская атмосфера поэмы — это библейская космичность действия, которая разворачивается как бы прямо под небом, над вершинами гор. Ощущается трагическая напряженность и кажется, что каждый шаг совершается над пропастью, по тонкой границе между жизнью и смертью.
Поэма «Демон» — символическое воплощение идеи бунта личности против несправедливости «мирового порядка», трагедия одиночества. Конец ее, как и всех произведений поэта, печальный.
Вершинное творение реализма Лермонтова — роман «Герой нашего времени», насыщенный глубоким общественным и психологическим содержанием. Его герои тоже несчастны, а главный герой Печорин отправляется из забитой России в Персию искать смерти.
В творчестве Н.В. Гоголя (1809—1852) выделяют начальный этап, связанный с публикацией сборника «Вечера на хуторе близ Ди-каньки». Эти «малороссийские повести» насыщены украинским этнографическим и фольклорным материалом, романтическими настроениями, полны лирики и юмора. Рассказы сборника как бы сотканы из украинских сказок, песен, былей. С ними к Гоголю пришли известность и слава.
Второй этап творчества — реалистический — открывают повести из сборника «Миргород» («Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий») и «Арабески» («Портрет», «Невский проспект», «Нос», «Записки сумасшедшего», «Шинель»). В повести «Шинель» Гоголь наиболее полно воплотил тему униженности маленького человека, его одиночество в самодержавно-крепостнической системе. Гоголевские персонажи показаны с таким художественным мастерством и психологизмом, что они приобрели нарицательное значение. С повести Гоголя «Шинель» традиционно связывается становление натуральной школы в русской литературе.
Гротескное начало «Петербургских повестей» («Нос*, «Портрет» и др.) получило развитие в комедии «Ревизор», в которой автор подверг сатирическому осмеянию чиновничье-бюрократический аппарат России.
Вершиной реализма Гоголя является поэма-роман «Мертвые души», первый том которого был опубликован в 1842 г. В романе сатира на помещичью Россию соединена с пафосом духовного пре-- ображения России.
Открыто бичевал общественные пороки А С. Грибоедов (1790/1795?— 1829) — автор бессмертной комедии «Горе от ума». Комедия отразила не только быт и нравы старого мира барской Москвы, но и движение передовой общественной мысли России в начале XIX в. В образе
? Чацкого воплощена идея активного творческого разума и свободного человеческого чувства, взрывающих косный, варварский мир крепостников. Комедия в легальной печати издана была только в 1862 г., через тридцать восемь лет после своего создания и через тридцать три года после трагической гибели ее автора. Многие образы комедии стали нарицательными, отдельные стихи — поговорками и крылатыми словами.
Обличение крепостничества, его пережитков в жизни и созна-
? нии людей, показ пороков нового буржуазного общества были ос-\ новным направлением прогрессивной литературы в России второй
половины XIX в. Такие гиганты, кяк.Л.Н. Толстой (1828—1910), Ф.М. Достоевский (1821-1881), КС. Тургенев (1818-1883), М.К Салтыков-Щедрин (1826—1889), И.А. Гончаров (1812—1891) изобразили ; целые пласты жизни россиян, с их радостями и печалями, светлыми и темными сторонами жизни.
Гениальное творчество Л.Н. Толстого, автора романов «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье», трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность», оказало огромное влияние на мировую литературу.
В романах «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевский реалистически изобразил столкновение ярких, самобытных русских характеров, страстный поиск героями человеческого счастья, гармонии, дал осмысление общественного и духовного кризиса России с христианской точки зрения.
В прекрасных творениях КС. Тургенева показаны высокие духовные качества и одаренность русских крестьян («Записки охотника»), образы «ЛИШНИХ людей» и новых героев эпохи — разночинцев и демократов («Отцы " дети», «Рудин»), самоотверженность русских женщин («Накануне», «Дворянское гнездо»).
В творчестве М.К Салтыкова-Щедрина с позиций демократа-просветителя осуждается самодержавно-крепостнический строй, высмеивается его порождение — российская бюрократия («Губернские очерки», «Помпадуры и помпадурши», «Пошехонская старина»). В «Истории одного города» создана гротескно-сатирическая галерея образов градоправителей,
«ж, 216 •%»
*217 •*•
в социально-психологическом романе «Господа Головлевы» изображена духовная и физическая деградация дворянства.
Роман Гончарова «Обломов» — это философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса», в романе «Обыкновенная история» — конфликт между «реализмом» и «романтизмом» предстает как существенная коллизия русской жизни. Поисками нравственного идеала, критикой нигилизма проникнут роман «Обрыв».
Дня русской драматургии вторая половина XIX в. была временем АН. Островского (1823—1886). Он продолжил лучшие обличительные традиции своих предшественников, изобразив обитателей «темного царства». Его пьесы «Гроза», «Бесприданнице», «Волки и овцы», «Бешеные деньги», «Горячее сердце» и др. способствовали созданию новой школы российской драматургии и созданию национального репертуара русского театра.
Драматург АД Сухово-Кобылин (1817—1903) в драматической трилогии «Свадьба Кречинского», «Дело», «Стерт Таретина» с нарастающим сатирическим обличением показал полную беспомощность человека перед произволом и бюрократизмом судейских чиновников, полиции.
В исторической трилогии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Ио-аннович» и «Царь Борис» АК. Толстой (1817—1875) представил проблему праведной и неправедной власти и исторических судеб России в эпоху «смуты».
Русская литература начала XX в. развивалась под определяющим влиянием традиций XIX столетия. Эпоха выделила новые имена выдающихся писателей: АП. Чехова, М. Горького, И.А Бунина, АИ. Куприна, В.Г. Короленко, В. В. Вересаева. Все они работали в реалистических традициях. Каждого из них волновали проблемы современности, которые они умели поворачивать в общечеловеческую плоскость. Каждый из них создал свой неповторимый портрет переломного времени.
