<<
>>

Культура Средневековой Европы

1 ермин «Средние века» был введен гуманистами около 1500 г. Так они обозначали тысячелетие, отделявшее их от «золотого века» античности.

Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на Средневековье как на «темные века». Основы такой позиции были заложены просветителями. Однако история .туры западноевропейского общества была не столь однознач-Одно несомненно — вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христи-которое уже в IV в.

становится государственной религией Риме. В это время на Вселенских церковных соборах принимает-ряд ведущих положений христианского вероучения — символ ве-Эти положения объявляются обязательными для всех христиан, овой христианского учения была вера в воскресение Христа, в

мертвых, в Божественную Троицу.

Понятие Божественной Троицы трактовалось как Бог един во трех лицах: Бог-отец, сотворитель мира, Бог-сын, Иисус Хри-, — искупитель грехов и Бог-Дух Святой — были абсолютно |равны и совечкы друг другу. Христианство учило, что человек от [роды слаб и склонен к греху и не может без помощи церкви спасение. Воздействие церкви на феодальное общество огромным, хотя и неодинаковым в различных странах. На Востоке, в Византии, христианская церковь существенно от сильной императорской власти. Византийские импера-уже с V в. играли важную роль в собственно церковной жиз-даже право созыва церковных соборов принадлежало импера-который сам определял состав участников и утверждал их ювления. На Западе же церковь не только не подчинялась в >й мере государству, но, напротив, заняла особое положение, юкие епископы, с TV в. именовавшиеся папами, присвоили се-важные политические функции.

Раскол церкви Между Западной и Восточной церковью существовали и с течением времени углубились речия, принимая все более принципиальный характер. В :е IX в. это был спор о filioque (фидиокве), т.е. об исхожде-

нии Духа Святого только от Бога-отца (позиция Восточной церкви) или от Бога-отца и Бога-сына (позиция Западной церкви). Окончательный разрыв произошел в 1054 г., когда церкви открыто провозгласили полную независимость друг от друга. После разрыва обе церкви продолжали претендовать на роль Вселенской церкви — католической (в западной транскрипции) или кафолической (в транскрипции восточной). С этого времени Западная церковь называет себя римско-католической, а Восточная — греко-кафолической, т.е. Православной (ортодоксальной, правоверной).

Еретические Ко времени раннего Средневековья относится учения возникновение ересей (от гр. hairesis — особое

вероучение). Так, сторонники еретического учения несторианства отрицали догмат о божественной сущности Христа, утверждая, что Иисус Христос и Дева Мария были смертными людьми. Другое еретическое учение — монофизитство, напротив, видело в Христе только Бога и отрицало в нем человеческую природу.

Папство, возникшее в VIII в., всегда активно сопротивлялось распространению ересей. Одним из орудий борьбы с ними была инквизиция (от лат. ingusitio — розыск), которая с XIII в. действовала как регулярный церковный суд. Наряду с еретиками карались вольнодумцы, ведьмы, колдуны, знахари, предсказатели будущего и ясновидцы, которых церковь обвиняла в связях с нечистой силой. Церковь учила, что дьявол вселяется в людей, прежде всего в женщин, и заставляет их творить зло.

Обвинения в пособничестве дьяволу было достаточно для вынесения смертного приговора. Несчастных, как правило, сжигали на кострах. Такие процессы были почти массовыми в Западной Европе. В Испании, например, на кострах инквизиции погибли 30000 человек.

Монашество Огромную роль как на Западе, так и на Восто-и католическая ке играло монашество: монахи брали на себя церковь обязательства «ухода из мира», безбрачия, а

также отказа от имущества. Однако уже к VI в. монастыри превратились в сильные и нередко очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом. Многие монастыри были центрами образования и культуры. Так, в Англии в конце VII — начале VIII вв. в одном из монастырей на северо-востоке жил Беда Достопочтенный, один из наиболее образованных людей своего времени, автор первого крупного сочинения по английской истории.

