<<
>>

Литературно пнсьменные религиозные памятники

История культуры сохранила немало литератур-

но-письменных религиозных памятников, среди

которых важнейшие Веды, Библия, Коран.

Веды (дословно с санскрита — священное

знание) — древнейший памятник индийской

религиозной литературы, складывавшейся на протяжении многих

веков (конец II — нач.

I тыс. до н. э.). Веды состоят из четырех

сборников:

Ригведа — гимны мифологического и космологического содержания;

Самаведа — песнопения, повторяющие тексты Ригведы и дополняющие их ритуально-обрядовыми наставлениями;

Яджурведа — описание ведических ритуалов, правил совершения жертвоприношений;

Атхарваведа — магические заклинания и формулы.

На их основе сложилась ведическая религиозная традиция, многие образы и философские концепции которой вошли впоследствии в такие религиозно-философские системы, как брахманизм, индуизм, джайнизм, буддизм.

Коран (араб, аль-кур'ан — чтение, декламация) — памятник арабо-мусульманской и мировой культуры. Согласно преданию составление и редактирование Корана начато под наблюдением первых арабских халифов с привлечением записей, сделанных при пророке Мухаммеде. В нем 114 сур (глав) разного объема, от 286 аят (откровений, стихов) во второй суре и до 36 аят в последних сурах.

Коран, по убеждению мусульман, прямая речь Бога к людям, в которой он наставляет их в истинной вере, предупреждает грешников о вечных мучениях, а богобоязненным обещает вечное блаженство. Коран содержит основы мусульманского богословия и права. В богослужении пользуются только арабским текстом Корана, так как при переводе на другие языки искажается смысл откровений.

«,258 *»

В Коране есть рассказы о происхождении и устройстве мира, сотворении человека; большое место занимают положения социально-правового характера. Коран позволяет проследить влияние древних арабских племен и других народов конца VI — первой четверти VII вв.

на развитие культуры других народов.

Важнейший памятник христианской литературы — Библия, созданная в I тыс. до н. э. Книга под названием «Библия* имеет подзаголовок «Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета», который показывает, что это не единая книга, а собрание книг: их насчитывается 77 (вместе с неканоническими книгами Ветхого Завета).

Ветхий Завет — первая часть Библии, рассматриваемая иудаизмом и христианством, как Священное Писание, — содержит 39 книг, признаваемых каноническими. Кроме того, в Ветхом Завете имеется еще 11 книг, которые не признаны каноническими (Товит, Юдифь, Иисус сын Сирахов, Маккавеи).

Новый Завет — это часть Библии, почитаемая в качестве священного писания христианами. Название связано с учением о новом договоре (древнерусское «завет» — договор) Бога с людьми через Иисуса Христа, включает 27 книг: Евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), Деяния апостолов, 21 Послание апостолов, Откровения Иоанна Богослова, Апокалипсис.

Содержание текста Библии многообразно и весьма разнородно. Отдельные ее части были написаны в разное время, они появлялись постепенно на протяжении целого тысячелетия. Первоначальный текст Ветхого Завета был написан на древнееврейском языке (очень немногие фрагменты — на арамейском), первоначальный текст Нового Завета — на древнегреческом.

Библия, как впрочем и другие религиозные памятники, по-разному оценивается людьми с разной мировоззренческой ориентацией: одни считают их священными, другие полагают, что это замечательные культурно-исторические памятники, созданные людьми в определенных исторических условиях. В любом случае следует признать, что они сложны, многослойны, многоаспектны, в них содержится огромнейший познавательный материал.

Религия **а всем протяжении исторического развития

и архитектура человечества создано огромное количество разнообразных типов сооружений, являющихся архитектурным наследием различных эпох и народов.

В феодальном обществе церковь являлась наивысшим обобщением и санкцией существующего феодального строя, поэтому в эпоху Средневековья огромное значение имели культовые здания:

9% жь 259 •%»

церкви, соборы, аббатства — в Западной Европе, мечети, минареты — в странах мусульманского Востока.