В творчестве А П. Чехова (1860—1904) отражены идейные искания русской интеллигенции, недовольство обывательством, душевной «смиренностью» («Ионыч», «Даш с собачкой»). В его новаторских пьесах («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад»), поставленных на сцене МХТ, присутствует особая тревожная эмоциональная атмосфера предчувствия грядущего и прощания с уходящим веком. Тонкое психологическое мастерство, органичное сочетание юмора и лиризма Чехова оказали огромное влияние на развитие русской и мировой литературы и театра.
Великий писатель России — Максим Горький (1868—1936). В его ранних произведениях созданы романтические образы свободолюбивых людей («Старуха Изергипь», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»). В романах «Фома Гордеев», «Мать», «Дело Артамоновых» показаны особенности исторического процесса в России конца XIX— начала XX вв., зарождение пролетарского движения, дана критика социальных основ буржуазного общества и его философии.
Горький — один из крупнейших драматургов в мировой литературе. В его пьесах «Враги», «Мещане», «Дачники», «Варвары», «Последние», «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие», «ВассаЖелезнова» отражены проблемы противоречий общественно-политической жизни России начала XX в., проблемы семьи, положения женщины в обществе, отношений отцов и детей и др. Из дореволюционных произведений к лучшим относятся его автобиографические повести «Детство», «Влюдях».
В произведениях И.А. Бунина (1870—1853) основная тема — оскудение дворянских усадеб, тяжелая жизнь деревни, душевная опустошенность буржуазии («Деревня», «Суходол», «Господин из Сем-Франццско»). Из новых мотивов отражены удушливый мещанский быт, городские трущобы, «темные аллеи» человеческих страстей («Хорошая жизнь», «Пятнистые уши», «Митина любовь» и др.). В романе «Жизнь Арсеньева» воссоздано прошлое России. В лирическом сборнике «Листопад» писатель продолжил классические традиции. В 1920 г. Бунин эмигрировал (лауреат Нобелевской премии, 1933).
АИ. Куприн (1870—1938) в ранней повести «Молох» реалистически показал капиталистическое порабощение человека. Социальный критицизм усилился в повестях «Поединок», «Яма». В повестях и рассказах («Олеся», «Гамбринус», «Гранатовый браслет») показал многообразие тонко очерченных типов и лирических ситуаций.
Повести и рассказы В.Г. Короленко (1853—1921) («Сон Макара», «Слепой музыкант», «Без языка», «Павловские очерки», «Река играет») проникнуты демократическими и гуманистическими идеями. Герои этих произведений стремятся к свободе и справедливости.
Исканиям интеллигенции на рубеже XIX и XX вв. посвящены повести «Без дороги», «Записки врача» В.В. Вересаева (1867—1945). Он автор критико-философских произведений о Достоевском, Л. Толстом, документальных произведений «Пушкин в жизни», «Спутники Пушкина», «Гоголь в жизни».
Наиболее зримо настроения общественного и нравственного упадка отразила поэзия. Распространение получило декадентство — течение, отмеченное отказом от гражданской тематики и погружением в сферу индивидуальных переживаний. Мотивы упадка стали характерной чертой ряда художественных направлений мо-
дернизма, литературно-художественного течения рубежа XIX—XX вв., тяготевшего к разрыву с реализмом. В русской поэзии он проявлялся как символизм, акмеизм и футуризм.
Символизм выводил восприятие за пределы чувственных форм в мир идей, образов, символов. К старшему поколению символистов принадлежали В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д.Мереж-ковский, 3. Гиппиус, к младшему — А. Блок, А Белый, Вяч. Иванов.
Эстетизация действительности присуща поискам акмеистов. Они ратовали за возвращение поэзии к ясности и радостности мировосприятия. К этому направлению относились поэты Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Кузьмин.
Футуризм — авангардное течение в искусстве 10—20-х гг. XX в., культивировавшее эстетику индустрии и города. Стремясь создать «искусство будущего», футуристы отрицали духовно-нравственные ценности традиционной культуры. В их произведениях переплетались документальный материал с фантастикой, естественный язык — с новоизобретенным. Футуризмом было проникнуто раннее творчество В. Маяковского, В. Хлебникова, И. Северянина, Б. Пастернака, Н. Асеева.
Яркой творческой индивидуальностью была отмечена поэтическая судьба М. Волошина, М. Цветаевой, Н. Клюева и С. Есенина. Их творчество невозможно отнести к какому-либо одному из направлений поэзии.
Музыка ^ истоков русской национальной оперы и инст-
рументальной музыки стоял М.И. Глинка (1804— 1857). Оперы Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») и *Руспан и Людмила» положили начало двум направлениям русской оперы — народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Глинка считается отцом русского классического симфонизма («Камаринская», (Испанские увертюры» — * Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде»).
Глинка — первый классик русского романса, создатель таких знаменитых романсов, как «Я помню чудное мгновенье» (слова Пушкина), «Сомнение». Он автор вокального цикла «Прощание с Петербургом». Творчество Глинки — свидетельство могучего подъема национальной музыкальной культуры.
АС. Даргомыжский (1813—1869) — один из основателей русской классической музыкальной школы, представитель критического реализма в музыке. Тема социального неравенства воплощена композитором в опере «Русалка» (по драме Пушкина) — нового жанра народно-бытовой драмы. Для Даргомыжского основным средством создания индивидуального образа служило воспроизведение интонаций живой человеческой речи. Эти творческие прин-
ципы композитор применил в новаторской опере «Каменный гость» (на неизмененный текст «маленькой трагедии» Пушкина). Он автор оперы «Эсмеральда», оперы-балета «Торжество Ваш» и др. Писал романсы: «Я вас любил», «Свадьба», «Ночной зефир» (на слова Пушкина), отличающиеся глубиной психологического выражения, яркой образностью. Он автор драматической песни — «Старый капрал». Если с именем Даргомыжского связано рождение сатирико-комической песни («Червяк», «Титулярный советник»), то с именами композиторов АА Алябьева, АК Варламова и АЛ. Гурилева связано рождение нового жанра — городского романса.