В 1118 г. на месте старого храма Соломона в Иерусалиме обосновался орден тамплиеров (фр. temple — храм). Рыцари, вступая в орден, давали обеты безбрачия, бедности, послушания и клялись

таинство веры. От обычных монахов таких рыцарей от-. и одежда, на которой был изображен крест. С середины XII в. в быстро развивающихся городах сосредото-ся наиболее подвижная и образованная часть населения, риимчивая к духовной пище. Нищенствующие ордена (домини-аский, францисканский и др.) были частью городских духовных и в то же время реакцией на их еретические крайности, оседали в городах, поэтому их членов называли не монахами j. monachos — отшельник), а братьями. Поначалу они существо-за счет милостыни. Одной из важнейших сторон деятельно-нищенствующих орденов было пастырское служение, прежде проповедь и исповедь. Отсюда и страсть братьев к миссио-ву (они достигали даже Китая) и их непримиримая борьба с сями. В XIII в. доминиканцы и францисканцы возглавили ин-в Европе. Из их среды вышли крупнейшие теологи невековья — Альберт Великий (ок. 1193—1280) и Фома Аквин-(1225/26—1274). Альберт Великий начал перестройку и эн-попедическую систематизацию христианского богословия. Ос-сочинение Фомы Аквинского «Сумма теологии* обобщала ос-средневекового мировоззрения. Им же были сформулирова-[ пять доказательств существования Бога. В XII—XIII вв. значительно расширилось влияние католиче-церкви и папства на жизнь общества. Наиболее могушест-папой этого, периода был Иннокентий ///(1160 или 1161 — 216). При нем папство достигло зенита могущества. Он установил эникающий контроль церкви над властью и обществом. За гением его решений следил отлаженный административный : фискальный аппарат. Ни один папа не был столь щедр на ана-и интердикты, благодаря которым он держал в страхе евро-монархов. Папа стремился превратить всех государей Ев-: в вассалов Святого престола. Римская католическая церковь выступала в роли арбитра в эрах между государствами, была крупнейшим финансовым цен-мира, активно вела коммерческую и общеэкономическую гость, например, продавала индульгенции (от лат. indulgentia милость) — грамоты об отпущении грехов, как уже совершен-t, так и будущих. Цена индульгенции зависела от тяжести пре-иения.

Европейское средневековое общество было очень религиозно и духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение было исходным моментом всякого мышления, все науки пспруденция, естествознание, философия, логика) — все при-пось в соответствие с христианством. Духовенство было един-

<*> 126 •%*

ственно образованным классом, и именно церковь длительный период определяла политику в области образования.

Образование В ^—^ вв* все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви.

Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача монашеских школ была определена как воспитание служителей церкви. Христианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшиеся от античной системы образования: в церковных школах преподавались дисциплины, унаследованные от античности: «семь свободных искусств» — грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. В то же время античные тексты нередко уничтожались, и дорогостоящий пергамент использовался для записи монастырских хроник.

Существовали также светские школы, где обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры. Много таких школ было открыто во второй половине IX в. в Англии. В них обучались дети из знатных семейств, а преподавали учителя из континентальной Европы, которые активно переводили на английский язык сочинения античных авторов.

Уровень преподавания в разных школах и разные периоды Средневековья был неодинаков, менялась и степень образованности людей. После определенного подъема в VIII—IX вв. развитие умственной жизни в X — начале XI вв. заметно затормозилось. Неграмотным было духовенство, распространялось невежество. Так, полагали, что Земля похожа на колесо, которое со всех сторон обтекает океан; в центре Земли находится город Иерусалим. Античная идея о шарообразности Земли отвергалась: считалось невозможным, что люди на противоположной стороне Земли ходят на головах. Пришли в упадок скриптории — мастерские, существовавшие при церквах и монастырях, в которых переписывались рукописи, а также церковные и монастырские библиотеки. Книг было мало и стоили они чрезвычайно дорого. Например, в начале XI в. «Грамматика» стоила столько же, сколько дом с участком.'В некоторых странах Европы, однако, сохранился высокий уровень преподавания. Так, в X—XI вв. в высших школах Испании преподавали философию, математику, физику, астрономию, медицину, право, мусульманское богословие. Сюда приезжали учиться из всех стран Западной Европы, а также из стран Передней и Средней Азии.

В XI в. в Италии на базе Болонской юридической школы был открыт первый университет (1088), ставший крупнейшим центром изучения римского и канонического права. Студенты и профессора объединялись в университеты (лат. universitas — объединение)

того, чтобы добиться независимости от города, иметь право (Юуправления. Университет делился на землячества — объедине-студентов из той или иной страны и факультеты (лат. facultas возможность), где они овладевали теми или иными знаниями. В Англии в 1167 г. был открыт первый университет в Оксфорде, ем — университет в Кембридже. Виднейшим университетским ченым Англии XIII в. был Роджер Бэкон (ок. 1214—1292), кото-в качестве основного метода познания выдвигал не церковные эритеты, а разум и опыт.