Важный этап в развитии архитектуры — зодчество Византии, в столице которой, Константинополе, в целях укрепления нового государства и прославления государственного культа, каким стало христианство, создавались грандиозные сооружения: храмы, дворцы, укрепления.

Самым распространенным типом христианского храма была базилика (гр. царский дом). Христианская базилика ориентирована как правило, на восток. Пристройка в виде поперечного нефа придает храму форму креста. Помимо базилик строили и купольные храмы, тоже в форме креста (крестово-куполышй храм).

Зодчие Византии усовершенствовали искусство возведения купольных зданий, создав самобытный архитектурный стиль, особенно в церковных сооружениях, крупнейшим из которых был храм Святой Софии (Премудрости Божией) в Константинополе. Купол его перекрывал пролет в 31,4 м, высота здания до вершины купола — 55,6 м. Святая София — трехнефная базилика, увенчанная куполом. Многоступенчатая купольная система придает сооружению неповторимый облик и создает впечатление особой легкости. Внутри храм украшен разноцветным мрамором, искусными инкрустациями, мозаикой и скульптурой.

В странах феодального Ближнего Востока, а также в Испании, находившихся в зоне арабской экспансии, сложились своеобразные типы культовых сооружений (как и других), отражающие черты национальной культуры и мусульманского культа — мечети, мавзолеи, караван-сараи. Интереснейшим памятником такой архитектуры является Большая мечеть с 860 колоннами в мавританском стиле в Кордове (Испания), бывшей столицей Кордовского эмирата.

Своеобразные архитектурные типы буддийских и брахманских культовых зданий были созданы в Индии: хранилище буддийских реликвий — ступа, пещерные и надземные храмы — чайшья, монастыри — вихара, высокие башнеобразные храмы — шикхара и ви-мана (например, храмы в Каджурахо и Танджоре).

Ступа символизировала гору Меру — мифологический центр Вселенной. Постройки вокруг ступы были ориентированы по сторонам света. Ступа состояла из цилиндрического цокольного строения, над которым возвышалась полусферическая верхняя часть. На основе ступы позднее возникнут пагоды.

В центральной части о. Ява в конце VIII — начале IX вв. был возведен буддийский храм Боробудур. Храм построен на склонах естественного холма в виде десятиярусной, квадратной в основа-

нии пирамиды (высота 31,5 м, длина основания 123 м).

Террасы окаймлены галереями с каменными рельефами, изображающими сцены из жизни Будды (всего 1460 рельефов, 564 статуи). Ступенчатые террасы символизируют духовное очищение человека и избавление от земной нищеты, а сам храм символизирует центр Вселенной.

В Китае зданиями культового назначения были башнеобразные пагоды, состоящие из большого числа одинаково устроенных этажей с загнутыми концами крыш (пагода «Красота дракона*), а также храмы.

Из культовых памятников романского стиля во Франции известны собор в аббатстве Клюни, церковь Святого Стефана в Кане, церковь Сен-Сернен в Тулузе. Наиболее значительные памятники романской архитектуры в Италии — собор в Пизе, церковь Сан-Миниато во Флоренции.

Выдающимися памятниками церковной готической архитектуры являются созданные в XII—XIV вв. соборы Нотр-Дам и Сен-Шапель в Париже, соборы в Шартре, Реймсе, Амьене, церковь аббатства Сен-Дени и др. Готический стиль в эту эпоху был ведущим не только во Франции, но и в других странах. Так, в Германии это соборы в Кёльне, Ульме, в Англии — собор в Линкольне, в Италии — собор в Милане. В каждой из этих стран готика имела национальные отличия. Стремящиеся ввысь шпили готических храмов должны были противопоставить грешной земле сияющие небеса.

Мировое значение имела итальянская культовая архитектура. В эпоху Раннего Возрождения архитектура порывает с образами и формами готики. Начало этому положено Ф. Брунеллески (см. гл. 9). Построенный им собор Санта-Мария Дель Фьоре во Флоренции увенчан куполом. Все его творчество (церкви Сан-Лоренцо, Сан-Сгшрито, капелла Пацци и др.) отличается ясными и жизнерадостными образами.