АА Алябьев (1787—1851) — автор популярнейшего романса «Соловей», один из первых интерпретаторов поэзии А.С. Пушкина в музыке («Яваслюбил», «Зимняя дорога» и др.).
Около 200 романсов написано АЕ. Варламовым (1801—1848). Народной стала его песня «Красный сарафан», популярны «вдоль по улице метелица метет», «На заре ты ее не буди», «Белеет парус одинокий», построенные на интонациях русского городского и крестьянского фольклора.
Демократическое направление в русском романсе представлено творчеством АЛ. Гурилева (1803—1858). Наиболее популярны песни в традициях русского городского фольклора («Матушка-голубушка», «Колокольчик», «Сарафанчик», «Вьется ласточка»), а также романсы («Разлука», или «На заре туманной юности», «Вам не понять моей печали», «Не шуми ты, рожь» на слова А. Кольцова и др.).
Небывалых успехов достигло музыкальное искусство в пореформенную эпоху. Традиции М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского продолжили композиторы «Могучей кучки»: М.А Балакирев, Ц.А Кюи, МП. Мусоргский, А П. Бородин, И. А Римский-Корсаков. Расцвет творческой деятельности группы пришелся на 60—70-е годы. В ее основе лежал интерес к народным истокам отечественной музыки.
М.А Балакирев (1836/37—1910) — глава «Могучей кучки», ее организатор. Его основные музыкальные произведения — увертюра на темы трех русских песен, симфонические поэмы «Тамара», «Русь», «В Чехии», восточная фантазия для фортепиано «Исламей», а также романсы.
Ц.А Кюи (1835—1918) — композитор, музыкальный критик, ученый в области фортификации. Пропагандист творчества М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского. Автор опер «Сын мандарина», «Вильям Ратклиф» и др. Сочинял романсы.
Монументальные народные музыкальные драмы «Борис Годунов» и «Хованщина» создал М.П. Мусоргский (1839—1881) — гениальный русский композитор. Он автор незаконченной оперы «Сорочинская ярмарка», песен, в которых запечатлел живые человеческие образы,
*221
обращаясь к социально заостренным темам из народной жизни («Каплистрат», «Сиротка» и др.), фортепианного цикла «Картинки с выставки», вокальных циклов «Без солнца», «Песни и пляски смерти», «Детская», отличающихся глубиной и силой психологического выражения. Мусоргский — автор сатирической «Песни Мефистофеля» (знаменитой «Блохи») на текст из «Фауста» Гёте.
Композитор, ученый-химик АП. Бородин (1833—1887) — автор оперы «Князь Игорь» (завершена Н.А. Римским-Корсаковым и А.К. Глазуновым), являющейся образцом национального героического эпоса в музыке. Он один из создателей русского классического симфонизма. Его Вторая («Богатырская») симфония — вершина эпического симфонизма. Бородин — автор симфонической картины ев Средней Азии», создатель русского классического струнного квартета, мастер вокальной лирики (знаменитый романс «Для берегов отчизны дальней» на слова Пушкина). Бородин ввел в романс образы богатырского эпоса («Спящая княжна», «Песня темноголеса»).
Для творчества Н.А Римского-Корсакова (1844—1908) характерен живописно-изобразительный характер музыки, мастерское владение оркестровыми и гармоническими средствами. Основной жанр — опера-сказка, в которых акцентирована нравственно-философская и социальная тематика. Им написаны 15 опер, в которых созданы пленительные женские образы — Снегурочка («Снегурочка»), сказочная Царевна-Лебедь («Сказка о царе Салтане»), удивительные по цельности характеров образы русских женщин Марфы и Любаши («Царская невеста»).
Вершинные произведения Римского-Корсакова для оркестра — «Испанское каприччио» и «Шехерезада». Существенное место в его творческом наследии занимает камерно-вокальная музыка — им написано 79 романсов, включая вокальные циклы «Весна», «Поэту», «Уморя».
Будучи профессором Петербургской консерватории, он воспитал талантливых молодых композиторов: АК. Глазунова (автора балета «Раймонда»), АК. Лядова (автора симфонических картин «Бабв-яга», «Кикимора»), Н.Я. Мясковского, создавшего 27 симфоний.
Тесно примыкали к «кучкистам» братья Антон Рубинштейн (основатель Русского музыкального общества и первой национальной консерватории в Петербурге) и Николай Рубинштейн (учредитель Московской консерватории), а также музыкальные критики А Н. Серов и В.В. Стасов.
AT. Рубинштейн (1829—1894) — автор опер «Демон» (наиболее известное его творение), «Нерон». Всего им написано 17 опер, две оратории, один балет, шесть симфоний, около 200 романсов. Опера «Демон» благодаря яркой эмоциональной мелодике и увлекательному сюжету — одна из самых любимых опер широкой публи-
ки. Композитор вел широкую концертную деятельность в России ; и за границей, наряду с Ф. Листом признан великим пианистом ? Европы. Успешно выступал в Америке — деньги от этих концертов ( передал на организацию первых в мире международных музыкальных ^конкурсов.
Центральной фигурой музыкального Олимпа в эти годы оставался П.И. Чайковский (1840—1893). Гордостью отечественной композиторской школы и непревзойденными образцами являются . его оперы «Мазепа», «Иоланта», «Евгений Онегин», «Пиковая дат», «Орлеан-| екая дева», «Майская ночь», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».