Крупнейшим и первым из университетов Франции была Па-ская Сорбонна (1160). Она объединяла четыре факультета: об-эразовательный, медицинский, юридический и богословский, эрбонна была признанным центром теологии. Так же, как и в ругие крупные университеты, сюда стекались студенты из всех вропейских стран. Преподавание, как и везде в Западной Европе, пось на латыни.

Средневековая университетская наука называлась схоластикой (от гр. scholastikos — школьный, ученый), т.е. школьной наукой. Ее аболее характерными чертами было стремление опереться на ав-ритеты, прежде всего церковные, недооценивание роли опыта метода познания, соединение теолого-догматических посылок рационалистическими принципами, интерес к формально-веским проблемам. Влияние церкви на средневековые универ-

было огромным.

Для Византии периода раннего Средневековья также присуще по усиление позиций христианской церкви в области образова-I, что выразилось, например, в гонениях на античную филосо-В VI в. была закрыта знаменитая Афинская школа, основан-Платоном и просуществовавшая почти 1000 лет. Античную тософию сменило богословие. Однако в середине IX в. в Кон-яополе была создана высшая школа, где преподавание роилось по античному образцу. Виднейшим представителем ви-гекой культуры этого времени был патриарх Фотий (ок. 810 820—890-е), составитель «Мириобиблиона» — сборника отзывов 280 произведений преимущественно античных авторов, автор словских сочинений.

В IX—X вв. отмечается подъем естественно-научных знаний, ся энциклопедии по различным отраслям знаний, содер-ае разнообразные сведения о византийском обществе и сосед-народах, в том числе и о восточных славянах — русаках. Со-гя руководство по хирургии, учебники по математике, ряду с точными науками широкое распространение получают ультные науки: алхимия, астрология, магия.

«• 128 •**

«*» 129 •*•

Литература Важнейшим элементом средневековой культуры была литература. В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно прежде всего для Англии и стран Скандинавии. Певцы-музыканты, исполняющие эти песни, пользовались у англосаксов большим уважением. Крупнейшее произведение англосаксонского героического эпоса — поэма «Беовульф», (около 700 г.).

Однако специалисты считают, что во всей западноевропейской литературе этого периода эпическая народная поэзия Скандинавии не имеет себе равных по своему содержанию и силе. Важнейшим памятником скандинавского поэтического эпоса считается «Стершая Эдда» — сборник древненорвежских и древнеисландских песен мифологического и героического характера, сказаний о богах и героях. Записана «Эдда» была в XIII в., с появлением в этих странах латинской письменности, но создана была значительно раньше.

Особое место в литературе скандинавских народов занимают исландские саги. Одна из наиболее известных — «Сага об Эрике Рыжеи», рассказывающая об открытии исландцами Гренландии и Северной Америки.

Возникает и развивается рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведений — величайший памятник французского народного героического эпоса — «Песнь о Роланде», в которой воспеваются военные подвиги знаменитого военачальника Карла Великого графа Роланда, погибшего во время военного похода в Испанию.

В XII в. появляются рыцарские романы. Один из наиболее прославленных поэтов, работавших в жанре рыцарской эпопеи, был Кретьен де Труа (до 1150 — до 1190). Его романы («Ланселот, или Рыцарь телеги», «Эрик и Энеида», «Ивейн, или Рыцарь Льва» и др.) были посвящены кельтскому королю Артуру и его вассалам — рыцарям Круглого стола.

Большой популярностью также пользовался роман немца Гот-фрида Страсбургского (ум. ок. 1220) «Тристан и Изольда» о пылкой любви двух молодых людей. Важный памятник германской народной литературы XII—XIII вв. — «Песнь о Нибелунгах», повествующая о нашествии гуннов на Бургундское королевство в начале V в. В ее основе — древние германские сказания.

Успешно развивается в странах Западной Европы и рыцарская лирическая поэзия. В Германии это миннезингеры, менестрели (певцы высокой любви), сами исполнявшие свои произведения.