Крупнейшим архитектором Высокого Возрождения (первая пол. XVI в.) был Д. Браманте, построивший в Риме небольшой храм Темпьетто и величественные дворцы Ватикана. Им был создан также проект грандиозного собора Святого Петра (Рим). Его преемниками были Рафаэль и Микеланджело, который продолжил строительство собора Святого Петра, создав новые пластически выразительные формы, хотя и близкие к замыслу Браманте.

При Микеланджело собор был возведен до купола, завершили строительство позже по его чертежам.

Одно из ведущих мест в мировом архитектурном наследии культовых памятников занимает русская архитектура. На протяжении многих столетий русским народом был создан ряд самостоятельных архитектурных школ и стилей.

261 •**

Наиболее значительный памятник эпохи Киевской Руси — собор Святой Софии (XI в.), имевший 13 глав, расположенных пирамидально. Такая архитектура подчеркивала идею могущества (мощи) и независимости государства. Это пятинефный крестово-купольный храм, и эта трактовка исходит, вероятно, от традиций русского деревянного зодчества (собор Софии в Новогороде, построенный из дерева в 989 г., имел 13 куполов). Пространство под сенью главного купола представляет собой описанный арками огромный крест. Христос Вседержитель расположен в куполе горного Неба, словно в необъятной дали, а в алтаре, на стене центральной апсиды, — сосредоточенная и строгая фигура Богоматери. Ее руки вознесены вверх в непрестанном молении.

XI в. в древнерусской архитектуре — это эпоха «Трех Софий» (Киевской, Новгородской и Полоцкой).

Софийский собор в Новгороде в меньшей степени, чем в Киеве связан с воплощением византийского архитектурного сознания, но по выразительности и лаконичности родственный характеру северной природы Новгородский собор в полтора раза выше Софии Киевской, арки удлинены, крупные высокие столбы «прорезают» внутрихрамовое пространство, разделяя его на гранитные кубические зоны.

Собор Софии в Полоцке построен между 1044—1066 гг. (перестроен в XVIII в.) Это квадратный в плане, пятинефный, трехап-сидный храм. Его стены украшены росписью. По своей архитектуре был близок знаменитому Софийскому собору в Киеве. В XII в. в Полоцке зодчим Иоанном сооружен собор Спасо-Евфросинь-евского монастыря. Он замечателен своей динамичной композицией, свидетельствующей о формировании самобытных национальных черт русского зодчества.

Выдающимися памятниками не только русского, но и мирового зодчества являются церковь Покрова Богородицы на Нерли, Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире (XII в.).

По масштабам, сложности композиции, богатой пластической обработке эти соборы — прямые предшественники монументальных памятников — храмов Москвы.

Церковь Покрова на Нерли невелика и удивительно гармонична, церковь венчает полукружие главы, напоминающее луковицу. Красив резной убор церкви. В центре каждого фасада, наверху, находится рельефная фигура царя Давида — псалмопевца Царь Давид играет, а слушают его львы, птицы и грифоны. Птицы — древний символ человеческой души, а лев — символ Христа.

«.262 •%*

Развитие русской архитектуры, задержанное в XIII в. нашествием татаро-монголов, пришло к новому подъему в XV в. В это время центром строительства стала Москва. В XIV—XVI вв. создается новый Кремль с монументальными храмами и одним из величайших архитектурных ансамблей — Успенским собором. Главной вертикальной осью Кремлевского ансамбля стала многоярусная башня — колокольня Ивана Великого.

Близ Москвы, в селе Коломенском, в 1532 г. был сооружен один из прекраснейших памятников русской архитектуры — столпообразный храм Вознесения, увенчанный высоким каменным шатром.

В 1555—1560 гг. в честь взятия Иваном Грозным Казани в Москве был построен Покровский собор, что на рву — собор Василия Вложенного (зодчие Барма и Постник).

В XVII в. московские зодчие создают ансамбли укрепленных монастырей — Новодевичий, Донской, Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Иосифо-Волоколамский, кремли в Ростове Ярославском, Туле, Коломне, Смоленске и др. Это выдающиеся образцы русского архитектурного ансамбля, органически связанного с окружающей средой и включающего оборонительные, религиозные и жилые постройки.