Чайковский — крупнейший симфонист, музыкальный драма-\ тург и лирик. Его шесть симфоний принадлежат к мировым пю-S деврам. Высшими достижениями симфонической музыки являются его симфония «Манфред», увертюра-фантазия «Роиво и Джульетта», ' фантазия «Фраческа да Римини». Им созданы фортепианные и скри-[ личные концерты, произведения камерной музыки, 100 романсов1. На рубеже веков в пору творческой зрелости вступила новая | плеяда молодых композиторов. Для их творчества был характерен f поиск новаторских средств музыкальной выразительности. Силь->ными чертами модернизма отличалось творчество АК. Скрябина, СВ. Рахманинова, И.Ф. Стравинского.
Идеи и образы, рожденные сложной предреволюционной по-\ рой, воплотил в музыке АК. Скрябин (1871/72—1915). Выдающиеся |его произведения (для оркестра) — Третья сшфония («Божественная 1 пота»), «Поэт экстаза», «Прометей» («Поет огня»). Им написано 10 форте-' лианных сонат, поэмы, прелюдии, этюды, экспромты. Музыка Скрябина отразила бунтарский дух своего времени. Для нее характерны напряженная динамическая экспрессия, героическое ликование. В творчестве композитора своеобразно сочетаются позднероманти-ческие традиции, явления музыкального импрессионизма, символизма, а также экспрессионизма. Впервые в музыкальной практике Скрябин ввел в симфоническую партитуру специальную партию света («Прометей»), что связано с обращением к цветному слуху.
СВ. Рахманинов (1873—1943) — автор опер «Апеко», «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини», трех симфоний, фантазии «Утес», поэмы «Остров мертвых». Для хора и оркестра им написана кантата «Весна», поэма «Колокола». «Литургия Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдением Рахманинова — вершина развития церковной музыки конца XIX — начала XX вв. Композитор написал четыре концерта для форте-
4aft»oec»oro исполнил в юн^вргак народный артист СССР СерееО Явшттн
пиано с оркестром, Рапсодию на тему Паганини. Для музыки Рахманинова характерны неистощимое мелодическое богатство, широта и свобода дыхания, которые сочетаются с ритмической энергией. Он автор многих романсов, в числе которых «Весенние воды».
Театр ® первой половине XIX в. театральное и музы-
кальное искусство России развивалось в рамках романтизма и реализма. Классицизм и сентиментализм уходили в прошлое. Выдающейся трагической актрисой пушкинского времени была К С. Семенова (1786—1849), исполнявшая с наибольшим успехом роли в трагедиях Расина, Вольтера, Лонженьера. Ее искусство высоко ценил Пушкин. Последним ярким представителем классицизма на петербургской сцене был трагик В.А. Каратыгин (1802—1853), исполнявший заглавные роли в трагедиях В.А. Озерова, Корнеля, Шекспира, Шиллера.
Основание знаменитых драматических театров в Москве (Малого, 1824) и Петербурге (Александрийского, 1832) способствовало расцвету театрального искусства. На московской сцене тон задавали актер-романтик П.С. Мочалов и основоположник реалистической школы М.С. Щепкин.
Ведущий актер Малого театра П.С. Мочалов (1800—1848) представлял революционный романтизм в русском театре этого времени. Создал образы страстных бунтарей, боровшихся с миром бесправия. Лучшие роли в пьесах Шекспира, Шиллера, Грибоедова (Чацкий), Корнеля. Игра отличалась вдохновенностью и пламенностью.
М.С. Щепкин (1788—1863) создал великолепные реалистические образы Фамусова, Городничего. С подлинным гуманизмом воплощал образы «маленьких людей» (Кузовкин в «Нахлебнике» Тургенева).
На сцене Александринки признанным мастером-реалистом был А.Е. Мартынов (1816—1860). Главная тема его творчества — гуманное отношение к «маленькому», «униженному» и «оскорбленному» человеку. Выдающимся созданием актера был образ Тихона в «Грозе» Островского.
Новый этап в развитии театрального искусства был связан с драматургией АН. Островского, с появлением пьес которого русский театр получил обширный реалистический национальный репертуар.
Во второй половине XIX в. актерское искусство эволюционировало в сторону жизненной конкретности, бытовой правды, социальной типизации. Крупнейшим актером стал П.М. Садовский (1818-1872).
В последней трети XIX в. прогрессивными общественными устремлениями было проникнуто творчество талантливых актеров-
. демократов, выступавших на провинциальной сцене. Выдающаяся трагическая актриса h.A Стрепетова (1850—1903) создала образ простой русской женщины, протестующей против бесправия и угнетения.
В конце XIX в. театральный репертуар заполнялся ремесленными пьесами, но передовые деятели сцены боролись за идейно и художественно полноценные постановки и развитие реализма. На подмостках театра появились пьесы Л.Н. Толстого («Власть тьмы», «Плоды просвещения»). Лучшие традиции развивал Малый театр. Освободительные устремления проявились в творчестве великой трагической актрисы М.Н. Ермоловой (1853—1928), создавшей героические женские образы (Эмилия Галотти, Лауренсия, Катерина, Иоанна, Мария Стюарт и др.).
Рост демократических тенденций в культуре на порубежье веков обусловил невиданный расцвет театрального искусства. В 1898 г. в Москве был открыт Художественный театр, основанный К.С. Станиславским (1863—1938) и В.И. Немировичем-Данченко (1858-1943).