Во Франции лирическая поэзия достигла вершины в куртуазной (от фр. соиг — двор) поэзии трубадуров (от прованс. trobar — -находить), воспевавших добродетели рыцаря-вассала, идеальную любовь и преданное служение даме. Объектом поклонения почти обязательно была замужняя дама — хозяйка замка. Платоническая любовь воспринималась трубадурами как высшая ценность в сравнении с любовью плотской. Иногда трубадуры сами исполняли свои сочинения, но нередко это делали за них актеры-жонглеры. Среди трубадуров выделяются Бертран де Борн (ок. 1140 — ок. 1215), Джауфре Рюдель (ок 1140—1170), Арнаут Даниэль и Гильом IX герцог Аквитанский.

В XIII в. при дворах вельмож Северной Франции было распространено искусство труверов (фр. trouver — изыскивать, выдумывать) — певцов, исполняющих песни собственного сочинения. При господстве одноголосия в их творчестве возник и ранний I многоголосный жанр — мотет (от фр. mot — слово). Знаменитей-; шим трувером был поэт и композитор Адам де ла Аль. Его театра-? лизованная пастораль «Действо о Робене и Марион», включающая обра-"ботки народных песен, считается одним из первых произведений f оперного жанра.

Значительным явлением в литературе Франции XII—XIII вв. | была поэзия вагантов. Бродячие поэты — ваганты (от лат. vagantes — j бродячие) высмеивали католическую церковь и духовенство за яость, лицемерие, невежество. Церковь преследовала и осужда-i вагантов.

Примером поэзии вагантов может быть знаменитое стихотво-ение «Орден вагантов», автор которого неизвестен и которое, воз-южно, было результатом коллективного творчества.

«Эй, — раздался светлый зов, — началось веселье! Пол, забудь про часослов! Прочь, монах, из кельи!» Сам профессор, как школяр, выбежал из класса, ошутив священный жар сладостного часа.

Будет ныне утвержден наш союз вагантов для людей любых племен, званий и талантов. Все — храбрец ты или трус, олух или гений — Принимаются в союз без ограничений...

Жизнь на свете хороша, коль душа свободна,

а свободная душа Господу угодна.

Не прогневайся, Господь!

Это справедливо, что немощную плоть

Укрепляет пиво.

Важнейший памятник английской литературы XIII в. — знаме-| витые баллады о Робин Гуде, который и поныне остается одним из [самых известных героев мировой литературы. Выдающимся собы-этого периода можно считать активное развитие литературы |на английском языке.

«*> 131 •=**

Итальянская литература была представлена в основном лирической поэзией — песнями, балладами, сонетами, написанными на итальянском языке. В середине XIII в. в Италии возникает так называемый «новый сладостный стиль*, прославляющий любовь к женщине. Основатель этого стиля — болонский поэт Гвидо Гвини-целли (ок. 1230—1276), а крупнейшие представители — флорентийцы Брунетто Латини (2-я пол. XIII в.) и Гвидо Кавальканти (ок. 1259-1300).

В конце XIII в. появляется первое прозаическое произведение на итальянском языке — собрание новелл, сюжеты которых впоследствии использовал знаменитый Боккаччо при создании феюмерана».

Городская В этот период быстро развивается городская культура литература, для которой были характерны реа-

листическое изображение городского повседневного быта различных слоев городского населения, а также появление сатирических произведений. Представителями городской литературы были Чекко Анджольери и Гвидо Орланди (конец XIII в.).

Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в культурной жизни западноевропейского общества — городской культуре, сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.

Городская культура зародилась во Франции в XI—XII вв. В этот период она была представлена, в частности, творчеством жонглеров, которые, как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы, выступали на городских площадях, ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах и пользовались большой популярностью в народе.

Даже литургическая драма, т.е. инсценировка на латинском языке библейских сюжетов, которая разыгрывалась в помещении церкви ее служителями, по мере развития городов становится все более светской. Примерно с середины XII в. театральные действия разыгрываются уже не на латыни, а на французском языке, не в церкви, а на городских площадях, роли все чаще исполняли горожане, а пьесы все более насыщались всевозможными сюжетами из обыденной городской жизни.