В конце XVII в. в Москве строятся многоярусные церкви с богатым декоративным убором, характерным сочетанием красного кирпича и белокаменных деталей (нарышкинское барокко) — церковь Покрова в Филях, трапезная в Троице-Сергиевой лавре и др.

В XVI—XVIII вв. были созданы такие шедевры русского деревянного зодчества, как церкви в Кондопоге, Кижах, Варзуге.

В XVIII—XIX вв. храмы, соборы создавали выдающиеся русские архитекторы: В.И. Баженов (колокольня и трапезная церкви Всех Скорбящих, Москва, Б. Ордынка), М.Ф. Казаков (церковь Филиппа Митрополита, церковь Вознесения на Гороховом поле, церковь Косьмы и Дамиана, Москва), А.Н. Воронихин (Казанский собор, Санкт-Петербург).

Католическая Религия оказала огромное влияние на развитие церковь и музыка музыки. Религиозные сюжеты послужили основой для создания многих произведений светской музыки (оперной, симфонической). Главным центром музыкального профессионализма вплоть до XVII в., т.е. до начала Нового времени, была церковь.

Формирование раннехристианской церковной музыки происходило в тесной связи с традициями таких культур, как иудейская, египетско-сиро-палестинская, позднеантичная. Постепенно складывались различные музыкальные жанры, развивалась теория му-

<*> 263 •**

зыки, методика ее преподавания. В числе церковных песнопений — псалмодия, гимны, литургия, всенощная1.

Раннехристианское пение было одноголосным. Со временем в богослужебном пении запретили участие женщин, до конца I тыс. не использовались музыкальные инструменты.

Разделение церкви на Западную, католическую, и Восточную, православную, официально было закреплено в 1054 г. Возник ряд местных центров католицизма со своими вариантами литургии. Но постепенно все региональные традиции были вытеснены римским хоралом (григорианское пение). Все песнопения делились на две группы: месса (главное богослужение католической церкви) и оф-фиций (служба суточного цикла). До IX в. католическое церковное пение было одноголосным. В IX—XIII вв. возникли различные формы многоголосия.

Вторая половина XVI — начало XVII вв. — рубеж в развитии церковной музыки, связанный с творчеством итальянских композиторов. Классическим образцом римской школы, олицетворяющим строгий церковный стиль, было творчество Д.П. Палестрины (ок.1525—1594). Новый концертный стиль сложился в Венеции, где звучали многохорные композиции с богатым инструментальным сопровождением А. Вилларта (ок. 1485—1562) и его учеников и последователей — К. де Pope (1515 или 1516—1565), К. Меруло (1533— 1604).

На рубеже XVI и XVII вв. церковная музыка испытала влияние нарождающегося оперного стиля в церковных композициях появился генерал-бас, сольное ариозо, речитативное пение, усилилась роль инструментального начала. Вершина церковной музыки в начале XVII в. — творчество К Монтеверди, особенно его «Вечерня девы Марии». В XVIII — начале XIX вв. под влиянием развития оперы и симфонии происходила драматизация и симфонизация церковных жанров, утрачивалась богослужебная функция, и церковная музыка становилась самостоятельным концертным произведением.

Большой вклад в создание церковной музыки внесли композиторы венской классической школы. Особенно значительны мессы И. Гайдна, «Реквием» В. А. Моцарта, «Торжественная месса» Л. Бетховена, мессы Ф. Шуберта, Р. Шумана, Г. Берлиоза. Огромен вклад в музыкальное церковное (культовое) искусство И.С. Баха для которого ведущим жанром в вокально-инструментальном творчестве

1

1 Псалмодия — исполнение псалмов в виде спокойной, мелодической декламации Гимны — торжественная песня, молитва перед божеством с просьбой о помощи Литургия — важнейшее богослужение православной церкви, аналогичное католической мессе Всенощная — богослужение православной церкви, совершаемое накануне воскресенья или отдельных праздничных дней

«.264-**

была духовная кантата. Он создал 5 годовых циклов кантат, различающихся по принадлежности к церковному календарю, по роли хорала, по текстовым источникам. Вершинные творения Баха—мессы («Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», «Высокая месса гнт11» и ар.)