В столице также были созданы 3-я студия МХАТ Е.Б. Вахтангова и Камерный театр А.Я. Таирова. Демократический театр в Петербурге основала В. Ф. Комиссарокевская. В классических традициях продолжали сценическую деятельность Малый и Александрийский драматические театры. Прославленными музыкальными площадками страны были Болыиой театр в Москве и Мариинскии в Петрограде. Наряду с ними действовала частная опера СИ. Мамонтова. В 1902—1912 гг. в Париже СП. Дягилевым устраивались «Русские сезоны», знакомившие зарубежную публику с прославленными и молодыми русскими мастерами оперной и балетной сцены. Мировое признание получило творчество Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова, КВ. Неждановой, М.М. Фокина, В.Ф. Нежинского, АИ Павловой.
Архитектура В архитектуре первая треть XIX в. определялась стилистическим направлением ампир, завершившим развитие классицизма. Здания в стиле ампир отличали монументальные формы, обилие декоративных украшений, которые были призваны утверждать мощь государства и его военных побед. Ранние образцы ампира — Казанский собор в Петербурге архитектора АН. Воронихина, здание Адмиралтейства АД. Захарова и ансамбль Биржи на стрелке Васильевского острова Ж. Тома де Томона в Петербурге.
Выдающимися архитекторами, работавшими в стиле ампир, были К.И. Росси, О.И. БовеиДИ. Жилярди. К.И. Росси (1775-1849) прославился монументальными ампирными ансамблями Дворцовой и Сенатской площадей в Петербурге. О.И. Бове (1784—1834)
«224
8 Культурология
реконструировал после пожара в 1812 г. Красную площадь и создал ансамбль Театральной площади. Ему же принадлежал проект Триумфальной арки в Москве в честь победы над Наполеоном. Д. Жилярди (1788—1845) перестроил казаковский Московский университет, сгоревший во время войны, — более монументальными стали купол и портик, преобразованный из ионического в дорический. Вместе с архитектором А. Григорьевым Д. Жилярди работал в усадебной архитектуре (усадьба Усачевых на Яузе, имение Голицыных «Кузьминки», дом Луниных у Никитских ворот).
На исходе 30-х годов ансамблевое мышление в архитектуре утрачивается. Ампир уступает место новому направлению — эклектике. Здания в стиле эклектики строились на основе произвольного сочетания разнородных стилевых элементов и преследовали цель добиться наибольшей достоверности в подражании прошлому. Эклектике присущ налет романтизма. Так, Исаакиевский собор в Петербурге архитектора А. Монферрана решен в стиле классицизма с элементами итальянского Возрождения, а храм Христа Спасителя в Москве зодчего К.А. Тона — в русско-византийском духе.
Стиль эклектики оставался господствующим и в пореформенное время, его наиболее популярная разновидность — псевдорусский стиль (по-другому его называют ропетовским по псевдониму создателя, архитектора И.П. Петрова — Ропет). Наиболее известные работы Петрова-Ропета — деревянное здание Русского отдела на Всемирной Парижской выставке 1878 г. и «Терем» в Абрамцеве под Москвой. Другие значительные московские постройки этого направления — здание Исторического музея в Москве (архитектор В. О. Шервуд), здание Казанского вокзала (архитектор А. В. Щусев), Третьяковская галерея (архитектор В.М. Васнецов), Верхние торговые ряды — ГУМ (архитектор А.Н. Померанцев), здание Городской думы (архитектор Д.Н. Чичагов).
С 900-х годов господствующим архитектурным стилем становится модерн, характеризуемый неприятием классических форм. Он демонстративно подчеркивал функциональное назначение зданий, придавал большое значение конструкциям, фасадам, экстерь-ерам, использовал для их украшения фреску, мозаику, витраж, скульптуру. Постройки отличались подчеркнуто индивидуализированным обликом, обладали свободной планировкой. В Петербурге этого стиля зданиями была застроена вся Петроградская сторона. В Москве такие постройки разбросаны по историческому центру внутри Садового кольца. Ведущий архитектор стиля модерн — Ф.О. Шехтель (1859—1926). По его проекту в Москве построены
<к>226 •*•
Ярославский вокзал и особняк промышленника Рябушинского у Никитских ворот. В Петербурге стиль модерн испытал сильное влияние классицизма. Из их сочетания родился неоклассический стиль зодчества, яркими представителями которого были архитекторы И.А Фомин и КВ. Жолтовский.
Скульптура Синтезно-ансамблевое мышление, присущее стилистическому направлению ампир, породило в XIX в. всплеск монументальной скульптуры. Открывает столетие ставшая символом Красной площади в Москве скульптурная группа И.П. Мартоса (1754—1835) — памятник К. Минину и Д. Пожарскому, выполненная в стиле классицизма. В памятниках, портретных бюстах, мемориальной пластике (надгробиях) скульптора гармонично сочетаются гражданский пафос, идеальная возвышенность и жизненность образов.
Выдающимся мастером монументально-декоративной скульптуры, органично вписанной в городской пейзаж, был П.К. Клодт (1805—1867), представитель позднего русского классицизма. В монументальной скульптуре (четыре конные группы на Аничковом мосту в Петербурге, памятник баснописцу И.А. Крылову в Летнем саду и конная статуя императора Николая I перед Исаакиевским собором в Петербурге) он стремился к непосредственной фиксации жизненных наблюдений.
Среди последних наиболее удачных монументальных произведений ваяния XIX столетия — памятник гренадерам—героям Плевны архитектора В.О. Шервуда (1833—1897), памятник А.С. Пушкину на Тверской площади скульптора AM Опекушина (1838—1923) и памятник «ТысячелетиеРоссии» в Новгороде скульптора М.О. Микешина (1835-1896).
В области станковой скульптуры1 середины века особое место занимает творчество М.М. Антокольского (1843—1902). Его произведения всегда волновали современников своей актуальностью, независимо от того, черпал ли он свои темы из сюжетов священной истории или русской национальной истории. Среди наиболее знаменитых его работ «Петр I», «Иван Грозный», «Христос», «Мефистофель».