Театральное искусство активно развивается и в Англии, где с XIII в. представления ведутся на английском языке. Здесь начинает развиваться и особый жанр — моралите, назидательная аллегорическая драма, главным в которой было изображение борьбы доброго и злого начал за душу человека. В ней участвовали персонажи, олицетворяющие человеческие чувства и качества, — Лю-

«*> 132 •%»

бовь, Благоразумие, Смирение, Терпение, Раскаяние, Скупость, Лесть и др. В Англии пьесы-моралите, такие, как «Каждый человек», были популярны в XV в.

Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры, было создание в городах нецерковных школ: это были частные школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за счет платы, взимаемой с учащихся. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения. Выдающимся магистром Франции XII в. был Петр Абеляр (1079— 1142), философ, богослов и поэт, основавший целый ряд нецерковных школ. Ему принадлежит знаменитое сочинение «Да и нет», в котором разрабатывались вопросы диалектической логики. В своих лекциях, пользовавшихся у горожан необыкновенной популярностью, он утверждал примат знания над верой.

Архитектура Сильная роль церкви проявлялась и в архитектуре, скульптуре и живописи. Как и в других областях культуры, она действовала здесь как универсальная сила, накладываясь на специфику национальных культур; это находило выражение в особенностях архитектурных форм и приемах изобрази-| тельного искусства, орнаментах, сочетаниях цветовой гаммы и пр.

В архитектуре Византии преобладал тип крестово-купольного храма, стены украшались мозаиками. В церковной живописи реа-I диетические традиции сочетались с элементами условности и все | большей стилизацией. Великолепный образец архитектуры Визан-|тии — храм Святой Софии в Константинополе, стены которого были украшены замечательной разноцветной мозаикой, а крышу завершал огромный купол.

Для Западной Европы V в. была характерна роскошь в архи-1тектуре и скульптуре, отход от реалистического изображения в |fсторону стилизации и формализма. Пластические искусства все более удаляются от присущей античности реалистической направленности, приобретая отвлеченный и символический характер. При Карле Великом1 во Франции было развернуто грандиозное Устроительство. По своей архитектуре здания напоминали визан-^тийские постройки. Строительная техника была несовершенна, и Е большинство зданий, построенных из дерева, погибло.

Постоянно строились феодальные замки и церковные соборы. Церковное строительство особенно усилилось около 1000 г. в связи с ожидавшимся, согласно учению церкви, концом света.

С этого времени для возведения построек в Западной Европе I Широко используется камень. Тяжесть каменных сводов могли вы-

1 Карл Великий (742 — 814) — создатель громадной империи, величайшего государства раннего Сре-: Дневеховья в Западной Европе, иэ которого впоследствии образуются Франция, Германия, Италия.

* 133**

держать только толстые мощные стены с немногочисленными и узкими окнами. Стремление возродить великую Римскую империю отразилось на архитектурных вкусах эпохи. Массивные романские строения символизировали не только политическую и культурную преемственность от Древнего Рима, но и свидетельствовали о неограниченной власти новых правителей Европы, всемогуществе христианского Бога. Поэтому романские церкви называют «замками Бога». Характерные их особенности — полуциркульные арки, купольные конструкции и массивные западные порталы.

Такой стиль в архитектуре получил название романского. В романском стиле построены собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсивале, Велезе, Арле (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия), в Станагере (Норвегия), в Лунде (Швеция), в Шпейере, Майнце, Вормсе (Германия), во Флоренции, Пизе и Милане (Италия).

Для скульптур романского стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела.

Исключительно церковной по содержанию была и настенная живопись — плоскостная, отрицающая трехмерность фигур и перспективу. От византийской живописи были заимствованы большие глаза на лицах изображаемых, полное отсутствие портретного сходства, искусственность поз. Живопись отражала сословно-иерархические представления о мире: святые изображались более крупными по размеру, чем король, а король — более крупным, чем его вассалы и слуги.

К XII в. относится появление нового архитектурного стиля — готики (от итал. gotico — готский, по названию германского племени готов), ставшей после романского стиля вторым каноном Средневековья. Причудливый мир готики явился своеобразным отражением протекавших в Средневековой Европе экономических и политических процессов (усложнение структуры общества, рост городов, усиление влияния третьего сословия, религиозные войны). Первые соборы, построенные в готическом стиле в Северной Франции, относятся ко второй половине XII в. Основа готического собора — высокие и стройные колонны, собранные как бы в пучки и перекрещивающиеся на большой высоте. В таком здании стены не являются несущим элементом конструкции, они становятся все тоньше, в них появляются огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами — витражами. Характерная черта готики — устремление зданий ввысь. Великолепны готические соборы в Париже (Нотр-Дам, Сен-Шапель), Шартре, Бурже, Бове, Реймсе (Франция).