В XIX в. началось движение против засилья в церковных композициях оперно-концертного стиля и возрождения строгой полифонии эпохи Палестрины и римского хорала Эти тенденции проявились в «Реквиеме» и поздних произведениях Ф. Листа.

Православная Церковная музыка получила развитие на Руси церковь я музыка вместе с принятием христианства в конце X в. По системе жанров песнопений она была, как и византийская, исключительно вокальной (стихира, тропарь, кондак, канон, величание).

В XI—XVII вв. в древнерусской церковной музыке главенствовал знаменный распев. В XVI в. певческая культура пережила время подъема, появились новые распевы и многоголосное строчное пение. Прославились распевщики Иван Нос, Федор Крестьянин, Маркел Безбородый, И.Т. Лукошко. В XVII в. появились местные распевы — усольский, смоленский и др. Развитию хорового пения способствовали два хора: государевых певчих дьяков и патриарших певчих дьяков. На их основе была создана придворная певческая капелла в Петербурге и Синодальный хор в Москве.

С середины XVII в. распространилось многоголосное партесное пение с количеством голосов от 3 до 12 (в единичных случаях — с 16, 24 и даже 48). Во второй половине XVIII в. М.С. Березовским и Д.С. Бортнянским был создан классический тип русского духовного концерта.

Многочисленные духовные концерты, различные служебные песнопения и обработки древнерусских распевов создали в XIX в. русские композиторы А.Ф. Львов (1798—1870), Н.И. Бахметов (1807—1891), П.М. Воротников (1804—1876) и многие другие.

Монументальными новаторскими произведениями церковной музыки стали «Литургия» и «Всенощная» П.И. Чайковского. Вершина развития церковной музыки конца XIX — начала XX вв. — «Литургия Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение» СВ. Рахманинова.

В XX в. в музыкальных церковных жанрах работал Игорь Стравинский (1882—1971), создавший «Мессу», «Священное песнопение», «Заупокойные песнопения», «Симфонию псалмов».

ИКОНОПИСЬ Памятниками религиозной культуры являются иконы — изображения Иисуса Христа, Богоматери и святых, которым приписывается священное значение. Широкое распространение иконопись получила в Византии, в период

че»265 •%»

перехода от античности к Средневековью, обусловивший исчезновение одних и появление других форм и жанров изобразительного искусства. Одна из первых икон византийской иконописи — tСергий и Вакх» (VI в.)) хранится в Киевском музее западного и восточного искусства.

По учению Церкви, иконный образ восходил к первообразу, т.е. представлял собой не личное восприятие художником ветхозаветных и евангельских лиц, событий и откровений, а как бы запечатленную духовную истину. Поэтому художник (изограф) должен был следовать приемам иконографии, гарантировавшим верность изображенного Священному Писанию и соборному опыту Церкви.

Древнерусские иконописцы использовали устойчивый набор сюжетов, типы изображения и композиционные схемы, утвержденные традицией и Церковью, — канон.

К константинопольской школе иконописи, разработавшей общие принципы византийской живописи, относится икона, отличающаяся глубиной человеческих чувств — (Владимирская Богоматерь» (XII в.), находящаяся в Третьяковской галерее и ставшая символом Русской Земли.

Творения великих русских иконописцев Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия, Прохора с Городца Симона Ушакова и других свидетельствуют, что творческая воля и гений мастера, не порывая с каноном, успешно преодолевали его.

Созданные неизвестными мастерами Киевской Руси (XI— XIII в.) иконы •Архангел Гавриил. Ангел Златые Власы», «Знамение Богородицы», •Святой Георгий» и др., иконы, написанные мастерами Новгородской, Псковской, Тверской школ иконописи («Илья Пророк», •Рождество Богоматери», •Сошествие в ад» и др.), творения великих Андрея Рублева (•Троица», «Благовещение*, •Преображение», •Апостол Павел» и др.), Феофана Грека (•Богоматерь Донская», •Богоматерь» из деисус-ного чина и др.), Дионисия (•Распятие», •Митрополит Алексий с житием», •Богоматерь Одигитрия» и др.), иконы XVI—XVII вв., завершающих семивековую историю древнерусской иконописи (П. Чирин •Никита-воин», С. Ушаков •Архангел Михаил», •Троица»), — все это живое, бесценное наследие, отражающее духовные и художественные искания русских иконописцев.