Скульптурное творчество начала XX в. развивалось под сильным влиянием импрессионизма, который заставлял мастеров обращаться к поиску новых пластических объемов, уделять больше внимание динамике образов. В этом направлении развивалось творчество П.П. Трубецкого (1866—1938), автора бронзового памятника Александру III в Петербурге, Н.А. Андреева (1873—1932), соз-
1 Произведения станкбвого искусства носят самостоятельный характер и не имеют прямого утилитарного или декоративного назначения (картины, рисунки, статуи, эстампы и яр)
8- <*» 227 •%»
давшего памятник Н.В. Гоголю в Москве, и АС. Голубкиной (1864— 1927), станковые произведения которой отмечены особой одухотворенностью и динамизмом.
Стилистическим и жанровым многообразием отличалось творчество СТ. Коненкова (1874—1971). Обращаясь преимущественно к мраморной и деревянной скульптуре, он создал обобщенно-символические, в том числе фольклорно-сказочные образы («Нике», «Стрибог»), психологические портреты («Рабочий боевик 1905 года Иван Чуркин»), монументальные композиции (мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и братство народов»).
Живопись в живописи начала XIX в., как и в других видах искусства, наблюдались отмирание классицизма и утверждение романтизма и реализма. Элементы старого и нового еще переплетались порой. Особенно это заметно в творчестве представителя академической исторической живописи КП. Брюллова (1799—1852) («Последний день Потей»). Собственно романтизм присущ портретам художника О. А. Кипренского и пейзажам С. Ф. Щедрина.
Одно из первых мест в живописи XIX в. занимает творчество О. Кипренского (1782—1836). Еще учась в Академии художеств, художник за картину «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем» получил Большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу. Кипренский отличался широкими интелектуальны-ми интересами, что было замечено самим Гёте.
Портреты «ЕЯ Ростопчина», «Д.Н. Хвостов*, «АА Челищев» раскрывают психологические состояния людей, дают новый взгляд на человека как на внутренне независимую личность. Романтическая приподнятость образа в портрете героя войны 1812 г. («ВВ. Давыдов») достигается задумчивостью взгляда, небрежностью в позе, фоном портрета грозового пейзажа, звучными цветами, которые контрастируют с пейзажем. Портрет А С. Пушкина кисти Кипренского считается лучшим портретом гениального поэта. По его поводу сам Пушкин писал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит».
Кипренский — прекрасный рисовальщик, его работы виртуозны по исполнению и изысканны.
С.Ф. Щедрин (1745—1804) был первым, кто стал в России писать картины на открытом воздухе (пленэре). В своих картинах он воспевал итальянские гавани: рыбаков, отдыхающих и просто беседующих людей. Для его произведений характерны взаимодействие световоздушной среды, слияние серебристо-серых тонов, которые объединены художником, как правило, красным цветом (одежда, головной убор и др.).
Жанровые элементы с налетом романтизма вводил в портреты В.А. Тропинин (1776—1857). Лучшие работы Тропинина — портрет сына Арсения, портрет П.А. Булахова в художественном отно-
шении совершенны. Его произведения отличаются простотой, искренностью выражения, правдивостью характеров, достоверностью бытовых деталей. Все это привлекает зрителя.
Все эти качества присущи портрету А.С. Пушкина — поэт изображен сидящим в свободной позе у стола. Одет он в домашнее платье, чем достигается естественность его внешнего облика.
Тропинин создал особый тип nopmpema-картины («Кружевница», «Пряха», «Гитарист», «Золотошвейка»). Хотя в них и даны типизированные и идеализированные образы, но конкретные черты не утрачены.
Родоначальником собственно бытового жанра в живописи стал А.Г. Венецианов (1780—1847), поэтизировавший крестьянский быт в духе сентиментализма («Весна На пашне», «Захарка», «Гумно», «Крестьянка с грибами», «Нажатве. Лето»). Его произведения национальны, в них отражены и труд крестьян, и красота среднерусской природы.
Первым опытом реализма в жанровой живописи были полотна П.А. Федотова (1815—1852). В своем творчестве художник шел от карикатурного образа к трагическому, от перегруженности в деталях («Свежийкавалер*) — к предельному лаконизму («Вдовушка»). В последней своей картине «Анкор, еще анкор!» художник выразил трагическое ощущение бессмысленности существования.
Особое место принадлежит художнику АЛ Иванову (ок. 1776— 1848), автору монументального полотна «Явление Христа народу» (1837— 1857). Это произведение художника — программное. Его основа классицистическая — в полотне соблюдена симметрия; выразительная главная фигура Иоанна Крестителя размещена по центру; группа в целом расположена барельефно. Однако художник передает динамичность построения и глубинность пространства благодаря фигуре Христа, появляющегося из глубины и приближающегося к людям, принимающим крещение. И самое важное — это правдивость разнообразных персонажей; каждый из которых наделен художником своей психологической характеристикой. Поэтому вся сцена достоверна. Отсюда — вера в духовное перерождение героев. В долгой работе над этой картиной Иванов шел от конкретно-реалистической сцены к монументально-эпическому полотну.
Признанным лидером художников-семидесятников был И.Н. Крамской (1837—1887), выделявшийся среди современников умом, образованностью, критицизмом и творческим гением. Под его руководством и при участии мецената П.М. Третьякова (1832—1898) в 1870 г. в Петербурге было создано Товарищество передвижных художественных выставок. Это объединение художников устраивало выставки в крупных городах России и превратилось в центр отечественной художественной жизни, потеснив в этом качестве Академию художеств. Все значительные русские мастера в то или иное время входили в Товарище-
«,228**
ство. Расцвет деятельности Товарищества пришелся на 70—80-е годы, в течение которых было организовано в общей сложности 48 выставок.