Для английских готических соборов (в Солсбери, Йорке, Кентербери) были характерны большая протяженность и меньшая вы-

сота, чем для соборов на континенте, а также своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов, образовывавших декоративные «веерные» узоры. Шедевр готического стиля — Вестминстерское аббатство в Лондоне.

В архитектуре Германии переход к готике был более медленным, чем во Франции и Англии. Собор в Любеке положил начало кирпичной готике, широко распространившейся затем в странах Северной Европы. Во всех городах Западной Европы готические ; соборы были красивейшими архитектурными сооружениями, а архитекторы, их возводившие, пользовались у современников большим уважением.

В XIV в. готический стиль получил дальнейшее развитие. Это \ была пламенеющая готика — здания украшали тончайшей резьбой | по камню — каменным кружевом. В такой технике выполнены со-: боры в Корби, Аласоне, Амбере, Конше (Франция).

В Англии XIV в. также господствовала готика. Это был расцвет | декоративной готики, отличающейся устремленностью ввысь и [большой стройностью зданий. Тогда же намечается переход к перпендикулярному стилю в готике, получившему свое название от ри-| сунка линии оконного узора. Каменные стены превращаются в это |время в узкие простенки между окнами. Но этот стиль был присущ только Англии.

С развитием готической архитектуры меняются и скульптура, и опись. Человеческие фигуры становятся более реалистичными, |богаче становится гамма красок. Все отчетливее сказывается на-«е античности. Итак, XIII—XTV вв. — непосредственные ^предшественники культуры Возрождения.

Основные термины и понятия Баллада Мотет Богословие Менестрели Ваганты Миннезингеры Витражи Монашество Героический эпос Монофизитство Городская литература Моралите Готика Несторианство Греко-кафолическая Нищенствующий орден церковь Орден тамплиеров Жонглер Оккультные науки Индульгенция Пламенеющая готика Инквизиция Православная церковь Исландская сага Римско-католическая церковь Кирпичная готика Романский стиль Куртуазная поэзия Рыцарская литература Символ веры Труверы (филиокае) Университет Скриптория Факультет Схоластика Христиантство Трубадуры Вопросы для повторения

1. Какое влияние религия и церковь оказали на формирование культуры, образования, науки в эпоху Средневековья?

2. Расскажите об основных особенностях западноевропейской литературы Средневековья.

3. Охарактеризуйте роль городов как центров образования и науки в Средневековой Европе. Расскажите об особенностях ее архитектуры.

Из «Песни о Нибелунгах»

Полны чудес сказанья давно минувших дней Про громкие деянья былых богатырей. Про их пиры, забавы, несчастья и горе И распри их кровавые услышите вы вскоре. Жила в земле бургундов девица юных лет. Знатней ее и краше еще не видел свет. Звалась она Кримхильдой и так была мила, Что многих красота ее на гибель обрекла.

Из «Старшей Эдды»

Внимайте мне, все священные роды, великие с малыми Хеймдалля дети! бдин, ты хочешь, чтоб я рассказала о прошлом всех сущих, о древнем, что помню.

<< | >>
Источник: А.Н. Маркова (ред.). Культурология: Учеб. пособие для вузов. - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. -319 с.. 2001

Еще по теме Культура Средневековой Европы:

  1. Глава 8 Культура Средневековой Европы
  2. § 18—19. КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
  3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (У-ХУ ВВ.)
  4. ЛЕКЦИЯ 7. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА
  5. § 14. ГЕРМАНСКИЕ ЗЕМЛИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОП
  6. 12. Развитие психологии 1 в Европе в эпоху Средневековья
  7. Глава 7. В кольце стен и башен. (Средневековый город в Западной Европе)
  8. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ (2 часа)
  9. § 17. В БОРЬБЕ ЗА ЛУЧШУЮ ЖИЗНЬ: НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ
  10. ЦЕРКОВНЫЙ ХАРАКТЕР СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
  11. ХРИСТИАНСКАЯ КУЛЬТУРА. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.
  12. КУЛЬТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ
  13. Раздел 8. Культура европейского Средневековья
  14. 8.3 Художественная культура Средневековья