Религия Огромный вклад в религиозную культуру вне-

в творчестве за- сли художники эпохи Возрождения, ибо сюже-падноевропейских тами ИХ произведений продолжали оставаться художников библейские темы. Джотто, с именем которого связано начало новой эпохи в живописи, принадлежат фрески в церкви Сайта Кроче, фрески •Страшный суд», •Благовещение», •Поцелуй Иуды» в капелле дель Арена в Падуе и др.

«Ж, 266 *»

Художник изображал святых реальными людьми, наделяя их выразительностью. На одной из фресок он изобразил вифлеемскую звезду в виде кометы (Комета Галлея появилась на небе за два года (1303) до завершения фресок).

Творчество итальянских художников сравнительно короткого по времени золотого века Возрождения пронизано верой в творческие силы человека, его высокое предназначение. Художники обращаются к проблемам гражданской ответственности, высоких нравственных норм, гармоничного развития человека.

Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело создали величайшие произведения, в которых через религиозную тему раскрыли вечные человеческие вопросы — любви и ненависти, преданности и предательства, самоотверженности и корыстолюбия. Это «Гвинея вечеря» Леонардо да Винчи, отражающая реакцию 12 апостолов Христа на его слова «Истинно говорю вам, один из вас предаст меня», •Сикстинская мадонна» Рафаэля, где передан трагизм молодой матери, отдающей сына-бога во искупление грехов человеческих. Это •Сотворение мира» и «Страшный суд» (Сикстинская капелла в Ватиканском дворце) Микеланджело, в которых воплощены торжество и трагизм человеческого рода.

Замечательные произведения — памятники религиозной культуры оставили человечеству Ван Дейк (•Распятие св. Петра», •Отдых на пути в Египет», •Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист»); Альбрехт Дюрер (•Мария с младенцем», •Четыре апостола», •Поклонение Троице», •Поклонение волхвов»); Лукас Кранах (•Распятие*, •Алтарь св. Екатерины»); Рембрандт («Снятие с креста», •Христос, исцеляющий больных», •Святое семейство»); Пауль Рубенс (•Водружение креста», •Снятие с креста», «Страшный суд»).

Основные термины и понятия Англиканство Католицизм Анимизм Кондак Базилика Конфуцианство Буддизм Культовая архитектура Всенощная Литературно-письменный Гимн религиозный памятник Знаменитый распев Литургия Изограф Лютеранство Икона Мавзолей Индуизм Месса Иудаизм Мечеть Кальвинизм Оффиций Канон Пагода Пометам Стихира Православие Стула Протенстакгазм Тетемиэм Псалмодия Тропарь Религиозный памятник Фетиш Религия Фетишизм Римский хорал Христианство Синтоизм Вопросы для повторения

1. Какие верования и ранние формы релипш существовали в первобытную эпоху?

2. Как возникли, какую роль сыграли и играют религии, которые принято называть мировыми?

3. Расскажите о произведениях литературы и искусства, связанных с религиозными сюжетами (по вашему выбору)

4. Расскажите об истории христианства в России и его роли в русской культуре.

Из изречений Фалеса

Древнее всего сущего — бог, ибо он не рожден Прекраснее всего — мир ибо он творение бога Больше всего — пространство, ибо оно объемлет все Быстрее всего—ум, ибо он обегает все Сильнее всего — неизбежность, ибо она властвует всем Мудрее всего — время, ибо оно раскрывает все

Фалес Милетский (VIв донэ)

<< | >>
Источник: А.Н. Маркова (ред.). Культурология: Учеб. пособие для вузов. - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. -319 с.. 2001

Еще по теме Литературно пнсьменные религиозные памятники:

  1. Литературно пнсьменные религиозные памятники