Жанровое разнообразие живописи второй половины XIX в. было, как никогда, велико. В историческом жанре лидировали В.И. Суриков, В.М. Васнецов и Н.Н. Те. В жанре бытовой живописи появилась целая плеяда талантливых мастеров: В.М. Максимов, В.Е. Маковский, Т.Г. Мясоедов, НА Ярошенко, К.А Савицкий, СВ. Иванов. В жанре пейзажа работали И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, АИ. Куинджи, М.А Айвазовский. Евангельские темы развивали в своем творчестве И.Н. Крамской, Н.Н. Те и В.Д. Поленов.
Щей передвижников за рубежом утверждал В. В. Верещагин. Темами его картин были война и жизнь народов Востока («Двери Тамерлана», «Апофеоз войны», «Балканская серия», серия картин «1812. Наполеоне России»).
Портреты писали почти все художники, но особой глубины этот жанр достиг в творчестве И.Н. Крамского, В.Г. Перова, Н.Н. Те и НЕ. Репина.
И.Н. Крамской (1837—1887) — автор замечательных портретов «П. Толстой», «Некрасов», «Полесовщик», в которых дана глубокая социальная и психологическая характеристика деятелей русской культуры и крестьян. Философско-этическим проблемам посвящена картина художника «Хрислюс в пустыне»; сложные душевные переживания раскрыты в полотне «Неутешное горе».
В последующие десятилетия XIX столетия большое место в живописи занял жанризм. Его самый яркий представитель — В.Т. Перов (1833/34—1882), автор знаменитых на всю Россию обличительных полотен «Сельский крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах», картин «Проводы покойника», «Тройка», «Утопленница», в которых показаны различные стороны жизни простых людей. Портреты Перова отмечены точностью социальной характеристики, единством композиции, позы и жеста с психологическим состоянием человека («Стратк», «АН. Островский», «ФМ Достоевский»).
Один из родоначальников русского реалистического пейзажа — АК. Саврасов (1830—1897). В своих картинах он передал поэтическую красоту и значительность обыденных городских и сельских мотивов («Проселок», «Дворик»). Одно из лучших его произведений — «Грачи прилетели» — стало этапным в развитии русской пейзажной живописи.
В.Д. Поленов (1844—1927) — создатель пленэрных пейзажей («Московский дворик», «Заросший пруд»). Писал художник бытовые и исторические («Право господина») картины, обращался к евангельским сюжетам, заостряя их нравственную проблематику («Христос и грешница»).
Высочайших вершин отечественная реалистическая живопись достигла в творчестве ее признанного лидера НЕ. Репина (1844— 1930). Его полотнам присущ глубокий психологизм. Он, как никто, сумел отразить трагизм народной жизни, не впав ни в натурализм, ни в приукрашательство. Персонажи его полотен незабываемы, будь то крестьяне, бурлаки или великие деятели эпохи.
Обличая угнетение народа, художник показывал его могучую силу и духовную красоту («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии»). В его полотнах отражено русское революционное движение («Арест пропагандиста», «Не ждали»). В исторических картинах Репин раскрывал трагические конфликты («Иван Грозный и сын его Иван»), прославлял народное вольнолюбие («Запорожцы пишут письмо турецкому султану»). Репиным созданы замечательные по социальной и психологической характеристике портреты («Протодьякон», «МЛ. Мусоргский», «ПА Стрепетоаа»). Репин — прекрасный мастер рисунка.
Русская живопись конца XIX — начала XX вв. отличалась многообразием стилей и направлений. В целом для нее был характерен отход от реализма в сторону поэтического реализма (В.А Серов), импрессионизма (К.А Коровин), постимпрессионизма (В.Э. Борисов-Mycamoe), символизма (М.А Врубель).
Появились и новые жанровые направления: пейзаж настроения (И.И. Левитан), исторический пейзаж (архитектурные виды древней Москвы AM. Васнецова и воплощенные М.В. Нестеровым на фоне тихого спокойного русского пейзажа просветленные образы людей, пренебрегших мирской суетой, — «Пустынник», «Видение отроку Варфоломею»), историко-бытовой жанр (АП. Рябушкин — «Свадебный поезд в Москве», «Едут»).
В творчестве В.И. Сурикова (1848—1916) историческая живопись обрела свое современное понимание. В его картинах художественно воссоздана национальная (отечественная) история, главным героем которой является народ. В первом полотне художника «Утро стрелецкой казни» проявились глубочайший историзм мышления художника и способность точно видеть поворотные моменты, основные вехи истории. И этой способности он не изменит в дальнейшем. Его картины «Меншиков в Березоее», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степей Разин» отличаются широтой и полифоничностью композиций, ярким и насыщенным колоритом.
Создатель «пейзажа настроения» в русской живописи — И.И. Левитан (1860—1900). Таким полотнам, как «Март», «Озеро. Русь», присуши богатство поэтических ассоциаций, мажорность, пейзажу «Над вечным покоем» — скорбная одухотворенность, картина
«,230 •*•
«•231
«Владимирка» имеет социально-критическую окраску. Художник обладал способностью раскрывать тончайшие состояния природы средствами пленэрной, тонко нюансированной живописи.
Для ранних произведений В. А. Серова (1865—1910) характерна жизненная свежесть, богатство пленэрного колорита («Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»). Отточенная выразительность и лаконизм, подчеркнутая острота характеристик присущи портретам зрелого периода («М.Н. Ермолова», «В.О. Гиршман»). Поздние произведения («Ида Рубинштейн») близки к стилю модерн.
К.А. Коровин (1861—1939) — автор эмоциональных пейзажей («Зима»), жанровых картин («У балкона»). Художник — блестящий колорист. Импрессионистическое письмо характерно для его французских пейзажей («Парижские огни»). Его щедрый живописный дар проявился в театрально-декоративной живописи.
В.Э. Борисов-Мусатов (1870—1905) создатель элегических по настроению, изысканно-декоративных работ, отражающих мечту о гармонии человека и природы («Водоем», «Призраки», «Гобелен»).
Произведения, отличающиеся декоративностью и драматической напряженностью колорита, тяготением к символико-философской обобщенности образов, создал М.А Врубель (1856—1910) («Демон», «Демон поверженный», «Сирень», «Пан»), Образ Демона для всего творчества Врубеля, так же как и для Лермонтова, центральный. Демон Врубеля — страдающее существо и его страдание превалирует над злом.
Трагизм присущ и портретам, созданным Врубелем («Мамонтов», «Царевна-Лебедь»). Художник занимался монументальной и станковой живописью, пробовал силы в керамике, много работал в театре.
Петербургские художники, опиравшиеся на эстетику символизма и идеализировавшие прошлое, объединились в творческую группу «Мир искусства». Она консолидировалась вокруг одноименного журнала и возглавлялась художником АН. Бенуа. Большую роль в организации деятельности группы играл СП. Дягилев, сделавший «мирискусников» участниками «Русских сезонов* в Париже.
Тяготевшие в своем творчестве к графическому стилизму, художники группы отвергали как академическую живопись, так и традиции передвижников. Их заслугой стало создание книжной графики, искусства эстампа, развитие художественной критики, широкая издательская и выставочная деятельность. Выдающимися представителями «Мира искусства» были К.А. Сомов, Е.Е. Лансере, Л.С.Бакст, М.В. Добужинский, Б.М.Кустодиев, З.Е. Серебряков, И.Я. Билибин.
«Миру искусства» противостоял «Союз русских художников», обратившийся к национальной тематике и пленэру, развивавший
232
русский вариант импрессионизма, синтезировавший бытовой жанр с архитектурным пейзажем. Его яркие представители Н.Э. Грабарь, Ф.А. Малявин и К. Ф. Юон.
Под сильным влиянием эстетики модерн находились объединения художников «Голубая роза* и «Бубновый валет*. Для манеры письма художников «Голубой розы» (П. В. Кузнецов, Н.Н. Сапунов, AT. Матвеев, М.С. Сарьян, СЮ. Судейкин) были характерны плоскостность, декоративная стилизация форм, ориенталистские мотивы и лиризм образов.
«Бубновый валет» более тяготел к эстетике кубизма и футуризма, обращался к традициям народного лубка и игрушки. Художники выстраивали формы цветом, противопоставляли предмет пространству. Интерес к неживой натуре определил преобладание у них натюрморта. Одним из приемов изображения был монтаж предметов, расположенных с разных точек зрения. К этому объединению принадлежали художники: И.И. Машков, П.П. Кончалов-ский, А.В. Лентулов, М. Ф. Ларионов.
Развитие художественного стилистического направления примитивизма связано с творчеством живописцев М.Ф. Ларионова, Н.С Гончаровой, М.З. Шагала, П.Н. Филонова. Родоначальниками абстрактного направления живописи в России были В. В. Кандинский и К. С. Малевич.
Дань отвлеченной символике и декоративным поискам художественной выразительности отдал в эти годы К. С. Петров-Водкин, автор знаменитой картины-символа «Купание красного коня». Интерес к языческой древности отличал полотна Н.К. Рериха, основой которых всегда выступал натурный пейзаж.
Период XIX — начала XX вв. сыграл важную роль в истории русской культуры. Он подвел итог всей эпохе Нового времени, выявил скрытые потенции культуры. Динамика русской культуры в Новое время, открытое эпохой Петра I, обнаружила устойчивую тенденцию к обмирщению и в конце концов реализовала ее в светском варианте культурного развития, достигшем своего завершения в начале XX в. Взлет научно-технической мысли определил смену мировоззренческих установок, способствовал отходу от религиозного в сторону научного понимания мира. Расцвет искусств выразился в нарастании все большего многообразия стилей и жанров, быстрой смене изобразительных приемов и техник. Постепенно утрачивая сокровенную глубину, искусство все более тяготело к выявлению специфики внешних форм и игре с ними. Однако поверхность, на которую вышел человек в своих неутомимых поисках смысла бытия, оказалась неспособной всецело удовлетворить
^ НОВ°Й ЭПОХИ "'Р™ положение человека гляп^ *Ив ЦеННОСта **« не Удовлетворяли, а новые^ы? гладели, хотя и привлекательно с внешней точки зрения, однако невсецело отвечающими требованию глубин человеческого^ Эстетизация мира, с одной стороны, и его огрубление, с другой^ яркое свидетельство растерянности человека перед ^предельностью открывшегося ему мира. «^предельно
Основные термины и понятия
Еще по теме Культура России XIX — начала XX вв.:
- ТЕОДОР ТАРАНОВСКИ СУДЕБНАЯ РЕФОРМА И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЦАРСКОЙ РОССИИ
- Философская мысль в России начала XVIII века: преемственность и перспективы развития
- 9.2. КУЛЬТУРА РОССИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVIII - КОНЕЦ XIX ВЕКОВ)
- КУЛЬТУРА РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XXI ВЕКОВ
- 10.4 Культура России XVII – XVIII веков
- 11.5 Культура России XX – XXI веков
- Культура России XIV — XVII вв.
- Культура России XVIII в.
- Культура России XIX — начала XX вв.
- КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
- Государство и культура России нового времени (первая половина XVIII века)
- Государство и культура России накануне буржуазных преобразований (первая половина XIX века)
- Государство и культура России во второй половине XIX века
- Государство и культура России накануне и после революции 1917 года.
- I. Проблема языка в свете типологии культуры. Бобров и Макаров как участники языковой полемики
- Вопрос 45. Культура России в XVIII - XIX вв.
- Политическая культура России